Этапы урока Организационный момент Целеполагание и мотивация Актуализация знаний Физкультминутка под музыку. «Открытие» нового знания Первичное закрепление Самостоятельная работа с самопроверкой Рефлексия | Формируемые УУД Коммуникативные УУД- Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог, контролируют свои действия в классе. Регулятивные УУД – Формирование положительного отношения к учению, осуществляют самоконтроль.
Коммуникативные УУД –постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, определение цели, способов взаимодействия. Познавательные УУД – формулирование познавательной цели, - умение осознанно строить речевое высказывание. Регулятивные УУД - волевая саморегуляция, целеполагание, планирование прогнозирование. Познавательные УУД - актуализировать прежние знания, навыки и умения непосредственно связанные с темой урока; Коммуникативные УУД - слушать и понимать речь других; Уметь грамотно выражать свои мысли с помощью разговорной речи, во время ответов. - умение сотрудничать с учителем и одноклассниками. Личностные УУД - проявляют интерес к изучению нового материала. Коммуникативные УУД - сотрудничество с учителем и одноклассниками. Познавательные УУД – расширение представлений о средствах художественной выразительности. . - умение структурировать знания. Познавательные УУД Умение закреплять полученные знания. Познавательные УУД -умение применять полученные знания на практике. Личностные УУД -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. -развитие самостоятельности, эстетических чувств. Регулятивные УУД оценивают результаты работы на уроке, аргументируют свою позицию при оценивании работы товарища. - контролировать качество своей работы. Коммуникативные УУД –инициативное сотрудничество с учителем. Личностные УУД - нравственно- этическое оценивание материала урока и своей деятельности. Регулятивные УУД -самооценка своей деятельности. Коммуникативные УУД ориентация в среде обучения. Познавательные УУД выводы, обобщения и оценочные суждения. | Деятельность учителя Организация местоположения каждого ученика. Учитель: -Я рада приветствовать Вас, ребята! - Проверьте, все ли у Вас готово к уроку. - Пожалуйста, садитесь. - Сегодня на уроке изобразительного искусства я желаю вам прекрасного настроения, новых и интересных открытий. - И так, начнем! (звуки весёлой музыки, под которую входит Мастер изображения, в костюме художника) Приложение 5, 11 Учитель: -К нам на урок сегодня пришёл Мастер изображения. Он будет помогать вам на уроке, и наблюдать за вашей работой. (Роль Мастера изображения играет старшеклассник) -Мастер изображения: Создаёт проблемную ситуацию Ребята! - Кто знает игру? «Третий лишний»? На слайде зрительный ряд. (Обучающимся предлагается 5 слайдов с репродукциями . В каждом слайде 3 картины , 2 картины с изображением пейзажа, но одна из них в слайде лишняя - другого жанра.) Приложение 1 Учитель формулирует наводящие и проблемные вопросы. -Почему вы оставили эти картины? Учитель: - Как можно назвать все эти картины с изображением природы? На доске карточка со словом «пейзаж» Приложение 2 Учитель: Итак, пейзаж – это изображение природы. - Как самостоятельный жанр пейзажная живопись сложилась не сразу. Поначалу пейзаж был фоном для портретов или для исторических сцен. Лишь в 16-17в. пейзаж стал самостоятельным жанром изобразительного искусства. В то время особенно славились пейзажи голландских художников. Прекрасные пейзажи были созданы в 19 веке. Беседа учителя сопровождается наглядностью (слайд-презентация) Приложение 3 -А. К. Саврасов, И.И.Шишкин, И.И.Левитан – их картины природы содержательны и поэтичны. Художник- пейзажист передает в картине образ природы, ее красоту, свое отношение к ней, свое настроение: радостное и светлое, грустное и тревожное. Учитель: - На экране вы видите репродукции картин этих художников-пейзажистов. - Посмотрите, как с помощью цвета художники передавали настроение природы в своих пейзажах. - Давайте, ребята, рассмотрим картины великих мастеров жанра пейзажа и поучимся у них в изображении весенней природы, с первозданной ее красотой. Описание картин для нас приготовили ваши одноклассники, попросим их зачитать своё небольшое сообщение, которое они подготовили дома.
Учитель: Вот так правдиво и точно художники передают красоту весенней природы, ее настроение. Казалось бы, одно время года, а художники увидели ее по-разному, каждый передал свое настроение, один – грусть и печаль, а другой – улыбку и радость. Учитель: -Каково назначение картин-пейзажей? Учитель: - А вы наблюдали за природой? -Замечали ее красоту и настроение? Учитель: - А как меняется природа? Что вы наблюдали? Учитель: Как вы думаете, такую красивую природу надо беречь? Учитель: Совершенно верно! Русский писатель Михаил Пришвин говорил: «Беречь природу – значит любить Родину» Учитель предлагает найти содержание темы урока. -Кто услышал тему нашего урока? Учитель уточняет: - Правильно! Мы будем учиться рисовать пейзаж и посвятим наш урок лишь одному времени года, которое мы с вами проживаем сейчас. Конечно, мы с вами сегодня будем учиться изображать весну. Учитель: Как у людей бывает разное настроение, так и у природы бывает разное настроение: весёлое, праздничное, грустное, тоскливое, нежное и.т.д. Учитель: - А как можно выразить настроение в пейзаже? Учитель: Приведите примеры. Учитель ставит задачу: -Перед вами непростая задача вам предстоит не только нарисовать пейзаж, но и выразить настроение в пейзаже. (радостное, грустное, весёлое, нежное и.т.д.) Мастер изображения:- А теперь, ребята, немного отдохнём. Сделаем небольшую разминку. Все движения разминки повторяем без запинки! Эй! Попрыгали на месте. Эх! Руками машем вместе. Эхе - хе! Прогнули спинки, Посмотрели на ботинки. Эге - ге! Нагнулись ниже Наклонились к полу ближе. Повертись на месте ловко. В этом нам нужна сноровка. Что, понравилось, дружок? Завтра будет вновь урок! Учитель: Чтобы написать пейзаж, художнику необходимо знать правила линейной и воздушной перспективы при изображении природы. Презентация Приложение 4 «Этапы работы над пейзажем» Учитель: Работу начнём с наброска простым карандашом, используя 2 закона: линейной и воздушной перспективы. 1. Отступив от нижнего края листа вверх небольшое расстояние, изобразите стволы берез. 2. Проводим линию горизонта, так мы получим изображение неба и земли. Нарисуем небольшую речку, параллельные линии, удаляясь от нас, постепенно сближаются и, в конце концов, сходятся в одной точке на линии горизонта. 3. Нарисуйте бревно, которое перекинуто через реку. Затем изобразите ствол дерева, которое расположено вдали, обрати внимание, Чем дальше от нас находится дерево, тем оно, кажется меньше. Изобрази куст вербы, растущей на берегу. 4. Пририсуйте деревьям ветки. Нарисуйте маленькую елочку, растущую около берез. Изобразите очертания деревьев на горизонте. Чем ближе деревья изображены, тем больше подробностей; при удалении деревья заметны меньше, особенно это заметно на горизонте. 5. Нарисуйте на вербе ростки, а также проталины на земле. Изображения первого плана больше, чем изображения, находящиеся дальше. Все ближние предметы изображаются подробно, а удаленные – обобщенно. 6. Обведите набросок карандашом. Изображения, находящиеся на первом плане располагаются ближе к нижнему краю листа. Изображения, находящиеся на дальнем плане располагаются выше от нижнего края листа. 7. Сильно разбавленной водой синей краской закрасьте небо. Изумрудно-зеленой краской раскрасьте деревья. на горизонте. 8. На цвет предметов в пространстве влияет воздушная среда, чем дальше предметы, тем больше они размытые и нечёткие. 9. Раскрасьте речку голубой краской, а там, где лежит бревно – коричневой. 10. Раскрасьте елку темно-зеленой краской, а проталины – светло-зеленой и светло-коричневой. Сугробы немного закрасьте сильно разбавленной водой синей краской; 11. Раскрасьте вербные ветки коричневой и желтой краской. 12. Дождитесь полного высыхания рисунка. Весенний пейзаж готов. Такую картину можно раскрасить не только акварелью, но и цветными карандашами или же фломастерами. Учитель: - послушаем в исполнении ваших одноклассников стихотворение-загадку А. Кушнера «Если видишь на картине…» и назовём отгадку.
Учитель: Так что же мы называем пейзажем? Учитель: Весна – одно из самых чарующих времен года. Весна радует людей теплой погодой, яркими солнечными днями. - При выполнении самостоятельной работы будьте внимательны и соблюдайте этапы построения пейзажа. (этапы на экране) – Возьмите в руки карандаш и приступайте к созданию картины-пейзажа. Мастер изображения: - А я буду наблюдать за вашей работой. (Во время самостоятельной работы проводится фронтальная и индивидуальная работа с обучающимися) Учитель: Возьмите в руки карандаш и оцените работу своего соседа по парте. Учитель: - Проводится игра. Учитель предлагает закончить предложение: «Сегодня на уроке я узнал …». «Сегодня на уроке я научился…». «За этот урок я понял, что…». «Мне понравилось…». «Я не напрасно провел этот урок, потому что...». Учитель предлагает организовать выставку работ. Мастер изображения: - Как вы красиво изобразили природу, какие вы молодцы! Вы настоящие художники-пейзажисты! Домашнее задание. Найти в журналах репродукции натюрмортов, принести на урок. | Деятельность обучающегося Приветствуют учителя, садятся на свои места.
Ответ: Все! - Обучающиеся по желанию выходят к доске и удаляют на слайде лишние репродукции. Обучающиеся вступают в диалог Ответы: - На слайде мы видим, что большая часть репродукций посвящена изображению природы. Ответы: -Картины с изображением природы мы назовём - пейзажи. Обучающиеся внимательно рассматривают репродукции, эстетически оценивают разнообразие и красоту природы.
Обучающиеся слушают учителя и сообщения одноклассников.
Обучающиеся созерцают и эстетически оценивают картины. Приложение 9 Лена А. «А. Саврасов «Грачи прилетели». Типичный для России средней полосы пейзаж. В картине одновременно и печаль, и радость, и улыбка, и раздумье. На еще голых ветках покривившихся берез множество грачиных гнезд, вокруг которых суетятся сами хозяева птичьего поселка. До самого леса узкой лентой синеющей на горизонте раскинулись побуревшие поля с остатками снега. Прозрачный свежий весенний воздух чувствуется в высоких, нежно-голубеющих облаках. Поблескивает синевой освободившийся ото льда пруд. Он так написал весну, что мы слышим не только грачиный гомон, но и ощущаем движение, обновление жизни и запах весны. Картина написана в холодном колорите с преобладанием серых и серо-голубых тонов».
Серёжа М. «И.Левитан «Март» Красота-то, какая! В голубом небе тоненькие веточки берез переливаются разными цветами. Их белые стволы словно светятся, а за ними темная зелень сосен. Высоко-высоко на березе темный скворечник ждет своих жильцов. Природа погружена еще в зимний сон, но снег на крыше крыльца подтаял, на дороге потемнел, стал рыхлым. А тени голубые - голубые! Сугробы потеряли свою белизну, осели… И все вокруг залито солнцем!»
Ответ: -Картины-пейзажи оставляют очень радостное впечатление в душе человека, заставляют гордиться своей Родиной, где существует такая красота, или, наоборот, успокаивают человека, вносят в его жизнь мир и покой. Картины –пейзажи украшают наше жилище. Ответ: Да. Природа бывает разная. Настроение ее меняется от времени года. Ответ: Когда дождь – то все вокруг темно, мрачно. Когда солнце - настроение радостное, веселое Ответ: Родную природу надо любить и беречь. Обучающиеся называют тему. - Мы будем рисовать картину-пейзаж.
Ответ: Настроение в пейзаже можно выразить цветом. Ответ: Например: - Тёплыми и звонкими цветами можно нарисовать радостный и весёлый пейзаж, лирический и нежный пейзаж – глухими цветами. Холодными цветами можно изобразить тревожное, грустное и тоскливое настроение. Обучающиеся выполняют все движения разминки под весёлую музыку. Приложение 6 Просмотр обучающимися презентации «Этапы работы над пейзажем» Стихотворение- загадку читают заранее подготовленные обучающиеся. Приложение 10 Петя В. - .Если видишь на картине, Нарисована река, Живописные долины И дремучие леса, Белокурые березки Или старый крепкий дуб, Или вьюга, или ливень, Или солнечный денёк. Саша Н. - Нарисованным, быть может Или север, или юг. И любое время года Мы в картине разглядим. Не задумываясь, скажем: Называется пейзажем! Ответ: Пейзажем называется картина с изображением природы. Обучающиеся приступают к выполнению самостоятельной работы. Обучающиеся изображают пейзаж под музыку Вивальди «Времена года». Весна. Приложение 7 Работа в парах. По окончанию самостоятельной работы обучающиеся проверяют работу друг у друга. Предполагаемые ответы: - Сегодня на уроке я узнал, что такое пейзаж . - Сегодня на уроке я научился рисовать пейзаж . - Сегодня на уроке я узнал фамилии художников-пейзажистов. -За этот урок я понял, что природа нашей Родины очень красивая. -Мне понравилось рисовать гуашью. -«Я не напрасно провел этот урок, потому что я узнал много нового». Выставка работ обучающихся. Все показывают друг другу выполненные работы, осуществляют анализ и самооценку собственной деятельности. |