kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок "Чувашские мотивы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Чувашские национальные мотивы (2 часа)

Место урока в учебном курсе: как региональный компонент в рамках изучения темы «Народный костюм и музыка народов России»

Форма урока (тип урока): Знакомство с новым материалом

Цель: Создать представление о традиционном национальном костюме и музыкальном наследии чувашского народа.

Задачи:

  1. Познакомить  учащихся с государственной символикой Чувашской Республики.
  2. Познакомить с музыкальным творчеством чувашей.
  3. Познакомить учащихся с чувашской традиционной одеждой, ее элементами, чувашским орнаментом и его значением. Учить украшать чувашский костюм орнаментом.
  4. Способствовать развитию навыков самостоятельного мышления, внимания.
  5. Воспитывать любовь и уважительное отношение  к народным ценностям. 

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок "Чувашские мотивы"»

МБОУ «Доможаковская СОШ им. Н.Г. Доможакова»







Интегрированный урок: Музыка, ИЗО (5 класс)

Тема: Чувашские национальные мотивы (2 часа)





Ф.И.О. авторов:

Иванова Валентина Васильевна

Иванова Елена Васильевна

Ощенкова Марина Васильевна










Аал Доможаков

2015 г.




Интегрированный урок: Музыка, ИЗО (5 класс)


Тема: Чувашские национальные мотивы (2 часа)

Место урока в учебном курсе: как региональный компонент в рамках изучения темы «Народный костюм и музыка народов России»

Форма урока (тип урока): Знакомство с новым материалом

Цель: Создать представление о традиционном национальном костюме и музыкальном наследии чувашского народа.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с государственной символикой Чувашской Республики.

  2. Познакомить с музыкальным творчеством чувашей.

  3. Познакомить учащихся с чувашской традиционной одеждой, ее элементами, чувашским орнаментом и его значением. Учить украшать чувашский костюм орнаментом.

  4. Способствовать развитию навыков самостоятельного мышления, внимания.

  5. Воспитывать любовь и уважительное отношение к народным ценностям.

Методические рекомендации по подготовке и проведению урока: Разработка данного урока рассчитана на 2 часа. Первый час направлен на знакомство с государственной символикой Чувашской Республики и культурой чувашей. Второй час посвящен творческой работе учащихся, то есть созданию чувашского костюма. Рекомендуется на время практической работы учащихся раздать на каждую парту таблицы с изображением традиционных чувашских орнаментов.

Оборудование: 1) чувашская мужская рубашка, чувашское девичье платье, чувашское детское платье; 2) таблицы с изображением традиционных орнаментов (на каждую парту); 3) краски, кисточки, баночки; 4) иллюстрация дуба и гербарий «Веточка дуба»; 5) запись гимна Чувашской республики, фонограмма песни «День рождения», презентация.


Ход урока

  1. Организационный момент (1-ый час)

Нам часто кажется, что мир традиций безвозвратно ушел в прошлое. Но общество вновь и вновь обращается к своим истокам. И сегодня на уроке мыс вами познакомимся с частицей культуры чувашского народа.

Слайд №1 (Изображение представителей чувашской национальности)

  1. Знакомство с новым материалом

Слайд №2 (Флаг Республики Чувашия)

Чуваши одни из представителей древнейшей культуры, проживающие компактно в наше время на Поволжье России в Чувашской Республике.

Государственный флаг Чувашской Республики представляет собой прямоугольное полотнище пересеченное на желтое (вверху) и пурпуровое (внизу) поля, с находящимися в центре флага пурпуровыми древнечувашскими эмблемами – «Древо Жизни» и «Три солнца».

- Как вы думаете, что они могут символизировать? Силуэт «Древа жизни» напоминает почитаемое чувашами дерево дуб, могучее и долговечное, стойкое в природных ненастьях. (Фотография дуба и гербарий «Веточка дуба» вывешиваются на доску)

Кроме того, «Древо жизни», как единый организм, олицетворят собой единство народов, проживающих на территории Чувашской Республики.

Восьмиконечные звезды символизируют солнечный свет, дарящий жизнь и оберегающий благополучие. [4]

Слайд №3 (Изображение герба Республики Чувашия)

Государственный герб представляет собой окаймленный вырезной геральдический щит, поделенный на желтое (вверху) и красное (внизу) поля.

На гербе мы видим такой же орнамент как на флаге. Также мы на гербе видим стилизованное изображение золотых листьев и шишек хмеля символизирующий чувашский обрядовый и праздничный напиток, который готовится из него.

Присутствующий в символике желтый цвет в чувашском фольклоре наделен понятием самого красивого цвета, олицетворяющего все самое прекрасное и светлое. [4]

- Что еще является главным элементом любого современного государства, помимо флага и герба? Гимн.

Слайд №4 (Текст перевода гимна Республики Чувашия)

Текст Гимна символизирует три круга образов.

- Скажите, пожалуйста, о чем идет речь в первом куплете? Пробуждение природы к новой жизни.

- На что направлен второй куплет? Единение и согласие всего народа.

- Кому посвящен третий куплет? Родным.

Мелодия и слова гимна очень близки к чувашской народной песне, но имеют также современное звучание и значение. Давайте прослушаем его на чувашском языке. (Слушание гимна Чувашской Республики)

Слайд №5 (Фотографии местных ансамблей)

Чувашский народ очень жизнерадостный и веселый, любит танцевать и петь. Многие современные песни исполняются с национальным колоритом. Послушайте песню на чувашском языке «Gурална кун». Для вас ее исполнит группа «Дива» из аала Доможаков. (Исполняется песня «Gурална кун», третий куплет на русском языке. Во время исполнения участники группы выполняют еще основные чувашские движения)

- О чем эта песня? О дне рождении. «Gурална кун» в переводе с чувашского - день рождения. Вам нравится праздник «День рождения»?

- Чем интересен вам этот праздник?

Я предлагаю вам третий куплет песни на русском языке исполнить вместе со мной. (Исполнение фрагмента песни «Gурална кун» учащимися на русском языке)

Слайд №6 (Фрагмент песни на русском языке)

Как было уже сказано, что чувашский народ любит не только петь, но и танцевать. Давайте посмотрим фрагмент чувашского танца. (Просмотр фрагмента чувашского танца)

Прошу вас всех встать. Мы сейчас с вами попробуем разучить основные движения, характерные для чувашского танца. В этом нам помогут участники группы «Дива». (Исполнение танцевальных движений учащимися)

Слайд №7 (Высказывание чувашского просветителя И.Я. Яковлева)

По мнению ученых, исследователей, Чувашия с древних времен славится своими талантливыми вышивальщицами, мастерицами шитья серебром и бисером, узорного ткачества. Как сказал один чувашский просветитель Иван Яковлевич Яковлев:

«Самое ценное и удивительное, что сохранили до наших дней, самое великое – это язык, песня, вышивка. У чувашей 100 тысяч слов, 100 тысяч песен, 100 тысяч вышивок.»

Орнаментация чувашской вышивки уходит корнями в глубокую древность и до сих пор хранит следы тех времен. Люди одухотворяли природу, космос и помещали на своей одежде символические изображения солнца, гор, земли, воды, огня, древа жизни и другое. Каждый орнамент имеет свое значение. [2]

Слайд №8 (Таблица с изображением традиционных орнаментов и их расшифровка)

В чувашской вышивке используется геометрический орнамент. Основные цвета - оттенки красного: от темно-бордового до розово-красного. Используются различные оттенки зеленого, синего, желтого, черного. Белый фон основы придает орнаменту особую четкость.

Чувашская народная одежда и украшения – богатейшая сокровищница материальной и духовной культуры прошлого. [3] (Учитель обращает внимание учащихся на костюмы)

Мужская рубаха имеет туникообразный покрой. Праздничная рубаха украшается вышивкой на груди, рукавах, подоле. Носится навыпуск и подпоясывается поясом – кушаком, на концах которого кисточки.

Женское платье также имеет туникообразный покрой. На подоле могут располагаться кружева, вышивка. Вышивка располагается и на груди и рукавах. Платье можно носить с фартуком или передником.

Детские наряды украшаются более скромной вышивкой.

Женщины и девушки носят головные уборы: шапочки, повязки, которые украшаются бисером, бусинками и монетами. [1]

Предлагаю вам посмотреть, какие разнообразные костюмы бывают у чувашского народа.

Слайд №9-23 (Фотографии чувашских костюмов). (Рассмотрение костюмов)

  1. Самостоятельная работа учащихся (2 –ой час)

Предлагаю вам сейчас нарисовать традиционный чувашский костюм и украсить его орнаментом, в этом вам поможет таблица с изображением традиционных орнаментов. Но для начала вспомним основные моменты, которые мы должны соблюдать, выполняя свою работу.

- Какую форму будем использовать для женского платья?

- Чем мы можем украсить наше платье?

- Где в основном располагается вышивка?

- Какие основные цвета мы можем использовать в нашей работе?

- Из чего состоит мужской костюм?

-Какой покрой используется для мужской рубашки?

- Чем мы можем украсить ее?

(Творческая практическая работа учащихся, после завершения все демонстрируют свои работы)

- Посмотрим, что у вас получилось. Поднимите, пожалуйста, свои работы. (Обсуждение работ)

  1. Итог урока:

- О культуре какого народа шла речь сегодня на уроке?

- Какое дерево чуваши называют «Древом жизни»?

- Что символизируют звезды, изображенные на флаге Чувашской Республики?

- Из какого растения готовится национальный напиток?

- Давайте вспомним слова чувашского просветителя Ивана Яковлевича Яковлева: «Самое ценное и удивительное, что сохранили до наших дней, самое великое – это язык, песня, вышивка. У чувашей 100 тысяч слов, 100 тысяч песен, 100 тысяч вышивок.»

Слайд №24 (Высказывание чувашского просветителя И.Я. Яковлева)














Приложение


Перечень используемой литературы:

  1. Дмитриева Н.И., Никитин В.П. Мир чувашской культуры (Древняя история и духовное наследие этноса). Учебное пособие. Изд. 2-е, доп. – Чебоксары: «Новое время», 2007. – 304с.

  2. Искендеров Ф.В., Искендеров И.Ф., Костина Е.Ф. Азбука чувашских орнаментов и эмблем: учебное пособие. – Ульяновск: 2005. – 64с.

  3. Культура чувашского края. Часть I: Учебное пособие / В.П. Иванов, Г.Б. Матвеев, Н.И. Егоров и др. / Сост. М.И. Скворцов. – Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1994. – 351с.

  4. Чуваши. – Чебоксары: ГУП «ИПК «Чувашия», 2008. – 472с.: илл.




























Таблица 1. Таблица с изображением традиционных орнаментов и их расшифровка









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Интегрированный урок "Чувашские мотивы"

Автор: Иванова Валентина Васильевна Иванова Елена Васильевна Ощенкова Марина Васильевна

Дата: 24.12.2015

Номер свидетельства: 270097

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства