Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала; стремятся к достижению поставленной цели
Предметные: познакомятся с понятием перспектива; научатся различать центральную линейную и угловую перспективу, освоят основные правила построения линейной перспективы; строить в перспективе предметы; выполнять рисунок карандашом; решать учебные задачи; анализировать и обобщать; определять понятия.
Метапредметные: самостоятельно определят цель урока, спланируют путь достижения цели; осуществляют контроль своей деятельности, оценивают правильность выполнения учебной задачи
Название предметного материала, с которым работают учащиеся на уроке (произведения музыки, живописи, литературы, ДПИ, видео)
Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»; Абрахам Босс «Рисовальщик делает портрет дворянина с использованием сетки». 1667 г.; геометрические тела: куб, цилиндр, конус; раздаточный материал, полученный от учителя; Учебник для 6 класса Н.А. Горяева, Л.А. Неменская, Изобразительное искусство.
Дидактические материалы учителя (презентации, видео, аудио и т.д.)
Презентация, модели геометрических тел: куб, цилиндр, конус; раздаточный материал
Сценарий урока
Изображение объема на плоскости и линейная перспектива
1. Орг. момент
Учитель (далее У.) - Здравствуйте, ребята. Посмотрите на свои рабочие места. Проверьте, все ли материалы у вас на парте. Садитесь.
2. Рефлексия
У. - На столах у вас лежат листочки. Возьмите верхний лист - на начало урока
- Отметьте в листе свое настроение и ниже - чего ожидаете от сегодняшнего урока. Подпишите листик
Дети (далее Д.) - (дети отмечают смайлика, соответствующего их настроению, определяют свои действия на урок, выбирая из предложенных вариантов: - Получу новые знания; - Научусь применять новые знания; - Отдохну)
У. - Оставьте листочки на краю стола.
Д. – (откладывают листочки на край стола)
3. Упражнение на внимание
У. - Вспомните, с какой последней темой мы знакомились?
Д. – Натюрморт
У. - Возьмите листочки со словами. За 30 секунд подчеркните все слова НАТЮРМОРТ. Не забудьте подписать лист
Д. - самостоятельная работа учащихся в течение 30 сек
4. Постановка цели, задач
У. - Сегодня на уроке мы будем работать вот с этими объектами. Что это? (перед учащимися стоят геометрические тела)
Д. - Геометрические тела
У. - Почему их так называют?
Д. - Геометрические тела имеют объем
У. - Для чего мы с вами используем геометрические тела?
Д. - Чтобы нарисовать любые объекты, так как они состоят из простых геометрических тел
У. - Сможете ли построить их самостоятельно?
Д. - Нет
У. - Значит, какую цель поставите на уроке для себя?
Д. - Научиться рисовать объемные предметы на плоскости
СЛ 2
У. - Что для этого нужно знать?
Д. – Правила построения
У. - И, чтобы достичь цели , что нам необходимо?
Д. - Изучить правила
- применить правила на практике
СЛ 2
5. Новая тема
5.1 Введение в тему
У. - Давайте посмотрим, как художники изображали предметный мир. Например, в Древнем Египте. Что можете сказать?
СЛ 3
Д. – Изображения на стене плоские. Люди, животные, растения не имеют объема
У. - Верно. Все изображения были плоскостными.
У. – Посмотрите на пример изображения в эпоху Средневековья
СЛ 4
Д. - Художник как будто смотрит сверху
У. - В 5-15 вв взгляд на мир можно назвать вертикальным – от земли к небу.
У. - А если обратиться к эпохе Возрождения (15-16 вв), что можно отметить?
СЛ 5
Д. - В изображении появилась глубина
У. - Видение мира действительно изменилось. Его можно назвать горизонтальным – вглубь пространства.
Посмотрите на иллюстрацию стр. 65, как художник изучает пространство. Что изображено на иллюстрации?
(учащиеся открывают учебники на указанной странице, описывают увиденное)
У. - Что видите?
Д. – Между художником и изображаемым объектом стоит рама со стеклом
У. – Стекло, как картинная плоскость, помогает художнику увидеть, как изображение должно выглядеть на плоскости. Или художник ставил раму с натянутой сеткой и плоскость рисования тоже делил на клетки. После этого практически срисовывал то, что видел. Посмотрите на иллюстрацию
СЛ 6
У. - Давайте попробуем выполнить изображение первым способом.
(Учитель садится за парту. Учащиеся встают за учителем. Учитель рисует на стекле, показывая на практике перспективные сокращения)
У. - Что видите в изображении?
Д. - Линии у предметов сходятся
У. - За счет этого можно показать глубину. Что и стали делать художники и назвали это ПЕРСПЕКТИВОЙ. Садитесь на свои места и найдите в учебнике на стр. 64 определение перспективы (учащиеся открывают учебники на указанной странице и находят определение, читают его)
Д. - Система отображения на плоскости глубины пространства
У.- Система и есть правила.
5.2 Определение темы урока
У. – Какие предметы я изображала на стекле?
Д. - Объемные
У. - Почему мы называем их объемными? Сколько у них измерений?
Д. – У объемных предметов есть объем, они не плоские, имеют 3 измерения: длина, ширина и высота
У. - Раз у них 3 измерения, то это как еще можно назвать такие предметы?
Д. - Трехмерные
У. - А у листа, на котором вы рисуете, сколько измерений?
Д. - Два: длина и ширина
У. - Так вот, способ представления трехмерных вещей в двухмерном изображении называется ЛИНЕЙНОЙ ПЕРСПЕКТИВОЙ
У. - Попробуйте теперь назвать тему урока?
Д. - Изображение объема на плоскости. Линейная перспектива
СЛ 7
5.3 Анализ пространства
У. - Что же видит художник. Обратите внимание на слайд
СЛ 7
У. – Художник, находясь передкартинной плоскостью (плоскость, на которой мы получаем изображение), видит, прежде всего линию географического горизонта (линию, где небо зрительно соединяется с землей). Линия горизонта (это воображаемая прямая, условно находящаяся в пространстве на уровне глаз наблюдателя. Как правило, видимый горизонт совпадает с линией горизонта, например, на море или относительно плоском пространстве) совпадает с главным лучом зрения (луч проведенный из точки зрения перпендикулярно картинной плоскости) в некоторой точке Р(Точка главного схода). Если на линии горизонта от точки Р отложить расстояние до художника в право и в лево, мы получим точки D и D1, они называются точками отдаления и будут играть важную роль в перспективных построениях. Эти точки называются точками схода. Плоскость горизонта проходит через главный луч зрения и линию горизонта. Предметная плоскость – плоскость, на которой находятся видимые объекты.
У. - Рассмотрим фотоизображение. Что изображено?
СЛ 8
Д. – Железная дорога.
У. – Обратите внимание на горизонтальные линии. Что с ними происходит?
Д. - Горизонтальные линии железнодорожных рельсов, проводов, удаляясь, как бы сходятся в одной точке.
У. – Правильно, удаляясь, они сходятся в одной точке на видимой линии горизонта.
У. - При удалении от нашего глаза размеры предметов кажутся уменьшенными.
У. – Что происходит с вертикальными линиями?
Д. - А вот вертикальные линии столбов, домов, деревьев остаются вертикальными, хотя с удалением от нас, также уменьшаются.
У. – Обратите внимание, где находится художник?
Д. - В центре
У. - Значит, как такая линейная перспектива будет называться?
Д. – Центральной линейной перспективой
У. – При построении линии сходятся в одной точке. Давайте выполним построение.
5.4 Практическое объяснение учителем. Показ на доске
(Учитель выполняет построение на доске, учащиеся выполняют построение в альбомах)
У. - Построение начинаем с линии видимого горизонта. Ставим точку схода. Построим геометрическое тело, которое находится на уровне зрения. Изобразим сторону, которая ближе находится к художнику. Так как все линии должны уходить к точке схода, то проведем их. Определим , какая часть второй стороны уходит от вас в глубину и отложим необходимое расстояние. Повторим построение по другим ребрам. Соединяем полученные точки.
У. - Иногда предмета расположены к нам не всей стороной, а углом. То есть, направление ближней стороны не совпадает с направлением линии горизонта. Как будет называться такая перспектива?
Д. – Угловая перспектива
У. - Давайте построим
(Учитель выполняет построение на доске, учащиеся выполняют построение в альбомах)
У. – В данном случае у нас будет 2 точки схода. Определим их положение, отложив расстояние, которое совпадает с расстоянием от вашей точки зрения до картинной плоскости. Построение начинаем с изображения ребра, которым тело повернуто к нам. Из полученных точек проводим линии построения к точкам схода. Образовавшиеся точки соединяем вертикальной линией.
У. - Всегда ли уровень предмета совпадает с уровнем зрения?
Д. - нет, он может быть ниже или выше уровня зрения
У. - Отчего же зависит прежде всего изображение?
Д. - От взгляда художника на предметы, которые его окружают
У. - Посмотрите на построение геометрических тел с различных точек зрения. У вас на столах лежат лист с табличкой, где указаны примеры изображения геометрических тел.
Д. – (изучают таблички)
У. - Теперь вы сможете сами построить геометрические тела. Только обратите внимание на построение окружности. В данном случае, мы строим куб, а уже в него вписываем окружность. (учитель строит на доске, учащиеся смотрят)
6. Практическая работа учащихся
У. - Вам необходимо выполнить линейные зарисовки. На листе. У каждого должно получиться по 2-3 изображения на одном листе. Как только выполнили зарисовку – переходим к другой. Можете изменять точку зрения. Например, выполнить зарисовку сверху.
У. – Чтобы вы не запутались, приготовила для вас подсказку. Возьмите на парте листочки. Давайте проговорим: Этапы выполнения работы:
1. Определить, где находится предмет: выше уровня зрения, на уровне зрения или ниже уровня зрения
2. Определить какая это перспектива. Если центральная линейная перспектива, то выполнить построение используя одну точку схода. Если угловая перспектива, то выполнить построение используя две точки схода.
(Учащиеся уходят на вторую половину класса, где стоят 3 группы столов(по 2 стола вместе, а вокруг - стулья). На каждой паре столов стоит 1 геометрическое тело: куб, цилиндр и конус. Учащиеся самостоятельно работают, учитель наблюдает, по необходимости помогает).
7. Подведение итога
У. – Давайте вспомним задачи, которые вы определили в начале урока.
СЛ 9
Д. – Изучили правила построения объемных предметов, попробовали применить эти правила при построении геометрических тел.
У. – Значит, достигли цели урока?
Д. - Да
9. Рефлексия
У. – Предлагаю оценить своей деятельности на уроке. В своих листочках отметьте, на сколько вы довольны своей работой на уроке.
8. Просмотр работ. Оценивание.
У. - Посмотрим, что получилось. Выкладывайте свои работы на стол.
(Ученики выкладывают работы)
У. - Назовите наиболее удачные. Почему?
Д. (называют наиболее удачные, отмечают причину неудачно выполненных работ)
У. – Думаю, что те, кто использовал правила заслуживают отметку «5», а те, кто допустил недочеты – «4».
У. - Возьмите листики с краткой информацией по уроку с собой домой.
(Учитель раздает учащимся листы с информацией по уроку)
У. – Проходите на свои места.
(Учащиеся занимают свои места)
У. – Скажите, какую цель можете поставить на следующий урок?
Д. - Продолжить закреплять полученные навыки на практике. Изображать объемные предметы, которые нас окружают.
У. – Обязательно продолжим практическую работу по теме. Спасибо за урок.