kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока в 5 классе "Пермская деревянная скульптура"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе на тему "Пермская деревянная скульптура" по учебнику Ермолинской Е.А., Медковой Е.С., Сладковой Л.Г.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 5 классе "Пермская деревянная скульптура"»






Конспект урока

изобразительного искусства

в 5 классе (ФГОС)

на тему

«Пермская деревянная скульптура»


Учитель ИЗО

МБОУ Салтановская СОШ

Навлинского района

Брянской области



2021 год




Тема


Пермская деревянная скульптура

Педагогическая цель:


1. Образовательные:

- сформировать представления о пермской деревянной скульптуре как культовой, являющейся частью ансамблей церквей и часовен, как уникальном образце народного искусства;

-изображать фигуру человека в движении, соблюдая пропорции тела человека;

-создавать композиции на заданную тему, используя средства композиции: формат, плановость; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;

2. Развивающие:

- развивать и формировать у обучающихся представления о связи искусства с историей

- способствовать развитию творческой и познавательной активности;

- способствовать формированию практических навыков работы с пластилином

3. Воспитательные:

- прививать любовь к истории, народному искусству;

- формировать естественное мировоззрение и понимание народной культуры.

Тип урока

Комбинированный.

Планируемые результаты (предметные ПР)

- Учащиеся должны понимать, что такое –скульптура, рельеф, пропорции

- Строить схемы движения человека.

- Творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов.

Личностные (ЛР)


- Уважительно относиться к устному народному творчеству;

- понимать роли культуры и искусства в жизни человека;

- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

- уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

УУД Метапредметные (МПР)

Познавательные УУД:

-овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать делать выводы;

- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

- уметь оформлять свою мысль в устной речи, слушать и понимать речь других;

- овладеть умением вести диалог;

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,;

- уметь организовать место занятий.

Основное содержание темы, понятия, термины.

Пермская деревянная скульптура. Скульптура, рельеф. Пропорции фигуры человека, схемы движения.

Композиция: формат работы, плановость

Образовательные ресурсы.

Учебник. Изобразительное искусство 5 класс. Авторы: Е. А. Ермолинская, Е.С. Медкова, Л.Г. Савенкова. Презентация «Пермская деревянная скульптура».


Карандаш, бумага, картон пластилин, доски, стеки

























Ход урока.


Этап урока /

учебная ситуация

Результат этапа

Цель этапа

Взаимодействие в образовательном процессе

Действия педагога

Действия обучающихся

1.Самоопределение к деятельности.

Орг. момент.






2. Эмоциональный настрой.

Готовность к уроку.

(Контроль, взаимоконтроль, самоконтроль.Оценка, самооценка).

Формирование и развитие ЦО (ценностных ориентиров) к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке.

Организует ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности. Управляет ситуацией самооценки.


Громко прозвенел звонок –

Начинается урок.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Выполняет оценку/самооценку готовности к уроку:

-правильность выбора учебных принадлежностей,

-правильность и аккуратность расположения предметов на парте,

-самостоятельность подготовки.

Настрой на урок.

3. Актуализация знаний.

Осознание необходимости получения новых знаний.

Определение границ знания и незнания.


1)Беседа. Изображение человека в истории искусств. Пропорции.

Слайд2 Наскальные росписи

Человек –главная тема искусства. Как его изображали на протяжении веков? Обратите внимание на выразительные силуэты фигур человека в наскальных росписях

Слайд3 Каноны Египта

Единицей измерения фигуры у древнеегипетских художников служила длина среднего пальца руки, вытянутой вдоль бедра. Фигура делилась на 24 с четвертью части, где 2 с четвертью части приходились на головной убор. При создании рельефа или росписи египтяне наносили на поверхность плит сетку-таблицу.

Слайд4 Скульптура Древней Греции

Пропорции (соразмерность, размерные соотношения элементов и частей формы. Сравнивая предметы по величине, высоте, ширине, объему, мы можем сказать, что одни из них длинные, а другие короткие, высокие и низкие и тд. Устанавливая соотношение между предметами и между частями формы отдельного предмета мы выясняем его пропорциональные характеристики. Соразмерность частей образует красоту формы. Пропорциональность –это эстетическое качество.

Открытие пропорций принадлежит древневосточным математикам, но в античной культуре его связывают с именем древнегреческого философа и математика Пифагора

Первые представления об идеальных пропорциях человеческого тела были изложены в Древней Греции.

Систему идеальных пропорций человеческой фигуры создал скульптор Поликлет в 5 в до н.э.

Он изложил ее в своем сочинении «Канон», а ярким примером являлась его статуя «Дорифор»

Слайд5. Витрувианский человек Леонардо да Винчи

Проанализировав опыт древних Леонардо да Винчи выполнил рисунок в котором показана пропорциональная закономерность в соотношении частей тела человека.

Фигура человека вписывается в квадрат и в круг. Комбинация рук и ног составляет четыре различные позы.

Над выработкой канонов пропорций трудились Сандро Ботичелли и Микеланджело.

Слайд 6 Ле Корбюзье. Модулор

Французский архитектор Ле Корбюзье в 1947 году разработал «Модулор»- систему деления человеческой фигуры на согласованные в золотом сечении отрезки от ступни до талии, от талии до затылка и от затылка до верха пальцев поднятой руки.


Отвечают на вопросы, задают вопросы








4.Проблематизация.













Определение темы урока.



5. Мотивация учебной деятельности.


Прогнозирование задач урока.

Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.

Формирование и развитие умения определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему урока.

Определение проблемной ситуации.

- Как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь?

Сегодня мы с вами познакомимся с культовой пермской деревянной скульптурой известной с 17 века, и выполним рельеф на выбранную вами тему.

–  На какие вопросы вам бы хотелось найти ответы?

- Что такое скульптура, рельеф


- Какие же цели мы определим на этот урок? (цели – на доску)


- Как вы думаете, зачем нам необходимо найти ответы на эти вопросы?

- Смотрят слайды и определяют тему урока.


Отделяют знание от незнания.


Формулируют цель, фиксируют учебную задачу, предполагают свои действия.




- Изобразить композицию на заданную тему (набросок для выполнения рельефа)

-Познакомиться с пермской деревянной скульптурой, ее особенностями

- Какими «правилами» мы пользуемся при изображении человека?

- Как изобразить фигуры людей в движении

-Что такое скульптура, рельеф

-последовательность работы над рельефом.

Самооценивание.

6. Решение учебной задачи.

(первичное ознакомление)




Диалог (фронтальная работа).

Новое знание: применение знаний о пропорциях фигуры человека для изображения разных по характеру персонажей

Формирование и развитие совместной познавательной деятельности по открытию нового знания.

Слайд 7-10.

1.Знакомство с пермской деревянной скульптурой, ее особенностями

(смотри дополнительный материал )

Скульптура это вид изобразительного искусства. означает ваяние, вырезание, высекание. Чаще всего это объемно-пространственное изображение живых существ : людей или животных. Основное внимание уделяется изображению человека. Виды скульптуры: круглая и рельеф. Круглую скульптуру можно обойти, а в рельефе объем лишь частично выступает над плоскостью. Движение частей тела, мимика, жесты, мышцы- это язык скульптуры.

-С какими материалами работает скульптолр?

Слайд 11. Пропорции фигуры человека.

Слайд 12 У каждого человека свои пропорции Пабло Пикассо Девочка на шаре

Слайд 13. Схемы движения фигуры человека. (рассмотреть схемы движения фигуры человека.)


Воспринимают презентацию.

Участвуют в диалоге




7. Физминутка.



Мы немного отдохнём,

Встанем глубоко вздохнём.


Отдыхают.

Участвуют в физминутке.

8. Самостоятельная творческая работа учащихся.

Умение применять новые знания в самостоятельной деятельности.

Формирование и развитие закреплению знаний и способов действий.

- Переходим к следующему этапу.

Практическая работа

«Рельеф на заданную тему».

1Подготовка к практической работе

- Сегодня нам предстоит выполнить композицию «Беседа», «На рыбалке», Танцевальный номер».

Слайд 14

-Как построить композицию?

- Выбрать формат листа

-Продумать расположение фигур человека

-Продумать схемы движения фигур,

Последовательность работы над рельефом:

1)набросок композиции

2)фон на картоне (тонким слоем)

3)фигуры людей (полуобъем)

4)добавить детали второго плана (меньше по объему чем фигуры людей)

- А теперь представьте, что вы художники, и я надеюсь, что у вас все получится.

Работу выполняйте карандашом

Обсудить критерии оценивания.)

(на доску)

2. Практическая работа.

Обсуждают критерии оценивания творческих работ.

читают текст и рассматривают иллюстрации на с. 32-35 учебника











Выполняют рисунок композиции

Начинают работу над рельефом

9. Самооценка.

Умение определять уровень овладения знанием, способом деятельности.

Формирование и развитие самооценки знаний и способов действий.

Самооценивание работ учащихся

(по критериям).

-Оцените результаты своей работы, способы их достижения (с комментированием).

Просмотр и обсуждение выполненных работ (самооценивание с комментированием)


10. Итог. Рефлексия деятельности.

Умение соотносить результаты собственной деятельности.

Формирование и развитие умения анализировать и осмысливать свои достижения.

Беседа по вопросам:

– Что такое пропорции?

- Что такое скульптура, рельеф?

- С каким самобытным народным творчеством познакомились на уроке? Назовите особенности пермской деревянной скульптуры.

- Мы достигли цели, которую ставили перед собой в начале урока?

- Кто может похвалить себя? За что? Кто недоволен собой? Что не получилось?

Участвуют в беседе.

Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.










8. Домашнее задание (дифференцированное, т.е. на выбор).


Использование нового знания в выполнении творческого задания.

Формирование и развитие ЦО к обобщению знаний и способов действий, повторение раннеусвоенного материала

Определяет домашнее задание.

Выполнить по наброску композиции рельеф (картон, пластилин)

- Мне было очень приятно сотрудничать с вами. Всем спасибо за урок.

Запись д/з в дневник.


Дополнительные материалы к уроку


Пермская деревянная скульптура, или "пермские боги" - это поистине уникальная коллекция, не имеющая аналогов в мире. Первые сохранившиеся до наших дней памятники датированы XIV-XV веками. Наиболее ярко и полно деревянная скульптура была распространена в церквях на севере Пермской губернии в XVII-XIX веках. Наряду с иконами и произведениями декоративно-прикладного искусства входила в художественные ансамбли церквей и часовен.

Местные язычники, даже приняв православие, не смогли поклоняться плоским иконам. Поэтому они вырезали из дерева фигуры Иисуса и святых, по сути продолжая поклоняться деревянным идолам. Несмотря на запреты деревянных религиозных скульптур церковными властями, "деревянные боги" на протяжении нескольких веков множились в церквях Урала, где жили коми-пермяки. Вопреки указам сверху местные священники, боясь потерять свою паству, не сжигали деревянные скульптуры и не расправлялись с изготовлявшими их искусными мастерами, как это часто бывало в борьбе со старообрядцами.

Главные черты пермской деревянной скульптуры - монументальность художественных решений, незаурядная образность, высокое мастерство, с которым выполнены резные изображения, и большая эмоциональность. Тем не менее, большинство самобытных народных резчиков остались анонимами.

Однако в истории осталось, например, имя крестьянина из деревни Габова
(ныне Карагайский район) Никона Кирьянова. Для  деревенской часовни он вырезал
примерно 500 деревянных скульптур,создав наивный по форме, но высокий подуховному содержанию ансамбль.Выделяется также "шакшерская школа”(конец ХVIII - первая половина ХIХ века),характерная для чердынскихпоселений.Ее образцы отличаются как бы гофрированнымиповерхностями.

В собрании Пермской государственной художественной галереи насчитывается более 330 экспонатов, состоящих из 600 с лишним фигур, в основном ХVIII - начала ХХ  века. Коллекция сложилась в двадцатые-сороковые годы XX века во время экспедиций по северу Пермского края. Начинал эту работу Александр Сыропятов (1882-1954), продолжил основатель Пермской галереи Николай Серебренников (1900-1966).

Активное участие в судьбе коллекции принимал известный русский художник Игорь Грабарь, нарком просвещения А.В. Луначарский не раз приезжал в Пермь и восторженно отзывался об увиденном в музее: "Этой коллекции я посвящу особый этюд, так как она произвела на меня глубочайшее впечатление как по своей культурной и художественно-исторической ценности, так и по непосредственной красоте и внушительности произведений никому не ведомых крестьянских резчиков XVII-XVIII веков. Сейчас могу сказать только, что эта пермская коллекция является в полном смысле жемчужиной".

Когда поднимаешься по лестнице на третий этаж галереи и входишь в небольшой зал, сердце сжимается — на невысоких постаментах в центре зала сидят шесть деревянных фигур Христа — совершенно живых, в смиренных позах и со скорбными лицами. Пермские страдающие Спасители вызывают чувство необыкновенной жалости к себе. "Живой" Христос почти всегда изображался в один и тот же момент своей жизни — сидящим в темнице перед казнью. В Евангелии от Матфея описывался эпизод, когда связанному Христу возложили на голову терновый венец, надели багряницу, дали в руку трость и, взявши её, били его по голове. Этот трогательный жест правой рукой (на снимке — скульптура из Соликамска, XVIII в.) означает, что Иисус закрывается от т.н. заушения — унизительного наказания. Левая рука иногда прикрывает рану на груди.

Этот сидящий в темнице Спаситель из д. Усть-Косьва (XVIII в) одет вместо багряницы в национальную пермяцкую одежду — синёный шабур. Безымянный резчик тонко передал типично пермяцкие черты лица и одежду, перейдя, по сути, от изображения Бога к человеку, "созданному по своему образу и подобию".

Это распятие XVII века из села Вильгорьт, несмотря на сюжет, не может не вызвать улыбку — Христос на кресте похож на персонажа из детского мультфильма или комикса. Во всяком случае, думаю, появись сейчас такое распятие на современной художественной выставке — его немедленно сочли бы богохульством или чем-нибудь подобным.

Совершенно изумительное рельефное изображение Параскевы Пятницы с предстоящими — святыми великомученицами Екатериной и Варварой. Село Ныроб, XVII век! Святой аскетический вид народной любимицы, целительницы самых тяжелых хворей сочетается, как написано у Серебренникова, "с пышным игривым узорочьем легкой рельефности" в одежде. Культ святой Пятницы относится еще к дохристианским временам, поэтому ученый в своей книге пишет, о борьбе, которую блюстители православия вели с верой в Параскеву. Именно такой борьбой Серебренников объясняет уникальность этой рельефной иконы в пермских церквях — по всей видимости, другие были уничтожены.

Совершенно изумительное рельефное изображение Параскевы Пятницы с предстоящими — святыми великомученицами Екатериной и Варварой. Село Ныроб, XVII век! Святой аскетический вид народной любимицы, целительницы самых тяжелых хворей сочетается, как написано у Серебренникова, "с пышным игривым узорочьем легкой рельефности" в одежде. Культ святой Пятницы относится еще к дохристианским временам, поэтому ученый в своей книге пишет, о борьбе, которую блюстители православия вели с верой в Параскеву. Именно такой борьбой Серебренников объясняет уникальность этой рельефной иконы в пермских церквях — по всей видимости, другие были уничтожены.

"Снятие с креста", с. Шакшер, XVIII в. На лестнице слева — Никодим, удерживающий тело Христа за кусок ткани, части которой не сохранилось. Как не сохранилась и фигура на лестнице справа — от нее осталась только рука. Внизу слева стоит Мария Магдалина со сложенными на животе руками. Рядом с ней богоматерь и одна из жен-мироносиц Мария Клеопова, вставшая на колени. Справа стоит Иоанн Богослов.

Сидящий в темнице Спаситель из Канабековской часовни в Пашийском заводе резко отличается от других своими спокойно скрещенными руками. 1840-гг.

Эти лица производят ошеломляющее впечатление. Они притягивают взгляд, заставляют остановиться рядом, проникнуться страданием человека, сидящего перед тобой и поразиться верой, которой наполнен его взгляд. Пожалуй, за те полтора-два часа, проведенные в этом зале, я получил такое эмоциональное впечатление от увиденного, какое не получал много лет. Трудно выразить эти чувства словами. Чтобы понять меня, их нужно испытать самому, конечно.


Пермская галерея выложила в открытый доступ две трети оцифрованных изображений коллекции деревянной скульптуры

  • Юрий Куроптев

  • 11 февраля 2019

На новом сайте Пермской художественной галерее выложено в открытый доступ 375 (всего — 501) экспонатов пермской деревянной скульптуры.

Экспонаты имеют музейную атрибуцию: указан мастер (если он известен), название скульптуры, время её создания, техника и уникальный номер, под которым экспонат хранится. Кроме того, на сайте можно познакомиться с подробным описанием скульптуры.

«Всего на новом сайте сейчас в открытом доступе выложена пятая часть всех коллекций галереи. В этом смысле мы в тренде, следуем за ведущими российскими и европейскими музеями, которые выкладывают в сеть свои коллекции», — рассказала хранитель деревянной скульптуры Пермской галереи Ксения Зубакина.

По её словам, вся коллекция пермской деревянной скульптуры будет выложена на сайте в течение 2-3 месяцев.

Более подробно познакомиться с коллекцией можно на сайте галереи.

  • Пермская деревянная скульптура — один из символов Пермского края. Коллекция Пермской художественной галереи — крупнейшая в России (501 единиц хранения). В 1923-1926 годах было организовано шесть экспедиций по сбору предметов старины. Они охватили обширную территорию от Перми и ее окрестностей до самых северных селений на границе региона. Коллекция охватывает период с конца XVII до начала XX века, в основном это скульптуры XVIII и XIX веков. Большую ее часть составляют памятники православного искусства.

В сентябре скульптуру «Сидящий Спаситель» из собрания Пермской галереи показали на выставке в Ватикане, а в январе — в Санкт-Петербурге




.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект урока в 5 классе "Пермская деревянная скульптура"

Автор: Васько Светлана Викторовна

Дата: 02.11.2021

Номер свидетельства: 590305


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства