kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по ИЗО "Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Тема урока: «Городецкая роспись»."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок в 5 классе создает условия для формирования представления учащихся о традиционных художественных промыслах России на основе городецкой росписи

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по ИЗО "Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Тема урока: «Городецкая роспись»."»

Изобразительное искусство в 5 классе

по программе Б.М.Неменского

Учитель МБОУ СОШ №55

Сатышева Татьяна Валерьевна, высшая категория,

Тема года: Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.

Тема урока: «Городецкая роспись».

Цели урока:

- создание условий для формирования представления учащихся о традиционных художественных промыслах России на основе городецкой росписи

Задачи урока:

-воспитывать бережное отношение к народным традициям и промыслам;

-продолжить формирование знаний о декоративно-прикладном искусстве и его применении, об образном языке декоративного искусства;

- обеспечить освоение приемов гжельской росписи;

-развивать умение сравнивать и делать выбор, давать эстетическую оценку произведениям с городецкой росписью;

- развивать фантазию и воображение, навыки самостоятельного творческого мышления.

Здоровьесберегающая: профилактика умственного перенапряжения путём смены видов деятельности

УУД

Личностные: осознавать необходимость уважительного отношения к культуре народа, произведениям декоративно-прикладного искусства, значимость эмоционально-ценностного отношения к собственной деятельности как основы творчества, развивать фантазию и воображение, способность к созданию художественного образа, эстетической оценке произведений городецких мастеров и работ учащихся.

Регулятивные : применять установленные правила в решении задачи.

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.

Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач.

Метапредметные: учиться высказывать и отстаивать свое мнение, планировать время, работу, и оценивать ее результаты; анализировать собственную художественную деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления.

Предметные: понимать «язык» декоративного искусства, освоить основные мотивы городецкой росписи, разнообразные приемы работы.

Ход урока:

Этапы урока

Содержание урока

Примечания

деятельность учителя

деятельность учащихся

1.Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть! Давайте улыбнемся друг другу, чтобы атмосфера нашего урока стала теплой и дружелюбной.

-настрой на урок -выполнение самооценки готовности по критериям: - правильность выбора учебных принадлежностей;

- правильность организации рабочего места.


2.Актуализация знаний

Народные промыслы – это гордость России. В народе говорили: «Что ни ремесло, то и промысел». Много народных художественных промыслов сохранилось в разных уголках России и по сей день. И мы уже начали знакомиться с этими промыслами.

-Какая тема их объединяет?


- Ребята, обратите внимание, как красиво оформлен наш класс. Какие интересные предметы мы здесь видим! Посмотрите!

-А как вы думаете, что мы будем делать сегодня?





-Верно, мы продолжим знакомство с народными промыслами. Рассмотрим еще один вид росписи, который до сих пор поражает своей красотой и изящностью, но об этом чуть позже.

-Я просила вас дома поискать загадки про изученные народные промыслы. Вы справились с этим заданием? Давайте проверим








-связь времен в народном искусстве





- продолжим знакомство с народными промыслами и познакомимся ещё с одним из них







-да (ученики по группам зачитывают загадки, отгадки-названия озвучивают с демонстрацией изображений)

Слайд 1






















Раздаточный материал



3.Целеполагание.

Усвоение новых знаний.

-Ребята, сегодня мы продолжим знакомство с русскими народными промыслами.


Удивляя, прорастая,

Как-то сказочно живы

Молодые, непростые

Ярко-звонкие цветы.

Розы рдеют, не редея,

И ромашек взгляд цветной,

То бледнеет, то темнеет

Средь гирлянды расписной.

Листья, листья закружились

В такте вальса средь цветов

И звучит, и льётся песня

Городецких мастеров!


-Итак, тема нашего урока “ Городецкая роспись”.

-Зная тему урока, какую основную цель поставим перед собой?





-А что именно вы хотели бы узнать об этом промысле?







Мы узнаем об истории и особенностях этого промысла, о приемах его росписи.


Городецкая роспись по дереву — знаменитый народный промысел Нижегородского края. Он получил развитие во второй половине XIX века в заволжских деревнях по речке Узоле близ Городца.


Есть на Волге город древний,

Под названьем Городец.

Славится по всей России,

Своей росписью творец.


Во второй половине XII века на берегу русской реки Волги раскинулось одно из древнейших поселений – город Городец. За века он пережил периоды расцвета и упадка, славы и забвения. Городец был городом честолюбивых князей и талантливых мастеров, городом суровых старообрядцев и предприимчивых купцов.

Большинство окрестных жителей, с давних времен, слыли искусными ремесленниками.


Но особую известность городу принес местный промысел – городецкая роспись. Роспись, которая зародилась в Городце, трудно спутать с какой-нибудь другой — так велико ее своеобразие. Ни одно городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд, букетов цветов, напоминающих розы, купавки, ромашки.

Мастера расписывали лубочные короба, игрушки, посуду, мебель и даже части дома - ставни, двери, ворота.


Городецкая роспись - яркая, лаконичная, её отличают свободные мазки с белой и чёрной графической обводкой и характерный рисунок растений, животных. Элементы росписи это: конь, птица, купавка, розан.

-Ребята, а какие цвета используют городецкие мастера в своих росписях?


- Цветы в городецкой росписи — символ здоровья и процветания. Давайте рассмотрим последовательность их выполнения.

Цветок розана. Сначала мастер наносит цветовое пятно, затем темным цветом прорисовывает середину - маленький круг и лепестки - дужки. А затем белой краской мастер делает оживку в виде точек, прямых и волнистых линий. Получился - розан.

Цветок купавки - голубого цвета. Снова рисуется кружок - голубым цветом, маленький кружок - серединку синим цветом, смещённым к краю, а самый крупный лепесток располагается напротив серединки цветка. Затем выполняется оживку.

-Каким цветом?

Выполнив основные этапы росписи, мастер переходит к оживке всего произведения, т.е. дополняет роспись различными элементами, которые помогают связать все части росписи в единое целое, сделать композицию законченной.




















-узнать интересное о промысле городецкой росписи; научиться выполнять элементы городецкой росписи


-где и когда зародился; отличительные особенности; какие цвета используют в росписи; какие предметы расписывают





















































- красный, розовый, синий, голубой, зелёный, и чёрный цвет на ярко-жёлтом фоне.
























-Белым





Слайд 2













Слайд 3
































Слайд 4














Слайд 5















Слайд 6


















Слайд 7








Слайд 8










Слайд 9





4.Физкультминутка

-Ребята, вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали

Физкультминутку проведём,

Спинки наши разомнём.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем!


Ученики повторяют движения за учителем


5. Практическая работа

Ну а сейчас вам предстоит самим стать чудо-мастерами и создать свой рисунок городецкой разделочной доски с использованием основных элементов росписи.
А что вам необходимо для работы?
- альбомный лист
- контурный шаблон модели доски, форму которой вы выберите по желанию
- гуашь
- кисть
- баночка с водой
- салфетка для удаления лишней влаги
- палитра

Все элементы росписи выполняются сразу кистью без предварительной прорисовки карандашом.

Используя гуашь и палитру создайте каждый свой узор по мотивам Городца. При выполнении работы, вы можете воспользоваться методической таблицей в учебнике на стр. 84
-Ребята, на что необходимо обратить внимание при выполнении работы?












-Не забывайте о правилах работы с художественными материалами и, конечно, о технике безопасности.
Итак, приступаем к работе.
Желаю вам успехов!



























-композиция (крупные элементы располагаются в центре вокруг более мелкие детали, дополнения; элементы не должны мешать друг другу, смещаться в сторону, их не должно быть слишком много или слишком мало);
-выразительность;
-аккуратность









Раздаточный материал


















Слайд 13

6.Подведение итогов.

-Ребята, вы отлично потрудились, ваши работы получились яркими и выразительными. Я предлагаю вам проверить полученные знания, ответив на вопросы теста.


-А сейчас, из предложенных иллюстраций в конверте, выберите изображения промысла, с которым вы сегодня познакомились.



-Взаимопроверка детей



Слайд 10

Раздаточный материал

Раздаточный материал


7. Д/задание

-Я предлагаю вам дома поискать изображения (иллюстрации, рисунки, фото) изделий Городецкой росписи для создания альбома, посвященному этому промыслу.

Кроме того, вам необходимо закончить дома практическую работу, начатую на уроке.

Это и будет вашим домашним заданием.



8.Рефлексия

-Ребята, вам понравилась работа, которую мы сегодня проделали на уроке?
-А где вы испытывали затруднения?






Если взглянешь на дощечку

Ты увидишь чудеса,

Городецкие узоры

Тонко вывела рука.

Чудо - птицы там порхают

И розаны расцветают.

Данные творения достойны уважения.


Спасибо всем за работу на уроке! Вы сегодня большие молодцы!




- изучили еще один промысел, узнали его историю, научились выполнять основные элементы росписи


Дети выходят к доске, демонстрируя свои работы







































Там любят песни, пляски

Там рождаются чудо-сказки,

И лепят там из глины

Игрушки непростые.

Белоснежны как березки

Кружочки, клеточки, полоски

Простой казалось бы узор

Но отвести не в силах взор. (Дымковская игрушка)







Снежно-белая посуда,
Расскажи-ка ты откуда?
Видно, с севера пришла
И цветами расцвела
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми. (Гжельская роспись)







Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней.
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники и ребятня.
Собачки, гусары и рыбы…
А ну, назови-ка меня! (Дымковская игрушка)







Нас слепили мастера,
Нас раскрашивать пора!
Кони, барышни, барашки
Длинношеи и стройны.
Сине-красные полоски
На боках у нас видны. (Филимоновская игрушка)







- Синие птицы по белому небу,

Море цветов голубых,

Кувшины и кружки – быль или небыль?

Изделия рук золотых.

Синяя сказка – глазам загляденье!

Словно весною капель.

Ласка, забота, тепло и творенье,

Русская, звонкая … (Гжель)








Ой, свистулечка какая,

Утка полосатая!

Необычная, смешная

И чуть-чуть пузатая!

-Подожди минуточку,

Ты откуда, уточка?

Уточка свистит моя:

- ………………. я! (Филимоновская)






























1.Название росписи произошло от названия города Городца, расположенного ...

а) рядом с Нижним Новгородом

б) рядом с Великим Новгородом

в) рядом с Санкт-Петербургом


2. В мотивах городецкой росписи есть цветы — это ...

а) розаны

б) купавки

в) розаны и купавки


3.Мастер наносит краску на ...

а) чистую доску

б) доску, где уже нарисован фон

в) Возможны оба перечисленных варианта


4. Как делаются узоры городецкой росписи?

а) Контур добавляется в последнюю очередь

б) Рисунки не имеют четких контуров

в) Сначала рисуется контур, а затем заполняется внутренняя часть


5. Белые штрихи вокруг крупных элементов городецкой росписи — это ...

а) наживка

б) приживка

в) оживка





1.Название росписи произошло от названия города Городца, расположенного ...

а) рядом с Нижним Новгородом

б) рядом с Великим Новгородом

в) рядом с Санкт-Петербургом


2. В мотивах городецкой росписи есть цветы — это ...

а) розаны

б) купавки

в) розаны и купавки


3.Мастер наносит краску на ...

а) чистую доску

б) доску, где уже нарисован фон

в) Возможны оба перечисленных варианта


4. Как делаются узоры городецкой росписи?

а) Контур добавляется в последнюю очередь

б) Рисунки не имеют четких контуров

в) Сначала рисуется контур, а затем заполняется внутренняя часть


5. Белые штрихи вокруг крупных элементов городецкой росписи — это ...

а) наживка

б) приживка

в) оживка




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Сатышева Татьяна Валерьевна

Дата: 26.11.2019

Номер свидетельства: 528744

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства