kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок МХК и физики "Особенности западноевропейского Средневековья" в 10 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок МХК и физики в 10 многопрфильном классе (группа физико-математического и группа гуманитарного профиля" способствует развитию ассоциативного, логического мышления.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок МХК и физики "Особенности западноевропейского Средневековья" в 10 классе»

Интегрированный урок МХК и физики в 10 классе

Тема: Особенности западноевропейского Средневековья


Учитель МХК Сидоренко Л.С.

Учитель физики Большакова Е.А.

Цели и задачи урока

  • повысить интерес к изучению физики и МХК;

  • проанализировать научные открытия Средневековья;

  • познакомить с выдающимися памятниками западноевропейского Средневековья;

  • прививать эстетический вкус;

  • способствовать развитию речи, мышления, воображения.

Оборудование: опорные конспекты, презентация.

I. Организационый момент. Погружение в тему.

Учитель физики: Сегодня на уроке мы с Вами поговорим о Западноевропейском средневековье. А эпиграфом к уроку возьмём высказывание французского математика, механика, физика и астронома Пьера-Симо́на, маркиза де Лапла́са. 

Что истинно по эту сторону

Пиренеев, ложно по ту сторону.


Учитель МХК: Термин «средние века» появился в эпоху Возрожде­ния. Им обозначался период с момента падения Римс­кой империи в V в. до XV столетия. Эпохе Ренессанса, возрождавшей античные традиции, средневековье пред­ставлялось мрачным, невежественным, далеким от пре­красных образцов античной культуры. Вот почему писатели-гуманисты XV-XVI вв. называли средние века «темной ночью», «эпохой умственного застоя». Но так ли это было на самом деле?

Учитель физики: Принято считать, что научную истину можно установить логически. Предлагаю Вам послушать высказывание критянина Эпимеда: «Все критяне лжецы!». Какое несоответствие вы заметили? Эпимед сам критянин. Следовательно, он лжец. Но, если Эпимед лгун, тогда его заявление, что все критяне лжецы, - ложно. Между тем Эпимед – критянин, следовательно, он не лгун, и поэтому его утверждение «Все критяне лжецы» - истинно. Таким образом, мы, ни разу не нарушив строгость логики, пришли к взаимоисключающим положениям – к парадоксу: Эпимед одновременно и лжец и не лжец.

Этот парадокс оказался таким сложным, что его решали и решают до сих пор. Древнегреческий философ Кронос, не сумевший его разрешить, от огорчения умер, а другой философ – Филипп Косский покончил жизнь самоубийством, так и не разрешив это парадокс.

Надеюсь, сегодня, говоря и рассуждая о средневековье, мы найдем истину.

У каждого из Вас на парте есть лист для конспекта урока. Вам необходимо внимательно прослушать выступления одноклассников, заполнить таблицу, на основе которой вы сделаете вывод и сможете подтвердить или опровергнуть мнение писателей-гуманистов о средних веках.

II.Индивидуальные задания. Выступления учащихся.

Учитель МХК: О далеком средневековье красноречивее и нагляднее всего говорят памятники архитектуры. Когда в огне бесчисленных пожаров и войн погибали деревянные постройки, целыми и невредимыми оставались хорошо укрепленные замки феодалов и величественные замки.

1.Пизанский собор в честь Успения Пресвятой Девы Марии— кафедральный собор Пизы, часть ансамбля площади Пьяцца деи Мираколи. В ансамбль также входят падающая башня и баптистерий. Ансамбль создавался с XI по XIII века и представляет собой один из наиболее значительных памятников романской архитектуры Италии. В 1987 году внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. По замыслу архитектора Бускето, собор должен был включать элементы различных стилей – византийских, ломбардских и даже исламских, что символизировало размах пизанской торговли. Внутри возникает эффект огромного пространства, благодаря использованию арок и чередованию белого и чёрного мрамора. СЛАЙД 2
Интерьер собора был существенно изменён после пожара 1595 года. Потолок позолочен (на нём изображён герб Медичи), а купол покрыт фресками. Пиза́нская башня — колокольня, получившая всемирную известность благодаря непреднамеренному наклону. Наклон башни, вызванный мягкостью почвы, происходил по мере строительства, завершившегося в 1360 году. Раньше считали, что наклон башни являлся частью проекта, но сейчас эта версия представляется маловероятной. Изначально сочетание маленького трехметрового фундамента и мягкой почвы привело к тому, что после строительства третьего этажа в 1178 году башня наклонилась. В 2008 году учёные в очередной раз заявили, что дальнейшее падение Пизанской башни прекращено. До этого, несмотря на многочисленные усилия по «заморозке», башня продолжала отклоняться от вертикали со скоростью 1 мм в год. В 2002—2010 гг. была произведена реставрация башни, вследствие чего угол её наклона сократился с 5° 30' до 3° 54'.

2. Существует пословица «Все дороги ведут в Рим», однако во  Франции все без исключения дороги ведут к Собору Парижской Богоматери. Более того, еще с 18-го века в этой стране принято исчислять расстояние до любого города не от границ столицы, а от ее «сердца» - Нотр-Дам де Пари. Кстати, согласно результатам археологических исследований, место, на котором построен Собор Парижской Богоматери, считалось священным еще со времен появления здесь первых поселений людей.

В XII в на месте церкви Святого Себастьяна и храма Божьей Матери парижский епископ Морис де Сюлли принял решение возвести новый собор, который должен был превзойти по своей грандиозности все соборы мира.

И уже в 1163 году после благословения Папы Александра III был возложен первый камень в фундамент будущего собора, строительство которого длилось практически два века. Стены собора украсила своеобразная игра контуров и теней, и ему не было аналогов во всем мире.

2 декабря 1804 года в Соборе Парижской Богоматери был коронован Наполеон Бонапарт.

Длина собора составляет 130 метров, высота башен – 69 метров, вместительность около 9000 человек. Фасады Собора Парижской Богоматери богато украшены скульптурами. Они являются одними из лучших скульптур средневековья. Скульптуры рассказывают нам историю от грехопадения до Страшного суда. В убранстве собора доминирует серый цвет, это цвет камня из которого сложены стены. В соборе очень мало окон и как в любом готическом храме здесь нет настенной живописи. Единственным источником света служат витражи, но свет, проникающий сквозь многочисленные витражи, наполняет храм разнообразными оттенками. Эта игра света придает собору особую феерическую красоту и некую таинственность. В соборе хранится одна из величайших реликвий христианства – Терновый венец Иисуса Христа.

3. Нотр-Дам овеян легендами. Одна из таких легенд связана с воротами перед входом в собор. Они настолько великолепны, что трудно поверить, что их мог сотворить человек. Якобы их автором был кузнец, который на заказ согласился выковать ворота, достойные величия собора. Он боялся не оправдать доверие и решил обратиться за помощью к дьяволу, пообещав отдать душу за великолепную работу.

Ворота для собора были настоящим шедевром, ажурные переплетенья сочетались с фигурными замками. Но вот беда, замки на воротах не мог открыть даже кузнец, только после окропления святой водой они поддались. Кузнец потерял дар речи, а спустя несколько дней умер от неизвестного недуга и унес одну из тайн Собора Парижской Богоматери с собой в могилу. Кто хоть раз видел собор, не мог не обратить внимания на множество фигур на соборе. Химеры давно считаются безмолвными стражами собора. Считалось, что по ночам химеры оживают и обходят свои владения, бережно охраняя покой здания. На самом деле по замыслу создателей собора химеры олицетворяют человеческий характер и многообразие настроений: от меланхолии до злобы, от улыбки до слез.

Существует предание, что если смотреть на них в полумраке очень долго, то они «оживают». А если сфотографироваться рядом с химерой, то на фотографии человек кажется каменным изваянием. Гаргульи и химеры это не одно и тоже. Если химеры являются декоративным элементом собора, то гаргульи имели совершенно другое предназначение. С французского языка gargouille переводится, как желоб или водосточная труба. Таким образом, чудовища не что иное, как водосточные трубы, отводящие потоки дождевой воды от крыши и стен собора.

Учитель МХК: Собор Нотр-Дам вдохновил Виктора Гюго на создание одноимённого романа, герои которого то поднимаются до высот великого самоотвержения, то низвергаются в пропасть самого низкого злодейства.

Я к замкам уходить люблю средневековым,

Мне сердце радует их сумрачная тишь,

Мне любы острый взлет их черно-сизых крыш,

Угрюмые зубцы на башнях и воротах,

Квадраты стеклышек в свинцовых переплетах

4. В Средние века Кёльн был одним из самых богатых и больших городов мира. Поэтому архиепископ Кёльна, закладывая собор, хотел иметь такой храм, который бы не уступал французскому. Однако время было неспокойным: в Европе бушевали эпидемии и войны. За несколько лет у собора поменялось несколько архитекторов. Кёльнский собор простоял несколько веков с незаконченным каркасом до эпохи романтизма, когда вновь возник интерес к готике. Кёльнский собор занимает третье место в списке самых высоких церквей мира и внесён в список объектов Всемирного культурного наследия. В 1815 году немецкий писатель Гёте выступил в защиту Кельнского собора. В 1842 году после тщательных работ король Пруссии повелел закончить строительство, и сам заложил первый камень. В 1945 г. собор был повреждён бомбардировками. Реставрационные работы продолжаются по сей день. Среди черт, присущих готическому стилю: особенное, стрельчатое очертание многих архитектурных элементов, узкие башенки с завершением в виде пирамидки, называющиеся пинаклями, вытянутые островерхие окна, разделённые тонкими колонками на несколько частей. Большое круглое, разделённое на множество долей окно, располагающееся обычно в соборах над главным порталом. Такое окно использовалось в архитектуре и раньше, но в готическую эпоху получило особое распространение и стало называться "готической розой".

5. Развитие витражного искусства в храмовом зодчестве раннего средневековья неотделимо от общей концепции христианского богослужения, от смысла литургического действа. Храм – это место, где земное и небесное сливаются в неразрывном метафизическом единстве. Витражи, наполняющие его таинственным мерцанием, бросающие повсюду цветные блики – символизируют сияние горнего мира, божественный свет. В сумраке романских базилик свечение витражных панно должно было вызывать чувство чего-то трансцендентного, космического, повергать набожных прихожан в священный трепет…

В конце XII столетия на смену романскому – византийскому стилю в Европу приходит свой собственный, готический стиль, начало которому было положено аббатом Сугерием, руководившим в 1144 году возведением апсиды королевской церкви аббатства Сен-Дени. Новые архитектурные принципы готического храмового зодчества позволили максимально расширить пространство, занятое окнами, а, следовательно, витражами. Готическое искусство витража средних веков в сравнении с романским становится более монументальным. Совершенствуются технологии производства, появляются ранее неизвестные архитектурные элементы, успешно декорируемые витражами – например, круглые готические окна-розетки. Искусство витража средних веков ярко расцветает во Франции, Англии и других странах. Наряду с традиционными иконописными темами и сценами Священной истории, готическое витражное искусство обращается к сюжетам истории светской: деяниям королей. Значительнейшими памятниками искусства витража средних веков являются Нотр-Дамм в Париже и Кентерберри, соборы в Бурже, Шартре, Сансе, Амьенне. Светская история витражного искусства этого периода ознаменована появлением французского лучистого стиля – орнаментальной росписи гризайлью по белому стеклу. Использование серебряной протравы и прочих химических веществ усовершенствовало технологию производства витражного стекла, позволив не добавлять красочный пигмент в расплавленную массу, а надежно окрашивать уже готовые пластины белого стекла в оттенки желтого или красного цвета. Эти, и им подобные новшества технологии дали художникам возможность сделать витраж более изобразительным, картинным, за счет уменьшения количества свинцовых переплетов между стеклянными пластинками.

Также, в эпоху возрождения в изготовлении витражей стала применяться пескоструйная техника, позволившая добиться различных фактур поверхности стекла. История витража XV-XVI веков отмечена огромным разнообразием техник, изобразительных средств, приемов. Придя из Италии, витраж ренессансного типа вскоре распространился по всей Европе. Крупнейшие стеклодельческие центры возникли в Англии, Нидерландах, Бельгии. XVI-XVII века – эпоха, когда история развития витража начинает клониться к упадку. Техника набора из кусочков цветного стекла постепенно полностью вытесняется росписью, в том числе и непрозрачными эмалями.

6.Сообщения учащихся о научных открытиях Средневековья.

III. Беседа с учащимися.

1.Что нового в развитии цивилизации дало Средневековье?

2.Сохранились ли традиционные представления о мире, человеке, искусстве и науке?

3.Согласны ли вы, с высказыванием, что средние века - «тёмная ночь», «эпоха умственного застоя»?

Учитель МХК: Средние века не перестают восхищать своей точностью линий, поэтичностью образов, смелостью мысли. Доказательством тому является стихотворение русского поэта Осипа Мандельштама, родившегося 15 января 1891 года.

Выразительное чтение наизусть:

Где римский судия судил чужой народ,
Стоит базилика,- и, радостный и первый,
Как некогда Адам, распластывая нервы,
Играет мышцами крестовый легкий свод.

Но выдает себя снаружи тайный план:
Здесь позаботилась подпружных арок сила,
Чтоб масса грузная стены не сокрушила,
И свода дерзкого бездействует таран.

Стихийный лабиринт, непостижимый лес,
Души готической рассудочная пропасть,
Египетская мощь и христианства робость,
С тростинкой рядом - дуб, и всюду царь - отвес.

Но чем внимательней, твердыня Notre Dame,
Я изучал твои чудовищные ребра,
Тем чаще думал я: из тяжести недоброй
И я когда-нибудь прекрасное создам.

IV. Обобщение. Рефлексия.

Учитель МХК: Ребята, посмотрите, какие записи вы сделали в ходе урока. К каким выводам вы пришли?

Предполагаемые ответы:

1.Главной причиной изменений стало распространение христианства, во многом определившего общий характер и основные направления в развитии искусства и науки. Иными стали пред­ставления о картине мира, трактовка человека и опреде­ление его места во Вселенной. В произведениях искусства в большей степени стали подчеркиваться ду­ховная сущность человека, его суровый аскетический облик, такой чуждый и непонятный гуманистам Возрождения.

2. Средневековая культура, созданная народами Запад­ной Европы и Востока в течение десяти веков, уникаль­на и неповторима. Она внесла существенный вклад в историю мировой художественной культуры и заняла в ней свое почетное и заслуженное место. Сегодня она предстает перед нами как важнейший этап художествен­ного развития человечества, на протяжении которого закладывался фундамент современной цивилизации.








Опорный конспект

Особенности западноевропейского средневековья


Что истинно по эту сторону

Пиренеев, ложно по ту сторону.


Пьер-Симо́н, маркиз де Лапла́с 


Писатели-гуманисты XV-XVI вв. называли средние века «темной ночью», «эпохой умственного застоя». Но так ли это было на самом деле?


Объект

Новое в развитии цивилизации

Повторение старого





ВЫВОД:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Сидоренко Людмила Степановна

Дата: 18.03.2017

Номер свидетельства: 401280


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства