Приемы учения: наблюдение, слушание, ответы на вопросы.
Оборудование: медиапроектор, ноутбук, экран, карта Пермского края, контурная карта Пермского края - на каждую парту, акварельные краски, кисти, бумага.
Музыкальный ряд: музыка коми-пермяков
Зрительный ряд: электронная презентация «Коми-пермяки и их традиции»
ХОД ЗАНЯТИЯ.
ВВОДНАЯ БЕСЕДА
Учитель: В некотором царстве, некотором государстве, а именно в том, в котором мы живём, в нашем Пермском крае, расселилось более ста народов. И это не сказка, а самая настоящая быль. Скажешь «Здравствуйте!» - а тебе откликнутся: «Бур лун!» или «Исянмесез!». И это замечательно: ведь чем больше друзей, тем интереснее. Да ещё таких – со своим языком и своей мудростью, своими обрядами и обычаями. Поделятся они с вами ими – и вы богаче станете, словно старинный клад нашли. Одни народы рассеяны по всему Пермскому краю, живут всюду, на севере и на юге, другие сосредоточены в каком-то одном поселении. А вот у коми-пермяков – обширные земли, целый округ.
ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ
Учитель: Догадались, о ком сегодня пойдёт речь?
Дети отвечают
Учитель: А что Вы знаете об этом народе?
Дети отвечают
Учитель: До 2007 года коми-пермяцкий автономный округ существовал самостоятельно, но после объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа, появился новый субъект РФ - Пермский край. Между округом и Пермской областью есть граница, но только на карте. Пограничников там нет: садись в автобус и поезжай. Найдите на карте самостоятельно коми-пермяцкий округ и его столицу!
Дети работают с географической картой Пермского края
Учитель: Какое название носит самый крупный город коми-пермяцкого округа.
Дети отвечают
Учитель: Одно из древних преданий гласит, что здесь жил когда-то богатырь по имени Кудым. Он построил укреплённое городище –“Кар”. Так поселение и получило название Кудымкар – городище Кудыма. Коми-пермяки, коренное население Прикамья. До 1920-х гг. ониназывали себя пермяками, пермичами, пермянами, а после образования в 1925 году Коми-пермяцкого автономного округа – коми-пермяками.
Показ слайда.
УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ
Учитель: В старинных коми-пермяцких легендах есть два известных богатыря: Пера-богатырь и Кудым-Ош.
Кудым-Ош - «ош» на языке коми – медведь; Кудым-Ош - племенной вождь, сын медведя, наделён качествами героя: он открыл железо, научил свой народ ремёслам. Кудым-Ош – сильный и мужественный, может превращаться в медведя; медведи «ему родня были, служили его народу».
Показ слайда.
Пера-богатырь – защитник своего народа от врагов. Многие предания говорят о помощи Перы русскому народу; о борьбе Перы против угнетателей, в том числе и Строгановых. Пера – отважный богатырь, совершающий подвиги во имя спасения народа от любых врагов.
Показ слайда.
Учитель:Как же жиликоми-пермяки в старину. Устраивали они свои поселения у рек, ключей, на крупных трактах. Традиционным жилищем у коми-пермяков является рубленая изба из различных пород хвойных деревьев.
Занятия коми-пермяков земледелием, животноводством, охотой, рыболовством собирали травы, грибы и ягоды.
Хлеб - «нянь» выпекался в русской печи, чаще всего из ржаной или смешанной ржаной и ячменной муки, лишь в зажиточных хозяйствах – из пшеничной. Из муки готовились такие блюда, как оладьи, блины, пресные сочни. Популярны были пироги с разнообразной начинкой: репной, капустной, редечной, грибной. Одним из главных символом коми-пермяцкой кухни считаются пельмени. Происхождение этих названий связывают с коми-пермяцкими словами пель – ухо, нянь – хлеб – «хлебное ушко».
Показ слайдов.
Учитель: А знаете ли вы, что и все мы часто по коми-пермяцки говорим? Каждое второе название на карте Пермского края нам досталось с древних времён из этого языка. Вода по коми-пермяцки «ва», и у многих наших рек названия оканчиваются на «ва». Какие реки Пермского края вы знаете с окончанием на «ва»?
Дети называют реки.
Учитель: А теперь я буду называть реки Пермского края, а вы отгадывать, почему они получила такое название!
У нас в крае есть река Шаква, а по коми-пермяцки «тшак»- это гриб!
Показ слайда. Дети отвечают.
Река Юсьва, по коми-пермяцки «юсь» - это лебедь!
Показ слайда. Дети отвечают.
По коми-пермяцки «ур» - это белка! Что это за река?
Показ слайда. Дети отвечают.
По коми-пермяцки «ош» - это ……! Так, что же за река у нас в крае течет с таким названием…?
Дети должны догадаться сами и дать правильный ответ.
Учитель: Вы уже поняли, что в нашем крае большая часть рек получили названия с коми-пермяцкого языка. Итак, какие реки еще у нас есть:
Велва -река, начинающаяся на возвышенности
Вильва -свежая вода
Ивань -божественная река (женские слезы)
Койва -холодная, ледяная (брызгающая) река
Колва -охотничья река
Косьва -мелкая река (вода)
Лысьва -река, текущая через хвойные леса
Мойва -бобровая река
Обва -луговая снежная река
Пожва -мутная вода
Сюзьва -река, текущая, где водятся филины
Усьва -падающая с шумом вода
Чусовая – Чусва -быстрая вода
Учащиеся вместе с учителем ищут на карте названия рек.
Физкультминутка.
Учитель: Сейчас мы с вами немного поиграем и вы выучите несколько коми-пермяцких слов: КИ — это РУКИ, ЧУНЁК — ПАЛЬЧИКИ, КЫРЫМ — ЛАДОШКИ. Я вам буду говорить эти слова на языке коми, а вы должны показывать мне руки, пальчики и ладошки. Я тоже буду показывать эти части тела, но могу периодически вас путать.
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами познакомимся еще и с коми-пермяцким костюмом. Коми-пермяцкие мастера славятся своим ткачеством и вязанием. Одежда коми-пермяков во многом походила на одежду русского народа, её расшивали повороту, на манжетах, по низу. Особенно любили украшать пояса. А теперь ответьте мне, как же называется чередующийся и повторяющийся узор, который мы видел на костюмах!
Дети отвечают.
Учитель: Орнаменты народов коми можно разделить на несколько групп:
С ЖИВОТНЫМ МИРОМ. Коми-пермяки называют себя лесным народом, поэтому многие знаки орнамента изображения оленя, зубов хищных животных, головы медведя – связаны с лесом.
Показ слайда
СВЯЗАНЫЕ С ОРУДИЯМИ ТРУДА. Народ умел не только охотиться, но и пахать землю, выращивать хлеб. Многие знаки земля, засеянное поле, снопы – отражают крестьянский труд.
Показ слайда
С РАСТИТЕЛЬНЫМ МИРОМ
Показ слайда
С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ФИГУР ЛЮДЕЙ
Показ слайда
Учитель: Это сейчас мы воспринимаем орнамент как красивое украшение наряда, а в старину люди верили в то, что это обереги, которые их защитят от злых духов, болезней. Вышивались узоры в первую очередь там, где одежда кончалась, касалась открытого тела: у ворота, на подоле, на манжетах.Рукодельницы украшали орнаментом пояса, считалось, что пояс оберегает от нечистой силы, а охотнику помогал не заблудиться в лесу.
Наиболее распространенные элементы национального орнамента коми-пермяков:
ПЕРНА - имеет древнее происхождение, играет роль оберега, является защитой от нечистой силы и злых духов. Кроме того, ПЕРНА служит символом вечности, высоких стремлений и счастья.
ШОНДИ - символ солнца, добрый светлый оберег, он как солнце оберегает от негативной энергии и защищает от всего плохого в жизни.
Показ слайда
Учитель: Где же мы можем увидеть коми-пермяцкий орнамент?
Дети отвечают, затем педагог показывает слайды с изображением текстильных изделий, на которые нанесен коми-пермяцкий орнамент.
Дети называют элементы орнамента.
Учитель: Сейчас на дворе зима, очень холодно и у всех нас в мороз очень мерзнут руки. Мы с вами нарисуем коми-пермяцкий орнамент на рукавичках, которые я вас сейчас выдам!
Дети обводят шаблоны рукавичек, а затем рисуют на них элементы коми-пермяцкого орнамента.
4. ИТОГ УРОКА. Рефлексия.
Учитель: Закончите предложенные фразы:
Мне особенно запомнилось ……
Сегодня я узнал(а) ……
Я научился……
Проходит выставка детских работ. Выявление ошибок, выставление оценок.