kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок по истории и изобразительному искусству "Русь Златоглавая"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок по истории и изобразительному искусству рассчитан на обучающихся 6 класса. Педагоги знакомят обучающихся с архитектурой Москвы в период складывания централизованного государства. Цель урока: воспитать чувство гордости и патриотизма, приобщить детей к прекрасному, научить работать в группе, применить полученные знания на практике. Учащиеся работают в тетради по истории, записывая важные термины, связанные с архитектурой, затем работают с раздаточным материалом, где находят пилястры, закомары, аркатурный пояс. Работая творчески с аппликацией, дети на практике применяют полученные знания. На уроке используются литературные произведения, видеофильм, музыкальное сопровождение. В конце урока экспресс-выставка детских работ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок по истории и изобразительному искусству "Русь Златоглавая" »

Интегрированный урок истории и изобразительного искусства

Учителя:

Фисенко Г.И. – учитель истории и обществознания

МОУ СОШ № 12 г. Лиски Воронежской области, ВКК

Булдыженко Е.А. – учитель изобразительного искусства

МОУ СОШ № 12 г. Лиски Воронежской области, ВКК



Эпиграф:

«Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и могучая,

Ты и всесильная,

Матушка Русь!»

Н.А. Некрасов



Тема урока: «Русь златоглавая»

Цель урока:

  • сформировать представление об архитектуре Москвы, ее особенностях,

  • воспитывать любовь к Родине, ее культуре,

  • развивать творческую и познавательную активность, ассоциативно-образное мышление,

  • формировать практические навыки работы с художественным материалом.

Оборудование:

Зрительный ряд – фильм «Красная площадь», презентация по русской архитектуре XIV-XVI веков и иконографии, схема Московского Кремля.

Литературный ряд – стихи, периодическая печать о чудотворных иконах.

Музыкальный ряд – звон колоколов, духовно-церковная музыка, И. Тальков «Родина моя»

План урока:

  1. Беседа об истории возникновения Московского Кремля (использование учебника по истории)

  2. Знакомство с понятием «Кремль и его основные архитектурные постройки»

  3. Многообразие форм, структура и символика храма Древнего государства.

  4. Выступление творческой группы учащихся с результатами поисковой работы по теме: «Основные постройки Московского Кремля»

  5. Просмотр фильма «Красная площадь»

  6. История возникновения иконографии

  7. Основные иконописцы Руси

  8. Каноны иконографии

  9. Просмотр изображения икон с музыкальным оформлением

  10. Выступление творческой группы учащихся с результатами поисковой работы по теме: «Изображение Божьей Матери Феофаном Греком и Андреем Рублевым»

  11. Знакомство с содержанием иконы Андрея Рублева «Троица»

  12. Чудотворные иконы

  13. Итог урока

Урок № 2

  1. Закрепление пройденного материала по теме: «Структура древнерусского храма, виды архитектуры»

  2. Постановка художественной задачи

  3. Практическая работа. Выполнение одноглавого крестово-купольного храма в технике аппликации

  4. Подведение итогов. Экспресс-выставка «Русские храмы», обсуждение работ


Ход урока:

  1. Москва стала центром объединения русских земель. Одной из причин объединения вокруг Москвы стало то, что туда переехал русский митрополит и Москва становится центром духовной жизни Древнерусского государства. Со всей Руси, из других государств в Москву приезжают лучшие зодчие. Одним из них был итальянец Аристотель Фиорованти. Под его руководством на Руси был построен первый кирпичный завод. Из кирпича стали возводить стены и башни Московского Кремля, Успенский, Архангельский, Благовещенский соборы, колокольня Ивана Великого, Грановитая палата. Все эти сооружения составляют архитектурный ансамбль Соборной площади Кремля. Каменное столичное зодчество впитывает в себя традиции русского народного деревянного зодчества.

  2. Художественная культура возникает на основе мировоззрения общества. Для Руси характерно господство христианской религии. Человек тесно связан с религией, а значит и с храмом. Храм был священным и общественным местом. Там мололись, заключались брачные контракты, велись дипломатические переговоры. Поэтому ведущее место в искусстве древней Руси занимает архитектура. Можно выделить несколько видов архитектурных сооружений:

  3. Шатровый тип. Шатровый тип архитектурного сооружения завершается высокой многогранной пирамидой (Храм Вознесения в селе Коломенское Московской области)

Крестово-купольный тип. Два свода перекрытий (крыша) пересекаются, образуя крест (символ спасения). На пересечении сводов ставился купол с барабаном (глава)

Ярусный тип. (Колокольня Ивана Великого в Москве). Это вертикаль с пятью ярусами, которые организовывают городское архитектурное пространство, создавая разнообразную игру силуэтов.

  1. Древнеримский ученый Виртувий вывел формулу строительства архитектурных сооружений:

    • Прочность (стены, купол, арка, свод)

    • Польза – назначение (культовое)

    • Красота – пропорции, декор, силуэт, композиция, цвет

  2. Структура древнерусского храма, символы цвета, формы куполов

  • Яйцевидный – символ вселенной

  • Шлемовидный – символ защитника Отечества

  • Луковичный – символ горящей свечи

  • Золотой цвет – символ небесной Славы и посвящались Иисусу Христу

  • Синий цвет с желтыми звездами – символ Вселенной, посвящается Пресвятой Богородицы

  • Зеленый цвет – символ чистой энергии, символ Святого Духа, посвящалось Троице

  • Серебряный цвет – посвящался Всем Святым

  • 1 купол – символ Единого Бога

  • 3 купола – символ Святой Троицы

  • 5 куполов – символ Христа и 4 Евангелистов

  • 7 куполов – семь таинств церкви

  • 9 куполов – по числу ангельских чинов

  • 13 куполов – символ Христа и 12 апостолов

  • 33 купола – земная жизнь Иисуса Христа

  1. Выступление творческой группы с показом слайдов архитектурных сооружений Соборной площади и Красной площади

  • Московский Кремль

  • Собор Василия Блаженного

  • Башни Кремля

  • Успенский собор

  • Архангельский собор

  • Грановитая палата

  • Благовещенский собор

  • Колокольня Ивана Великого

  1. Новые слова:

Закомары – полукруглое завершение верхней части стены церковного здания

Апсида – полукруглый выступ стены храма, находящиеся в восточной части, внутри храма – алтарь

Пилястры – четырехгранная полуколонна, одной частью вделанная в стену

Свод – перекрытие (крыша)

Кремль – военно-инженерное сооружение с башнями, с бойницами на стенах

  1. Просмотр фильма «Красная площадь» - 15 минут

II. Древнерусская живопись – живопись христианской Руси

  1. Храмы украшались мозаикой, фресками, иконами. С XIV века начинается расцвет русской живописи. Задача живописи воплотить в образы христианское вероучение

  2. Остались великие произведения, которые свидетельствуют о том, что древнерусские художники умели видеть Божественный образ мира: Феофан Грек – византийский живописец

Андрей Рублев – русский иконописец, монах, мистик

Дионисий – знатный русский князь, ставший монахом и выдающимся иконописцем

Художники-иконописцы создавали для ансамбля Московского кремля фрески, иконы, иконостасы

  1. Иконостас – это содержание Библии и истории церкви в лицах Святых. Отгораживает Алтарь от основной части помещения храма. В Православии существует пятиярусный иконостас. Каждый ряд называется чином.

    • Местный ряд – самый нижний. Располагаются иконы, которые почитаются в данной местности

    • Праздничный чин – иконы основных праздников церковного года от Рождества Богородицы до Успения

    • Деисусный чин – в центре этого ряда располагается икона Иисуса Христа, а по обе стороны от него находятся иконы Святых в молитве, повернутые в сторону Спасителя

    • Пророческий чин – в центре Богородица, а по обе стороны от нее находятся пророки предсказывающие рождение Христа Спасителя

    • Праотеческий чин – состоит из икон ветхозаветных патриархов: Ной, Авраам, Исаак и др.

    • Венчает иконостас Голгофа – изображение распятия Христа

  2. Икона – это видимый образ невидимого

Иконография строго канонична. Традиции иконописи пришли из Византии

Каноны иконографии:

  • На иконах нет объема. Изображение плоскостное и силуэтное

  • Принцип обратной перспективы. Не мы смотрим на икону, а образ с иконы смотрит на нас, поэтому пространство расширяется вглубь иконы. Принцип обратной перспективы передает бесконечное Божественное пространство

  • Нет падающих теней. Тень воплощение зла, а в Божественном мире нет места злу.

  • Благородство ликов, тонкий большой нос, маленький изящный рот, миндалевидный разрез глаз, высокая одухотворенность

  • Символ цвета: зеленый – символ чистой энергии, надежды, Святого Духа; желтый, белый – символ божественного света; синий – таинство небесных сфер; красный, пурпурный – символ жизни, крови, огня

  1. Демонстрируются иконы древнерусских художников под духовную музыку

Феофан Грек (1340-1410). Прибыл из Византии, прозвище получил за свое происхождение, был одаренным иконописцем

-«Христос Вседержитель. Архангелы и Серафимы»

-«Архангел Михаил»

-«Богородица»

-Икона Божьей Матери «Донская»

-«Успение Божьей Матери»

-«Преображение»

Дионисий

Знатный князь, ставший монахом и выдающимся иконописцем. Работал вместе со своими сыновьями

-«Святой Никола»

-«Распятие»

Андрей Рублев

Русский иконописец, монах, философ, мистик

-«Троица» Ветхозаветная

-«Спас»

-«Архангел Михаил»

-Список иконы «Богоматерь Владимирская»

-«Апостол Павел»

-«Благовещение»

-«Рождество Христово»

-«Сретение»

6. «Троица» А. Рублев (рассказывает учитель)

Рублев открыл нам тайну Святой Троицы – видимый образ невидимого. Глубокий анализ научных и религиозных знаний о сущности «Троицы» привел к мысли: Бог-Отец – космический разум, Бог-Святой Дух – информация; Бог-Сын – форма материи, т.е. Разум и Информация рождает материальный мир. Высшее проявление материи является Бог-Сын.

Стихотворение «Троица» - читает ученик

  1. Выступает творческая группа учащихся

Икона Божьей Матери «Донская» - Феофан Грек

Список иконы «Богоматерь Владимирская» - Андрей Рублев

  1. Чудотворные иконы – рассказ учителя

  2. Вывод. XIV-XVI века это время возрождения и дальнейшего развития русского каменного зодчества и формирование национальной живописной иконы

  3. Творческая работа. Выполнить храм в стиле аппликации.

  4. Экспресс-выставка


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Интегрированный урок по истории и изобразительному искусству "Русь Златоглавая"

Автор: Фисенко Галина Ивановна, Булдыженко Евгения Александровна

Дата: 21.01.2015

Номер свидетельства: 158908


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства