Организационная информация |
Команда, разрабатывающая АМО-урок (занятие) | Заугарова Ольга Юрьвна |
Предмет | Изобразительное искусство |
Класс, профиль класса/группа, количество человек | 6 класс/30 человек |
Продолжительность урока (занятия) | 45 минут |
Методическая информация |
Тема урока /занятия | Изображение объема на плоскости и линейная перспектива |
Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется) | УМК: Программа «Изобразительное искусство и художественный труд». с краткими методическими рекомендациями. 1-9 классы! Под редакцией БМ. Неменского. — М.: Просвещение, 2014., методическое пособие Неменская Л.А. Изобразительное искусство. изобразительное искусство в жизни человека.. 6 класс. — М.: Просвещение, 2012. и учебник Неменская Л.А. «Изобразительное искусство в жизни человека» для 6 класса\ Под ред. Б.М.Неменского. — М.: Просвещение, 2012. |
Классификация урока/занятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями) | Комбинированный урок является четвертым уроком второго раздела программы: Мир наших вещей. Натюрморт. На предыдущих уроках рассматривались понятия «натюрморт», «форма» и ее многообразие. |
Цели урока/ занятия | Образовательные: Создать условия для формирования представлений об изображение объема на плоскости и линейной перспективы Развивающие: Развитие творческой фантазии, наблюдательности, умения обобщать полученную информацию, умений и навыков владения графическими приемами изобразительного искусства, Воспитательная: Приобщение детей к культурному наследию человечества, отработку коммуникативной культуры работы в группе. |
Задачи урока/ занятия | Образовательные: 1. Формирование знаний о роли перспективы в изображении на плоскости. 2. Изучить правила объемного изображения геометрических тел; 3. Научить приемам объемного изображения геометрических тел. Развивающие: 1. Развитие познавательного интереса, межпредметные связи. 2. Развитие творческой фантазии, умений и навыков владения графическими приемами изобразительного искусства. 3. Развитие навыков построения линейной перспективы. Воспитательная: 1. Приобщение детей к культурному наследию человечества. 2. Формирование умений видеть заложенную в вещи частичку души и характера человека. 3. Создание условий для работы в группах |
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия | Познавательные УУД познакомиться с перспективой; научиться различать фронтальную и угловую перспективу; освоить основные правила линейной перспективы; научиться строить в перспективе предметы; учиться выполнять рисунок карандашом; сравнивать объекты по заданным критериям, решать учебные задачи; анализировать и обобщать; определять понятия. Регулятивные УУД воспитывать мотивацию к учебной деятельности, приобщать к истинным ценностям искусства и культуры; развивать психические познавательные процессы (восприятие, внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление, речь); развивать воображение, фантазию, навыки художественно-творческой деятельности, способности творческого самовыражения, используя различные художественные средства; развивать навыки овладения техникой рисования. Коммуникативные УУД адекватно оценивать свою роль в коллективной творческой деятельности, развивать способность вслушиваться в речь педагога проявлять интерес к изучению нового материала; стремиться к достижению поставленной цели |
Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению | Натюрморт. Перспектива. Линейная перспектива. Линия горизонта, точка зрения, точка схода вспомогательных линий, взгляд сверху, снизу, сбоку, а так же использование и применение этих понятий в рисунке. |
Этап | Цели фазы и этапа | Время, продолжительность этапа | Название метода | Подробное описание АМО | Инструкции учителя обучающимся | УУД, которые формируются при использовании данного АМО | Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО |
Ининциация | Создание комфортной обстановки и условий для успешной работы в группах | 5 мин | АМО «Приветствие» | Цели задачи использования метода: Необходимые материалы: Подготовить плоские изображения предметов по количеству участников, с учетом дальнейшей разбивки на группы. Названия для натюрмортов по количеству групп Подробная технология проведения При входе в класс каждому участнику раздается плоские изображения разных предметов (по желанию организатора, на одной стороне можно написать слова приветствия, пожелания успеха и т.д.) Другой вариант, разложить эти плоские изображения заранее на рабочие места. Организатор, со словами приветствия участников, предлагает им объединиться в группы согласно одному из правил составления натюрморта, которое гласит, что предметы в нем должны быть связаны определенным смыслом (можно для ускорения образования групп дать каждой определенное название, например «Чайная церемония», «Бабушкин сервиз», «Натюрморт из ваз», «В кофейне»). После каждая группа составит и озвучит слова приветствия для других групп. (Или воспользуется словами приветствия, пожеланий написанных на изображениях предметов) | Добрый день! Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость общение друг с другом. Каждый человек хоть раз в жизни получал открытку или письмо. Каждому из вас я тоже прислала послание на плоских фигурах, прочитайте его. Это мое приветствие и пожелание вам. - А теперь воспользуйтесь знаниями о натюрморте и подсказкой названия натюрмортов на столах для работы групп, присоединитесь к группе и поприветствуйте друг друга в группе и другие группы. | - Личностные: осознание обучающимся себя как частицы общего коллектива, принятия себя как личности, позитивного настроя на деятельность. - Познавательные, включая общеучебные и логические: первичная актуализация имеющихся знаний о натюрморте - Коммуникативные: установление связей способствующих взаимодействию, позитивному настрою. | - Коммуникативная Умение адаптироваться в новой группе на основе общепринятых норм общения. |
Целеполагание | Актуализировать знания для определения границ «знаю» и «не знаю» | 5 мин | АМО «Наш натюрморт» | Цель: составить композицию натюрморта из предложенных плоских фигур и дать ему название. Задачи: актуализировать знания по теме четверти; активизировать взаимодействие в группах, способствовать развитию творческого мышления. Необходимые материалы Плоские фигуры предметов (каждой группе 6-7 предметов включая лишние по смыслу) – можно использовать те же фигуры для приветствия, или же заготовить другие, которые помогут выявить знания о правилах составления натюрморта. Лист А4 (лучше тонированный) Клей Подробная технология проведения Учащимся для начала предлагается вспомнить, как в изобразительном искусстве называется жанр, где изображены предметы? НА СЛАЙДЕ (в инструкциях) вывести этапы выполнения задания: - Составьте из имеющихся фигур натюрморт. - Дайте ему название. - В композиции примените знания о правилах составления натюрморта. - свою работу группы расположите на доске, спикеры групп представят работу групп. | - Составьте из имеющихся фигур натюрморт. - Дайте ему название. - В композиции примените знания о правилах составления натюрморта. - свою работу группы располагают на доске, спикеры групп озвучивают свои названия. | - Личностные: формирование личной ответственности за общий результат работы группы. - Регулятивные: развитие психических познавательных процессов (восприятие, внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление, речь) - Коммуникативные: Развитие умения адекватно оценивать свою роль в коллективной творческой деятельности. | - Информационная : умение воспринимать информацию из разных источников (устный, зрительный) - Учебно-познавательная: умение применять имеющиеся знания на практике в новых условиях. |
| 2 мин | АМО «Найди главное отличие» | Цель: сосредоточить внимание для определения границ «знаю» «не знаю» и определении темы и целей урока Задачи: создать проблемную ситуацию для мотивирования учащихся на дальнейшую деятельность Нацелить учащихся на осознание освоения новых знаний. Развивать умение выделять существенное отличие. Необходимые материалы: не требуется Подробная технология проведения Учащимся предлагается сравнить изображения НА СЛАЙДЕ (изображение нескольких натюрмортов) и свои работы и найти отличие. Предлагается сформулировать тему урока. А так как тема, сформулированная учащимися, не будет включать в себя новый термин «Линейная перспектива», предлагается сравнить предложенную учащимися тему с темой урока. После чего можно предложить сформулировать цель и задачи урока | -Ребята, посмотрите, какие получились натюрморты, они прекрасны. -А теперь сравните свои натюрморты и те, репродукции которых вы видите на слайде. - Что их отличает? - Предложите, исходя из нашей проблемы, тему. - Но тема не полная,… Посмотрите, в нашей теме есть продолжение – и линейная перспектива. - Какие слова в теме вам понятны? Какие нет? - Какую цель вы поставите перед собой? - Попробуем сформулировать задачи, для достижения нашей цели. Узнать, что такое перспектива, линейная перспектива; как строить изображения в объеме; научится выполнять изображения с помощью линейной перспективы; изобразить геометрические тела на основе новых знаний. | Регулятивные: Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще не известно) Познавательные: Понимание (определение объекта понимания, выделение смысловых частей) -анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков | - Учебно-познавательная: - развитие умения соотносить общеучебные знания с реальными познаваемыми объектами, формирование логического мышления. Коммуникативная: - компетентности: знание способов взаимодействия с окружающими - отстаивание собственной точки зрения. |
Инпут | Сбор информации | 3 мин | «Картинная галерея» | Цель: обсуждение многозначности понятия «Перспектива». Группы: 5 -6 человека. Время: 3-5 мин. Материал: пазлы с изображением сюжета на тему «Перспектива». Проведение: Предлагаются пазлы, из которых нужно будет собрать картину. Как только работа заканчивается, группы представляют свои результаты. Образуется своеобразная выставка картин-работ о понятии «перспектива». | Для того, чтобы решить первую задачу я предлагаю составить из пазлов картины для нашей «Картинной галереи» и дать свое пояснение понятия «Перспектива» | - Познавательные: ознакомиться с многозначностью понятия и ролью его в изобразительном искусстве и жизни - Коммуникативные: совместная деятельность | - Информационная: умение получать и систематизировать информацию - Коммуникативная: взаимодействие в группе - Социальная: ценностно-смысловые компетенции - способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение. |
Открытие новых знаиий | 2 мин | АМО Эксперимент «Точка зрения» | Цель метода научить умению наблюдать за действительностью, определение понятия «Точка зрения» Необходимые материалы: заготовить геометрические тела 4-5 шт. Предварительная подготовка: Составить композицию из геометрических тел 4-5 шт. Подробная технология проведения: Рассмотреть геометрические тела, расположенные в центре стола. Во время всех следующих действий сравнивать новый вид с предыдущим и запомнить изменения. Встать из-за парт, посмотреть сверху, Перейти, поменявшись местами с ребятами, посмотреть вновь на тела. Присесть и еще раз посмотреть , вернуться на свое место. Поделиться своими наблюдениями в группе и сделать вывод. Готовность группы высказать свой вывод показать совместным поднятием рук. | - Рассмотрите геометрические тела, расположенные у вас в центре стола. Во время всех следующих действий старайтесь сравнивать новый вид с предыдущим и запоминать изменения. - Встали из-за парт, посмотрели сверху, - Перейдите, поменявшись местами с ребятами, посмотрите вновь на тела. - Присядьте и еще раз посмотрите , вернитесь на свое место. - Поделитесь своими наблюдениями в группе и сделайте вывод. Готовность группы высказать свой вывод покажите совместным поднятием рук. | - Познавательные: Экспериментальным путем добывать новые знания - Регулятивные: Формировать психические познавательные процессы (восприятие, внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление), умение обобщать полученную информацию, делать выводы | - Информационная Уметь собирать информации через наблюдение за действительностью - Учебно-познавательная: исследование, поиск и отбор необходимой информации, ее структурирование. Коммуникативная умение и готовность вести диалог, искать общие решения поставленной задачи |
| 5 мин | АМО Эксперимент «Тела и фигуры в пространстве» | Цель метода научить умению наблюдать за действительностью. Необходимые материалы: Геометрические фигуры (круг, квадрат) по кол-ву уч-ся в группе, А4 с таблицей для заполнения выводов наблюдений Предварительная подготовка не требуется Подробная технология проведения: Учащимся предлагается поочередно рассмотреть фигуры с разных точек зрения, поделиться своими наблюдениями и зафиксировать общий вывод в таблице. | Эксперимент №2. «Плоские фигуры в пространстве» Предлагаю понаблюдать за двумя фигурами (квадрат и круг): - Возьмите в руки квадрат бумаги. Зафиксируйте его горизонтально. Понаблюдайте, что видите, когда лист находится на уровне глаз, выше уровня глаз, ниже уровня глаз. Что меняется? Какую форму он напоминает? Тоже проделайте с кругом. Что меняется? Какую форму круг напоминает? Эксперимент №3 Как расположить куб, чтобы увидеть одну сторону, две стороны, три стороны одновременно. -Какую задачу | - Познавательные: Экспериментальным путем добывать новые знания - Регулятивные: Формировать психических познавательных процессов (восприятие, внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление), умение обобщать полученную информацию, делать выводы | - Информационная Уметь собирать информации через наблюдение за действительностью - Учебно-познавательная: исследование, поиск и отбор необходимой информации, ее структурирование. Коммуникативная умение и готовность вести диалог, искать общие решения поставленной задачи |
| 2 мин | АМО «Лови новые знания» | Цель: показать способ построения геометрических тел: Задачи: создать условия для формирования у учащихся понятий «Линия горизонта», «Точка схода линий», представлений последовательности выполнения этапов построения. Необходимые материалы: А4 с таблицей для заполнения выводов наблюдений. Предварительная подготовка не требуется Подробная технология проведения: Учитель, комментирует рисунок на доске, акцентирует внимание: на ключевых понятиях; дает поэтапное разъяснение; | Наблюдение за построением линейной перспективы куба(с 1 и 2 точками схода) цилиндра, конуса, пирамиды. - Какими получились фигуры плоскими или объемными? - Как помогла линейная перспектива в построении изображений? - Какие новые понятия вы уловили? - И так, в чем же смысл линейной перспективы? | - Познавательные: Изучить процесса построения линейной перспективы через наблюдение - Регулятивные: Формировать психические познавательные процессы (восприятие, внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление) | - Информационная Уметь собирать информации через наблюдение за действительностью |
Проработка содержания темы | Проработка учебного материала | 5 мин | АМО «Я могу» | Цель: осмыслить еще раз через выполнение практического задания способ линейного построения геометрического тела. Задачи: построить геометрическое тело при помощи линейной перспективы и дать оценку своей работе. Необходимые материалы: А4 , карандаш. Предварительная подготовка: инструкция последовательного выполнения построения геометрических тела (кол-во инструкций равно кол-ву участников группы) Подробная технология проведения: Предлагается учащимся взять по одному геометрическому телу, и пользуясь инструкцией построить его линейно на листе А4, выделив полученное изображение более толстой линией, чем линия построения. Сделать самооценку «Я могу». | - Ребята, пришло время опробовать знания на практике. Перед вами лежат инструкции, распределите их между собой и, используя информацию, выполните линейный рисунок тела, применяя новы знания. | Регулятивные УУД: развивать навыки овладения техникой рисования с опорой на инструкцию | - Информационная: навыки работы с содержащейся в текстах информацией
- Учебно-познавательная: Способность к самореализации |
10 мин | АМО «Я художник-учитель» | Цель: закрепить полученные знания. Задача: представить свой опыт через комментирование этапов построения другим. Подробная технология проведения: Учащимся предлагается стать художником-учителем и научить ребят в группе строить другое геометрическое тело. Ответить на их вопросы. Таким образом, в течение отведенного времени каждый сделает зарисовку нескольких тел. | - Каждый из вас смог освоить способ построения только одного тела. Лучший способ проверить свои знания и умения – это научить другого. Предлагаю каждому из вас стать художником-учителем. Расскажи ребятам в группе о последовательности построения выполненной фигуры, и ответь на вопросы ребят. | Познавательные УУД: освоить основные правила линейной перспективы; научиться строить в перспективе предметы; сравнивать объекты по заданным критериям. Коммуникативные УУД: адекватно оценивать свою роль в коллективной творческой деятельности; Регулятивные УУД: развивать навыки овладения техникой рисования. | -Информационная Использование информации для объяснения - Коммуникативная: правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя - Социальная: расширение социальных ролей |
Рефлексия | | 3 мин | АМО «Памятник-пантомима» | Цели задачи использования метода: Снятие напряжения и усталости, расслабление или восстановление энергии. Предварительная подготовка: подготовить для каждой группы задание Подробная технология проведения: У каждой группы есть задание, они должны изобразить геометрическое тело (куб, шар, конус, пирамида, цилиндр), прибегая только к жестам или общей фигуре из участников. Остальные участники должны узнать, какое тело изобразила группа (по очереди каждая). | Мы сегодня стали открывателями новых знаний и умений, во славу этих открытий предлагаю поставить каждой геометрической фигуре памятник-пантомима, у каждой группы своя фигура геометрического тела. Кто быстрее?!!! - Что изобразили ребята? Угадайте. | Познавательные УУД: использование знаково-символических средств для решения поставленных задач. Коммуникативные УУД: - умение воспринимать партнера, как товарища по команде; формирование толерантного отношения, работа в команде. | - Коммуникативная умение осуществлять совместную деятельность |
2 мин | АМО «Мишень» | Цель: через определение по «мишени» своих результатов деятельности. Предварительная подготовка: подготовить по количеству учащихся класса «мишени». Подробная технология проведения: Учащимся предлагается на «мишенях» отметить уровень своих достижений, чем ближе к центру, тем уровень выше. | Наш урок подошел к концу. Каковы его результаты? Для подведения итогов вам предлагаю отметить на мишени свои достижения цели. | Личностные УУД: оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач. Регулятивные УУД: -анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности. | - Учебно-познавательная умение проводить анализ, рефлексию, самооценку учебно-познавательной деятельности. |
Домашнее задание | | 1 мин | | Дифференцированное домашнее задание: Ученику предлагаются на выбор несколько вариантов заданий, с учетом результата рефлексии и его стремлением улучшить свои знания и умения: - изобразить геометрические тела (5-6), используя знания о линейной перспективе; - Составить композицию и изобразить натюрморт из геометрических тел (3-4 предмета), используя знания о линейной перспективе - изобразить геометрические тела (2-3) в разном их положении (уходящими в глубь, вверх и вниз), как в учебнике на с. 67. | На обороте «мишени» вы можете увидеть варианты домашнего задания: - изобразить геометрические тела (5-6 предметов), используя знания о линейной перспективе; - Составить композицию и изобразить натюрморт из геометрических тел (3-4 предмета), используя знания о линейной перспективе - изобразить геометрические тела (2-3 предмета) в разном их положении (уходящими в глубь, вверх и вниз), учебник с. 67. | Личностные УУД: - самостоятельно ставить учебные цели, адекватно оценивая свои результаты и возможности. | - Информационная: восприятие устной информации, ее анализ и сопоставление со своими возможностями |