Интегрированный урок по истории и изобразительному искусству "Русь Златоглавая"
Интегрированный урок по истории и изобразительному искусству "Русь Златоглавая"
Интегрированный урок по истории и изобразительному искусству рассчитан на обучающихся 6 класса. Педагоги знакомят обучающихся с архитектурой Москвы в период складывания централизованного государства. Цель урока: воспитать чувство гордости и патриотизма, приобщить детей к прекрасному, научить работать в группе, применить полученные знания на практике. Учащиеся работают в тетради по истории, записывая важные термины, связанные с архитектурой, затем работают с раздаточным материалом, где находят пилястры, закомары, аркатурный пояс. Работая творчески с аппликацией, дети на практике применяют полученные знания. На уроке используются литературные произведения, видеофильм, музыкальное сопровождение. В конце урока экспресс-выставка детских работ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок по истории и изобразительному искусству "Русь Златоглавая" »
Интегрированный урок истории и изобразительного искусства
Учителя:
Фисенко Г.И. – учитель истории и обществознания
МОУ СОШ № 12 г. Лиски Воронежской области, ВКК
Булдыженко Е.А. – учитель изобразительного искусства
МОУ СОШ № 12 г. Лиски Воронежской области, ВКК
Эпиграф:
«Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и всесильная,
Матушка Русь!»
Н.А. Некрасов
Тема урока: «Русь златоглавая»
Цель урока:
сформировать представление об архитектуре Москвы, ее особенностях,
воспитывать любовь к Родине, ее культуре,
развивать творческую и познавательную активность, ассоциативно-образное мышление,
формировать практические навыки работы с художественным материалом.
Оборудование:
Зрительный ряд – фильм «Красная площадь», презентация по русской архитектуре XIV-XVI веков и иконографии, схема Московского Кремля.
Литературный ряд – стихи, периодическая печать о чудотворных иконах.
Музыкальный ряд – звон колоколов, духовно-церковная музыка, И. Тальков «Родина моя»
План урока:
Беседа об истории возникновения Московского Кремля (использование учебника по истории)
Знакомство с понятием «Кремль и его основные архитектурные постройки»
Многообразие форм, структура и символика храма Древнего государства.
Выступление творческой группы учащихся с результатами поисковой работы по теме: «Основные постройки Московского Кремля»
Просмотр фильма «Красная площадь»
История возникновения иконографии
Основные иконописцы Руси
Каноны иконографии
Просмотр изображения икон с музыкальным оформлением
Выступление творческой группы учащихся с результатами поисковой работы по теме: «Изображение Божьей Матери Феофаном Греком и Андреем Рублевым»
Знакомство с содержанием иконы Андрея Рублева «Троица»
Чудотворные иконы
Итог урока
Урок № 2
Закрепление пройденного материала по теме: «Структура древнерусского храма, виды архитектуры»
Постановка художественной задачи
Практическая работа. Выполнение одноглавого крестово-купольного храма в технике аппликации
Подведение итогов. Экспресс-выставка «Русские храмы», обсуждение работ
Ход урока:
Москва стала центром объединения русских земель. Одной из причин объединения вокруг Москвы стало то, что туда переехал русский митрополит и Москва становится центром духовной жизни Древнерусского государства. Со всей Руси, из других государств в Москву приезжают лучшие зодчие. Одним из них был итальянец Аристотель Фиорованти. Под его руководством на Руси был построен первый кирпичный завод. Из кирпича стали возводить стены и башни Московского Кремля, Успенский, Архангельский, Благовещенский соборы, колокольня Ивана Великого, Грановитая палата. Все эти сооружения составляют архитектурный ансамбль Соборной площади Кремля. Каменное столичное зодчество впитывает в себя традиции русского народного деревянного зодчества.
Художественная культура возникает на основе мировоззрения общества. Для Руси характерно господство христианской религии. Человек тесно связан с религией, а значит и с храмом. Храм был священным и общественным местом. Там мололись, заключались брачные контракты, велись дипломатические переговоры. Поэтому ведущее место в искусстве древней Руси занимает архитектура. Можно выделить несколько видов архитектурных сооружений:
Шатровый тип. Шатровый тип архитектурного сооружения завершается высокой многогранной пирамидой (Храм Вознесения в селе Коломенское Московской области)
Крестово-купольный тип. Два свода перекрытий (крыша) пересекаются, образуя крест (символ спасения). На пересечении сводов ставился купол с барабаном (глава)
Ярусный тип. (Колокольня Ивана Великого в Москве). Это вертикаль с пятью ярусами, которые организовывают городское архитектурное пространство, создавая разнообразную игру силуэтов.
Древнеримский ученый Виртувий вывел формулу строительства архитектурных сооружений:
Прочность (стены, купол, арка, свод)
Польза – назначение (культовое)
Красота – пропорции, декор, силуэт, композиция, цвет
Структура древнерусского храма, символы цвета, формы куполов
Яйцевидный – символ вселенной
Шлемовидный – символ защитника Отечества
Луковичный – символ горящей свечи
Золотой цвет – символ небесной Славы и посвящались Иисусу Христу
Синий цвет с желтыми звездами – символ Вселенной, посвящается Пресвятой Богородицы
Зеленый цвет – символ чистой энергии, символ Святого Духа, посвящалось Троице
Серебряный цвет – посвящался Всем Святым
1 купол – символ Единого Бога
3 купола – символ Святой Троицы
5 куполов – символ Христа и 4 Евангелистов
7 куполов – семь таинств церкви
9 куполов – по числу ангельских чинов
13 куполов – символ Христа и 12 апостолов
33 купола – земная жизнь Иисуса Христа
Выступление творческой группы с показом слайдов архитектурных сооружений Соборной площади и Красной площади
Московский Кремль
Собор Василия Блаженного
Башни Кремля
Успенский собор
Архангельский собор
Грановитая палата
Благовещенский собор
Колокольня Ивана Великого
Новые слова:
Закомары – полукруглое завершение верхней части стены церковного здания
Апсида – полукруглый выступ стены храма, находящиеся в восточной части, внутри храма – алтарь
Пилястры – четырехгранная полуколонна, одной частью вделанная в стену
Свод – перекрытие (крыша)
Кремль – военно-инженерное сооружение с башнями, с бойницами на стенах
Просмотр фильма «Красная площадь» - 15 минут
II. Древнерусская живопись – живопись христианской Руси
Храмы украшались мозаикой, фресками, иконами. С XIV века начинается расцвет русской живописи. Задача живописи воплотить в образы христианское вероучение
Остались великие произведения, которые свидетельствуют о том, что древнерусские художники умели видеть Божественный образ мира: Феофан Грек – византийский живописец
Андрей Рублев – русский иконописец, монах, мистик
Дионисий – знатный русский князь, ставший монахом и выдающимся иконописцем
Художники-иконописцы создавали для ансамбля Московского кремля фрески, иконы, иконостасы
Иконостас – это содержание Библии и истории церкви в лицах Святых. Отгораживает Алтарь от основной части помещения храма. В Православии существует пятиярусный иконостас. Каждый ряд называется чином.
Местный ряд – самый нижний. Располагаются иконы, которые почитаются в данной местности
Праздничный чин – иконы основных праздников церковного года от Рождества Богородицы до Успения
Деисусный чин – в центре этого ряда располагается икона Иисуса Христа, а по обе стороны от него находятся иконы Святых в молитве, повернутые в сторону Спасителя
Пророческий чин – в центре Богородица, а по обе стороны от нее находятся пророки предсказывающие рождение Христа Спасителя
Праотеческий чин – состоит из икон ветхозаветных патриархов: Ной, Авраам, Исаак и др.
Венчает иконостас Голгофа – изображение распятия Христа
Икона – это видимый образ невидимого
Иконография строго канонична. Традиции иконописи пришли из Византии
Каноны иконографии:
На иконах нет объема. Изображение плоскостное и силуэтное
Принцип обратной перспективы. Не мы смотрим на икону, а образ с иконы смотрит на нас, поэтому пространство расширяется вглубь иконы. Принцип обратной перспективы передает бесконечное Божественное пространство
Нет падающих теней. Тень воплощение зла, а в Божественном мире нет места злу.
Благородство ликов, тонкий большой нос, маленький изящный рот, миндалевидный разрез глаз, высокая одухотворенность
Символ цвета: зеленый – символ чистой энергии, надежды, Святого Духа; желтый, белый – символ божественного света; синий – таинство небесных сфер; красный, пурпурный – символ жизни, крови, огня
Демонстрируются иконы древнерусских художников под духовную музыку
Феофан Грек (1340-1410). Прибыл из Византии, прозвище получил за свое происхождение, был одаренным иконописцем
-«Христос Вседержитель. Архангелы и Серафимы»
-«Архангел Михаил»
-«Богородица»
-Икона Божьей Матери «Донская»
-«Успение Божьей Матери»
-«Преображение»
Дионисий
Знатный князь, ставший монахом и выдающимся иконописцем. Работал вместе со своими сыновьями
-«Святой Никола»
-«Распятие»
Андрей Рублев
Русский иконописец, монах, философ, мистик
-«Троица» Ветхозаветная
-«Спас»
-«Архангел Михаил»
-Список иконы «Богоматерь Владимирская»
-«Апостол Павел»
-«Благовещение»
-«Рождество Христово»
-«Сретение»
6. «Троица» А. Рублев (рассказывает учитель)
Рублев открыл нам тайну Святой Троицы – видимый образ невидимого. Глубокий анализ научных и религиозных знаний о сущности «Троицы» привел к мысли: Бог-Отец – космический разум, Бог-Святой Дух – информация; Бог-Сын – форма материи, т.е. Разум и Информация рождает материальный мир. Высшее проявление материи является Бог-Сын.
Стихотворение «Троица» - читает ученик
Выступает творческая группа учащихся
Икона Божьей Матери «Донская» - Феофан Грек
Список иконы «Богоматерь Владимирская» - Андрей Рублев
Чудотворные иконы – рассказ учителя
Вывод. XIV-XVI века это время возрождения и дальнейшего развития русского каменного зодчества и формирование национальной живописной иконы
Творческая работа. Выполнить храм в стиле аппликации.