I. Организация класса: Проверка наличия учащихся, проверка готовности к уроку, сообщение темы, цели урока.
II. Проверка домашнего задания:
1 Выставка и анализ работ.
2 Устный опрос.
- Что такое композиция?
- Что такое перспектива?
- Как изображаются предметы в перспективе?
- Назовите правила линейной перспективы?
- Как изобразить воздушную перспективу?
3 Работа по тестам.
III. Изучение нового материала.
Объяснение учителя: Орнамент – это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов. Орнамент может изображать конкретные формы – листочки, цветы, насекомых, птиц с довольно большим приближением к натуре и менее конкретные, обобщенные и даже абстрактные формы – прямоугольники, треугольники, круги, ромбы и прочие фигуры. Основным источником создания орнамента всегда была природа. Орнамент может компоноваться из одного или нескольких декоративных элементов или фигур. Декоративные элементы и звенья часто изображают предметы окружающей человека среды и художественно выражают отношение к ним самого человека.
В русском орнаменте декоративные элементы выражают чувства, мысли, интересы землевладельца. В узорах легко узнаются полевые и садовые растения: маки, ромашки, васильки, яблони и вишни, колоски ржи, плоды рябиы, хмеля.
В узбекском орнаменте декоративными элементами служат цветки миндаля, коробочки хлопка, листья ивы, змейки и колосья пшеницы. Они рассказывают о стране солнца и садов, хлопковых полей, о трудолюбии узбекского народа.
В казахском и киргизском орнаментах декоративные элементы и сочетания красных и синих цветов напоминают о природных богатствах солнечного края и выражают мечту народа о счастье.
В египетском орнаменте основным декоративным элементом является обожествленный лотос; в греческом – листья аканта; в римском – дуб и виноград; в иранском – гвоздики, розы, а также изображения животных – львы, леопарды, газели.
Замкнутым орнаментом называют узор, декоративные элементы которого сгруппированы в замкнутую линию.
Линейный – декоративные элементы расположены прямо (в линию).
Аппликация в переводе с латинского обозначает «прикладывание». Это один из видов изобразительной техники. В его основе лежит вырезание различных деталей и наложение их на фон в определенном порядке. Детали закрепляют на основе с помощью различных клеев, ниток. В настоящее время в аппликации можно использовать самые разнообразные элементы: различные виды бумаги, ткани, нитки, соломку, мех, скорлупу, песок, бересту, высушенные растения, листья, семена.
Аппликация как одна из изобразительных техник зародилась довольно давно. Ее с незапамятных времен использовали для украшения одежды, обуви, орудий труда, домашней утвари. Скорее всего, именно необходимость сшивать шкуры положило начало украшению одежды, а не только соединению ее деталей. Намного позже начали прикреплять к одежде кусочки войлока, меха, кожи различных цветов и оттенков. Так появилась аппликация.
IV. Просмотр презентации, анализ.
V. Работа с учебником. Ученики самостоятельно работают по учебнику, дают анализ рисункам орнамента.
- Как называется данный орнамент?
- Какие узоры в нем использовались?
- Какому народу принадлежит орнамент?
V. Закрепление.
1 Практическая работа. Учащиеся самостоятельно выбирают вид орнамента: ленточный или замкнутый, а также народные мотивы. Декоративные элементы орнамента вырезаются из цветной бумаги и наклеиваются на картон.
2 Самостоятельная работа. Во время самостоятельной работы учеников, учитель дает индивидуальные советы, исправляет ошибки.