kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок по литературе и изобразительному искусству "Храм Василия Блаженного - часть русской истории". Конспект урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке говорится об одном из самых величественных, удивительно красивых и всемирно известных соборов – храме Василия Блаженного. Об этом храме известный искусствовед М.В. Алпатов писал, что в нём русская архитектура достигла «зрелости и классического совершенства».

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок по литературе и изобразительному искусству "Храм Василия Блаженного - часть русской истории". Конспект урока »

Урок русского языка и МХК в 7 классе

Тема: «Храм Василия Блаженного - часть русской истории».(Подготовка к сочинению-описанию с элементами повествования) слайд 1

Цели:

подготовить учащихся к сочинению-описанию с элементами повествования по памятнику архитектуры;

активизировать лексику, необходимую для описания памятника архитектуры;

совершенствовать умение подбирать и использовать специальные языковые средства для сочинения в научно-популярном стиле речи;

способствовать формированию интереса и уважения к древнерусской культуре.


Оборудование: презентация «Собор Василия Блаженного», видеоролики, распечатки справочного материала к уроку.


слайд 2


Ход урока


Г.Е. «Говорят, что архитектура – это застывшая музыка. Да нет же, не застывшая! У каждого храма на Руси – своя нота. У одного торжествующая, у другого щемящая, у третьего пронзительная… надо только научиться слушать эти ноты…»



Е.В. Оргмомент. Целеполагание. РЯ

– Приходилось ли вам бывать на Красной площади?
– Какие здания привлекли внимание и запомнились?


(видеоролик)1


Сегодня мы будем говорить об одном из самых величественных, удивительно красивых и всемирно известных соборов – храме Василия Блаженного. Об этом храме известный искусствовед М.В. Алпатов писал, что в нём русская архитектура достигла «зрелости и классического совершенства».

Наша задача – подготовится к сочинению, рассказывающему об этом великом сооружении. Для этого нам надо:

  1. получить информацию о храме, 
    2) узнать новые слова – архитектурные термины 
    3) составить план сочинения и
    4) просто получить удовольствие от соприкосновения с прекрасным.

Г.Е. Виртуальная экскурсия.

А теперь представьте, что мы на Красной площади и экскурсовод знакомит нас с храмом Василия Блаженного . (ролик-экскурсовод)

Итак ребята мы с вами побывали на красной площади, где главным архитектурным памятником, является храм Василия Блаженного.

Для того, чтобы описать собор, необходимы знания архитектурных элементов, деталей собора.

Давайте ещё раз детально рассмотрим этот храм.

Слайды 5-11

Г.Е. Народ назвал храм в честь юродивого Василия. Сейчас нам ребята расскажут о нем.

Слайд 12

Г.Е. -Кто же строил этот храм? И как они расположили эти церкви?


Слайды 13-25

  1. Работа над описанием храма

Г.Е. – Наша работа со знакомством храма не закончена – нам надо описать храм. Для этого понадобятся специальные слова – термины. Приложение 1.Давайте с ними познакомимся

Слайды 26-31


Е.В. Словарно-стилистическая работа

Чтобы избежать речевых ошибок-повторов можно использовать стилистически нейтральные синонимы. Эти слова употребляются в высоком стиле, «высокое» придает речи оттенок торжественности, приподнятости, используются, когда речь идет о древнерусской архитектуре. Слайды 32-34


- Зодчие – строители, архитекторы.

Храм – собор, церковь.

Возводить (здание) – сооружать, строить,

воздвигать.

Увенчать – завершить, закончить.


Е.В.  Попробуем устно описать храм, используя усвоенные термины. 


(У вас на столах есть карточки с предложениями с пропусками на месте слов-терминов, которые вы должны вставить, используя справочные таблицы).

Приложение 2 после чего заслушаем ответы.

Е.В. Работа по составлению плана

– Осталась заключительная часть нашей работы – составление плана. У вас на столах есть листы, (Приложение 3) в котором отмечены три части любого сочинения:

вступление, основная часть и заключение.

Используя рабочие материалы (Приложение 4) продумаем каждую из них.
– О чем будем говорить во вступлении? Вспомните, с каких слов началась экскурсия. 
(Собор Василия Блаженного – жемчужина русского зодчества)
– Можно ли так начать сочинение? (Да)
– Так и запишем. 
– Какие ещё прилагательные подойдут для описания собора? Запишем их: прекрасный, удивительный, оригинальный, величественный, сказочный.


– О чем основная часть?

1) История создания храма.

– Вспомним рассказ нашего экскурсовода. Какой тип речи он использовал при этом? (Повествование)
– Правильно. А вот следующая часть сочинения – это описание храма и, значит, тип речи будет … (описание) 
То есть мы будем сочетать разные типы текста.

2) Описание собора

а) башни (сколько их, ярусы, как они украшены)
б) купола (их окраска, рисунок)
в) порталы(сколько их, как украшены)
г) галерея

– И, наконец, заключение. Обычно в нем говорится о личном впечатлении.
Моё впечатление
– Например, можно сказать, что глядя на этот замечательный собор мы любуемся необыкновенным мастерством создателей храма, буквально ощущаем то чувство величия России, которое запечатлели в камне русские мастера и передали своим потомкам. Чувствуем гордость за свою Родину и сопричастность к её истории.

Слайды 35-36

Г.Е. Заключительное слово учителя

Итак, мы рассмотрели храм, узнали термины, с помощью которых можно его описать, составили план сочинения. Теперь вам предстоит самостоятельно описать его.


Е.В. Рефлексия

– Как вы думаете, сможете вы теперь справиться с поставленной задачей – написать сочинение?

– Все справочные материалы урока будут у вас. (Ученик получает: план, справочные таблицы, предложения, с которыми работали на уроке) слайд37

– Ваше домашнее задание – написать сочинение «Храм Василия Блаженного – часть русской истории».

Приложение 1

Арка – дугообразное перекрытие между двумя опорами, колоннами, столбами

Барабан – опирающаяся на своды цилиндрическая или многогранная верхняя часть

Бойницы – узкие, щелевидные окна, предназначенные для ведения боя.


Вперебежку – украшения собора, расположенные в шахматном порядке

Глава, главка – наружное декоративное завершение церкви в виде шатра или луковицы.


Гульбище – от слова «гулять»; крытая галерея, расположенная вокруг храма

Кокошники – особые украшения, напоминающие женский головной убор


Портал – главный дверной проем, вход в здание, обычно нарядно оформленный

Свод – несколько арок, поставленных вплотную друг за другом, образующих две стенки и свод.


Шатер – четырех-, шести-, восьмигранное пирамидальное покрытие башни, церкви, колокольни

Ярус – убывающее по высоте горизонтальное членение объема здания.







4




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Гладышева Галина Евгеньевна

Дата: 15.03.2015

Номер свидетельства: 186712

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства