Цель:сформировать понятие о народной глиняной игрушке, ее видах, традициях формы и росписи; научить украшать дымковскую игрушку по готовому контуру.
- воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и ее истории;
-развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус.
способность оценивать результаты художественно – творческой деятельности, собственной и одноклассников;
использовать разнообразные приемы работы кистью, умение выполнять декоративные цепочки, рисовать узоры дымковской игрушки простейших геометрических форм (круги, прямые, волнистые линии, клетка, точки – горошины);
эмоционально – ценностное отношение к народному искусству России, возможность почувствовать себя народными мастерами.
Этапы урока | Содержание этапа, деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые универсальные учебные действия |
Оргмомент | Учитель приветствует учеников: Прозвенел уже звонок. Начинается урок. В путешествие пойдём. В страну сказок попадём. Слушай, думай, наблюдай, Сказку нашу отгадай. Глазки дружно закрывайте. Сказку в душу пропускайте. | Ученики приветствуют учителя. Дети садятся на свои места | Регулятивные УУД.Ориентация в социальныхролях и межличностных отношениях |
Актуализация знаний | - Ребята! С самого раннего детства вас окружают игрушки. - Вспомните, какие? Из чего они сделаны? Где? -Вот мячик. Все фабричные детские мячики похожи - один от другого не отличишь. - А вот игрушки, которые у меня в руках (или изображены на плакатах на доске), все разные, второй такой нет, потому что сделаны они вручную. - В старину купить игрушку было не по карману русскому крестьянину. А ведь его ребятишкам тоже хотелось играть. Но нашлись в пригородах и деревнях замечательные придумщики и умельцы. Из чего только ни мастерили «ребячью забаву» - игрушки! Из мочалок, тряпок, дерева, соломы ... Ну а там, где жили гончары, лепили из глины. Из всех русских глиняных игрушек, пожалуй, наибольшей популярностью пользуются Дымковские. (Слайд 1). Вот эти игрушки, посмотрите! (Демонстрация игрушек.) | Учащиеся отвечают на вопросы учителя Учащиеся слушают объяснения учителя Ученики рассматривают игрушки | Познавательные УУД.Построение речевого высказывания. Личностные УУД. Извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний Познавательные УУД. Формировать умение осуществлять анализ данных объектов. |
Самоопределение к деятельности | - Послушайте сказку-рассказ. Давным-давно, за дремучими лесами, за далекими морями, на берегу реки Вятка, напротив города Кирова, расположилось большое село. - Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб вился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково… (Слайды 2-3). - Несколько учеников нашего класса подготовили сообщения, давайте их послушаем. (Хорошо читающие дети из поисковой группы информируют учеников обистории Дымковской игрушки (материал взят из разных источников). - Как вы думаете,чем знаменито Дымково и о чем пойдет речь сегодня на уроке? -Но не об обычных игрушках, а о народных игрушках. - Кто догадался какая тема нашего урока? - Ребята, чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке? | Учащиеся слушают рассказ учителя. Сообщения учеников (по слайду 4-6) Об игрушках Познакомиться с дымковской игрушкой. Научиться расписывать игрушку. | Коммуникативные УУД. Формировать умение слушать собеседника. Личностные УУД. Извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний Познавательные УУД Осуществлять актуализацию жизненного опыта. Регулятивные УУД Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. Коммуникативные УУД Уметь оформлять свои мысли в устной форме. |
Изучение нового материала: фиксирование затруднения, поиск решения | - Молодцы, вы сами решили, что будете сегодня делать и для себя поставили цель урока. - Издавна в Дымковской слободе жили гончары. (Слайд 7). - Но не только посуду, а из местной красной глины лепили еще дудочки – свистульки. Всю зиму женщины Дымкова лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька... Свистульки в виде птичек и зверюшек лепили не просто так. В старину Вятичи весной встречали Ярилу – бога солнца и плодородия – веселым свистом глиняных дудочек. Тот весенний праздник назывался в народе «Свистунья». - Игрушки отвозили на ярмарку. Позднее ярмарка- праздник стала называться «Свистунья». - Спрос на игрушки очень большой.Сейчас и мы с вами окажемся на этой ярмарке. (Слайд 8-10). | Учащийся читает объяснение слова в словаре.(Гончары – это люди, которые лепили посуду из глины.) Хорошо читающий ученик читает по книге Учащихся слушают пояснения учителя | Коммуникативные УУДФормировать умение строить монологическое высказывание. Коммуникативные УУД Формировать умение слушать собеседника. Познавательные УУД Формируем умение осуществлять анализ данных объектов. |
Физкультминутка | - Теперь подошло время для физминутки. Повторяйте упражнения за мной. Учитель показывает движения разминки. - Все молодцы! Продолжим урок. | Учащиеся выполняют комплекс разминки | Релаксация |
Исследовательская работа | - Вас ожидают новые задания. Вы готовы? - А теперь проверим насколько вы внимательно рассмотрели игрушки с ярмарки. - Что общего у всех игрушек? - А где вы в природе встречаете белый цвет? Цвет чего? - Белый фон взяли мастера от заснеженных полей. Лепили игрушки чаще всего зимой, когда всё вокруг белым – бело. Вот сидит мастер у окна, видит вокруг всё в снегу, и хочется ему сделать игрушку такой чистой и белой как снег. Но ведь игрушки делались к празднику, поэтому расписывали их яркими красками, которые хорошо выделяются на белом фоне. - Какие цвета встречаются? - Какие элементы использовали мастера? - Что обозначают круги? - Что имеет круглую форму? -Да, круги означали солнце. - А волнистые линии, что могли обозначать? - Правильно, волнистые линии – вода; маленькие кружочки – семена, засеянное поле. - Люди верили в то, что эти символы будут оберегать их жилище, детей, их поля. | Учащиеся настраиваются на работу. Яркие краски, белый фон, геометрические узоры. Белый бывает снег – это цвет чистоты Красный,синий, желтый, черный. зеленый. Полоски, круги, овалы, клетки, линии, точки. Солнце, земля Волны | Саморегуляция Познавательные УУД Формировать умение осуществлять анализ данных объектов. |
Практическая работа: тренировка в рисовании элементов росписи. ________________ Закрепление изученного | - Внимательно посмотрите на элементы узоров, характерные для Дымковской игрушки. - А теперь подошло время подготовить наши пальчики для работы. Ручку ручкою погладим, Пальчик пальчиком потрем, Отдохнем совсем немножко, А потоп опять начнем. -Давайте потренируемся в рисовании элементов росписи. (Учитель выполняет рисование элементов на листе бумаги прикрепленной к доске). - Нарисуйте желтый, синий круги. - Теперь красной краской волнистую линию. – Как ее можно украсить? - Украшаем ее зелеными точками в изгибах снаружи и внутри. - Как можно украсить желтый кружок? В середине рисуем еще кружок красного цвета, затем украсим точками вокруг этих кружков. - А синий кружок? Затем украсим точками красного цвета вокруг этого круга.___ - Сегодня, на ваш выбор, мы будем расписывать коней или дымковских барышень. - Эти фигурки мы выбрали не случайно. В древности считалось, что если в доме есть дымковская игрушка – конь, значит, в этом доме будет достаток, не будет голода и нужды. А вот дымковская барышня – это символ материнства и плодородия. - Сначала обведите их по шаблону. - А теперь закройте глаза, представьте, каким узором вы будете расписывать свою дымковскую барышню или коня, цвет узора, как расположите, с чего начнете рисовать. Теперь откройте глаза и приступайте к рисованию. - Не забудьте, что узоры должны быть похожи именно на дымковскую роспись. Узор на фигурках будем рисовать тоненькой кисточкой , бумажным тычком и ватной палочкой. Тычок используется для изображения ровных кругов и овалов. Его мы сделали из листочков бумаги. Цвет может быть у всех разный. - Желаю вам успехов в работе! | Учащиеся смотрят памятку Фрагменты геометрического орнамента при выполнении росписи Дымковской игрушки. Учащиеся выполняют гимнастику для пальчиков Учащиеся рисуют отдельные элементы росписи. ______________ Учащиеся слушают рассказ учителя Учащиеся расписывают игрушку, индивидуальная помощь детям. | Познавательные УУД Формировать умение осуществлять анализ данных объектов. Релаксация Познавательные УУД Умение применять полученные знания на практике. __________________ Коммуникативные УУД Формировать умение слушать собеседника Личностные УУД Развивать самостоятельность, эстетические чувства. Регулятивные УУД Коррекция, внесение необходимых дополнений, изменений в результат своей деятельности. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке | - Понравились ли вам ваши барышни и лошадки? - Все ли у вас получилось? - С какой росписью вы сегодня познакомились? (Слайд 11). - А сейчас давайте устроим выставку работи посмотрим, какие у вас интересные работы получились. - Ребята, посмотрите на ваши работы. В них столько доброты и веселья. Глядишь на них и улыбаться хочется. «…От дымковской игрушки, Идёт тепло и свет, Он не иссякнет годы, десятки Сотни лет… »(Слайд 12). - Из ваших работ мы оформим выставку – ярмарку«Эти забавные фигурки» ивсе гости нашего класса, а также ваши родители посмотрят на искусство учеников школы и своих детей. Всем будет очень приятно, что вы помните народные ремесла наших предков и продолжаете их искусство в современной жизни. - Вы сегодня хорошо и творчески поработали на уроке. Молодцы! - Понравился ли вам урок? - Что нового вы узнали? - У вас на столах лежат три солнышка. Выберите и покажите мне то солнышко, который соответствует вашему настроению после нашего урока. - Спасибо за урок! (Слайд 13). | Дети дают оценку своейработе, индивидуальныеответы учащихся. Дети устраивают выставку работ | Регулятивные УУД Умение оценивать правильность выполнения действия. Личностные УУД Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |