Тип занятия: комбинированное (КЗ) беседа, практическая работа с помощью компьютера (рисунок в программе Paint)
Оборудование и материал: интерактивная доска, презентации: «Ажурные ограды Санкт-Петербурга», «Ажурные решетки. Рисунки с помощью компьютера в программе Paint, картинки с изображением Гефеста.
Тема | Ажурные ограды |
Автор | Смирнова Татьяна Анатольевна, учитель ИЗО МБОУ «Гимназиия № 10», г. Луховицы, Московской области. |
Цели темы | 1.Учить детей видеть и ценить труд художников, помогающих создавать неповторимый облик родного города, участие детей в создании творческого проекта «Ограды для нашего города». 2. Приобщение детей к миру окружающей их красоты. 3. Формирование навыков работы в программе Paint: Знакомство с творчеством мастеров, создающих ажурные ограды. Закрепление полученных ранее знаний и проверка знаний по использованию Программы Paint при работе с компьютером. Обучение умению выполнять несложные рисунки с помощью ноутбука, используя программу Paint. |
Задачи: учебные развивающие познавательные воспитательные | Формирование представления о труде мастеров, создающих ажурные решетки и ограды. Обучение умению рисовать ажурные ограды на основе геометрического узора. Совершенствование умений применять программу Paint на уроках ИЗО. Формировать умение работать в программе Paint в определенной последовательности. Развивать ассоциативное мышление, умение видеть причудливые формы природы и применять их при составлении узора. Развивать умение высказывать оценочные суждения в процессе обсуждения выполненных работ. Формировать представления о труде мастеров, создающих ажурные решетки и ограды. Познакомить с достопримечательностями Санкт-Петербурга. Научить видеть и ценить красоту ажурных оград Санкт-Петербурга. Познакомить с работой мастеров кузнечного дела, создателей ажурных оград и решеток. Воспитывать любовь и интерес к творчеству художников, создающих ажурные ограды. Развивать умение прогнозировать итог своей работы, использовать своё право выбора сюжета и способа изображения по заданной теме. Прививать аккуратность, усидчивость. |
Основное содержание темы, термины, понятия | Особенности художественного творчества: рисование с помощью ноутбука с использованием программы Paint, работа парами, (наставник-ученик), ассоциативное сравнение ажурных оград с образами, существующими в природе (ветви дереыьев, волны, цветы...), выявление их характерных особенностей, поиск вариантов изображения на основе линий различной толщины и конфигурации и геометрических фигур (круг, овал, прямоугольник, треугольник, ромб и т.д.), сравнение, анализ последовательности выполнения практической работы, составление совместного плана действий (работа парами). Термины и понятия: мастер, дизайнер, ограда, программа, Paint поле, экран, инструменты, композиция, масштаб изображения, линейный рисунок, рисунок с помощью линий разной толщины, геометрические фигуры, цветовой ряд, выбор цвета, заливка, узор, виды узоров (геометрический, растительный), последовательность выполнения узора, |
Планируемый результат |
Предметные умения | Межпредметные УУД |
Углубить познания в области изобразительного искусства и ИКТ продолжить формирование у детей навыков в рисовании геометрического узора в полосе. знать особенности и приёмы в работе с ноутбуком; уметь работать в программе Paint умение анализировать форму, выделять элементы, обобщать, соединять в единое целое, передавать в рисунке простейшую форму с помощью линий разной конфигурации, определять общее пространственное положение, подбирать правильно цвет, исходя из поставленной задачи, собственной задумки. выполнить творческий проект в программе Paint на тему «Ограды для нашего города» на основе ассоциаций с природными формами, используя геометрический узор. | Личностные: формирование эстетического отношения к миру прекрасного; развитие потребности в творчестве, освоение способов работы в программе Paint с помощью ноутбука. Регулятивные: составление плана и определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; формирование умения удерживать учебную задачу при помощи учителя; сверка своих действий с целью и при необходимости исправление ошибок. Познавательные: формирование понятия знакомство со словами: ассоциация, программа Paint, поле, экран, инструменты, композиция, масштаб изображения, линейный рисунок, цветовой ряд, заливка, мастер, кузнец, дизайнер, ограда, линейный рисунок, рисунок с помощью линий разной толщины, геометрические фигуры, узор, виды узоров (геометрический, растительный), последовательность выполнения узора, Коммуникативные: освоение способов взаимодействия в коллективе, при выполнении практической работы в паре, взаимопомощь, определение степени успешности и оценка работы. Социальные: ориентировка в социуме, анализ и сопоставление личного опыта. |
Организация пространства |
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы |
История изобразительного искусства (знакомство с творчеством мастеров, по проектам которых были созданы удивительные ограды в парках и решетки для мостов в Санкт-Петербурге., информатика (рисуют с помощью ноутбука в программе Paint), музыка (музыкальное сопровождение во время просмотра презентации, практическая работа на фоне музыки), литература (читают отрывки из стихов А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова). | Беседа, слушание, просмотр презентации, наблюдение, анализ формы, поиск информации с помощью ИКТ, подводящий диалог, фронтальный опрос, коллективная (в парах (работают в паре за одним ноутбуком, более опытный является наставником для менее опытного учащегося) индивидуальная, дифференцированная (каждая пара может выбрать подходящий по сложности узор, частично-поисковая (домашнее задание – сбор наглядного материала (изображения ажурных оград и решеток) практическая работа (творческий проект «Ограды для нашего города»), работа парами в программе Paint. | Наглядный демонстрационный материал (картинки с изображением животных) Наглядный материал: изображение облаков разной формы (округлые, вытянутые, удлиненные, маленькие и большие...) и разными способами (плавными, округлыми линиями, зигзагообразными, острыми, ломанными линиями) ИКТ (презентация: «Интерактивная доска (демонстрация учителем последовательности работы в программе Paint ). Интернет для учителя – подготовка презентации |
Тип урока | Комбинированный |
Технология проведения (этапы, цели) | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формирование компетентностей (УУД) |
I этап Организационно-мотивационный Цель: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, для реализации личностного потенциала; активизация и мотивация учащихся, установление тематических рамок. | Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку. Сообщает о том, что рассматривая интерьер комнаты, разглядывая витрины магазинов, мы обратили внимание на большую роль художника в украшении и преобразовании города и его улиц. Сегодня мы полюбуемся красотой скверов и парков. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. | Коммуникативные |
II этап Актуализация знаний Цель: работа с информацией, актуализация мыслительных операций и познавательных процессов, мотивация на целеполагание. | Обращает внимание учащихся на доску, где располагается изображение Гефеста. Интересуется у детей, кто изображен на рисунке и какое отношение данное изображение имеет к нашему уроку. Гефест создал прекрасные изделия, а вот как мастера кузнечного дела украшают город. Учитель приглашает учащихся совершить экскурсию по одному из самых красивейших городов России, Санкт-Петербургу Рассказывает о красоте оград и решеток Санкт –Петербурга. Демонстрирует презентацию « Красивейшие ограды и ажурные решетки Санкт-Петербурга». Обращает внимание на то, что решетки созданы мастерами кузнечного дела на основе эскизов, элементы которых напоминают формы, встречающиеся в природе. Предлагает учащимся рассмотреть решетки и ограды, вспомнить какие природные формы они содержат. | Учащиеся узнают на картинке Гефеста, древнегреческого бога, покровителя кузнечного дела. Рассказывают древнегреческий миф о том как он стал искусным кузнецом и покровителем мастеров кузнечного дела 9поисковая деятельность, сбор материала с использованием ИКТ). Отмечают, что красивые, ажурные ограды, о которых пойдет речь на уроке тоже сделали кузнецы, вот почему на доске размещен рисунок с изображением Гефеста. Слушание, просмотр презентации, вербальная фиксация информации. Просматривают презентацию « Красивейшие ограды и ажурные решетки Санкт-Петербурга». Слушают отрывки из стихов А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова с описанием решеток и оград Санкт-Петербурга. Люблю тебя Петра творенье, Люблю твой строгий стройный вид Невы державное творенье Береговой его гранит Твоих оград узор чугунный Твоих задумчивых ночей Прозрачный сумрак, блеск безлунный... (А. С. Пушкин) О Фельтен! Как дивятся поколенья Твоей решетке (век она жива!) Когда сквозь тонко связанные звенья Просвечивает сизая Нева...» Из мрамора волнистого колонны Кругом теснились чинно, и балконы Чугунные воздушною семьей Меж них гордились дивною резьбой (М. Ю. Лермонтов) Отвечают на вопросы: какие природные формы содержат решетки и ограды? Ответы: ветви деревьев, волны, цветы, а так же различные геометрические фигуры. | Социальные Личностные Познавательные |
III этап Целеполагание Цель: формировать умение ставить цели, планировать свою деятельность, и способ достижения цели, фиксация индивидуального затруднения, формулирование собственного мнения и его аргументация. | | Работа в паре: участвуют в обсуждении будущей решетки или ограды, основные элементы, сюжет, составляют план действий, примерный эскиз решетки или ограды, учитывая мнение друг друга, находят наилучший вариант, распределяют обязанности в практической работе (главную часть работы берет на себя тот ученик, который лучше освоил программу Paint , второй ему помогает, когда меняются ролями, первый является наставником для второго). | Регулятивные Коммуникативные |
IV этап Открытие нового знания Цель: формировать навык поисковой деятельности, развивать учебно-познавательную мотивацию, показать своеобразие декоративно-прикладного творчества, раскрыть красоту узора ажурной ограды или решетки, включить обучающихся в обсуждение проблемных вопросов, дискуссию. | Учитель демонстрирует презентацию «Ажурные решетки. Рисунки с помощью компьютера». Что лежит в основе изображения решетки? Предлагает вспомнить последовательность изображения узора в полосе. Учитель объясняет, как используя программу Paint, можно составить узор в полосе. Демонстрирует на интерактивной доске последовательность изображения узора в полосе, используя линии разной конфигурации и толщины, напоминает, как выбрать цвет и толщину линии. | | Социальные Личностные Познавательные Коммуникативные |
V этап Закрепление изученного Цель: формировать самостоятельность, ответственность, уверенность в своих силах, положительное отношения к себе; развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, показать возможности использования новых знаний и умений. | Учитель демонстрирует презентацию «Ажурные решетки. Рисунки с помощью компьютера». Что лежит в основе изображения решетки? Что такое узор? Какого вида бывает узор? Предлагает вспомнить последовательность изображения узора в полосе. | Просматривают презентацию, анализируют, отвечают на поставленные вопросы. В основе изображения решетки просматривается узор в полосе. Узор - это повторение или чередование тех или иных элементов. Узор бывает растительный и геометрический Будем использовать геометрический узор в полосе. Рассказывают последовательность изображения узора в полосе. | Личностные Познавательные Коммуникативные |
VI этап Пауза | Сообщает учащимся, что необходим отдых для глаз, так как предстоит работа с ноутбуками, напоминает правила правильной посадки за столом, сПризывает соблюдать расстояние, аккуратность в работе с техникой, демонстрирует упражнения для глаз и шеи, которые помогут снять усталость и напряжение. | | Личностные Познавательные Коммуникативные |
V II этап Практическая работа Цель: формировать умения учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений; развивать у обучающихся умения рисовать в программе Paint. обеспечить условия для успешного выполнения творческого проекта по созданию эскиза ажурной решетки или ограды, соблюдая последовательность составления узора в полосе на основе геометрических фигур и линий различной конфигурации и толщины, дать возможность участия в практической работе, получать при необходимости консультацию у учителя и друг у друга. | Наблюдает со стороны за работой учащихся, оказывает консультацию и помощь при необходимости. | Выполняют творческий проект ««Ограды для нашего города». Работа парами. Главную часть работы берет на себя тот ученик, который лучше освоил программу Paint , второй ему помогает, когда меняются ролями, первый является наставником для второго. Отмечают каждый выполненный пункт плана. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую помощь. Участвуют в обсуждении проблемных вопросов. Формулируют собственное мнение и аргументируют его. | Личностные Познавательные Коммуникативные Регулятивные |
VIII этап Рефлексия учебной деятельности (итог урока) Цель: формирование умения самооценки, анализа выполненной работы, вычленения проблем; формирование навыка подвести итог проделанной работе, наметить способы исправления ошибок, если таковые будут. | Пора подводить итоги нашей работы на уроке. Что нового и интересного вы узнали? Чему научились на уроке? Рассказ по плану: Я узнал… Я научился… Я смог… Что помогло вам успешно справиться с работой над совместным творческим проектом? Что помешало успеху? Как вы считаете, ваш проект смог бы достойно принять участие в украшении нашего города, парка, сквера или набережной? У кого возникло желание в будущем осваивать профессию графического дизайнера? Спасибо за прекрасные творческие проекты. Ажурные ограды и решетки, придуманные вами смогли бы достойно украсить улицы нашего города. Молодцы! Хотелось бы узнать, понравилось ли вам рисовать с помощью компьютера, хотите ли вы еще поработать в программе Paint? Прошу поднять смайлики. | Рассказывают по плану, отвечают на вопросы, анализируют, вычленяют проблему, если была и намечают способы исправления ошибок. С помощью смайликов отвечают на вопрос. | Личностные Коммуникативные Регулятивные Социальные |