kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Художники- сказочники В.М. Васнецов и И.Я. Билибин. Иллюстрирование русской народной сказки "Маша и медведь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Целью организационного этапа было создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке, готовность к деятельности, положительная эмоциональная направленность. В процессе постановки темы и цели урока учащимся было предложено просмотреть слайды, прослушать мелодию и определить о чем пойдет речь на уроке и цель урока самостоятельно. С поставленной задачей дети успешно справились. Следующий этап урока открытие новых знаний был проведен в виде презентации, в ходе которой учащиеся узнали о жизни и творчестве художников –сказочников В.М. Васнецова и И.Я.Билибина. На уроке проводилась исследовательская работе. Детям была выдвинута гипотеза, правильность которой необходимо было доказать, с чем учащиеся хорошо справились. В ходе исследовательской работы уч-ся познакомились с биографиями и творчеством художников –сказочников, узнали к каким русским народным сказкам ими были созданы иллюстрации, провели сравнительный анализ картин художников и сделали соответствующие выводы, доказав правильность гипотезы. Целью практической части урока было иллюстрирование русской народной сказки «Маша и медведь». Вместе с учителем уч-ся вспомнили содержание сказки. Уч-ся было предложено поэтапное рисование медведя и девочки. Дети самостоятельно определились с сюжетом из сказки для самостоятельной работы. Практическая часть урока проводилась с музыкальным сопровождением, что создавало спокойную психологическую обстановку. В конце урока была проведена выставка работ уч-ся и рефлексия, что позволило оценить успешность проведения урока. Подбор заданий согласно их содержанию, объема, дозировки осуществлялся дифференцированно на основе учета возрастных особенностей учащихся. Все этапы урока взаимосвязаны, имеют логическую завершенность. В течение всего урока осуществлялось формирование познавательного интереса учащихся, активизация их мыслительной деятельности различными средствами. Это и создание ситуации успеха, использование наглядности, работа с художественными терминами,игровых моментов, разнообразных видов деятельности на уроке, эмоциональность и психологический настрой и установка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Художники- сказочники В.М. Васнецов и И.Я. Билибин. Иллюстрирование русской народной сказки "Маша и медведь"»

Открытый урок в 2 классе.

Тема: Художники-сказочники В.М. Васнецов и И.Я. Билибин. Иллюстрирование русской народной

               сказки  «Маша и медведь.»

Цели:
.Сформировать представление о сказочном жанре в живописи на примере творчества В.Васнецова и И.Билибина.
.Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь и интерес к истории культуры, искусства.
Развивать навыки поисковой работы и коллективного восприятия, творческое отношение к выполнению задания.

дать представление о роли фантазии в искусстве;

·  формировать умение выполнять иллюстрации к народным сказкам на  выбранные сюжеты;

· развивать интерес к народному сказочному творчеству, графические навыки в передаче пропорций сложных по форме предметов, навыков композиционного решения рисунка

воспитывать любовь к русским народным сказкам, к положительным героям сказок, сопереживание настрое­ниям героев сказки, обратить внимание детей на добрые поступки и злые;

способствовать развитию детского воображения; прививать любовь к сказкам; формировать эстетическое восприятие; совершенствовать речь учащихся; воспитывать любовь к Родине.


Задачи:

Дать учащимся знания о сказочном жанре, о жизни, творчестве В.Васнецова и И.Билибина.    Стимулировать и развивать зрительную и слуховую память.
 Создавать спокойную психологическую обстановку, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
 Достичь того, чтобы учащиеся получили максимальное удовольствие от своей работы.
Демонстрационный материал:
1.Репродукции работ И.Билибина, В.Васнецова по сказкам.
2. Презентации и видеофрагменты.
Оборудование: акварельные, краски, кисти, палитра, вода, карандаш, салфетки, иллюстрации к русским народным сказкам.

 

 

Ход уроков

1. Организация учащихся.

Прозвенел звонок,

Начинаем наш урок.

Будем изобразительное искусство изучать,

Творчество и фантазию развивать.

 

1.Проверка готовности учащихся к уроку.

 

II. Сообщение темы урока.

-Ребята, посмотрите на экран внимательно, послушайте музыку и скажите, как вы думаете , о чем мы будем сегодня говорить на уроке? (просмотр слайдов)

- Правильно сегодня на уроке мы с вами поговорим о сказках.

-Нет на земле такого человека, который в детстве не любил бы слушать волшебные сказки, именно волшебные, где с удивительной легкостью стираются грани между обыденным и необыденным – и вещи, и животные, и растения начинают говорить с нами на понятном языке.

- Ребята, какие книги вы больше всего любите читать? Конечно, сказки.

- Все вы любите рассматривать рисунки в книгах.

-Дети, представьте себе, что из книг исчезли все рисунки.

(Ответы детей).

-Как скучно, невыразительно будут выглядеть книги.

Учитель

-Ребята, есть люди, которые не захотели расставаться с мечтой о сказочной стране.

- как называют рисунки в книгах?

Угадай слово:    ил……..ия

- А кто рисует рисунки в книгах для детей?

Угадайте слово:    ил…………тор

- Это художники – иллюстраторы. Они придумывают для нас разные истории, сказки, создают образы героев и рисуют их.

Иллюстрация- изображение, поясняющее текст.

Художник становится соавтором, изображая зримыми героев книги, помогая тем самым лучше понять содержание.

 Художника, который рисует рисунки для книг, называют иллюст­ратором.

- Предположите, как будет звучать тема сегодняшнего урока? (ответы детей) 

III. Работа по теме урока.

  1. Особенности сказочного жанра.

-Сегодня на уроке изобразительного искусства мы с вами проведем исследовательскую работу. Для исследования я выдвигаю вам следующую гипотезу «Если художник видит окружающий мир по – своему, то это отражается в его творчестве».

-Прочтите гипотезу самостоятельно. А теперь (уч-ся) прочти нам вслух.

- Как вы понимаете смысл данной гипотезы? (ответы детей)

- Какую цель мы поставим перед собой на уроке?

(провести сравнение особенностей художественных манер русских художников в изображении сказочных героев )

-Посмотрите на экран, с жизнью и творчеством каких русских художников мы будем знакомится на уроке?

- Какую работу нам необходимо проделать для того, чтобы доказать верность данной гипотезы?

Ход исследования

Используя различные источники информации:

  • Исследовать особенности творчества В.М. Васнецова и И.Я. Билибина

  • Выяснить к каким сказкам художники создавали иллюстрации;

  • Провести сравнение этих иллюстраций

. А теперь мы отправимся в путешествие в Тридевятое царство в Тридесятое государство и не одни, а вместе с художниками-сказочниками. И начнем путешествие по книгам детства, многие из которых проиллюстрировал великий русский художник И. Я. Билибин.
1)-С биографией И.Я Билибина нас познакомит …. Сообщение учащегося о жизни и творчестве И. Билибина с помощью мультимедийной презентации

-Давайте рассмотрим иллюстрации к русским народным сказкам И.Я. Билибина. Постарайтесь узнать к каким сказкам сделаны иллюстрации. (просмотр, обсуждение)

2) -С биографией В.М.Васнецова нас познакомит… Сообщение учащегося о жизни и творчестве В. Васнецова с помощью мультимедийной презентации

А теперь познакомимся с иллюстрациями к русским народным сказкам В.М.Васнецова. Отгадайте, к каким сказкам сделаны иллюстрации. (просмотр, обсуждение).

Сравнение героинь картин Васнецова и Билибина. (прослушивание музыкального сопровождения)

-Какой вывод мы сделаем сравнив иллюстрации В.М.Васнецова и И.Я. Билибина?

Иван Билибин создавал свои сказочные рисунки специально для детей, так, чтобы они были понятны и близки детям.

  • Виктор Васнецов создавал сказку в своих картинах так, как она представлялась ему самому, взрослому человеку

  • Иван Билибин писал иллюстрации так, чтобы они полностью поясняли текст, чтобы даже неграмотный человек, просто листая книжку,  понял,  о чем в ней речь.

  • Сказочные образы у Виктора Васнецова очень похожи на реальные, да и природа на его картинах очень похожа на нашу русскую природу.

  • Все страничные иллюстрации Билибин  окружал орнаментальными рамками, как деревенские окна резными наличниками, желая передать  атмосферу русской старины.

  • У Васнецова сказочный мир и его герои как раз такие, какими мы их себе воображаем.

  • Свои иллюстрации Иван Билибин создавал так: сначала делал рисунок на бумаге, потом обводил контур тушью, а затем раскрашивал акварелью

  • Свои картины Виктор Васнецов писал на холсте масляными красками

- Так к какому выводу мы с вами пришли?

  • Виктор Васнецов создавал сказку в своих картинах так, как она представлялась ему самому, взрослому человеку.

  • Иван Билибин создавал свои сказочные рисунки специально для детей, так, чтобы они были понятны и близки детям.

  • Васнецов писал живописные картины маслом на холсте, а Билибин – создавал иллюстрации к сказкам на бумаге акварелью.

  • Несмотря на то, что произведения Виктора Васнецова и Ивана Билибина такие разные, их объединяет любовь к родной природе, русскому народу и его сказкам. Результат исследования:

  • Сказка увлекает многих художников. Она становится смыслом их работы, их творений.

- Так верна ли гипотеза «Если художник видит окружающий мир по – своему, то это отражается в его творчестве». (Верна, рисуя иллюстрации к одним и тем же сказкам каждый художник по-своему изображает ска­зочный мир.)

Физкультминутка.

IV. Актуализация знаний учащихся.

V Постановка учебной задачи:

(Читаю отрывок и прошу угадать из какой сказки)

- Не садись на пенек, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке.

Ответы детей. («Маша и медведь»)

Предлагаю учащимся вспомнить сказку « Маша и медведь», показываю иллюстрации к сказке « Маша и медведь»

Посмотрев на картинки на доске ответе: героев из какой сказки мы будем рисовать?

 2. Беседа о героях сказки «Маша и медведь».

(Дети вспоминают содержание сказки.)

- Вспомним главных героев сказки.

Рассматриваем как выглядят Маша и медведь, в какой они одежде.

( особенности русской одежды?)

 

VI. Этапы выполнения рисунка.

1. К о м п о з и ц и я рисунка.

- Кто из героев или героинь нравятся больше всего и почему? (Ответы учащихся.)

- Какой фрагмент сказки вы хотели бы проиллюстрировать?

В это время учитель снова демонстрирует иллюстрации и при необхо­димости делает наброски на доске (как уходит вдаль дорожка, как небо отделяется от земли, как рисовать зверей, деревья и т. д.) Дети могут по-своему изобразить основных героев сказки.

Поскольку звери — герои сказки, то они могут разговаривать и быть одеты как люди.

 VII Построение проекта выхода из затруднения.

1) Определим расположение главных героев рисунка.

Рисование сказки начинается с определения карандашом композиции сюжета,pасположения на листе бумаги главных героев сказки. Потом в деталях прорисовывается весь сюжет.

 2) Затем тонкими линиями карандаша проводим линию гори­зонта и отмечаем места, где будут располагаться остальные пред­меты.

Например, при иллюстрировании сказки главным в рисунке будет Маша и медведь, которые расположим почти в центре листа. Далее отметим линию горизонта, расположение деревьев.

Дети, по возможности, самостоятельно выбирают сюжет для иллюстрирования. Необходимо проследить за тем, чтобы учащиеся взяли наиболее выразительные сюжеты. Ученики как бы словес­но рисуют иллюстрацию, начиная свой рассказ с выбора формата листа. Несколько учеников рассказывают подробно всему классу, что и как они будут рисовать.

- Про­думайте изображение своего сюжета.

- Кто ещё не знает, что рисовать, поднять руки.

 VIII  первичное закреплпние

1. Выполнение  карандашного наброска.

Тонкими линиями карандаша прорисовываем детали всех предметов, соразмеряя их пропорции. Все предметы, находящиеся вдали, должны быть меньше тех предметов, которые находятся на переднем плане. Звери и люди не должны быть выше деревьев.

 

IX  Самостоятельная работа учащихся.

1. Смачивание красок.

Сколько в мире красок!

Сколько красоты!

Изобразительному искусству

Научишься и ты.

Какое это счастье -

Дарить людям прекрасное!

Только проявите старание,

Внимание и прилежание.



  1. Задание: выполнить рисунок-иллюстрацию «Маша и медведь.» в карандаше.

Прошу детей, про себя потихоньку сказать волшебные слова: «Кисти, кисти, карандаши помогите, сказку рисовать начните!»

Ребята приступают к самостоятельной работе. (Звучит музыка Э.Грига «Утро».)



По окончании работы учитель проверяет правильность выпол­нения карандашного рисунка и помогает исправить недостатки.

(Если ребята успеют, то могут начать работу в цвете.

Затонировать общий фон для неба, земли, леса.)

 

3. Работа с цветом.

1) Выбор цветной гаммы зависит от того, какое эмоцио­нальное состояние, настроение вы хотите передать в рисунке.

Заполнение рисунка цветом начинаем с закрашивания неба, да­лее закрашиваем землю и затем раскрашиваем остальные предме­ты. Следите за тем, чтобы между небом и землей не оставалось пустот (белых пятен).

 

2) Прорисовывание деталей рисунка.

Тонкий кистью прорисуем мелкие детали: тонкие веточки де­ревьев, лица героев и т. д.

- При этом следует помнить, что многие художники используют для передачи сказочности происходящего, для выделения главных героев такие изобразительные средства, как

светлое на тёмном, тёмное ни светлом,

контраст большого и маленького,

яркого цвета на спокойном фоне.

Используй и ты эти средства.

 

И помни — всё, чему ты научился им уроках изобразительного искусства (умение работать карандашом, красками, кистью, подбирать красивые цветовые сочетания, передавать форму и конструкцию различных предметов, знание правил композиции, холодных и тёплых цветов), можно и нужно использовать в своих иллюстрациях.

 

 

X. Итог уроков. Рефлексия.

1. В ы с т а в к а работ учащихся.

 

2. Заключительное слово учителя.

Настоящая сказочная страна появилась у нас в классе. Глядя на ва­ши рисунки, так и хочется процитировать стихотворение А. С. Пуш­кина:

Там чудеса, там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит.

Там на неведомых дорожках ;

Следы невиданных зверей,

Избушка там, на курьих ножках

Стоит без окон без дверей ...

- Как хорошо вы сумели передать в рисунках свою любовь к ге­роям сказок, их настроение. Молодцы!

 

3. Рефлексия.

- Если вам урок понравился, то прикрепите к палитре на доске краску яркого цвета. Если вам что-то не понравилось или вы испытывали затруднение, то краску тёмного цвета.

- Если вы мечтаете попасть в волшебный мир, читайте больше сказок, превращайтесь в разных героев, вместе с ними преодолевайте сказочные трудности. А самое главное, рисуйте своих сказочных героев. Это поможет вам подольше не расставаться со сказкой.

Спасибо за урок!

 

Рекомендации по ведению работы

 

·         Выбрать сюжет

·         Решить, вертикально или горизонтально расположить лист

·         Наметить основные элементы рисунка, не нажимая сильно на карандаш

·         Проверить равновесие композиции и начать работу цветом, выделяя тёмное на светлом, а светлое на тёмном

 






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Жучко Надежда Михайловна

Дата: 18.02.2015

Номер свидетельства: 175227


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства