kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему"Декор и положение человека в обществе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок ИЗО в 5 классе содержит элементы ФГОС (постановка проблемы, формулирование целей урока,физминутка,рефлексия).Во время выполнения практического задания учащиеся выступали в роли ювелиров Древнего Египта,выполняя эскизы украшений.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему"Декор и положение человека в обществе"»

Урок изобразительного искусства в 5 классе.

Тема урока: «Декор и положение человека в обществе»

Цели урока:

1.Познакомить учащихся с ролью декоративного искусства в жизни древних обществ на примере эпохи Древнего Египта.

2.Сформировать представления об одежде этого периода и символике украшений.

3.Развивать ассоциативно – образное мышление, творческую фантазию.

4.Воспитывать нравственно – эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры, применяя здоровьесберегающие технологии.

Оборудование:

Зрительный ряд: Творческие работы учащихся.

Таблицы с элементами одежды и древнеегипетской символики.

ТСО: Мультимедиа проектор. Компьютер, презентация.

Материалы и инструменты: Альбом, простой карандаш, ластик, цветные карандаши, фломастеры, гелевые ручки

Задание: Выполнение ювелирного украшения древнего египтянина.

Форма организации: индивидуально - групповая

План урока:

1.Оргмомент

2.Вступительное слово учителя (беседа)

3.Сообщение темы урока, цели урока.

4.Изучение нового материала.

5.Физкультминутка.

6.Практическая работа.

7.Экспресс - выставка.

8.Подведение итогов.

9.Домашнее задание.

10.Рефлексия.





Ход урока:

II.Оргмомент.

Приветствие. Выявление отсутствующих. Проверка готовности учащихся к уроку. Организация внимания ( Слайд 1 ).

Учитель: Прежде чем мы начнём наш урок , я хочу проверить , кто , с каким настроением , пришёл сегодня на урок.
( Все поднимают руки взависимости у кого ,какое настроение). У кого хорошее настроение? У кого не очень хорошее? Ну у кого настроение плохое, надеюсь к концу урока оно повысится!( Слайд 2 )

I I. Вступительное слово учителя (беседа).

Учитель: А сейчас я хочу вам прочитать стихотворение.

Вы его внимательно послушайте и подумайте , о какой стране идёт речь:

На плите. на саркофаге,

на папирусной бумаге,

и на всём, что видит взгляд,

иероглифы пестрят.

Рыбы, звери,

птицы , точки,

загогулины,

кружочки …

Всё знакомое почти,

а попробуй-ка, прочти!

-О какой стране идёт речь? ( Древний Египет). Правильно. Это страна-родина одной из самых древних культур. Наш путь лежит в Древний Египет - удивительную, полную загадок и чудес страну, одну из первых цивилизаций, отдалённую от нас несколькими тысячелетиями.

-Именно с неё вы начинаете изучать историю древних государств. Что вы знаете о Древнем Египте? ( Это страна пирамид-усыпальниц, фараонов, царей Древнего Египта.) (Слайды 3, 4 ,5)

-В этой стране люди поклонялись большому количеству богов, многие из которых были похожи на животных). (Слайд 6)

-О том, как жили древние египтяне, во что верили, какую одежду носили, мы узнаём, рассматривая и изучая дошедшие до нас рельефы и росписи на стенах пирамид, храмов, саркофагов Древнего Египта. ( Слайд 7 )

I I I. Сообщение темы урока, цели урока. (Слайды 8, 9)

Учитель: Как вы уже догадались, тема нашего урока связана с Древним Египтом. И если вы многое знаете из истории этой страны, то сегодня мы подробнее изучим декоративно-прикладное искусство этой страны.

I V. Изучение нового материала.

Учитель:- Одежда всегда имела важное значение в жизни человека, определяла его статус и род занятий, создавала имидж человека, подчёркивала его индивидуальность. Говорят: «Мода была всегда.» Можно и так сказать. Но всё-таки всё на свете с чего-то начиналось. Можно утверждать, что мода родилась в древнейшем на земле очаге цивилизации - Древнем Египте. Наше с вами путешествие мы начнём с самого известного египетского города Мемфис. Здесь мы узнаем о том, как одевались древние египтяне. А помогут нам в этом разобраться историк моды (ученик) и ведущие модельеры (ученики) Древнего Египта. Расскажите, что повлияло на создание одежды Древних Египтян?

Историк моды: Яркое солнце, тёплый влажный климат создали прекрасные условия для жизни людей, повлияли и на их одежды. С каким изяществом лёгкая, открытая одежда подчёркивает красоту загорелых тел, оттеняя их своей белизной. ( Слайд 10 )

Учитель: Что вы можете рассказать об одежде древних египтян? (Обращается к историку моды)

Историк моды: Египетская одежда на протяжении многих столетий остаётся неизменной. Речь идёт только о двух типах одежды: мужской и женской. Только её декоративная отделка означает разницу между отдельными слоями общества. Но и здесь действуют точные законы. Мужчины в период Древнего и Среднего царства носили простую набедренную повязку, «схенти», туловище было свободно от одежды. ( Слайды 11,12,13 )

( Дети этим временем записывают в тетради новый термин «схенти»).

Учитель: Что вы можете рассказать об одежде фараонов? (Обращается к модельеру (1))

Модельер(1): ФАРАОН- полновластный правитель Египта, являющийся сыном бога и его наместником на земле. Нарядные , красочные одежды выделяли его среди других людей, подчеркивая особое положение в обществе. Головной убор издавна отличал правителей всех стран. Фараон и его сановники носили великолепный полосатый платок - клафт , ниспадающий по бокам строгими полосами и сплетенный на спине наподобие косы. Царственное величие фараона подчеркивали священные символы- изображение урея (кобры-защитницы) и грифона. знаком власти фараона была высокая тиара- двойная корона, украшенная теми же символами, два СКИПЕТРА- изогнутый жезл и треххвостый бич, искусственная борода были знаками царского могущества. ( Слайды 14,15 )

( Дети этим временем записывают в тетради новые термины «клафт», «тиара»)

Учитель: Что носили фараон и его приближённые? (Обращается к модельеру (2))

Модельер(2): Основной частью мужского костюма был набедренник или передник, крепившийся на пояс., У фараона и его приближенных были передники изысканной формы из дорогой ткани, поверх которых надевали прозрачные тонкие одеяния. Фараон и знатные египтяне носили великолепные, богато орнаментированные воротники-ожерелья в виде солнца, а на ногах сандалии из листьев папируса и кожи с золотыми и позолоченными украшениями. Фараоны и знатные египтяне носили пышные парики, размеры и формы которых свидетельствовали о социальном положении их владельцев. ( Слайд 16 )

Учитель: Что вы можете рассказать об одежде древних египтянок? (Обращается к историку моды)

Историк моды: Женский костюм отличался придельной простотой. И царица, и рабыня носили узкое платье на лямках – калазирис - «шитая по мерке» прямая, длиной до лодыжек рубашка на одной или двух бретелях, оставляющая грудь открытой. Иногда шили цельнокроеную рубашку с глубоким вырезом на груди. Однако их платья различались не только качеством материала, но также отделкой и украшениями. (Слайд 17)

( Дети этим временем записывают в тетради новый термин «калазирис»).

Учитель: Что носили царицы и женщины высших сословий?(Обращается к модельеру (3))

Модельер(3): Царица носила полосатую одежду, плотно прилегающую к телу и подчеркивающую ее статность. В руках у царицы цветок лотоса. Нарядны и торжественны головные уборы египетских цариц! Женщины высших сословий носили пышный парик с бесчисленным количеством косичек, которые украшали нарядная повязка или металлический обруч. А на запястьях, чуть выше локтя, и на ногах великолепные браслеты. (Слайды 18, 19)

Учитель: Как выглядит ритуальный костюм царицы в образе «жены бога»? (Обращается к модельеру (4))

Модельер(4): Посмотрите ,как величественна египетская царица в ритуальной одежде «жены бога». Египтяне верили ,что у богов есть земные жёны среди знатных египтянок. На царице нарядная полосатая одежда, голову украшает сооружение из пышных перьев, солнечный диск и повязка с уреем. В руках у царицы знак жизни и скипетр в форме лотоса. ( Слайд 20)

Учитель: Что вы можете рассказать об одежде жрецов? (Обращается к модельеру (5))

Модельер(5):Шкура леопарда была верхней одеждой жрецов-служителей храма, которые надевали её во время богослужения. Верховного жреца выделяли рассыпанные по её поверхности серебряные звёзды. (Слайд 21) .

Учитель: Какую одежду носили чиновники? ( Обращается к модельеру (6))

Модельер(6):Особые знаки отличия в одежде были и у чиновников. Они носили удлинённый передник, парик, ожерелье и искусственную короткую бороду, которая считалась знаком высокого положения, но право носить самую длинную принадлежало фараону. Опахало из белых страусовых перьев также было знаком отличия высокопоставленных чиновников. Опахалом могли пользоваться только царевичи, высшие чины и военачальники. ( Слайд 22 )

Учитель: Какова была одежда египетских воинов? ( Обращается к модельеру (7))

Модельер(7): Одежда египетских воинов состояла из просторного набедренника со вставкой из кожаного полотнища в форме перевёрнутого бутона цветка или «сердца». ( Слайд 23 )

Учитель: Ну и, наконец, что носили бедняки? ( Обращается к модельеру (8))

Модельер(8): Одежда бедняка была скромной: простые формы, льняные ткани, кожа грубой выделки, примитивные украшения из глины. ( Слайд 24 )

Учитель: Спасибо вам за предоставленную информацию, вы нам очень помогли!

Вывод (говорит учитель): Как видите, костюм человека, включающий в себя не только одежду, но также причёску или парик, головной убор, обувь, различные дополнения ( пояс, воротник, ювелирные украшения ), чётко определял его место и роль в данном обществе. (Слайд 25)

Учитель: Как уже было выше сказано, одежду человека дополняют: причёска, украшения, маникюр и конечно же косметика.

Учитель: Девочки, а вам интересно узнать, как применяли косметику древние египтяне? ( Да, конечно…)

А в этом нам поможет разобраться визажист из Древнего Египта!

Так, как же применяли косметику древние египтяне? (Обращается к визажисту)

Визажист: Макияж египтян строго соответствовал древним традициям. Вне зависимости от пола все жители пользовались косметикой. Египтянки активно употребляли косметику: красили чёрной краской брови и ресницы, подводили контуры глаз и губ, над глазами рисовали широкие зелёные круги, окрашивали оранжевой краской руки и ноги. ( Слайд 26 )

Учитель: Изящную египетскую одежду дополняют драгоценности. Египтяне знали чеканку и гравировку, они умели обращаться с драгоценными камнями и их заменителями. Именно в Египте возникли все виды украшений из драгоценных камней. Чтобы подробнее изучить ювелирное искусство Древнего Египта, продолжим наше путешествие. Наш путь лежит в город Эль-Амаран. Здесь нас встречает главный ювелир, который работает при царском дворе.

Расскажите нам, какие виды древнеегипетских украшений бывают? Для чего они предназначались и что служило материалом для них? ( Обращается к ювелиру)

Ювелир: Мы изготавливаем нагрудные украшения, подвески, ожерелья, браслеты, серьги и перстни. (Слайд 27-31). На всем лежит печать чрезмерной роскоши и изысканной утонченности. Многие украшения предназначались для торжественных шествий, церемоний. Материалом для них служили золото, драгоценные и полудрагоценные камни, цветная смальта - непрозрачное стекло , которое научились делать египтяне. На них можно увидеть знаки-обереги, знаки-пожелания, древние символы богов и царей, выстроенные в узоры -тексты с символическим значением.

Учитель: Расскажите нам подробнее о древнеегипетской символике. Что означал каждый знак ? ( Обращается к ювелиру )

Ювелир: 1- Лотос-символ красоты, бессмертия, вечной жизни. 2- Путь Солнца по небу. 3- Скарабей-символ бога утреннего солнца, катящего диск по небу . 4- Символ власти. 5- Глаз – уаджет защищает от любой беды и символизирует воскресение после смерти. 6 -Знак жизни. 7- Знак силы. ( Слайд 32 )

Учитель: Какую информацию нёс цвет в ювелирных изделиях? (Обращается к ювелиру )

Ювелир: ЗОЛОТИСТО-ЖЁЛТЫЙ - цвет солнца.

БЕЛЫЙ – цвет луны.

ЗЕЛЁНЫЙ – воскресение природы, плодородие.

СИНИЙ – цвет воды и неба. ( Слайд 33 )

Учитель: Мы вас благодарим за познавательную и интересную информацию!

Мы очень долго с вами путешествовали, немного устали, а сейчас давайте отдохнём!

V.Физкультминутка. ( Слайд 34 )

Физкультминутка(1): Раз - подняться, подтянуться. Два - согнуться, разогнуться. Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре - ноги шире. Пять - руками помахать. Шесть - за стол тихонько сядь.

Физкультминутка(2): 1.Упражнение для тренировки мышц глаз: медленно переводите взгляд справа налево и обратно; повторите 5-10 раз. 2.Исходное положение, сидя на стуле, ноги согнуты, стопы параллельны. Приподнимая пятки одновременно и поочерёдно, разведение стоп в стороны. 3.Исходное положение - стоя. «Замочек» - отвести одну руку за голову, вторую за лопатки. «Попилить» несколько раз, меняя положение рук.

V I. Практическая работа. ( Слайд 35 )

Учитель: Отдохнули? ( Да )

А теперь продолжим наше путешествие. Давайте на время превратимся в ювелиров Древнего Египта и попробуем нарисовать какое-нибудь ювелирное украшение, используя древнеегипетскую символику.

Задание: Выполнение ювелирного украшения древнего египтянина.

(Убедившись, что ребята поняли задание, им разрешается приступить к самостоятельной работе.)

Во время практической работы учитель делает целевые обходы:

1.Контроль организации рабочего места;

2.Контроль правильности выполнения приёмов работы;

3.Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднение;

4.Контроль объёма и качества выполненной работы.

V I I. Экспресс - выставка ( Слайд 36 ) :

Ювелирная лавка «У Нефертити»

(Дети показывают свои работы.)

Учитель: Молодцы! Вы хорошо постарались! Теперь вас можно считать настоящими ювелирами!

V I I I. Подведение итогов :

1)Ребята, давайте ещё раз вспомним, в какой же стране мы побывали.

Вопросы:

1.Что нового вы узнали на уроке?

2.Какую роль играло декоративное искусство в Древнем Египте?

( Декоративно-прикладное искусство в Древнем Египте создавалось во славу царей. Декор был средством выражения идеи могущества, силы, бессмертия царя, представлений египтян о вечной жизни. Костюм человека чётко определял его место и роль в данном обществе.)

3.Что большего всего вам понравилось и запомнилось?

4. О чём бы вы хотели ещё узнать?

2) Оценивание учащихся:

Молодцы! С работой справились. Мне было приятно с вами пообщаться. Особенно хорошо потрудились. (Учитель называет учащихся и ставит им оценки)

I X. Домашнее задание ( Слайд 37 ) :

На «5»: Повторить элементы одежды, древнеегипетскую символику; найти дополнительный материал на тему: «Ремёсла древних египтян».

На «4»: Подробно изучить текст на стр.98-107.

X .Рефлексия:

1.Понравилось ли вам наше путешествие? ( Да )

Но мы с вами продолжим путешествовать и на следующем уроке.

2.А теперь давайте посмотрим, с каким настроением вы уходите с урока! ( Слайды 38-39 )


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект урока на тему"Декор и положение человека в обществе"

Автор: Галушко Галина Николаевна

Дата: 30.10.2018

Номер свидетельства: 482806


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства