kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок ИЗО и литературы Стихотворения Д.Кедрина и А.Прокофьева «Аленушка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сохранилось большое количество этюдов, изображающих простую крестьянскую девочку. Пейзаж к картине тоже был создан на основании зарисовок с натуры. Многие уголки природы под Москвой, где жил Васнецов, - деревни, перелески, ручейки, пригорки – были исхожены художником в поисках мотивов задуманного произведения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок ИЗО и литературы Стихотворения Д.Кедрина и А.Прокофьева «Аленушка» »

Интегрированный урок «изо и литература»


Тема: Стихотворения Д.Кедрина и А.Прокофьева «Аленушка»


Цели:


Обучающая: развитие навыков анализа стихотворения, знакомство

с творчеством В.М.Васнецова


Развивающая: знакомство с элементами сопоставительного анализа

двух произведений, беседа о красоте сказочного

мира


Воспитательная: воспитание чувства прекрасного, эстетического

вкуса, любви к родине



Ход урока.

1. Организация урока.

2. Работа с репродукцией картины Васнецова «Аленушка».

3. Словарная работа.

4. Работа над сопоставительным анализом.

5. Выразительное чтение стихотворения А.А.Прокофьева

«Аленушка».

6. Работа в группах.

7. Сопоставление стихотворений по плану.

8. Вывод урока.


1. Знакомство с темой и целью урока.


2. Вопросы для проведения беседы:


- Героиня какой сказки изображена на картине?

- Какой момент сказки запечатлен на этом полотне?

- О чем думает Аленушка? Что она чувствует?

- Какая природа ее окружает?

- Видели ли вы такие уголки природы? Где их можно увидеть?

- Можно ли образ Аленушки считать символом? Если да, то что он

символизирует?

В.М.Васнецов «Аленушка».


…Жили-были старик со старухой, и были у них сын и дочь. Дочь звали Аленушкой. А сына – Иванушкой. Умерли старик и старуха. Остались Аленушка да Иванушка сиротами. Пошла один раз Аленушка на работу и Иванушку взяла с собой. Вот идут они дорогой по широкому полю. Захотелось Иванушке пить.

- Сестрица Аленушка, я пить хочу.

- Подожди, братец. Дойдем до колодца.

Так начинается с детских лет известная и любимая нами русская народная сказка об Аленушке и братце Иванушке.

Прошло много лет с тех пор, как вы услышали эту сказку, но тем не менее она, простая, незамысловатая, продолжает нас волновать своей глубокой поэтичностью и искренностью, обаянием нежной, ласковой Аленушки. Образ русской девушки-сиротинки, девушки-труженицы и страдалицы, простой и скромной, трудолюбивой и доброй, проходит красной нитью через многие произведения русского фольклора.

В разных сказках по-разному складывается ее судьба, но основная идея этих сказок – это победа светлого, благородного начала над темными и злыми силами.

Трогательная нежность и глубокая поэтичность сказки взволновали чуткое и отзывчивое сердце Виктора Михайловича Васнецова и вдохновили его на создание картины.

… Среди густого леса замер пруд, усыпанный опавшими золотыми листьями. Низко нависло хмурое осеннее небо. В молчании застыли молоденькие елочки; под легким набегающим ветерком словно шепчутся листья стройных осинок. Грустная, задумчивая осень уже вступила в свои права.

Прибежала Аленушка в лесную чащу, чтобы выплакать свое горе, успокоить печаль. Уселась на бел-горюч камень, обхватила руками колени, поджала босые ноги, опустила голову – затосковала, пригорюнилась.

Посмотрите на цветовое решение картины, и вы почувствуете, что не случайно художник прибегает к неярким глубоким тонам темно-зеленых, синих, желтых, красно-коричневых красок природы. Осенние блеклые, желто-коричневые краски пейзажа, перекликаясь с цветом сарафана, волос девушки, дополняют основное лирическое звучание, создают настроение грусти, печали. И вместе с тем в эту скромную цветовую гамму художник ввел и иные тона, контрастирующие с осенними красками природы. Это розовые цветы на сарафане девушки, нежная голубизна ее кофты, яркая зелень осоки и появившаяся на темном небе светлая полоска зари. Введение этих ярких звучных тонов в картину еще более усиливает ее эмоциональное воздействие.

Картина Васнецова – результат упорного труда, вдумчивого и внимательного изучения жизни.

Сохранилось большое количество этюдов, изображающих простую крестьянскую девочку. Пейзаж к картине тоже был создан на основании зарисовок с натуры. Многие уголки природы под Москвой, где жил Васнецов, - деревни, перелески, ручейки, пригорки – были исхожены художником в поисках мотивов задуманного произведения. Художником создан целый ряд небольших этюдов, но Васнецов по-своему перерабатывает эти живые наблюдения, усиливая их эмоциональное звучание, раскрывая неповторимую красоту русской природы.

С детских лет художник проникся духом народных сказаний, полюбил протяжные, задушевные русские песни, в которых народ изливал свое горе, свои мечты, чаяния и надежды.

В.М.Васнецов провел детство и юность в селе Рябово Вятского края, который славился своими народными мастерами. Величавая и живописная природа Вятского края с его дремучими лесами, непроходимыми болотами и столетними пихтами как бы хранила образы народной поэзии и сказочной фантазии. Здесь оживали герои русских сказок, здесь легко можно было поверить в сказочную Аленушку.

Любовь к народной сказке и песне, интерес к русским былинам и сказаниям, любовь к родному краю, к русской природе воспринял Васнецов еще с детства и сумел пронести через все годы жизни.








3. Словарная работа: стойбище, вотчина, Несмеяна, лихая сила, нетленная краса, нива, омут, ряска, бурман-цветок, оптимизм, трагичность.

4. Чтение стихотворения Д.П.Кедрина «Аленушка».

- В какое время года происходит действие?

- С кем сравнивает Родину поэт? Почему именно с царевной Несмеяной?

Образ скромной девушки-труженицы – это Родина. Судьба ее тяжела, грустна. Она проста и скромна.

- Какие эпитеты говорят об этом?

- О какой лихой силе, по-вашему, идет речь?

- Какую роль в стихотворении играет образ Аленушки?

- В каких строчках выражается чувство по отношению к Родине? Какое оно?

- Имеет ли это стихотворение отношение к картине? Если имеет, то какое?

- Нарисуйте словесную картину по этому стихотворению.

5. – Можно ли это стихотворение считать описанием картины Виктора Васнецова? Какие строки непосредственно описывают элементы картины?

- Что из описанного в стихотворении отсутствует на картине?

- О чем это стихотворение?

- В каких строках выражена его идея?

- Каково настроение картины?

- Так ли печальна концовка стихотворения, как картина?

6. Работа в группах.

1 гр. Анализ стихотворения Д.П.Кедрина «Аленушка»

2 гр. Анализ стихотворения А.А.Прокофьева «Аленушка»

3 гр. Элементы сопоставительного анализа:

1. выписать рифмы в обоих стихотворениях

2. выписать эпитеты

3. выписать систему образов в обоих стихотворениях.

7. План:1. Почему эти произведения могут сопоставляться?

2. Сопоставление:

- тему;

- идею;

- настроение;

- художественные средства

8. Итог.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Смирнова Инна Юрьевна

Дата: 01.04.2015

Номер свидетельства: 195483


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства