kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"КОМИ-ПЕРМЯЦКИЙ ОРНАМЕНТ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок – исследование для учащихся 3 класса на тему

«КОРЕННЫЕ НАРОДЫ ПРИКАМЬЯ. КОМИ-ПЕРМЯЦКИЙ ОРНАМЕНТ»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"КОМИ-ПЕРМЯЦКИЙ ОРНАМЕНТ»»

Урок – исследование для учащихся 2 класса на тему

«КОРЕННЫЕ НАРОДЫ ПРИКАМЬЯ. КОМИ-ПЕРМЯЦКИЙ ОРНАМЕНТ»

Цель: Содействовать развитию познавательного интереса к традиционной культуре народов Прикамья.

Задачи:

Развивающие:

  • развивать творческую и познавательную активность

  • развивать эмоциональное, эстетическое восприятие, творческие способности.

Воспитательные:

  • воспитывать аккуратность и умение доводить начатое дело до конца, усидчивость

  • содействовать воспитанию бережного отношение к культурному наследию, к истории и традициям своего края, уважения к людям разных народностей.

Обучающие:

  • познакомить учащихся с характерными особенностями орнамента коми-пермяцкого народа.

  • сформировать навыки последовательного ведения работы.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-исследование

Методы обучения: словесный, объяснительно-иллюстративный, практический, творческий.

Приемы преподавания: беседа, постановка вопросов, демонстрация.

Приемы учения: наблюдение, слушание, ответы на вопросы.

Оборудование: медиапроектор, ноутбук, экран, карта Пермского края, контурная карта Пермского края - на каждую парту, акварельные краски, кисти, бумага.

Музыкальный ряд: музыка коми-пермяков

Зрительный ряд: электронная презентация «Коми-пермяки и их традиции»



ХОД ЗАНЯТИЯ.

  1. ВВОДНАЯ БЕСЕДА

Учитель: В некотором царстве, некотором государстве, а именно в том, в котором мы живём, в нашем Пермском крае, расселилось более ста народов. И это не сказка, а самая настоящая быль. Скажешь «Здравствуйте!» - а тебе откликнутся: «Бур лун!» или «Исянмесез!». И это замечательно: ведь чем больше друзей, тем интереснее. Да ещё таких – со своим языком и своей мудростью, своими обрядами и обычаями. Поделятся они с вами ими – и вы богаче станете, словно старинный клад нашли. Одни народы рассеяны по всему Пермскому краю, живут всюду, на севере и на юге, другие сосредоточены в каком-то одном поселении. А вот у коми-пермяков – обширные земли, целый округ.

  1. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

Учитель: Догадались, о ком сегодня пойдёт речь?

Дети отвечают

Учитель: А что Вы знаете об этом народе?

Дети отвечают

Учитель: До 2007 года коми-пермяцкий автономный округ существовал самостоятельно, но после объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа, появился новый субъект РФ - Пермский край. Между округом и Пермской областью есть граница, но только на карте. Пограничников там нет: садись в автобус и поезжай. Найдите на карте самостоятельно коми-пермяцкий округ и его столицу!

Дети работают с географической картой Пермского края

Учитель: Какое название носит самый крупный город коми-пермяцкого округа.

Дети отвечают

Учитель: Одно из древних преданий гласит, что здесь жил когда-то богатырь по имени Кудым. Он построил укреплённое городище –“Кар”. Так поселение и получило название Кудымкар – городище Кудыма. Коми-пермяки, коренное население Прикамья. До 1920-х гг. они называли себя пермяками, пермичами, пермянами, а после образования в 1925 году Коми-пермяцкого автономного округа – коми-пермяками.

Показ слайда.

  1. УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ

Учитель: В старинных коми-пермяцких легендах есть два известных богатыря: Пера-богатырь и Кудым-Ош.

Кудым-Ош - «ош» на языке коми – медведь; Кудым-Ош - племенной вождь, сын медведя, наделён качествами героя: он открыл железо, научил свой народ ремёслам. Кудым-Ош – сильный и мужественный, может превращаться в медведя; медведи «ему родня были, служили его народу».

Показ слайда.

Пера-богатырь – защитник своего народа от врагов. Многие предания говорят о помощи Перы русскому народу; о борьбе Перы против угнетателей, в том числе и Строгановых. Пера – отважный богатырь, совершающий подвиги во имя спасения народа от любых врагов.

Показ слайда.

Учитель: Как же жили коми-пермяки в старину. Устраивали они свои поселения у рек, ключей, на крупных трактах. Традиционным жилищем у коми-пермяков является рубленая изба из различных пород хвойных деревьев.

Занятия коми-пермяков земледелием, животноводством, охотой, рыболовством собирали травы, грибы и ягоды.

Хлеб - «нянь» выпекался в русской печи, чаще всего из ржаной или смешанной ржаной и ячменной муки, лишь в зажиточных хозяйствах – из пшеничной. Из муки готовились такие блюда, как оладьи, блины, пресные сочни. Популярны были пироги с разнообразной начинкой: репной, капустной, редечной, грибной. Одним из главных символом коми-пермяцкой кухни считаются пельмени. Происхождение этих названий связывают с коми-пермяцкими словами пель – ухо, нянь – хлеб – «хлебное ушко».

Показ слайдов.

Учитель: А знаете ли вы, что и все мы часто по коми-пермяцки говорим? Каждое второе название на карте Пермского края нам досталось с древних времён из этого языка. Вода по коми-пермяцки «ва», и у многих наших рек названия оканчиваются на «ва». Какие реки Пермского края вы знаете с окончанием на «ва»?

Дети называют реки.

Учитель: А теперь я буду называть реки Пермского края, а вы отгадывать, почему они получила такое название!

У нас в крае есть река Шаква, а по коми-пермяцки «тшак»- это гриб!

Показ слайда. Дети отвечают.

Река Юсьва, по коми-пермяцки «юсь» - это лебедь!

Показ слайда. Дети отвечают.

По коми-пермяцки «ур» - это белка! Что это за река?

Показ слайда. Дети отвечают.

По коми-пермяцки «ош» - это ……! Так, что же за река у нас в крае течет с таким названием…?

Дети должны догадаться сами и дать правильный ответ.

Учитель: Вы уже поняли, что в нашем крае большая часть рек получили названия с коми-пермяцкого языка. Итак, какие реки еще у нас есть:

Велва - река, начинающаяся на возвышенности

Вильва - свежая вода

Ивань - божественная река (женские слезы)

Койва - холодная, ледяная (брызгающая) река

Колва - охотничья река

Косьва - мелкая река (вода)

Лысьва - река, текущая через хвойные леса

Мойва - бобровая река

Обва - луговая снежная река

Пожва - мутная вода

Сюзьва - река, текущая, где водятся филины 

Усьва - падающая с шумом вода

Чусовая – Чусва - быстрая вода 

Учащиеся вместе с учителем ищут на карте названия рек.

Физкультминутка.

Учитель: Сейчас мы с вами немного поиграем и вы выучите несколько коми-пермяцких слов: КИ — это РУКИ, ЧУНЁК — ПАЛЬЧИКИ, КЫРЫМ — ЛАДОШКИ. Я вам буду говорить эти слова на языке коми, а вы должны показывать мне руки, пальчики и ладошки. Я тоже буду показывать эти части тела, но могу периодически вас путать.

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами познакомимся еще и с коми-пермяцким костюмом. Коми-пермяцкие мастера славятся своим ткачеством и вязанием. Одежда коми-пермяков во многом походила на одежду русского народа, её расшивали повороту, на манжетах, по низу. Особенно любили украшать пояса. А теперь ответьте мне, как же называется чередующийся и повторяющийся узор, который мы видел на костюмах!

Дети отвечают.

Учитель: Орнаменты народов коми можно разделить на несколько групп:

  • С ЖИВОТНЫМ МИРОМ. Коми-пермяки называют себя лесным народом, поэтому многие знаки орнамента изображения оленя, зубов хищных животных, головы медведя – связаны с лесом.

Показ слайда

  • СВЯЗАНЫЕ С ОРУДИЯМИ ТРУДА. Народ умел не только охотиться, но и пахать землю, выращивать хлеб. Многие знаки земля, засеянное поле, снопы – отражают крестьянский труд.

Показ слайда

  • С РАСТИТЕЛЬНЫМ МИРОМ

Показ слайда

  • С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ФИГУР ЛЮДЕЙ

Показ слайда

Учитель: Это сейчас мы воспринимаем орнамент как красивое украшение наряда, а в старину люди верили в то, что это обереги, которые их защитят от злых духов, болезней. Вышивались узоры в первую очередь там, где одежда кончалась, касалась открытого тела: у ворота, на подоле, на манжетах. Рукодельницы украшали орнаментом пояса, считалось, что пояс оберегает от нечистой силы, а охотнику помогал не заблудиться в лесу.

Наиболее распространенные элементы национального орнамента коми-пермяков:

  • ПЕРНА - имеет древнее происхождение, играет роль оберега, является защитой от нечистой силы и злых духов. Кроме того, ПЕРНА служит символом вечности, высоких стремлений и счастья.

  • ШОНДИ - символ солнца, добрый светлый оберег, он как солнце оберегает от негативной энергии и защищает от всего плохого в жизни.

Показ слайда

Учитель: Где же мы можем увидеть коми-пермяцкий орнамент?

Дети отвечают, затем педагог показывает слайды с изображением текстильных изделий, на которые нанесен коми-пермяцкий орнамент.

Дети называют элементы орнамента.

Учитель: Сейчас на дворе зима, очень холодно и у всех нас в мороз очень мерзнут руки. Мы с вами нарисуем коми-пермяцкий орнамент на рукавичках, которые я вас сейчас выдам!

Дети обводят шаблоны рукавичек, а затем рисуют на них элементы коми-пермяцкого орнамента.

4. ИТОГ УРОКА. Рефлексия.

Учитель: Закончите предложенные фразы:

Мне особенно запомнилось ……

Сегодня я узнал(а) ……

Я научился……

Проходит выставка детских работ. Выявление ошибок, выставление оценок.


4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"КОМИ-ПЕРМЯЦКИЙ ОРНАМЕНТ»

Автор: Банникова Светлана Алексеевна

Дата: 30.10.2016

Номер свидетельства: 353501


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства