Просмотр содержимого документа
«Конспект урока изобразительного искусства по теме "Декорации к опере-сказке «Снегурочка»»
Уроки ИЗО 5 класс
4 четверть
Урок изобразительного искусства в 5 классе по программе Шпикаловой Т.Я.
Тема: Декорации к опере-сказке «Снегурочка»
Цель: создание условий для овладения учащимися средствами и приёмами создания театральной декорации, развития информационной культуры, творческой фантазии, воспитания эмоционально – чувственного отношения к произведениям музыкального и изобразительного искусства. Задачи: определить роль художника театра в создании спектакля для усиления его эмоционально-образного строя; установить обязательную связь содержания театральной декорации с жанровыми особенностями спектакля; выполнение эскиза декорации новогоднего вечера. Формы организации деятельности - групповая Подготовка класса: класс подготовлен для работы в 4 группах по 5-6 человек.
Ход урока: 1. Организационный момент – 2 минуты; 2. Введение в тему - 6 мин. 3. Изучение нового материала. – 8 минут; 4. Анализ иллюстративного материала – 3 минуты; 5. Практическое задание – 20 минут; 6. Рефлексия – 3 мин 7. Итог урока – 2 мин. 1.Организационный момент Учитель: Здравствуйте ребята! Взгляните-ка на календарь! (дети смотрят на календарь, на котором стоит февраль, и указывают на ошибку). И, правда, ведь уже март наступил! (учитель переворачивает страничку календаря). Весна! Чудо пробуждения природы! Весенняя сказка! О какой сказке пойдет речь на сегодняшнем уроке! Ответы детей: о сказке «Снегурочка» 2. Введение в тему: Верно! Только сегодня мы поговорим не просто о сказке, а об опере-сказке «Снегурочка» и подведем итог вашей работы над веб-квестом «Гении сказки». Кто же эти гении? Давайте посмотрим на сводную таблицу, которую вы заполнили совместными усилиями (распечатка есть у каждой группы). Помните, вы задавали вопрос, зачем нужен шестой столбец. Пришла пора заполнить и его. Работа с таблицей: учащиеся заполняют последний столбец таблицы «Что их объединяет? (Приложение 1) Ребята, так кто же они, те гении, которые приложили руку к созданию оперного спектакля «Снегурочка» Ответы: Островский, Римский-Корсаков, Васнецов, Рерих. Верно, ребята, каждый из них внес свой вклад в создание спектакля. Вы, работая над проектом, тоже внесли свою лепту в общее дело – создали презентацию и заполнили таблицу. А сейчас давайте обобщим и сделаем выводы из проделанной вами работы. Во время работы звучит музыка Римского-Корсакова. Кто есть кто? (на слайде портреты Островского, Римского-Корсакова, Рериха, Васнецова и их фамилии. Нужно установить соответствие. На партах у каждой группы раздаточный материал, повторяющий слайд. Сигнал о завершении работы – поднятая рука. Когда все группы выполнили задание – самопроверка, меняем слайд.) Группа, закончившая работу первой и выполнившей все верно, может поставить себе бонусный балл. И первый вопрос, сколько же «гениев» работало над оперой-сказкой.
- Четыре. - Три, ведь декорации делал Васнецов или Рерих, мы еще нашли Билибина. - Пять, музыку к Снегурочке писал еще и Чайковский.
. Итак, Чайковский, он написал музыку к пьесе-сказке островского. А, что касается Васнецова и Рериха то каждый из них неоднократно обращались к сценографии оперы «Снегурочка». Поэтому сколько их «гениев» 4, 5 или 3, сегодня для нас не важно. Сегодня мы будем говорить только о двух «гениях» оперы-сказки «Снегурочка». А вот о ком именно, вы должны догадаться сами, внимательно изучив таблицу. Подсказка находится на доске в правом верхнем углу. Группы работают над заданием. Ответы групп: - Васнецов и Рерих, потому что они художники, а у нас урок ИЗО, а не музыки и не литературы (группа Берендеи) - Мы, думаем, что это Римский-Корсаков и Н. Рерих, потому что в этом году у них юбилей 170 и 140 лет со дня рождения. (Группа Ярило) - Мы прочитали, о том, что Рерих является автором идеи и инициатором Пакта Рериха, основателем международных культурных движений «Мир через культуру» и «Знамя Мира» 3. Объяснение нового материала Верно, для них 2014 год – юбилейный год, но не только это объединяет их. Н.А.Римский-Корсаков величайший сказочник среди музыкантов. Языком сказки рассказал он о высоких человеческих чувствах, о великой силе искусства, воспел красоту и гармонию природы. Как же Это чудесное весеннее сказание Римского-Корсакова претворилось в театрально-декорационном творчестве Н.К.Рериха. Театр, объединяющий в синтезе разные виды искусства, всегда привлекал художника, и он много и плодотворно работал в этой области. Рерих всегда искал звук в цвете оттого его краски звучат и поют. Такое обострённое восприятие музыкальности цвета перекликается с «цветописью» Римского-Корсакова, который музыкальные созвучия и тональности видел окрашенными в определённые цвета. То, что композитор делал в музыке, Рерих осуществлял в красках. Рерих очень любил эту весеннюю сказку. Неоднократно обращался он к оформлению «Снегурочки» для оперной и драматической сцены. (во время объяснения звучит музыка, и демонстрируются эскизы декораций к опере «Снегурочка» Рериха). Вы сейчас просмотрели несколько эскизов к опере «Снегурочка». Скажите, ребята, а много ли должен знать художник-декоратор, чтобы оформить спектакль? Или достаточно того, что он умеет рисовать? нет, нужно знать текст пьесы и о чем спектакль? Знаете, ребята, жил на свете такой художник Фома Незнающий. Он любил рисовать, и надо сказать был неплохим художником. И вот пригласили его как-то раз оформить постановку нескольких спектаклей: «Юрий Долгорукий», «Чук и Гек», сказки «Айболит». Вот, что предложил Фома режиссеру театра. (слайды) вывод: Художнику декоратору нужно знать в какое время происходит действие (изучить эпоху); где оно происходит, жанр и сюжет пьесы. И конечно же Николай Константинович Рерих знал изучал русскую природу, народный быт, традиции праздники, народное искусство. Все это помогало ему в работе над декорациями. Итак, мы приблизились к цели нашего урока и чтобы ее достичь, вы выполним практическую работу, как вы думаете какую? мы будем создавать эскиз декорации, декорации к сказке «Снегурочка» 4. Анализ иллюстративного материала Продолжаем работу. Все группы занимают свои места. Каждая группа имеет свое название, которое соответствует действию из оперы. Сценаристы каждой из групп должны были в тексте либретто выбрать те фрагменты, которые помогут определить, что же должно быть изображено на декорации. Можете приступать к практической работе. Художники декораторы делают общий набросок сцены, а подмастерья начинают работать цветом. Можно использовать любую технику, включая коллаж и аппликацию. Не забываем о глубине сцены, для создания атмосферы театра можно сделать обрамление в виде занавеса. 5. Практическая работа. Учащиеся работают по группам над эскизом к опере «Снегурочка». Каждая группа выполняет эскиз к определенному действию. Представление своей работы на соответствие ее замыслу автора. Работы вывешиваются на доске. Идет самооценка и взаимооценка. 6. Рефлексия 7. Итог урока Урок подошел к концу! Но наш проект продолжается! Декорации есть. Но, не могут актеры играть в современной одежде во всех спектаклях. Следующий этап проекта «Эскиз сценического костюма». Спасибо всем за работу!