kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Художественное мышление в авангарде науки. Урок № 2

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан с учётом требований ФГОС основного общего образования. Завершающий урок второй учебной четверти является своеобразным подведением итогов по теме "Связь времён в народном искусстве". В ходе урока обучающиеся пытаются ответить на следующие вопросы: "Какую роль играют художественные промыслы в современной жизни?" и "существует ли связь между настоящим и прошлым?".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Художественное мышление в авангарде науки. Урок № 2 »

9 класс. Тема: Художественное мышление в авангарде науки. Урок № 2

Цели деятельности учителя

Учить размышлять о соотношении и взаимосвязи науки и искусства в современном мире; приводить примеры научного значения художественного знания; раскрыть целостный образ эпохи XX века по произведениям различных видов искусств.

Тип урока

Изучение новых знаний.

Планируемые образовательные результаты



Предметные: научатся размышлять о соотношении науки и искусства;

Метапредметные: научатся определять цель, проблему в учебной деятельности, излагать своё мнение в диалоге, аргументировать его; участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественного произведения, о соотношении и взаимосвязи науки и искусства в современном мире.

Личностные: понимание того, что искусство и наука тесно взаимосвязаны друг с другом.

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный, исследовательский; фронтальная и индивидуальная

Образовательные ресурсы

http://ru.wikipedia.org/wiki

http://www.artsait.ru

Оборудование

Мультимедийный проектор, компьютер. Для учащихся: материалы для аппликации, ножницы, клей, гуашь, акварель, пастель, кисти бумага.

Наглядно-демонстрационный материал

Презентация к теме урока, фрагмент фильма о творчестве Г.Уэллсе.

Основные понятия и термины


Организационная структура (сценарий) урока.

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения



Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность

учащихся

Формы организа-ции

Совзаимо-

действия

Формируемые

умения

Универсальные

учебные

действия.

1

2

3

4

5

6

1.Организа-ционный момент

Подготовка

учащихся к работе на уроке

Постановка проблемы в учебной деятельности.

Когда-то поклонники творчества Жюля Верна или Герберта Уэллса считали невероятным полет на Луну или применение лазерного луча. Прошло время, и предсказанные фантастами изобретения и достижения науки появились в действительности. 

- Что же еще предугадали люди, которые могли видеть сквозь толщу времен?


Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Ставят перед собой цель учебной деятельности.


Фронталь-

ная работа







Регулятивные:

определяют цель, проблему в учебной деятельности.

Личностные: осознают свои интересы

2.Изучение нового материала

Объяснитель-но -иллюстративный

Жюль Верн предсказал (или увидел силой своего необыкновенного ума?) многое из того, что теперь существует на самом деле.

Роман "С Земли на Луну" вышел в 1865 году. Наверно, читатели XIX века были восхищены силой неуемной фантазии писателя - еще бы, тяжелая ракета отрывается от поверхности планеты и отправляется на Луну - фантастика! Но обитатели позапрошлого века удивились бы еще больше, если бы знали, что их современник в этих романах предсказал множество открытий и изобретений будущего.

Путешественники отправляются  на ракете, стартовавшей из пусковой установки во Флориде, неподалеку от мыса Канаверал, парят в невесомости, используют антиперегрузочный гидравлический бак, успешно прилуняются. Интересно, что писатель даже правильно указал начальную скорость, необходимую для того, чтобы преодолеть земное притяжение.

Через сто лет после выхода этих книг на Луну опускается американский космический корабль "Аполлон". 

- Интересно, читали космонавты перед этим Жюля Верна? А если читали, то какие именно чувства у них вызвала книга, в которой был предсказан их полет?

Но Жюль Верн не ограничился только этим пророчеством.

Что ещё напророчил этот писатель-фантаст?

(В 1870 году выходит роман "20000 лье под водой" - про бесстрашного капитана Немо, путешествующего на своем электрическом подводном корабле. Здесь писатель предугадал, помимо собственно подводной лодки подобного типа, такие моменты как высоковольтная защита ее корпуса. К слову говоря, первая электрическая подводная лодка, построенная в 1886 году, была названа именно "Наутилус" - в честь фантастического когда-то корабля ..).

Другие писатели XIX века тоже внесли немалый вклад в описание фантастического будущего, ставшего вдруг настоящим.

Герберт Уэллс выпустил в 1898 году роман "Война миров". В нем имеются в наличии: идеи введения питательных веществ непосредственно в кровь, и даже разработана концепция ведения биологической войны!

В книге "Война в воздухе" - в 1907 году, задолго до мировых войн XX века, Уэллс ясно описал картину ожидающих человечество катастроф, в то время казавшихся людям нереальными:

"Воздушные корабли носились всюду, бросая бомбы. А внизу происходили экономические катастрофы, голодающее, безработное население восставало.

Это вызывало правительственные кризисы и осадное положение, временные правительства, советы и революционные комитеты, и все эти организации - ставили своей задачей все снова вооружать и вооружать население.

Деньги исчезли, запрятанные в погребах, ямах, стенах домов и всевозможных тайниках. Остались только обесцененные бумажки. Вместе с исчезновением денег - настал конец торговле и промышленности.

Эти слова, увы, оказались пророческими - именно по этому сценарию все произошло в реальности...

Уэллс предсказал еще несколько моментов, нашедших свое воплощение в наши дни - так, в его книге "Спящий пробуждается" существуют эскалаторы, электростанции, а в небе летает огромное количество аэропланов - пассажирских и боевых.

- Что ещё предугадал Герберт Уэллс?

- Другие писатели начала прошлого века подхватили  эстафету у великого провидца и начали один за другим предсказывать появление и изобретение существующих сегодня в нашу быту вещей. Так, в рассказе "Машина останавливается" английского писателя Эдварда Моргана Форстера существуют некий прообраз телевизора и компьютерного монитора - экран, на котором видны транслируемые изображения.

В 1920 году выходит роман Карела Чапека "Р.У.Р.". В нем фигурируют механические  существа, созданные человеком - роботы. Когда первое подобное существо появилось на самом деле, имя для него уже было готово - конечно же, оно будет называться  роботом!

Американский журналист и писатель Хьюго Гернсбек в своем романе "Ральф 124С 41+" как будто сам заглянул в наши дни. Так, в его книге существуют: электронный переводчик с одного языка на другой, факс (в книге он назывался телаутограф), рассылка новостей, роботы-уборщики, скейты с двигателями.

Фантаст Эдвард "Док" Смит в 1934 году в своей книге придумал металлические диски, на которых записана информация - в действительности они появились через 25 лет. Кроме того, он придумал  картограф - небольшое устройство, записывающее маршрут движения -   аналог современной GPS-навигации.

Роберт Хайнлайн - один из самых великих писателей, подаривший миру множество прекрасных фантастических романов, с огромным количеством  предсказаний. Кстати, его книги, многие из которых написаны более чем 50 лет назад, нам кажутся самыми что ни на есть современными - настолько описываемый в них мир близок нашему.

В романе "Ковентри" изображается воздушная сушилка (через 8 лет появляется на прилавках магазинов). В этой же книге фигурируют вездеходы и транспортные средства на солнечной энергии. В книге "Дороги должны катиться" мы читаем о  гироскопическом одноколесном велосипеде - прообразе современного самоката "Seagway".

В романе "Уолдо" имеются описания дистанционного управления механизмом через оператора. Кроме того, фантаст предугадал появление  карманного мобильного телефона, микроволновой печи, поисковых систем в Интернете, водяного матраса. Позже Хайнлайн предрек появление ракеты на водородном топливе, придумал прообраз чертежной компьютерной программы AutoCad.

Айзек Азимов, эмигрант из СССР, помимо прочего поведал миру об атомных часах, саморазогревающихся консервах и проездном билете в виде пластиковой кредитной карты.

Артур Кларк еще в 1945 году предсказал появление искусственного спутника, более того, он предположил, что спутник, размещённый на круговой экваториальной орбите, на высоте 35803 км над землей будет иметь период обращения вокруг земли 24 часа  - подобные спутники применяются  сейчас во всем мире для ретрансляции ТВ сигнала. В честь писателя такую орбиту назвали "Поясом Кларка". А на страницах его  романа "2001: Космическая Одиссея" появляется самый настоящий ноутбук.

Просмотрите фрагмент фильма о Герберте Уэллсе.

- Чем поразил вас этот писатель?

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

Смотрят видеофрагмент фильма, рассматривают фотографии, рисунки, анализируют произведения искусства. Делают вывод.


Фронталь-ная работа

Познавательные: Размышляют о соотношении науки и искусства.


Метапредметные:

излагают своё мнение в диалоге, аргументируют его. Участвуют в обсуждении содержания и выразительных средств художественного произведения.



Личностные:

понимание того, что искусство и наука тесно взаимосвязаны друг с другом.

3.Творчес-кая практи-ческая дея-тельность.

Практический

Создайте средствами любого вида искусства композицию, отражающую ваше представление о будущем России, мира.

Составляют собственный прогноз будущего

Групповая работа.

Индивиду

альная работа

Регулятивные:

Планируют действие в учебной ситуации.

4. Итоги урока. Рефлексия

Беседа в форме «вопрос-ответ»,

- Что интересного узнали на уроке?



Демонстрация работ учащихся.


Представляют свои работы.

Отвечают на поставленные вопросы.

Фронталь-ная работа

Коммуника-тивные: излагают своё мнение в диалоге.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Художественное мышление в авангарде науки. Урок № 2

Автор: Казначеева Светлана Анатольевна

Дата: 01.06.2015

Номер свидетельства: 216991

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) ""Художественное мышление в авангарде науки". "
    ["seo_title"] => string(53) "khudozhiestviennoie-myshlieniie-v-avanghardie-nauki-1"
    ["file_id"] => string(6) "216988"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433190237"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Художественное  мышление в  авангарде  науки "
    ["seo_title"] => string(51) "khudozhiestviennoie-myshlieniie-v-avanghardie-nauki"
    ["file_id"] => string(6) "130400"
    ["category_seo"] => string(3) "mhk"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415894528"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства