kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Историческая тема в искусстве.Творчество В.И. Сурикова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Историческая тема в искусстве.

                         Творчество В.И. Сурикова

Цели:  Сформировать представление о сложном мире исторической картины.

Познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.И.Сурикова.

Воспитывать нравственное отношение к миру, интерес к истории, любовь к искусству.

Формировать  и развивать навыки работы с художественными материалами в технике рисунка и живописи.

Развивать ассоциативно- образное мышление, творческую и познавательную активность.

  ПЛАН УРОКА:

Беседа о значении и развитии исторического жанра, его отличительные особенности.

Знакомство с творчеством великого русского художника В.И.Сурикова на примере картин «Утро стрелецкой казни», «Взятие снежного городка».

Подведение итогов занятия, сообщение домашнего задания.

                                   Ход урока:

Организационный  момент.

1.Беседа « Сложный мир исторического жанра»

Вопрос:  Ребята,, как вы думаете, о какой разновидности жанра изобразительного искусства пойдет речь сегодня  на уроке?

Ответ:  Мы будем говорить   об историческом жанре , об этом сообщает нам  тема урока и также репродукции картин , на которых изображены сюжеты жизни  русского народа   Петровских времен.

«Исторический жанр — один из жанров изобразительного искусства, посвящается изображению значимых исторических событий, явлений и военных деятелей; в основном обращается к историческому прошлому, но может показать и недавние события, если историческое значение их признано современниками. Исторический жанр часто переплетается с другими жанрами: бытовым, портретом, пейзажем. Особенно тесно исторический жанр смыкается с батальным жанром, когда показываются исторические баталии, крупные сражения и военные события. Драматические столкновения народных сил, взгляд на народ как на движущую силу истории часто находили художественное выражение в историческом жанре.

         В России исторический жанр получил дальнейшее развитие в XVIII—XIX вв. и был связан с появлением светского искусства, исторической науки, просветительскими идеями и классицизмом, пропагандистом которого выступала Академия художеств. Ведущая роль принадлежала большой по размерам тематической картине (А. Лосенко, Г. Угрюмов, А. Иванов, К. Брюллов). Скульптурные портреты и памятники, посвященные событиям Отечественной войны 1812 года, создавались в рамках исторического жанра.

               Выдающимся мастером исторической живописи был В. Суриков, отразивший в своих полотнах яркие исторические события, героические национальные характеры, полную внутренних противоречий историю русского народа: «Утро стрелецкой казни» (1881), «Боярыня Морозова» (1887), «Покорение Сибири Ермаком» (1895), «Переход Суворова через Альпы» (1899)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Историческая тема в искусстве.Творчество В.И. Сурикова »

Тема урока: Историческая тема в искусстве.

Творчество В.И. Сурикова

Цели: Сформировать представление о сложном мире исторической картины.

Познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.И.Сурикова.

Воспитывать нравственное отношение к миру, интерес к истории, любовь к искусству.

Формировать и развивать навыки работы с художественными материалами в технике рисунка и живописи.

Развивать ассоциативно- образное мышление, творческую и познавательную активность.

ПЛАН УРОКА:

Беседа о значении и развитии исторического жанра, его отличительные особенности.

Знакомство с творчеством великого русского художника В.И.Сурикова на примере картин «Утро стрелецкой казни», «Взятие снежного городка».

Подведение итогов занятия, сообщение домашнего задания.

Ход урока:

Организационный момент.

1.Беседа « Сложный мир исторического жанра»

Вопрос: Ребята,, как вы думаете, о какой разновидности жанра изобразительного искусства пойдет речь сегодня на уроке?

Ответ: Мы будем говорить об историческом жанре , об этом сообщает нам тема урока и также репродукции картин , на которых изображены сюжеты жизни русского народа Петровских времен.

«Исторический жанр — один из жанров изобразительного искусства, посвящается изображению значимых исторических событий, явлений и военных деятелей; в основном обращается к историческому прошлому, но может показать и недавние события, если историческое значение их признано современниками. Исторический жанр часто переплетается с другими жанрами: бытовым, портретом, пейзажем. Особенно тесно исторический жанр смыкается с батальным жанром, когда показываются исторические баталии, крупные сражения и военные события. Драматические столкновения народных сил, взгляд на народ как на движущую силу истории часто находили художественное выражение в историческом жанре.

В России исторический жанр получил дальнейшее развитие в XVIII—XIX вв. и был связан с появлением светского искусства, исторической науки, просветительскими идеями и классицизмом, пропагандистом которого выступала Академия художеств. Ведущая роль принадлежала большой по размерам тематической картине (А. Лосенко, Г. Угрюмов, А. Иванов, К. Брюллов). Скульптурные портреты и памятники, посвященные событиям Отечественной войны 1812 года, создавались в рамках исторического жанра.

Выдающимся мастером исторической живописи был В. Суриков, отразивший в своих полотнах яркие исторические события, героические национальные характеры, полную внутренних противоречий историю русского народа: «Утро стрелецкой казни» (1881), «Боярыня Морозова» (1887), «Покорение Сибири Ермаком» (1895), «Переход Суворова через Альпы» (1899)

Вопрос: Многие картины , представленные на нашей импровизированной выставке , знакомы вам по урокам истории и русского языка, подскажите о творчестве какого русского художника, предпочитающего исторический жанр в своем творчестве пойдет сегодня речь?

Ответ: Мы будем знакомиться с творчеством В.И.Сурикова.

В искусстве и жизни Василия Ивановича все ярко, неповторимо, талантливо. Родился Суриков 12.01.1848 году в Сибири , в старинном городе Красноярске. Дед, отец – потомственные казаки, которые принимали участие в восстании под предводительством Ермака и пришли в Сибирь. Детство и юность художника прошли в Сибири. Суровая красота края и патриархаль-ный, «допетровский» уклад жизни во многом определили круг впечатлений и образов, запечатленных на его полотнах.

Когда Василию исполнилось двадцать лет, он отправился в Петербург и поступил в Академию художеств. За время учебы /1870-1875гг./ Василий испробовал себя в выполнении многих жанров изобразительного искусства, пока не выбрал тему исторического направления.

Художник обращался к драматическим событиям периода Раскола и петровских реформ и как никто другой сумел сообщить дух подлинности. Ход русской истории на полотнах Сурикова завораживает сочетанием страшного и величественного. Народ- главный герой Суриковских полотен- предстает в многообразии типажей, характеров и судеб. Василия Ивановича привлекают сильные характеры, яркие личности. Художник показывает , как в момент тяжких испытаний русский человек проявляет силу духа, мужество, нравственную выдержку, готовность к самопожертвованию.

С 1881 по 1907 г.г. Суриков – член Товарищества передвижников. Ему удалось воплотить принципы реализма в исторической картине, преодолеть условность академического искусства.

Умер В.И.Суриков в 06.03.1914 года. В Красноярске открыт Дом- музей В.И.Сурикова и сооружен ему памятник.

Картины В.Сурикова отличаются общим холодным, голубовато - серебристо- синим цветовым тоном., с яркими переливами золота в различных украшениях, старинной одежде, предметах быта. Гордость русского искусства, русской культуры, картины В.Сурикова хранятся в Государственной Третьяковской галерее и в Государственном Русском музее.

« Утро стрелецкой казни» 1881 год- первая большая работа художника. До ее появления на девятой передвижной выставке имя Сурикова мало кому было известно.

…..Москва. Красная площадь. Лобное место. Вдали в утреннем голубоватом тумане на фоне бледно- серого неба виднеется храм Василия Блаженного.

Справа строгие контуры кремлевских башен. В телегах, окруженные родными, близкими, сидят приговоренные к смерти стрельцы. В руках у каждого зажженные свечи. Последние минуты перед казнью, минуты, в которых раскрылось мужество и твердость, несгибаемость и упорство стрельцов, запечатлел Суриков в этой картине.

Мы невольно переносимся к великим событиям Петровской эпохи, положившей начало новому этапу в русской истории. Прогрессивные преобразования Петра 1 были смелой попыткой вывести Россию из рамок отсталости. Реформы Петра, рушившие вековые устои старой московской жизни, вызывали ожесточенный протест боярства, которое стремилось привлечь на свою сторону стрелецкое войско.

Стрельцы – старое допетровское войско, которое Петр заменил регулярной армией, измученное постоянными войнами, недовольные длительной неуплатой жалования, притеснениями знати, подняли в 1698 году мятеж во главе с царевной Софьей, мечтавшей о самодержавной власти.

На подступах к столице мятежные войска были разбиты. Сотни стрельцов по приказу Петра были схвачены и казнены в селе Преображенское под Москвой.

Как же художник раскрыл драматическую страницу прошлого?

…Огромная народная толпа заполнила площадь. Скоро начнется казнь. Печальной торжественностью последних минут проникнуты стрельцы. Они без страха встречают смерть, но каждый из них по-своему переживает ее приближение - кто с упрямой злобой, кто в тягостном раздумье, кто с тупой покорностью. Вот одного уже ведут на виселицу, должно быть , расставание с женой и сыном надломило его. Он едва идет, голова его опущена, руки бессильно повисли. Сброшены на землю кафтан и шапка, еще дымится фитиль, выпавшей из его рук свечи…

В центре картины – стрелец , стоящий на телеге. Он прощается с народом, низко кланяясь по старому русскому обычаю.

А рядом старик с белой седой бородой. Сейчас наступит его очередь идти на казнь, он уже отдает горящую свечу солдату.

Погружен в свою последнюю суровую думу чернобородый стрелец в красном, накинутом на плечи кафтане.

Он даже не замечает, что его молодая жена с бледным, заплаканным , исстрадавшимся лицом тянет его за полу кафтана, пытаясь добиться прощального слова.

Вот сидит на телеге стрелец с рыжей бородой в красной, лихо заломленной шапке. Связаны его руки, ноги забиты в колодки, но воля его несломлена.

Он как бы воплощает возмущение и непокорность всей стрелецкой массы. Гордо поднята его голова, судорожно сжата в руках горящая свеча, отбрасывающая на его лицо тревожные блики. Взор, полный неукротимой ненависти, устремлен в сторону Петра. Сильный, несломленный, внутренне напряженный, этот стрелец является живым воплощением бунтарского духа.

Стоящие с Петром иностранцы с любопытством ,страхом и удивлением смотрят на происходящее событие. Сам Петр с гневным , решительным взором выражает несокрушимую уверенность.

Мглистый сумрак раннего утра, в котором еще виден свет горящих свечей, создает образ трудного, мучительного рождения нового дня и воспринимается как поэтическая метафора, обобщенно выражающая смысл исторической минуты - «начало славных дней Петра мрачили мятежи и казни» / А.С.Пушкин/

Следующей значительной картиной Сурикова была «Боярыня Морозова»

1887г. …Раннее зимнее утро. Узкая московская улица заполнена людьми.

По глубокому рыхлому снегу, с трудом пробираясь сквозь скопление народа, движутся дровни. В санях на соломе, прикованная тяжелыми цепями сидит Морозова. Она высоко подняла правую руку с тонкими пальцами, сложенными в двуперстие – символ старой веры. Выразительно лицо Морозовой. Пламенный взгляд ее выражает страстную убежденность, уверенность в правоте своего дела. Образ Морозовой занимает центральное место не только по своему композиционному положению , но и по глубине и тонкости психологического решения, по силе образной характеристики.

Суриков очень долго искал натурщицу для написания портрета Морозовой, и только к когда написание картины уже подходило к концу , приехала сУрала начетчица – Анастасия Михайловна, Василий Иванович за два часа написал с нее портрет Морозовой.

Образ Морозовой господствует в картине, но он не задавлен толпой, а тесно связан с народным миром. Различным настроением охвачен народ; здесь и сочувствие и тревога, печаль друзей и насмешки и издевательство врагов Морозовой. Слева ощерив свой беззубый рот, торжествующе хохочет поп, ему самодовольно вторит богатый купец. Справа на снегу сидит юродивый

Босой, полуголодный, с пудовыми веригами на груди , он провожает Морозову, выражая ей свое сочувствие, сложив пальцы двуперстием.

Рядом нищенка, стоя на снегу, с выражением жалости, сочувствия и любви смотрит на Морозову. Она словно пытается ее остановить, протягивая ркук вперед.

Спешит за санями , сложа руки перед собой , сестра Морозовой княгиня Урусова.

Вот молодая горожанка в синей шубке и золотистом платке. Низко опустив голову, она благоговейно склонилась в поклоне перед подвигом Морозовой. З ее спиной монашенка в черном платке. Испуг, тревога в ее широко открытых глазах. Скрестила на груди девушка в узорной шапочке, отороченной мехом.

Перед картиной веришь - здесь вся Россия, здесь ее народ, здесь дух его - мятежный , героический. «Ничего от себя, все с натуры» - таков неизменный принцип творчества Сурикова. Отсюда подлинная жизненность и, правда, которой отмечено в картине все, начиная с характеров действующих лиц и кончая тончайшими бытовыми деталями.

В исторической картине , так или иначе просматривается авторская позиция. Не случайно над смыслом происходящего странник с посохом похож на самого автора.

В картине «Взятие снежного городка». В.Суриков изобразил сибирскую игру, которую художник наблюдал в юности. Построенную из ледяных глыб крепость всадники должны были сломать и перескочить через нее. Художник вспоминал : « Мне хотелось передать в картине впечатление своеобразной сибирской жизни, краски ее зимы. Удаль казачьей молодежи».

На переднем плане, в дорожных санях с богатым ковром на спинке в красивых дорогих шубках сидят молодые женщины, с восторгом наблюдающие за происходящим. Черно- коричневый фон ковра усиливает звучание цвета орнамента, который резко отделяется от нежных голубовато- серых с желтизной оттенков снега и неба, синевы дальних заснеженных полей и леса. Разудалая молодежь, смеющиеся румяные девушки, нарядные костюмы, разноцветные узоры на одеждах, ковре, дугах – все полно радости, создает настроение праздника.

Вопрос : А теперь, ознакомившись с творчеством В.И.Сурикова ,скажите:

- Какие сочетания красок преобладают в его картинах?

Ответ: Холодные , голубовато- синие, с яркими переливами золота в различных украшениях, старинной одежды.

Вопрос: Расскажите о своих чувствах , которые вы испытали познакомившись с произведениями Сурикова?

Ответ: Гордость за свой народ, за его могучий дух., Мастерство и талант Сурикова , и через года заставляет любого русского человека испытывать

это чувство. Радость от общения с прекрасным.

Вопрос : Многолетний , титанический труд Сурикова вложен в его произведения . Где в повседневной жизни используются работы великого русского художника?

Ответ: На выставках картин в Третьяковской галерее Государственном Русском музее.

2. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ

Задание: Выполните эскиз любого исторического события из жизни русского народа./ Бородино, Средневековье/

3.Итог занятия :

- С каким жанром изобразительного искусства вы познакомились на этом уроке?

- Назовите имя автора знаменитых картин «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни», «Взятие снежного городка».

-Где в основном В.И.Суриков брал натуры для своих известных картин?

Домашнее задание: Закончить работу над сюжетом своей картины на историческую тему .


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Историческая тема в искусстве.Творчество В.И. Сурикова

Автор: Ищенко Виктория Николаевна

Дата: 08.01.2015

Номер свидетельства: 151327


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства