Конспект урока "Символика орнамента в ДПИ Узбекистиана"
Конспект урока "Символика орнамента в ДПИ Узбекистиана"
Конспект предназначен для ознакомления с символикой элементов декоративно-прикладного искусства Узбекистана. Использование растительных элементов в орнаменте ислими. Знакомство с особенностью колорита орнамента ислими.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Символика орнамента в ДПИ Узбекистиана"»
Конспект урока ИЗО в 7 классе
Тема: Символика орнамента ДПИ Узбекистана.
Цели и задачи:
1.Обучающая. Дать представление о символике в декоративно-прикладном искусстве Узбекистана. Учить рисовать орнамент ислими, соблюдая принцип симметрии.
2. Воспитательная. Воспитывать интерес к ДПИ.
Компетенция национально и общекультурная,
3. Развивающая. Развивать знания о терминологии, значении отдельных элементов – хлопок, тюльпан, гранат, сад и т.д.
Виды декоративно-прикладного искусства Узбекистана.
Проверка домашних работ с комментарием.
3. Объяснение нового материала.
Народное прикладное искусство служило средством украшения жизни людей. Дома, мечети, медресе украшались декоративным орнаментом на керамике и изразцах) с помощью специальной краски. Цветные шелковые нитки
Использовали для вышивания. Образцы этих изделий сохранились до наших дней. Народные умельцы – наши современники продолжают эти традиции.
Орнаменты создаются по определенной схеме. Эта образная система имеет свой смысл и содержание. Например, различают несколько видов вышивки:
Сюзане, паляк, дорпеч (род сюзане), кашта (вышивка) и жойнамоз (коврик для молитвы), каждый вид имеет свое предназначение. Кашта, например, вышивают больших размеров, ими украшают комнату. Композиционный орнамент вышивается на белой или цветной ткани шелковыми нитками. Элементы орнамента кашта – это стилизованные изображения животного и растительного мира. На сюзане элементы орнамента чаше выполняются в виде кружков. Декоративные элементы в виде круга подразумевают неразрывную связь человека с Вселенной. В такую композицию можно добавить вперемежку и растительный орнамент. Внутреннюю часть как и зардевор (род сюзане) и паляк украшают орнаментом в форме кружков. Использование различных природных форм в качестве элементов орнамента в упрощенном художественном стиле имеет свой символический смысл в ДПИ Узбекистана. Например, хлопок символизирует национальную гордость. Поэтому орнамент с хлопком мы видим на дорогой посуде: чайнике, пиале, косе.
В декоративном орнаменте используются также такие элементы, как гранат, яблоко, пшеница, виноград, его листья, изображения живой природы – рога барана, гребешок петуха и другие. Гранат символизирует зажиточность, изобилие. Цветок граната используют в своих изделиях, медники, гончары, вышивальщицы, ткачихи, резчики по дереву и кости. Миндаль – символ счастья и успеха. Цветок барбариса очень красив, его используют в орнаментах Средней Азии как символ спокойствия, благоденствия. Голубь – символ мира и спокойствия, полумесяц – счастья и процветания.
Учитель показывает демонстрационный материал. Обсуждаются вид ДПИ и декоративные элементы орнамента.
В изображении цветка также вкладывается символический смысл. Например, цветущий сад олицетворяет красоту жизни, счастье, процветание. Волнистый побег – символизирует очарование природы и творчество; волны –бурное течение жизни, а цветок олицетворяет собой прекрасный мир.
В орнаменте резчики по дереву и ганчу используют элемент бутона. Он символизирует бесконечное продолжение жизни. Тюльпан используют как знак весны, молодости, кипучей жизни. Листья дополняют орнамент, делая их привлекательными, используя стилизованные формы, увиденные в природе. Их называют цельные, двойные, четырехлистные, многолистные.
Теперь вы имеете представление о стилизованных элементах, применяемых в ДПИ Узбекистана.
4 . Закрепление нового материала.
Работа с учебником. Рассматривание иллюстраций стр. 81 -85
Анализирование рисунков.
Самостоятельная деятельность учащихся.
Индивидуальная помощь учащимся в создании орнамента ислими.