kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Изготовление панно в технике папье-маше

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема данной проектной работы – изготовление маски в технике папье-маше. С  техникой папье-маше мы были немного знакомы ранее, выполняли в кружке небольшие и не сложные вещицы: тарелки, вазочки, бусы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Изготовление панно в технике папье-маше»

Содержание проекта


ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………2 стр.

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

  1. Древние Тюрки. Предки древних тюрков…………………..3 стр.

    1. Культ животных у древних тюрков…………………………5 стр.

1.2 Легенды о происхождении «Ашина»………………………..6 стр.

  1. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

  1. Выбор идеи…………………………………………………………9 стр.

  2. История папье-маше……………………………………………….9 стр.

  3. Выбор материалов…………………………………………………10 стр.

  4. Техника выполнения папье-маше…………………………………11 стр.

  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

  1. Окончательная отделка………………………………………12 стр.

  2. Экология……………………………………………………..12 стр.

  3. Себестоимость изделия……………………………………...13 стр.

  4. Оценка качества и сложности проекта……………………13 стр.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….14 стр.

Список использованной литературы……………………………….15 стр.


ВВЕДЕНИЕ


Обоснование проекта

Тема данной проектной работы – изготовление маски в технике папье-маше. С техникой папье-маше мы были немного знакомы ранее, выполняли в кружке небольшие и не сложные вещицы: тарелки, вазочки, бусы.

На уроке технологии учитель ознакомил нас с техникой папье-маше и предложил выполнить маски в виде панно. Нам показалось это занятие интересным, ведь работы можно оформить по-разному, проявить свое воображение и творчество. Также мы узнали историю древних тюрков, о их происхождении и легенду тюркского народа «Ашина», культы животных у древних тюрков.


Цель – изготовить маску в технике папье-маше, оформленную в панно.


Задачи:

1. Изучить историю тюркского рода «Ашина»

2. Научиться работать в технике папье-маше

3. Развивать и проявлять творческое отношение к делу в области художественного оформления панно в технике папье-маше

  1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ

  1. Древние Тюрки

1.1. Предки тюрских народов

Много веков тому назад тюрки создали свои государственные образования в различных регионах Евразии. Одно из мощных государств было образовано гуннами (хунны, хунну, супы). Этот народ представлял собой объединение кочевых племен, в основной массе - тюркоязычных. Расцвет этой державы приходится на III век до нашей эры, когда она простиралась от Кореи до Кашгарии. Гунны вели постоянные войны против Китая и, в конце концов, потерпели поражение. Южные гунны подчинились китайцам, северные же продолжали воевать со своими извечными врагами. Это заметно ослабило их. Если раньше Китай платил дань Гуннскому каганату, то теперь гунны стремились отдалиться от Китая. Поэтому большая часть гуннов начала свое продвижение на запад. Это движение не могло быть молниеносным завоевательным походом: то расстояние, которое конник мог без труда преодолеть меньше чем за год, гунны прошли за триста лет.

Это было на самом деле продвижением, перемещением из Азии в Европу в пределах единой Великой степи. Одна из гуннских ветвей впоследствии образовала Уйгурский каганат, который просуществовал до IX века, когда был разгромлен кыргызами.

В 552 году в Центральной Азии родилась огромная кочевая империя — Первый Тюркский каганат. Не остались в стороне от его кровавой истории и просторы Сибири — долины Алтая и Минусы, Приобское плато, глухая южная тайга вместе со всем населением. Двадцати лет тюркскому государству хватило, чтобы стать влиятельнейшей евразийской державой с границами, протянувшимися от берегов Хуанхэ на востоке до Северного Кавказа и Керченского пролива на западе. Её правитель, каган Истеми, установил равноправные политические и торговые отношения с «владыками мира» того времени — Византией, сасанидским Ираном и северокитайскими царствами. Северное Ци и Северное Чжоу фактически превратились в данников каганата. Ядром нового законодателя мировых судеб был «тюрк» — народ, сложившийся в глубине алтайских гор.

Тюркские племена вели преимущественно кочевой образ жизни. В частности, перемещения отдельных племен или племенных объединений из Азии в Европу (и наоборот) имели место не раз. Это способствовало поддержанию весьма тесных межплеменных связей. Поэтому состав многих тюркских племен обогащался и в определенной степени менялся.

Письменность появилась у тюрков еще до начала нашей эры. Это была руническая письменность, получившая свое название из-за сходства с древнегерманскими надписями-рунами. Во времена Тюркских каганатов она распространилась очень широко: от Поволжья до Средней Азии и Кавказа, от Алтая до Днепра и Дуная, Стало быть, знакомство тюркских народов Евразии с грамотой имеет многовековую историю.

Тюрки имели свою определенную систему воспитания. Любой человек был обязан уважать общий родовой тотем тюрков - белого волка. Он знал не менее семи своих прямых предков, их славные дела и важнейшие события из истории своего племени. Среди тюрков все больше и больше распространялась вера в единое божество - Тангре (Небо). Большое значение уделялось боевой подготовке мальчиков и юношей, высоко оценивалось умение метко стрелять из лука, обращаться с арканом. Шести-семилетние мальчики отлично справлялись с конями, 12-14-летние - с оружием. Основой боевой готовности признавались вера в победу, терпение, наблюдательность, старание. Воспитывались бесстрашие и смелость, а также уважение к старшим. Большое место в жизни кочевника занимал конь (не случайно кыпчакский язык имеет около сорока эпитетов только о масти коня). Поэтому тюрк был должен хорошо знать и любить коня.


1.2. Культ животных у древних тюрков.

В религиозных верованиях гуннов, древних тюрок важное место занимали и тотемистические воззрения. Тотемизм — это самая древняя форма религии. Первыми богами были определённые животные. Как известно, культ животных возник в древнейшие времена, когда первобытный человек ещё не отделял, не противопоставлял себя природе, и все родоплеменные отношения, и сам первобытный человек отождествлялись с миром животных. Верхушка древнетюркского общества своё происхождение связывала с легендарными предками, рождёнными тотемным животным. Однако тотемизм как сложная религиозная языческая система в древнетюркское время изжила себя. Его реликты ещё были ощутимы, особенно в переосмысленных мифах, генеалогических легендах, в которых первобытный животный тотем уже выступает не как чистое первоначало рода, а в синтезе с человекоподобным существом.

Культ небесного волка занимает важное место в тюркской мифологии. Он стал древним общетюркским тотемом. История рода Ашина, и вообще история тюрок, берёт своё начало от «десяти сыновей», рождённых волчицей. Слово «Ашина» означает «превосходный, небесный волк». Эта генеалогическая легенда нашла своё отражение на надгробном памятнике, относящемся к раннему периоду Тюркского каганата. На памятнике в виде барельефа нарисована изуродованная человеческая фигура (отрублены рука и нога), лежащая под брюхом волчицы и сосущая молоко. Небесный волк играет важную роль в победах тюрок: он является предводителем войска.

Общетюркский культ волка своими корнями уходит в древние времена. В жизни народов, занимавшихся кочевым скотоводством, волк занимал заметное место, так как часто угрожал стаду.

Кроме культа волка, у народов, занимающихся кочевым скотоводством, также распространился культ собаки. В некоторых преданиях собака фигурирует как родоначальница племени, рода. Например, киргизы считали своим первопредком Красную собаку. Собака была тотемом некоторых кипчакских родов. Бык также является древнетюркским культом. Особенно наглядно это отражено в искусстве гуннов, так называемом зверином стиле. Этнонимы угуз, огуз (угез), в имени Огуз-кагана совпадают с быком. Огуз-каган в генеалогических легендах описывается как первопредок тюрок. Баран являлся жертвенным животным Тенгре. Геральдическим изображением Второй тюркской династии (683-744 гг.) было изображение козла. Наскальные изображения горных козлов были широко распространены в пределах территории Первого тюркского каганата.


2. Легенды о происхождении Ашина.

Культ небесного волка занимает важное место в тюркской мифологии. Он стал древним общетюркским тотемом. История рода Ашина, и вообще история тюрок, берёт своё начало от «десяти сыновей», рождённых волчицей. Слово «Ашина» означает «превосходный, небесный волк». Эта генеалогическая легенда нашла своё отражение на надгробном памятнике, относящемся к раннему периоду Тюркского каганата. На памятнике в виде барельефа нарисована изуродованная человеческая фигура (отрублены рука и нога), лежащая под брюхом волчицы и сосущая молоко. Небесный волк играет важную роль в победах тюрок: он является предводителем войска.

Общетюркский культ волка своими корнями уходит в древние времена. В жизни народов, занимавшихся кочевым скотоводством, волк занимал заметное место, так как часто угрожал стаду. По китайским источникам, лучшие части тюркской кавалерии назывались волки. Слова «тюркский хан» и «волк» были синонимами. На знамени древних тюрок (тюрок Ашина) была изображена волчья голова. Главным тотемом огузов-кипчаков в X-XII вв. являлся сивый волк. Слово «буре» (волк) у древних тюрок использовался для образования имён. Особенно это наблюдается в высших слоях общества.

Согласно первой легенде привольная жизнь рода Ашина не давала покоя соседнему князю. Выбрав подходящий момент, он послал в набег на них свое войско. Род Ашина был разбит. Вражеские воины истребили всех людей, угнали скот. Но во время побоища уцелел десятилетний мальчик. Воины не стали убивать малыша. В то же время, страшась гнева своего кровожадного хана который приказал истребить род Ашина до единого (видимо опасался кровной мести оставшихся в живых), ратники отрубили мальчику руки и ноги и бросили его в травянистое озеро. Здесь, в тяжелых муках он должен был умереть. Давно улеглась пыль за ушедшим неприятельским войском. Мальчик уже потерял сознание, и вот, перед ним появилась волчица. Она обошла вокруг мальчика, понюхала его и скрылась в густых прибрежных зарослях. Через некоторое время она также неслышно появилась, неся в зубах таинственное снадобье. Волчица много хлопотала, залечивая раны мальчику, а когда он пришел в себя, стала кормить его мясом диких животных.

Сколько времени прошло, неизвестно, но до хана долетел слух, что мальчик жив. Как и любой другой злодей, хан был обеспокоен, что сохранился свидетель его необузданной жестокости. К озеру были вновь посланы воины, чтобы уничтожить мальчика. Что стало с последним представителем рода неизвестно, но волчице удалось спастись. Через некоторое время волчица появилась в алтайских горах. В горах находилась пещера, а в пещере - равнина, поросшая густой травой. Со всех четырех сторон пещеры лежат горы. Здесь укрылась волчица и родила десять сыновей, каждый из которых составил свой род. Один из сыновей волчицы носил прежнее родовое имя Ашина. Человек этот обладал большими способностями и поэтому был избран главой рода. В память о чудесном рождении Ашина выставил знамя, украшенное волчьей головой. Род его постепенно размножился до нескольких сот семейств.

По второй легенде, предай племени тÿрк происходят из владения Со. Глава племени Абанбу имел семнадцать братьев, один из которых, Ичжинишиду, назван «сыном волчицы». Владение Со было уничтожено врагами, а спасшиеся роды рассеялись. Благодаря сверхъестественным способностям «сына волчицы» Ичжинишиду его род оказался в наиболее благоприятном положении. Один из его сыновей стал «белым лебедем». Другой сын основал владение Цигу, расположенное между реками Афу и Гянь (Абакан и Кем, т.е. Енисей). Третий сын правил на р. Чжучже, а старший сын, Нодулу-шад, поселился в Цзянсы Чжучжеши. К роду Нодулу-шада присоединился и собственный род Абанбу. Нодулу-шад имел десять жён, сыновья которых носили родовые имена матерей. Сыном его младшей жены был Ашина. После смерти Нодулу-шада его сыновья решили, что вождём племени станет тот из них, кто окажется более сильным и ловким, чем другие. Победил в состязании Ашина, который, став вождём, принял имя Асянь-шад. Ему наследовал его сын или племянник Туу. Сын Туу, Тумынь (Бумын рунических текстов) стал основателем каганата.

  1. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

  1. Выбор идеи

Работу в технике папье-маше можно представить в виде различных вещиц, каждая из которых будет неповторима как в изготовлении, так и оформлении. Поскольку мы будем выполнять маски, нам необходимо выбрать стиль оформления. У нас есть несколько идей – это маска белой волчицы или маска вождя рода Ашина


  1. История появления папье-маше

Как указывает БСЭ: «Папье-маше (франц. papier mâché), буквально - жёваная бумага), легко поддающаяся формовке масса, получаемая из волокнистых материалов (бумага, картон и др.), обычно с добавлением клеящих веществ, крахмала, гипса и т. д. Из папье-маше изготовляются игрушки, учебные пособия, муляжи, театральная бутафория, ларцы, шкатулки, вазы, украшаемые часто росписью, лакировкой, тиснением».

С точки зрения сегодняшней классификации, папье-маше это конструкционный композитный материал и его можно рассматривать, например, как одного из предшественников древесноволокнистых плит. Подобно ДВП, папье-маше состоит из волокон целлюлозы и небольшого количества клея.

Несмотря на французское название, родиной папье-маше считается Китай, где и была изобретена бумага. Первые предметы из папье-маше, которые были обнаружены при раскопках в Китае, это древнекитайские доспехи и шлемы, для их жёсткости применяли многослойное покрытие лаком. Эти предметы относятся к династии Хань и датируются III веком до нашей.

В те времена, доспехи из папье-маше были самым технологичным защитным оснащением, оно выдерживало попадание стрелы и скользящий удар меча. Наряду с неплохой прочностью бумажные доспехи очень мало весили, позволяя бойцу быстро двигаться в бою.

Из Китая, интерес к папье-маше распространился в Японию и Персию, где в этой технике изготавливали уже маски и другие атрибуты для праздников. Постепенно эта техника распространилась по всему миру. Наибольшей популярностью пользовались европейские страны. С середины XVII века Франция начала собственное производство изделий в технике папье-маше, изначально это было изготовление кукол. Англичане последовали их примеру с 1670 года. Наибольшую свою популярность эта техника получила в 1800 гг.

Из папье-маше изготавливался очень широкий ассортимент изделий: табакерки, шкатулки, игрушки, маски, подносы, архитектурную лепнину для стен и потолков, подсвечники, рамы для зеркал, декоративные панели для стен, дверей, карет, а так же разнообразные изделия.


  1. Выбор материалов

Для изготовления папье-маше понадобятся: клей, материал для модели, бумага обычная (она должна легко размокать, но не превращаться в кашицу - этим требованиям вполне соответствует газета), бумага поплотнее, чтобы придать изделию большую жесткость и прочность: журнальная, писчая, бумага-крафт (иногда можно приобрести на почте) или размоченный в воде полукартон, кусок хлопчатобумажной ткани или бинт, ножницы, вазелин, кисточки.

  Для склеивания хорошо подходит клей ПВА, разведенный водой. Если клей ПВА не окажется под рукой, то можно сварить клейстер из крахмала или муки. В первом случае крахмал из расчета 2-3 столовые ложки на литр воды растворяют в небольшом количестве холодной воды, тщательно размешивают, и доливают кипятком. Или в холодной воде разводят муку, доливают кипятком (стакан муки на литр воды, к этому можно добавить распущенный в воде столярный клей - грамм 50) и варят, все время помешивая, пока не загустеет. ВНИМАНИЕ! Много клейстера варить не нужно - хватит и чашки.


  1. Технология выполнения маски – панно

Готовим массу из клейстера и бумаги. Лепим основу маски. Даем высохнуть 2-3 дня.

Маску из папье-маше мы будем делать методом маширования. Т.е. мелкими кусками бумаги будем оклеивать форму. А форму маски лепим сами из пластилина. Лепим маску с характерными чертами лица: высокие скулы, удлиненный разрез глаз, широкое лицо.

Оклеиваем основу маски пищевой пленкой и начинаем клеить на клей ПВА обрывки бумаги. Важно! Бумагу надо только рвать, ни в коем случае не резать, т.к. рваная бумага ложится ровнее. Бумажные обрывки должны быть мелкими: чем мельче, тем меньше будет неровностей на поверхности готового папье-маше. Особенно мелко надо рвать бумагу, если изделие готовится под покраску.

Клеим, как минимум, 3-4 слоя бумажных обрывков - для интерьерной маски этого достаточно, для маскарадной маски нужно 6-8 слоев. Не обязательно ждать просушки слоя, чтобы наклеивать следующий. За один подход можно наклеить 5-6 слоев. После всего этого обклеенную модель сушат.

Сушить маску нужно при комнатной температуре 2-3 дня, не снимая с модели, во избежание деформации

Когда бумага высохнет, осторожно снимаем бумажную маску с формы. Если внутри, со стороны пленки, бумага не полностью просохла, оставьте маску еще подсохнуть (снова надевать на пластилиновую форму не надо).

Края маски обрезать необязательно, так как они пригодятся для приклеивания к основе.

Грунтуем маску густой водоэмульсионной краской и, после просыхания, шкурим мелкой шкуркой для сглаживания неровностей.

Если маска готовится под покраску, то процедуру грунтовка-шкурение надо проделать несколько раз до полного выравнивания поверхности.

Разрисовываем маску как на выбранном эскизе.

Приступаем к декору.

Сначала готовим из реек раму, не идеальной формы, чтобы воссаздать глубокий замысел нашей идеи. Обтягиваем лоскуток натуральной кожи на раму с помощью полос искусственной замши. Далее к полотну приклеиваем нашу маску. Обклеиваем вокруг маски лоскутки меха, в нашем случае это мех черной лисы и песца. Для заключения декора добавляем украшения из бус и перьев.

Маска готова.


  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

  1. Экология

До 85% заболеваний современного человека связаны с неблагоприятными экологическими условиями: использование некачественных товаров или товаров, содержащих вредные для здоровья человека вещества.

Работа с клеем, бумагой и другими не причинит вреда здоровью человека.

Изделие следует беречь от прямых попаданий солнечных лучей, очищать от пыли с помощью специальной насадки пылесоса для маленьких вещей.


  1. Себестоимость изделия


Материалы

Количество

Цена

сумма

1.

Мука

1

60

60-00 руб.

2.

Туалетная бумага

1

16

16-00 руб.

3.

Бумага белая

20

0,5

10 руб.

4.

Краска гуашь

1

90

90 руб

5.

Клей Титан

1

150 руб.

150-00 руб.


Итого:



516-00 руб.


  1. Оценка качества и сложности проекта

Считаем, что выполненный нами проект в технике «папье-маше», относится к высокой степени сложности. Чтобы выполнить этот проект, нам потребовалось изучить литературу, чтобы подробно ознакомиться с историей рода Ашина и техникой выполнения масок из папье маше, набраться терпения, так как при этой технике спешить нельзя. Если следовать всем правилам, то результат обязательно будет положительный. Качество выполненной нами работы оцениваем на отлично. Думаем, что наша работа будет очень интересным добавлением к выставке работ студии «Альтаир».


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Подведем итоги нашей работы. Выполняя практическую работу в технике «папье-маше», мы не испытывали больших затруднений. В частности, при склеивании лица маски. Она у нас получилась сразу, поскольку мы соблюдали технологию. Труднее всего, на наш взгляд, было оформить маску, придумать ей образ. Здесь нужно было проявить знания истории Ашина, творческое воображение и фантазию.

Результат на лицо: мы с работой справились!


Список использованной литературы


  1. Валюх, Г.  Игрушки из папье-маше / Г. Валюх // Семья и школа. - 2002. - № 4. - С. 50-51.

  2. Книга увлекательных занятий для девочек / М. Кьяра; пер. с ит. Н.В. Кротковой, ил. М. Монези. - М. : Росмэн, 2006. - 111 с.

  3. Носкова, Н. И. Изготовление кукол и масок в технике папье-машье / Н. И. Носкова// Начальная школа. - 2004. - № 8. - С. 70-71.

  4. Журнал «ИЛ». Выпуск №69, Якутск, 1998 г.

  5. UUS SAKHA уус аймах сурунаала. №6. Алтынньы, 2011 г.




13



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Изготовление панно в технике папье-маше

Автор: Лукина Венера Николаевна

Дата: 12.11.2020

Номер свидетельства: 563201


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства