Интегрированный урок-представление "В поисках Гармонии" по изобразительному искусству и МХК
Интегрированный урок-представление "В поисках Гармонии" по изобразительному искусству и МХК
Урок обобщает знания полученные на уроках МХК по темам: Культура древних славян, культура Древнего Египта, Месопотамии и др.;
обобщает знания полученные на уроках изобразительного искусства по теме "Мифологические темы в искусстве разных эпох"
- представить трудный и великий путь познания добра и зла на примере культуры и жизни Древних народов;
- познакомить с понятием «гармония», как мироощущением человека, увидеть мир в его гармоничном единстве, понять роль человека творца в этом мире;
- добиваться более глубокого понимания роли искусства в жизни людей;
- способствовать развитию творческой наблюдательности за окружающей реальностью по принципу «от жизни – через искусство – к жизни»;
- воспитывать чувство патриотизма, любви к родной земле.
Словарный ряд:
«Гармония» (греч.) согласованность. Соразмерность, единство частей и целого в художественном произведении. Обуславливающее его внутреннюю и внешнюю стройность, его художественное совершенство. Гармония является предпосылкой красоты произведения искусства.
Стихотворный ряд:
отрывки из библии «Притчи Соломона»,
стихи А.Фета, Е. Евтушенко,
отрывки из стихов А. Тарковского, А. Кондратьева.
Музыкальный ряд:
музыка Глюка, Орфа, Шостаковича, инструментальная.
Украшение класса для урока-представления:
Парты расставлены по периметру, ближе к центру расположен стол со скатертью. На нем стоят старинные подсвечники, вазы, большой глобус, лежат старинные книги.
На доске написано слово «Гармония», оставлено место для ключевых слов. Фронтальная стена украшена рисунками учащихся «Культура Древних народов», «Пейзажи родной земли».
Учащиеся, герои представления, одеты в костюмы, выполненные своими руками.
Слайд – шоу:
«Суд Осириса», «Ра и Тот»;
слайды о войне (ВОВ, Афганистан, Чечня, Сектор Газа и др.);
пейзажи Японии, портрет Конфуция;
фото «Афродита Таманская»;
слайды «Экологические катастрофы»;
слайды «Всемирный потоп»;
слайды «Пейзажи земли».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок-представление "В поисках Гармонии" по изобразительному искусству и МХК »
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 22,
город Приморско-Ахтарск
Интегрированный урок по мировой художественной культуре и
изобразительному искусству. (8-й класс)
Урок – представление
«В поисках гармонии»
Урок подготовила
учитель ИЗО, МХК –
Щербина Елена Викторовна.
Цель урока:
- обобщить знания учащихся полученные на уроках МХК по темам:
Культура Древних славян, культура Востока, Древнего Египта, Месопотамии и др.;
- обобщить знания, полученные на уроках изобразительного искусства по теме: «Мифологические темы в искусстве разных эпох».
- представить трудный и великий путь познания добра и зла на примере культуры и жизни Древних народов;
- познакомить с понятием «гармония», как мироощущением человека, увидеть мир в его гармоничном единстве, понять роль человека творца в этом мире;
- добиваться более глубокого понимания роли искусства в жизни людей;
- способствовать развитию творческой наблюдательности за окружающей реальностью по принципу «от жизни – через искусство – к жизни»;
- воспитывать чувство патриотизма, любви к родной земле.
Словарный ряд:
«Гармония» (греч.) согласованность. Соразмерность, единство частей и целого в художественном произведении. Обуславливающее его внутреннюю и внешнюю стройность, его художественное совершенство. Гармония является предпосылкой красоты произведения искусства.
Стихотворный ряд:
отрывки из библии «Притчи Соломона»,
стихи А.Фета, Е. Евтушенко,
отрывки из стихов А. Тарковского, А. Кондратьева.
Музыкальный ряд:
музыка Глюка, Орфа, Шостаковича, инструментальная.
Украшение класса для урока-представления:
Парты расставлены по периметру, ближе к центру расположен стол со скатертью. На нем стоят старинные подсвечники, вазы, большой глобус, лежат старинные книги.
На доске написано слово «Гармония», оставлено место для ключевых слов. Фронтальная стена украшена рисунками учащихся «Культура Древних народов», «Пейзажи родной земли».
Учащиеся, герои представления, одеты в костюмы, выполненные своими руками.
Слайд – шоу:
«Суд Осириса», «Ра и Тот»;
слайды о войне (ВОВ, Афганистан, Чечня, Сектор Газа и др.);
пейзажи Японии, портрет Конфуция;
фото «Афродита Таманская»;
слайды «Экологические катастрофы»;
слайды «Всемирный потоп»;
слайды «Пейзажи земли».
Ход урока
Организационный момент.
Сообщение темы.
Учитель обращает внимание на словарное слово «гармония». Зачитывает его значение из словаря пластических искусств. Разбирает его значение вместе с учащимися.
Учитель: У художника гармония – это воплощение полноты своего художественного замысла, и достижение ее становится проявлением его творческого мастерства. В конечном итоге человек, чтобы быть счастливым и таковым сделать мир, должен стремиться к гармонии.
Сегодня у нас урок-представление «Великое собрание Земли».
Именно Великое, потому-то мы пригласили на него Великих людей, это пророки, боги, герои Древнего мира.
Ведь «остаются книги и мосты,
Машины и художника холсты,
Да, многому остаться суждено,
Но что-то ведь уходит все равно!
Таков закон безжалостной игры,
Не люди умирают, а миры.
Людей мы помним грешных и земных,
А что мы знали, в сущности, о них?
Сегодня мы вспомним учения древних. Это они обращались к нашим умам, душам, сердцам, уча нас жить праведно. Наш мир безграничен, беспределен. От вас зависит, каким он будет дальше.
На экране высвечиваются слайды по культуре Древнего Египта.
Учитель: На наше собрание мы приглашаем Великого бога Осириса.
Ученик в роли Осириса: Я, верховный судья загробного мира египтян, владыка царства мертвых. У меня в руках священная книга, которая была составлена примерно, около 1500 года до н. э. В этой «Книге мертвых» есть оправдательная речь усопшего, которого приводили на мой суд. Я должен знать как жил человек на земле. Его сердце взвешивали на весах. Если оно было легче перышка богини Правды и Порядка Маат, значит, человек соблюдал свод законов, т.е. правила поведения помогающие перейти из одной жизни в другую.
Учитель: Такая книга существовала не только у Древних Египтян, но и у тибетцев, индейцев майя, которая предостерегала об опасностях того другого мира. Хоть она и называлась «Книга мертвых», но это было своего рода руководство для живых: как жить на земле, чтобы Там, в другом мире, с легким сердцем произнести Исповедь Отрицания.
Вопрос: давайте вспомним фразы из перечня отрицаний?
- я не чинил зла людям;
- я не поднимал руку на слабого;
- я не был причиною слез;
- я не убивал;
- я никому не причинял страданий;
- я не осквернял жилище богов; и др.
Вопрос: актуальны ли эти отрицания в наше время?
Обсуждение вместе с учащимися. Вывод: эти нравственные качества человека по мнению египтян, обеспечивали не только вечную жизнь, но и были главным смыслом бытия. Древние советовали нам жить с «легким сердцем».
Ученик записывает на доске ключевое слово - «легкое сердце»
2. Учитель: Когда-то давным-давно, где-то около 628 года до н.э. в Бактрии (сегодня это территория Афганистана) явился пророк Заратустра, или Зороастр.
- Проходи, Великий, на наше собрание. Я знаю, что твое учение связано с двумя началами - добра и зла, правящими миром.
Ученик в роли Заратустры: Однажды, я отправился к реке за водой для приготовления божественного эликсира жизни. На обратном пути я узрел Ормузда, бога Добра.
Выходит ученик в роли Ормузда: Приветствую тебя, владыка света и справедливости. О, великий творец добра, что тревожит тебя?
Ученик в роли Ормузда: Здравствуй, Заратустра! Я опечален тем, что постоянно пребываю в космическом противоборстве с повелителем сил зла, богом тьмы Ахриманом. Он зловеще смеется надо мной, говорит, что всегда будет сильнее меня. Моя третья эра сложна и противоречива, в ней так много обиды, горя, слез, много войны.
На экране высвечиваются слайды о войне. Звучит музыка Шостаковича.
Ученик в роли Ормузда: Я обеспокоен тем, что не вижу пока эту гармонию в мире. Ноя рад, что явился к нам ты, Великий пророк Заратустра.
Ученик в роли Заратустры: На основании текстов «Авесты» наш мир был представлен в виде 4-х сфер. ( Показывает схему).
Я хочу подарить ее людям. Возможно, такая схема поможет людям в поисках гармонии. (Обсуждение схемы).
Вопрос: Можно ли поменять ступени этого мироустройства, точнее миропонимания людей индоиранской мифологии?(обсуждениевместе с учащимися)
Ученик записывает на доске: благие мысли, слова, дела; добро.
3.На экране высвечиваются слайды: пейзажи Японии, портрет Конфуция.
Учитель: Сегодня на Великое Собрание мы пригласили древнекитайского философа, мудреца Конфуция и его ученика. В Библии в притчах Соломона сказано: «приклони ухо твое, и слушай слова мудрых, и сердце твое обрати к их знанию…» Вот и сегодня сущность учения Конфуция, его принципы, я думаю, актуальны для нас, и возможно, помогут нам в поисках гармонии. Давайте послушаем. О чем спорят учитель и его ученик.
Ученик Конфуция: Учитель, если я правильно понял, чтобы привести народ к порядку, ему нужно создавать законы, а за их несоблюдение жестоко наказывать.
Конфуций (роль ученика): Нет, здесь дело не в законах, а в добродетели. Руководить народом надо с помощью добродетели и вносит в народ порядок с помощью правил поведения. Тогда народ будет знать стыд и исправляться.
Ученик Конфуция: Учитель, в чем же вы видите добродетель? Что вмещает у Вас, это довольно сложное понятие?
Конфуций (роль ученика): Да, конечно, это понятие кажется беспредельным как океан. Вот хотя бы умение сдерживать себя, умея сдерживать себя, вы подчиняетесь правилам поведения. Добродетель ещё и заключается в том, чтобы младшие братья были почтительны к старшим и к родителям. А также человек благороден не по происхождению, а по уму и образованности.
Обсуждение данного учения вместе с учащимися.
Вывод: Тот, в ком естество (это внутреннее переживание человека, его душа, любовь и т.д.) и воспитанность находятся в гармонии, может считаться достойным человеком. Иными словами – добродетель, это человеколюбие (любовь к людям). Конфуций создал учение, которое не утратило своей значимости по сей день. Не зря он был признан «Учителем десяти тысяч поколений».
На доске ученик записывает ключевые слова: добродетель,почтительность, благородство, воспитанность.
4. На экране высвечивается слайд «фигурка Афродиты Таманской». Звучит музыка Глюка.
Ученица: Под этой сенью прихотливой
Слегка приподнятых волос
Как много неги горделивой
В небесном лике разлилось!
Так, вся дыша пафосской страстью
Вся, млея пеною морской
И всепобедной вея властью,
Ты смотришь в вечность пред собой. (А. Фет)
Вопрос: О каком мифологическом образе идет речь? (о богине любви икрасоты)
Учитель: Более двадцати лет назад на Таманском полуострове, при раскопках, была найдена небольшая мраморная статуэтка Афродиты. Сегодня на наше собрание мы пригласили древнерусскую богиню Ладу.
Выходят - ученик в роли Леля и ученица в роли Лады.
Ученик в роли Леля: Рву яркие розы
Тебе, Лада, святое божество
Лада! Слушай нас,
Песни, Лада, поем мы тебе,
Сердца наши склоняем к тебе.
Лада! Слушай нас, Лада!
(из древнеславянского гимна)
Ученица в роли Лады: Русский космос в древности мыслился через верховных богов Лада и Лады мыслился как единство порядка и любви. Но «лад» в понимании наших предков означал также красоту. Лада - от слова ладить, лад. Любовь чтобы была между людьми и природой. И урожай чтобы ладный был, любовь и лад между мужем и женой, любовь и лад между родителями и детьми. Любовь ко всей живности и большой и малой, что пользу нам разумным несут.
Вопрос: Что хотел нам сказать о богине любви в своих последних строках А. Фет: «Ты смотришь в вечность пред собой…»
Обсуждение вместе с учащимися.
Вывод: Нельзя прожить на земле без любви. Богиня любви и красоты одна из самых почитаемых у различных народов древнейших цивилизаций. В Риме это Венера, в Египте – Исида, в Иудее – Астарта, в Индии – Лакшми, в Двуречье – ассиро-вавилонская Иштар и др.
На доску ученица записывает ключевое слово: любовь, лад.
5. На экране высвечиваются слайды экологических катастроф. Звучит музыка Орфа.
Учитель: Нам снится немая, как камень земля,
И небо нагое без птицы,
И море без рыбы и без корабля
Сухие, пустые глазницы. (Тарковский А.)
Вопросы: Вы посмотрели страшные кадры катастроф. Чьих это рук творенье? Где же здесь гармония человека и природы? Я считаю, что у технического прогресса два лица, как у древнеримского бога Януса, вы согласны со мной?
Обсуждение с учащимися темы технического прогресса, его двоякости, Например, атом, служит для людей (электроэнергия) и против людей (бомбы, оружие). Человек сам, своими руками уничтожает природу. Не рационально использует её, зачастую не бережет и халатно относится к её богатствам.
6. Учитель: У многих народов древнейших цивилизаций есть мифы о всемирном потопе. Ученые считают, что это была крупнейшая природная катастрофа, которая нанесла огромное разрушение, изменила мир.
К нам на Великое собрание Земли пришел Ут-напипшти. Еще в шумерском эпосе о Гильгамеше (2-е тыс. до н.э.) рассказывается о чудовищном наводнении и об этом пережившем потопе праведнике.
Ученик в роли Ут-напишти: История моего народа насчитывает 10 царей, которые правили 432 тысячи лет. Но даже за такой длительный срок, люди не научились пользоваться данными им законами. Вместо любви и добра в мире воцарились корыстолюбие, мстительность, зависть, злоба. И тогда боги силами природы ркшили уничтожить людской род, наслав на них страшный потоп.
На экране высвечиваются слайды всемирного потопа.
Ученик записывает на доске ключевые слова: уважение к законамприроды.
7. Заключительная часть урока.
Учитель: Подходит к концу наше Великое собрание земли.
Предки наши называли землю «кормилицей», «Матерью всего живого».
«Богородица великая мать сыра земля есть» - так писал Достоевский.
На экране высвечиваются слайды «различные пейзажи родной земли».
Звучит инструментальная музыка.
Ученица: Земля родная, любимица богов
Для каждого из нас меняешь ты наряды,
Лишь пробудят тебя весной Даждьбога взгляды,
Ты сбрасываешь свой белеющий покров
И ризой в зелени пестреющих цветов
Пленяешь божий взор, веленьям властной Лады.
Учащиеся демонстрируют свои рисунки, посвященные теме родной земли.
Учитель обращает внимание учащихся на доску, где записаны ключевые слова и просит их зачитать вслух.
Легкое сердце;
благие мысли, слова, дела, добро;
добродетель;
почтительность;
благородство;
воспитанность;
любовь, лад;
уважение к законам природы.
Вместе с учащимися делается вывод: это нравственные законы, по которым должны жить люди, они помогут жить в гармонии с самим собой, и с окружающим миром.
Учитель предлагает всем учащимся и гостям взяться за руки и образовать круг.
Великая матерь, земля сырая! В тебе мы родились, тобою кормимся, в тебя возвращаемся. Дети Земли, любите матерь свою, целуйте её исступленно, обливайте её слезами своими. Ибо ничто не погибнет в ней, все хранит она в себе, немая память мира, всему дает жизнь и плод. Давайте же, ребята, будем любить нашу землю, жить с ней в гармонии.
Учащиеся повторяют вслух за учителем:
«Я человек планеты Земля. Во мне живут силы света, любви, добра и гармонии».
Учитель выставляет учащимся оценки за урок, дает домашнее задание:
найти материал о древнеславянских богах и выполнить их зарисовки.