Интегрированный урок МХК и физики "Особенности западноевропейского Средневековья" в 10 классе
Интегрированный урок МХК и физики "Особенности западноевропейского Средневековья" в 10 классе
Интегрированный урок МХК и физики в 10 многопрфильном классе (группа физико-математического и группа гуманитарного профиля" способствует развитию ассоциативного, логического мышления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок МХК и физики "Особенности западноевропейского Средневековья" в 10 классе»
Интегрированный урок МХК и физики в 10 классе
Тема: Особенности западноевропейского Средневековья
Учитель МХК Сидоренко Л.С.
Учитель физики Большакова Е.А.
Цели и задачи урока
повысить интерес к изучению физики и МХК;
проанализировать научные открытия Средневековья;
познакомить с выдающимися памятниками западноевропейского Средневековья;
прививать эстетический вкус;
способствовать развитию речи, мышления, воображения.
Оборудование: опорные конспекты, презентация.
I. Организационый момент. Погружение в тему.
Учитель физики: Сегодня на уроке мы с Вами поговорим о Западноевропейском средневековье. А эпиграфом к уроку возьмём высказывание французского математика, механика, физика и астронома Пьера-Симо́на, маркиза де Лапла́са.
Что истинно по эту сторону
Пиренеев, ложно по ту сторону.
Учитель МХК: Термин «средние века» появился в эпоху Возрождения. Им обозначался период с момента падения Римской империи в V в. до XV столетия. Эпохе Ренессанса, возрождавшей античные традиции, средневековье представлялось мрачным, невежественным, далеким от прекрасных образцов античной культуры. Вот почему писатели-гуманисты XV-XVI вв. называли средние века «темной ночью», «эпохой умственного застоя». Но так ли это было на самом деле?
Учитель физики: Принято считать, что научную истину можно установить логически. Предлагаю Вам послушать высказывание критянина Эпимеда: «Все критяне лжецы!». Какое несоответствие вы заметили? Эпимед сам критянин. Следовательно, он лжец. Но, если Эпимед лгун, тогда его заявление, что все критяне лжецы, - ложно. Между тем Эпимед – критянин, следовательно, он не лгун, и поэтому его утверждение «Все критяне лжецы» - истинно. Таким образом, мы, ни разу не нарушив строгость логики, пришли к взаимоисключающим положениям – к парадоксу: Эпимед одновременно и лжец и не лжец.
Этот парадокс оказался таким сложным, что его решали и решают до сих пор. Древнегреческий философ Кронос, не сумевший его разрешить, от огорчения умер, а другой философ – Филипп Косский покончил жизнь самоубийством, так и не разрешив это парадокс.
Надеюсь, сегодня, говоря и рассуждая о средневековье, мы найдем истину.
У каждого из Вас на парте есть лист для конспекта урока. Вам необходимо внимательно прослушать выступления одноклассников, заполнить таблицу, на основе которой вы сделаете вывод и сможете подтвердить или опровергнуть мнение писателей-гуманистов о средних веках.
II.Индивидуальные задания. Выступления учащихся.
Учитель МХК: О далеком средневековье красноречивее и нагляднее всего говорят памятники архитектуры. Когда в огне бесчисленных пожаров и войн погибали деревянные постройки, целыми и невредимыми оставались хорошо укрепленные замки феодалов и величественные замки.
1.Пизанский собор в честь Успения Пресвятой Девы Марии— кафедральный собор Пизы, часть ансамбля площади Пьяцца деи Мираколи. В ансамбль также входят падающая башня и баптистерий. Ансамбль создавался с XI по XIII века и представляет собой один из наиболее значительных памятников романской архитектуры Италии. В 1987 году внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. По замыслу архитектора Бускето, собор должен был включать элементы различных стилей – византийских, ломбардских и даже исламских, что символизировало размах пизанской торговли. Внутри возникает эффект огромного пространства, благодаря использованию арок и чередованию белого и чёрного мрамора. СЛАЙД 2 Интерьер собора был существенно изменён после пожара 1595 года. Потолок позолочен (на нём изображён герб Медичи), а купол покрыт фресками. Пиза́нская башня — колокольня, получившая всемирную известность благодаря непреднамеренному наклону. Наклон башни, вызванный мягкостью почвы, происходил по мере строительства, завершившегося в 1360 году. Раньше считали, что наклон башни являлся частью проекта, но сейчас эта версия представляется маловероятной. Изначально сочетание маленького трехметрового фундамента и мягкой почвы привело к тому, что после строительства третьего этажа в 1178 году башня наклонилась. В 2008 году учёные в очередной раз заявили, что дальнейшее падение Пизанской башни прекращено. До этого, несмотря на многочисленные усилия по «заморозке», башня продолжала отклоняться от вертикали со скоростью 1 мм в год. В 2002—2010 гг. была произведена реставрация башни, вследствие чего угол её наклона сократился с 5° 30' до 3° 54'.
2.Существует пословица «Все дороги ведут в Рим», однако во Франции все без исключения дороги ведут к Собору Парижской Богоматери. Более того, еще с 18-го века в этой стране принято исчислять расстояние до любого города не от границ столицы, а от ее «сердца» - Нотр-Дам де Пари. Кстати, согласно результатам археологических исследований, место, на котором построен Собор Парижской Богоматери, считалось священным еще со времен появления здесь первых поселений людей.
В XII в на месте церкви Святого Себастьяна и храма Божьей Матери парижский епископ Морис де Сюлли принял решение возвести новый собор, который должен был превзойти по своей грандиозности все соборы мира.
И уже в 1163 году после благословения Папы Александра III был возложен первый камень в фундамент будущего собора, строительство которого длилось практически два века. Стены собора украсила своеобразная игра контуров и теней, и ему не было аналогов во всем мире.
2 декабря 1804 года в Соборе Парижской Богоматери был коронован Наполеон Бонапарт.
Длина собора составляет 130 метров, высота башен – 69 метров, вместительность около 9000 человек. Фасады Собора Парижской Богоматери богато украшены скульптурами. Они являются одними из лучших скульптур средневековья. Скульптуры рассказывают нам историю от грехопадения до Страшного суда. В убранстве собора доминирует серый цвет, это цвет камня из которого сложены стены. В соборе очень мало окон и как в любом готическом храме здесь нет настенной живописи. Единственным источником света служат витражи, но свет, проникающий сквозь многочисленные витражи, наполняет храм разнообразными оттенками. Эта игра света придает собору особую феерическую красоту и некую таинственность. В соборе хранится одна из величайших реликвий христианства – Терновый венец Иисуса Христа.
3. Нотр-Дам овеян легендами. Одна из таких легенд связана с воротами перед входом в собор. Они настолько великолепны, что трудно поверить, что их мог сотворить человек. Якобы их автором был кузнец, который на заказ согласился выковать ворота, достойные величия собора. Он боялся не оправдать доверие и решил обратиться за помощью к дьяволу, пообещав отдать душу за великолепную работу.
Ворота для собора были настоящим шедевром, ажурные переплетенья сочетались с фигурными замками. Но вот беда, замки на воротах не мог открыть даже кузнец, только после окропления святой водой они поддались. Кузнец потерял дар речи, а спустя несколько дней умер от неизвестного недуга и унес одну из тайн Собора Парижской Богоматери с собой в могилу. Кто хоть раз видел собор, не мог не обратить внимания на множество фигур на соборе. Химеры давно считаются безмолвными стражами собора. Считалось, что по ночам химеры оживают и обходят свои владения, бережно охраняя покой здания. На самом деле по замыслу создателей собора химеры олицетворяют человеческий характер и многообразие настроений: от меланхолии до злобы, от улыбки до слез.
Существует предание, что если смотреть на них в полумраке очень долго, то они «оживают». А если сфотографироваться рядом с химерой, то на фотографии человек кажется каменным изваянием. Гаргульи и химеры это не одно и тоже. Если химеры являются декоративным элементом собора, то гаргульи имели совершенно другое предназначение. С французского языка gargouille переводится, как желоб или водосточная труба. Таким образом, чудовища не что иное, как водосточные трубы, отводящие потоки дождевой воды от крыши и стен собора.
Учитель МХК: Собор Нотр-Дам вдохновил Виктора Гюго на создание одноимённого романа, герои которого то поднимаются до высот великого самоотвержения, то низвергаются в пропасть самого низкого злодейства.
Я к замкам уходить люблю средневековым,
Мне сердце радует их сумрачная тишь,
Мне любы острый взлет их черно-сизых крыш,
Угрюмые зубцы на башнях и воротах,
Квадраты стеклышек в свинцовых переплетах
4. В Средние века Кёльн был одним из самых богатых и больших городов мира. Поэтому архиепископ Кёльна, закладывая собор, хотел иметь такой храм, который бы не уступал французскому. Однако время было неспокойным: в Европе бушевали эпидемии и войны. За несколько лет у собора поменялось несколько архитекторов. Кёльнский собор простоял несколько веков с незаконченным каркасом до эпохи романтизма, когда вновь возник интерес к готике. Кёльнский собор занимает третье место в списке самых высоких церквей мира и внесён в список объектов Всемирного культурного наследия. В 1815 году немецкий писатель Гёте выступил в защиту Кельнского собора. В 1842 году после тщательных работ король Пруссии повелел закончить строительство, и сам заложил первый камень. В 1945 г. собор был повреждён бомбардировками. Реставрационные работы продолжаются по сей день. Среди черт, присущих готическому стилю: особенное, стрельчатое очертание многих архитектурных элементов, узкие башенки с завершением в виде пирамидки, называющиеся пинаклями, вытянутые островерхие окна, разделённые тонкими колонками на несколько частей. Большое круглое, разделённое на множество долей окно, располагающееся обычно в соборах над главным порталом. Такое окно использовалось в архитектуре и раньше, но в готическую эпоху получило особое распространение и стало называться "готической розой".
5. Развитие витражного искусства в храмовом зодчестве раннего средневековья неотделимо от общей концепции христианского богослужения, от смысла литургического действа. Храм – это место, где земное и небесное сливаются в неразрывном метафизическом единстве. Витражи, наполняющие его таинственным мерцанием, бросающие повсюду цветные блики – символизируют сияние горнего мира, божественный свет. В сумраке романских базилик свечение витражных панно должно было вызывать чувство чего-то трансцендентного, космического, повергать набожных прихожан в священный трепет…
В конце XII столетия на смену романскому – византийскому стилю в Европу приходит свой собственный, готический стиль, начало которому было положено аббатом Сугерием, руководившим в 1144 году возведением апсиды королевской церкви аббатства Сен-Дени. Новые архитектурные принципы готического храмового зодчества позволили максимально расширить пространство, занятое окнами, а, следовательно, витражами. Готическое искусство витража средних веков в сравнении с романским становится более монументальным. Совершенствуются технологии производства, появляются ранее неизвестные архитектурные элементы, успешно декорируемые витражами – например, круглые готические окна-розетки. Искусство витража средних веков ярко расцветает во Франции, Англии и других странах. Наряду с традиционными иконописными темами и сценами Священной истории, готическое витражное искусство обращается к сюжетам истории светской: деяниям королей. Значительнейшими памятниками искусства витража средних веков являются Нотр-Дамм в Париже и Кентерберри, соборы в Бурже, Шартре, Сансе, Амьенне. Светская история витражного искусства этого периода ознаменована появлением французского лучистого стиля – орнаментальной росписи гризайлью по белому стеклу. Использование серебряной протравы и прочих химических веществ усовершенствовало технологию производства витражного стекла, позволив не добавлять красочный пигмент в расплавленную массу, а надежно окрашивать уже готовые пластины белого стекла в оттенки желтого или красного цвета. Эти, и им подобные новшества технологии дали художникам возможность сделать витраж более изобразительным, картинным, за счет уменьшения количества свинцовых переплетов между стеклянными пластинками.
Также, в эпоху возрождения в изготовлении витражей стала применяться пескоструйная техника, позволившая добиться различных фактур поверхности стекла. История витража XV-XVI веков отмечена огромным разнообразием техник, изобразительных средств, приемов. Придя из Италии, витраж ренессансного типа вскоре распространился по всей Европе. Крупнейшие стеклодельческие центры возникли в Англии, Нидерландах, Бельгии. XVI-XVII века – эпоха, когда история развития витража начинает клониться к упадку. Техника набора из кусочков цветного стекла постепенно полностью вытесняется росписью, в том числе и непрозрачными эмалями.
6.Сообщения учащихся о научных открытиях Средневековья.
III. Беседа с учащимися.
1.Что нового в развитии цивилизации дало Средневековье?
2.Сохранились ли традиционные представления о мире, человеке, искусстве и науке?
3.Согласны ли вы, с высказыванием, что средние века - «тёмная ночь», «эпоха умственного застоя»?
Учитель МХК: Средние века не перестают восхищать своей точностью линий, поэтичностью образов, смелостью мысли. Доказательством тому является стихотворение русского поэта Осипа Мандельштама, родившегося 15 января 1891 года.
Выразительное чтение наизусть:
Где римский судия судил чужой народ, Стоит базилика,- и, радостный и первый, Как некогда Адам, распластывая нервы, Играет мышцами крестовый легкий свод.
Но выдает себя снаружи тайный план: Здесь позаботилась подпружных арок сила, Чтоб масса грузная стены не сокрушила, И свода дерзкого бездействует таран.
Стихийный лабиринт, непостижимый лес, Души готической рассудочная пропасть, Египетская мощь и христианства робость, С тростинкой рядом - дуб, и всюду царь - отвес.
Но чем внимательней, твердыня Notre Dame, Я изучал твои чудовищные ребра, Тем чаще думал я: из тяжести недоброй И я когда-нибудь прекрасное создам.
IV. Обобщение. Рефлексия.
Учитель МХК: Ребята, посмотрите, какие записи вы сделали в ходе урока. К каким выводам вы пришли?
Предполагаемые ответы:
1.Главной причиной изменений стало распространение христианства, во многом определившего общий характер и основные направления в развитии искусства и науки. Иными стали представления о картине мира, трактовка человека и определение его места во Вселенной. В произведениях искусства в большей степени стали подчеркиваться духовная сущность человека, его суровый аскетический облик, такой чуждый и непонятный гуманистам Возрождения.
2. Средневековая культура, созданная народами Западной Европы и Востока в течение десяти веков, уникальна и неповторима. Она внесла существенный вклад в историю мировой художественной культуры и заняла в ней свое почетное и заслуженное место. Сегодня она предстает перед нами как важнейший этап художественного развития человечества, на протяжении которого закладывался фундамент современной цивилизации.
Опорный конспект
Особенности западноевропейского средневековья
Что истинно по эту сторону
Пиренеев, ложно по ту сторону.
Пьер-Симо́н, маркиз деЛапла́с
Писатели-гуманисты XV-XVI вв. называли средние века «темной ночью», «эпохой умственного застоя». Но так ли это было на самом деле?