5 класс урок ИЗО
Хлеб- наше народное достояние.
Цели и задачи: познакомить с произведениями изобразительного искусства, развивать зрительную память путем передачи впечатлений, пробуждение фантазии творческого воображения, учить умению сравнивать свою работу с изображаемой натурой и исправлять замеченные ошибки, развивать художественный вкус, прививать любовь к труду.
Зрительный ряд: И. Магиков «Московская снедь. Хлеба», В. Стожаров «Московская сдоба», А.Пластов «Жатва», разные виды хлеба.
Оборудование: альбомы, акварель, гуашь.
Межпредметные связи (литература)
На доске: « Хлеб на стол, и стол расцвел»
I.Введение в тему
1.Вводная беседа.
Отгадывание загадок :
Широко, а не море,
Золото, а не деньги,
Сегодня на земле,
А завтра на столе. (Хлеб)
Бьют меня палками,
Жмут меня камнями
Держат меня в огненной пещере
Режут меня ножами…
За что меня так губят? (Хлеб)
Вырос в поле дом,
Полон дом зерном,
Стены позолочены,
Ставни заколочены,
Ходит дом ходуном
На столбе золотом. (Колос)
Меня бьют, колотят, режут, а я все терплю- людям добром плачу. (Хлеб)
2. Стихи о хлебе.
В нем- здоровье, наша сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом- тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
Вот об этом- то как раз
Начинается рассказ.
Подымались трактористы,
Умывались чисто- чисто.
В степь весеннюю с утра
Выводили трактора.
Продолжается рассказ,
Урожай поспел у нас.
Выплывают на просторы,
Ветер песню им поет,
Капитаны- комбайнеры
Смотрят с мостиков вперед.
Как из колоса тугого
Выбивается зерно
Как пожалуйста- готово,
В ящик сыплется оно.
Вот на мельнице пшеница,
Здесь такое с ней творится
В оборот ее берут
В порошок ее сотрут.
На большом хлебозаводе
Станешь тестом ты, мука.
Тесту тесно, много места,
«Ох, пустите»,-шепчет тесто.
Ладно, пустим,
В печь давай-
Нарядился каравай.
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе.
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил.
3.Рассказ учителя.
Хлеб никогда не доставался людям даром. На Руси к хлебу всегда относились с благоговением, даже сохранился обычай почетных гостей встречать хлебом-солью. Посмотрите на стол. Вы видите разные сорта хлеба.
4.Проводится беседа по репродукциям И. Магиков «Московская снедь. Хлеба», В. Стожаров «Московская сдоба», А.Пластов «Жатва».
II. Творческая деятельность.
Проверка готовности к уроку. Я загадываю загадки, а вы показываете оборудование.
Черный Ивашка –
Деревянная рубашка,
Где носом поведет,
Там заметку кладет. (Карандаш)
Если ей работу дать –
Зря трудился карандаш. (Резинка)
Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы
Дядя длинный и худой
Носит воду бородой
И сестрицы вместе с ним
Нарисуют дом и дым. (Кисточка и краски)
Деятельность учащихся под руководством учителя.
Выполняется набросок с натуры.
Выполняется линейное изображение в жестких линиях.
Приготовьте акварельные и гуашевые краски и кисти. Например, есть основной цвет, а все остальные очень похожи на него, только более светлые или более темные, называются оттенками.
- какие понадобятся цвета, чтобы разукрасить хлеб?
2.4.В процессе работы направлять деятельность учащихся.
3. Пословицы и поговорки.
Докажите вторую часть пословицы.
- Хлеб всему – голова.
- Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной – отец наш родной.
- Хлеб - кормилец.
- Хлеб на стол, и стол – престол.
- Хоть по-старому, хоть по-новому, а без хлеба не прожить.
- Без печки холодно- без хлеба голодно.
4.Стихотворение о бережном отношению к хлебу.
Зерна наших дней, светитесь
Позолотою резной
Говорим мы: «Берегите,
Берегите хлеб родной!»
Не мечтаем мы о чуде,
К нам полей живая речь
«Берегите хлеб вы, люди,
Научитесь хлеб беречь!»
Презентация
III. Итог урока.
Экспресс-выставка
Уборка рабочих мест
На доске вывешивается плакат: «Хлеб всему голова».