kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок изобразительное искусство +музыка по теме «Красота Тисульской земли в поэзии, живописи, музыке»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок «Красота Тисульской земли в поэзии, живописи, музыке», приуроченный к празднованию 300-летия Кузбасса. Учителя предложили ребятам отправиться в виртуальную экскурсию по «Залам» музея Тисульского района.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок изобразительное искусство +музыка по теме «Красота Тисульской земли в поэзии, живописи, музыке»»

Интегрированный урок изобразительное искусство +музыка по теме

«Красота Тисульской земли в поэзии, живописи, музыке», 5 класс

учитель изобразительного искусства Плиско Елена Александровна

учитель музыки Загуменная Наталья Александровна

МОАУ Тисульская СОШ №1

 

Цель: знакомство с историей и достопримечательностями Тисульского района.


Задачи урока: формировать представление о малой Родине посредством знакомства с историей, достопримечательностями района, приобщать к творчеству художников В.И. Самусева, О.С. Безменовой и творчеству поэтов Тисульской земли, воспитывать любовь к Родине, родной природе, своему народу, через различные жанры искусства;

Планируемые результаты

Личностные: приобщение к миру прекрасного, созданного поэтами, музыкантами, художникамиТисульского района. 


Метапредметные: знание истории родного края, умения искать и выделять необходимую информацию, участвовать в диалоге, аргументировать свое мнение, анализировать, обобщать.

Предметные: способствовать формированию представления о культурном пространстве Тисульского района, овладение практическими навыками в разных видах изобразительного искусства.

Зрительный ряд: презентация «Красота Тисульской земли в поэзии, живописи, музыке», физическая карта Кемеровской области, видео «Художники Тисульского района», видеоо природном памятнике Кузбасса – оз. Берчикуль,фонограммы с записями песен, гимна, выставка сборников стихов Тисульских поэтов, картины художниковВ.И. Самусева, О.С. Безменовой,аккордеон, русские народные музыкальные инструменты. карточки с заданиями. Приглашение на урок Безменовой О.С.

Формы контроля: эвристическая беседа, самоконтроль, взаимоконтроль.

Музыкальный ряд: песня Е. Крылатова «Песня о родном крае», гимн Тисульского района, песня М. Минкова и Ю. Энтина «Дорога добра», песня Н. Соловьева и Г. Струве   «Моя Россия», частушки о родном крае, звучание русских народных музыкальных инструментов ( свирель, рожок, гусли, балалайка, гармонь).

Оборудование для учащихся: основа под создание макета, художественные и природные материалы и принадлежности (ножницы, клей, цветная бумага, пластилин, веточки, камушки) декорации и костюмы, иллюстрации, мультимедийная презентация, компьютер.

Литературный ряд: стихи Тисульских поэтов

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Приветствует учащихся



Звучит песня Е. Крылатова «Песня о родном крае». Учащиеся входят в класс и занимают свои места.

Дети делятся на три группы

Мотивация учебной деятельности учащихся

Организует прослушивание литературного произведения .

На экране - слайд 1


Учитель музыки: Живет на свете красота.

Живет не где-нибудь, а рядом.

Всегда «открыта» нашим взглядам

Всегда прозрачна и легка

Живет на свете красота




На экране - слайд 2

Учитель музыки - Сегодня мы совершим виртуальную экскурсию по залам музея Тисульского района

- Как вы думаете, кто поведет нас по залам музея, кто будет нашими экскурсоводами? ( поэты, художники, музыканты). Назовите название нашей экскурсии.

На экране - слайд 3

«Красота Тисульской земли в поэзии, живописи, музыке».

- Сегодня мы побываем в разных его уголках и пополним ваши знания новой информацией.

Слушают стихотворение и отвечают на вопросы


-Как вы думаете, о какой красоте окружающей нас идет речь?

- В чем она заключается?

- Можем мы с вами рассказать о том, какой природа была до нас?

- Откуда мы узнаем об этом?( Из книг, смотрим в музеях)

- Кто нам в этом помогает, кто оставляет нам в наследство описание красоты природы, Родины? (поэты, художники, музыканты)


Делятся впечатлениями о тех местах Тисульского района, где побывали





Учитель изобразительного искусства: -Чем славится Тисульский район?

- Какие красивые природные места в нашем районе вы знаете?

- Что бы вы как путешественники хотели узнать о родном крае?

Исполнение песни «Дорога добра»

Виртуальная экскурсия по Тисульскому МР

Работа с исторической информацией поселка Тисуль

На экране - слайд 4

Виртуально приглашает учащихся в зал музей- истории

Предлагает просмотреть инсценировку













Дает историческую справку о возникновении поселка Тисуль.


Учитель музыки. Существует старая красивая легенда о том, как у нынешнего Тисуля появилось его название. Дескать, в стародавние времена была у местного татарского князя красавица дочь, звали ее Тисюль. Полюбила она бедного юношу, рыбака или охотника, точно сейчас уже не известно. Об этой большой и чистой любви узнал ее отец и, разумеется, решил помешать влюбленным, - выдать Тисюль замуж за богатого и равного по положению. Но дочь не смирилась с судьбой, уготованной ей жестоким отцом, бросилась она с крутого берега в реку и погибла. Речку эту с тех пор стали называть ее именем - Тисюль. Впоследствии на этом месте появилось селение, которое стало наименоваться так же. Теперь это селение зовется Тисуль.

         






































Проверка дифференцированного домашнего задания (по группам)


На экране - слайд 13(пустой)

Учитель изобразительного искусства: В Тисульском районе, как и в других районах и областях России, есть своя символика.

- А какая символика ест в нашем районе?

Символика Тисульского района была утверждена Постановлением Тисульского районного Совета народных депутатов № 129 от 25 сентября 2003 года.

-Какую информацию о символах Тисульского района вы знаете?

Игра – лото «Собери Флаг и Герб Тисульского района»

На экране - слайд 13

Цель: закрепить представления детей о символах района

При работе над нашими символами учитывали характерное наименование района- Тисуль; богатство недр, а именно золотодобыча, послужившая началу района; обилие пушного зверя, богатые лесные угодья, реки и озера, составляющие в прошлом благосостояние жителей; наличие полезных ископаемых.

Буквенный перевод Тисуль- «соляная дорога-путь», на изображении кристаллики, выложенные в пояс.

В зеленом поле подле серебряного правого края- золотой восстающий медведь – «лесные богатства, хозяйственность и истинно русское население» вооруженный серебром, держащий в правой лапе таковую же шахтерскую лампу «добыча угля и нефелинов» синие ромбы, с червленым пламенем и сопровождаемый в оконечности узким, составленным из ромбов поясом, положенным поверх всего и переменяющим цвет с лазури на серебро; поверх границы края повышенно положено солнце «обширная золотодобыча и охотничий промысел, » переменяющее цвет с червления на золото, со сквозным диском, в котором заключен шар тех же тинктур. Щит увенчан золотой территориальной коронной о трех зубцах.

На экране - слайд 5

В класс входят трое обучающихся и показывают сценку. Создание эмоционально-образного настроя


Устинья (мать) - Господи! Боже! И куда нас нелегкая занесла?

Иван (сын) – А что? Хорошо вокруг! Что тятя? Тут и осядем?

Отец – Тут и осядем! Выгоды есть. Перво-наперво место, видимость во все стороны. Лес-то вырубим вокруг, избу, амбар, баню срубим. И зверь, и ягоды под рукой. Посмотри ,красотища-то какая.

Иван – Ой,- маманя, а ты знаешь, какая вода в реке вкусная, холодная, аж зубы сводит.

Устинья – от добра добра не ищут. Давайте, ребята, балаган к ночи ставить. Ты, муженек, хворосту припаси.

Отец – А ты, Иван, топором зарубку сделай вон на той березе - 1822 год.


Учащийся экскурсовод знакомит с новой информацией. Рассматривают слайды, отвечают на вопросы и делятся впечатлениями


Учитель музыки: А сейчас мы пригласим нашего экскурсовода, который расскажет об истории возникновения поселка Тисуль

На экране - слайд 6

Экскурсовод: Наш район расположен на северо-востоке Кемеровской области , его площадь – 8,1 тыс. кв2. Основан Тисуль по данным краеведа А.Л.Кохторова в 1783г. В 1740 г. на месте села находилось селение коренных жителей - чулымцев из 15 юрт. По другим данным, деревня Тюсюльская была

основана крестьянами - переселенцами в 1822г.

На экране - слайд 7

Дальнейшее развитие села связано с открытием месторождений золота в Мариинской тайге. Небольшое село Тисуль, оказавшееся в центре золотой лихорадки, начинает быстро расти. Томские, Мариинские купцы открывают здесь свои представительства.

На экране - слайд 8

По утверждению члена географического общества СССР И.В. Зыкова, название Тисуля осталось от древних кочевников. «Тюс - Юл» - прямая верная дорога. Название Тисуль надо толковать как ровная, гладкая дорога. Тисуль. Тисульский район - уникальный район, расположенный  в северо-восточной части Кемеровской области. Образован в 1924г.

Район имеет богатую историю. На его территории выявлено 86 памятников археологии, большая часть которых относится к раннему железному веку.

 На экране - слайд 9

Процесс присоединения сибирских территорий к Российскому государству и первые попытки организации горнорудного промысла в Сибири (Каштакский острог), первые в Сибири золотые прииски и более чем полуторавековая добыча рассыпного и рудного золота в Мариинской тайге - неотъемлемые страницы истории Тисульского района. В лесах, которыми покрыто более половины земель района, водятся ценные породы пушного зверя: соболь, белка, рысь, лиса. Богат лес и ягодами, грибами.На этой района территории находится 17 интересных природно-исторических объектов.

На экране - слайд 10

К ним следует отнести р.Кия с ее белокаменным плесом - красивейшим уголком Кузбасса, минеральными источниками,

На экране - слайд 11

кладбишем динозавров у деревни Шестаково. Сопки "Барабинский Бухтай" и

На экране - слайд 12

"Кондовый Бухтай" - остатки жерлового аппарата вулканического процесса девонского периода. На сопредельной территории находится 50 могильников, курганов и других археологических памятников.


Ответы детей:


символы Тисульского района: Флаг, Герб и Гимн.

На экране - слайд 14

Учитель музыки: Гимн Тисульского района, впервые прозвучавший на 85-летнем юбилее района, тронул своей душевностью и заставил забиться сердца всех в ритме замечательных стихов, написанных местной самодеятельной поэтессой Светланой Ровенской, для которой дороже Тисульской земли нет. С автором стихотворения более подробно мы познакомимся позже.

Автор музыки кузбасский композитор Владимир Пипекин – заслуженный работник культуры России. Член союзов композиторов России, профессор кафедры народных инструментов Кемеровского Государственного университета культуры и искусств, Лауреат международных конкурсов. За большой вклад в развитие музыкального искусства, создание цикла песен о людях Кузбасса композитор награжден медалью и дипломом Кемеровской области «За особый вклад в развитие Кузбасса» 1 степени, а также медалью «60 лет образования Кемеровской области».

Ответы детей Слушают повторно гимн.

Выбирают характеристики, подходящие для исполнения Гимна из Словаря эмоциональных терминов.

- Какое впечатление произвел на вас этот зал?

Беседа о творчестве Тисульских художников В.И.Самусева и Безменовой О.С.

На экране - слайд 15

Приглашает учащихся в зал музея - живописи

Учитель изобразительного искусства: Нет на Земле человека, который бы не любил природу, не любовался бы ею. Где бы ни жил человек: в лесу, горах, степи, песках, снегах, он всегда найдет красоту в природе.

На экране - слайд 16

Природа всегда манит нас своей неповторимой красотой: то нежной, то суровой, но всегда неповторимой, как чудо.

-В Тисульском крае природа не обделила нас своей красотой; Неповторима и прекрасна его природа: северо-западная часть района - это лесостепь, юго-восточная - тайга, через которую проходят отроги кузнецкого Алатау.

На экране - слайд 17

обширная территория изобилует озерами (Берчикуль, Песчаное, Пустое, Утинское), своеобразными реками (Кия, Дудет,Урюп и др.) и лесов, которые в любое время года поражают нас своим великолепием. Многие художники из разных областей приезжают в наш район на пленэр.


Дает краткую историческую справку о природном памятнике Кузбасса- озеро Берчикуль) (видео)


На экране - слайд 18

Не многим талантливым людям, живущим в Тисульском районе удалось понять язык родной природы, всем сердцем полюбить ее и показать ее красками на холсте.

На экране - слайд 19 (видео)

Такую возможность можно получить, побывав на персональных выставках в ДХШ им. А.Леонова у художников: Самусева В.И. и Безменовой О.С.

Демонстрируется музыкальный видеоролик с картинами художников В.И.Самусева и Безменовой О.С.

-В чем красота и привлекательность картин природы на полотнах художников?

















Смотрят видеоролик, о природном памятнике Кузбасса – оз.Берчикуль, вступают в диалог с учителем.

Анализируют информацию, по структуре Релли Робин (составляют вопросы по тексту и задают их группам).





Отвечают на вопросы и делятся впечатлениями

Встреча-беседа с детьми Безменовой О.С.




-Какие картины вам понравились? Почему?

-Как вы думаете, почему художники часто в своих картинах изображали частичку своей Родины, место, где они родились?

Какое впечатление произвел на вас этот зал?

Особенности музыкальной культуры Тисульского района

Динамическая пауза. Исполнение частушек о родном крае (с использованием русских народных инструментов).

На экране - слайд 20

Приглашает учащихся в следующий зал музея- музыки

Учитель музыки: Звуки природы и ее красота послужили основой для создания не только литературных и художественных произведений, но и многих музыкальных творений.

Музыка — одно из самых древних искусств, она властвует над душами людей и сегодня и тысячу лет назад.

Наблюдая за предметами и явлениями природы, наши предки создали первые музыкальные инструменты. Музыканты всегда учились у природы.

На экране - слайд 21,22,23.24,25

Песенные традиции Тисульского района – явление довольно сложное и малоисследованное. Население района складывалось не только из местных жителей и русских переселенцев, но также из белорусов, украинцев и людей других национальностей. На территории нашего района проживают представители более 15 национальностей. Все это наложило определенный отпечаток на духовную культуру населения района.


На экране - слайд 26.27,28,29.

Дает историческую справку ансамбля


Народный самодеятельный фольклорный ансамбль «Жарки». Был образован в 1976 году. Слово «Жарки» обозначает другое (сибирское) название весенних оранжевых цветов «Огоньков». В своих исполнениях используют различные народные музыкальные инструменты: баян, гармонь, балалайка, контрабас, рожок, флейту, а также различные шумовые инструменты, а песни исполняют в сопровождении баяна и балалайки. Репертуар ансамбля «Жарки» состоит из народных песен, обрядов разных регионов, а так же песен, собранных участниками коллектива в ежегодных фольклорно-этнографических экспедициях по Тисульскому району

Может ли песня внести радость в наше сердце?

Исполнение русской народной песни в исполнении коллектива «Жарки»

Отгадывание загадок Прослушивание звучания инструментов





























- Какое впечатление произвел на вас этот зал?

Краткие биографические сведения о творчестве Тисульских поэтов

С.Ровенская, В. Хайрулин. М.Ладыгин, С. Дугинова, М. Титаева

Приглашает учащихся в зал музея- литературы

Учитель изобразительного искусства: Какой зал мы еще не посетили?

На экране – слайд 30



Каждый человек любит свою Родину. Композиторы и музыканты звуками. Художники изображают на картинах кистями и красками, а чем выражают любовь поэты и писатели?

Действительно, не только красками, звуками можно нарисовать картину природы, но и словом можно изобразить удивительный мир: читаешь, слушаешь, и перед глазами встают картины природы, Родины.

В нашем зале представлены поэты и писатели, которыми мы должны гордиться, они сами очень любят свою малую Родину и учат нас любить её, восхищаться ее красотой, мудростью нашего народа, во многом благодаря им, наш район любят и знают во всей области.

На экране – слайд 32, 33,34

- Какие строчки из стихотворений вам захотелось прочитать как эмоциональное пояснение к картинам?

– Мы надеемся, что прозвучавшие стихи, подарили вам частицу красоты, тепла, добра, мудрости и крупицу человечности и надежды на то, что мы будем любить и охранять родную природу.

Отвечают на вопросы.

Каких поэтов и писателей, писавших о родной природе, Родине знает вы?

Кто из вас знает стихи Тисульских поэтов, в которых они описывают красоту нашей природы?


Работают в группах.

Знакомятся с текстовой информацией, биографией поэтов (С.Ровенская, В. Хайрулин. М.Ладыгин, М. Титаева). Анализируют информацию, по структуре Релли Робин (короткие ответы по очереди в паре)выступая перед классом. Приложение №2


Подготовленные учащиеся декламируют стихотворения. Приложение №1

Слушают и задумываются о смысле стихотворений поэтов Тисульского района, делятся своими впечатлениями





Какие чувства вызывают у вас эти стихотворения?

Какое впечатление произвел на вас этот зал?

Подготовка к практической работе

Подводит итог экскурсии

На экране - слайд 35,36,37

Формулирует задание, создание макета «Люблю тебя, мой край родной!».


Обсуждают замысел макета, рассматривают варианты композиционных решений, выбор техники по группам

Практическая работа

На экране - слайд 35-36

Оказывает помощь, советует, напоминает, хвалит, предлагает дополнить рисунок и др.



Изображают пейзаж по собственному замыслу

Рефлексия.

Предлагает обсудить макеты. Помогает учащимся точно и образно формулировать мысли.

Чему посвятили свои макеты?

Расскажите о своих макетах.

Группами выходят к доске, показывают работы классу.

Оценивают макеты одноклассников

На экране – слайд 37

Учитель музыки: Продолжите четверостишие

Думаю, что те знания, которые вы получили сегодня, прибавили вам гордости за то место, в котором мы с вами живем.

Подбирают различные варианты окончания четверостишия.


Наш край родной, Мы  __________ тобой!

Итог урока.

На экране – слайд38

Вот и подошла к концу наша экскурсия. В каких залах мы побывали. В чем же заключается волшебная сила искусства, чему учит нас литература, живопись, музыка?



Вот таким наш родной край, увидели мы сегодня. И мы лишь слегка прикоснулись к истории нашего района. Тисулький район очень красивый и хочется, чтобы мы все им гордились.

Отвечают на вопросы.

Чудодейственная сила искусства заключается в том, что оно влияет на наши чувства, учит нас любить и ценить свое прошлое и настоящее Искусство несет вечные ценности Доброту, Красоту, любовь.


Исполнение песни «Моя Россия» Г. Струве

Домашнее задание

Дает задание, объясняет, как его оформить

Записывают задание

Узнать у родственников, сколько лет проживают на Тисульской земле, принести фотографии из истории Тисуля, посетить краеведческий районный музей.


Литература

  1. Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Историко – краеведческий музей Тисульского района»

  2. Муниципальное казенное учреждение культуры «Межпоселенческая централизованная библиотечная система Тисульского района»

  3. Муниципальное казенное учреждение культуры «Межпоселенческая централизованная клубная система» Тисульского района

  4. Сборники стихотворений

  5. Дугинова, С.И. Душа струной и плачет, и поет [Текст] / МКУК «МЦБС Тисульского района», Тисульская Центральная районная библиотека; [сост. О.Н. Кириченко]. – Тисуль: [б.и.], 2018. – 51с.

  6. Ладыгин, Ю.М. Каждый должен найти свое место под солнцем [Текст]: Стихи / Юрий Ладыгин; [сост. Г.В. Белова]. – Макарак: [б.и.], 2018. – 40с.

  7. Край родной [Текст]: к юбилею Татьяны Константиновны Титаевой / МКУК «МЦБС Тисульского района», Тисульская Центральная районная библиотека; [сост. О.Н. Кириченко]. – Тисуль: [б.и.], 2015. – 51с.

  8. Ровенская. С.В. Рай рябиновый [Текст]: Стихи / Светлана Ровенская; / МКУК «МЦБС Тисульского района», Тисульская Центральная районная библиотека; [сост. О.Н. Кириченко]. – Тисуль: [б.и.], 2019. – 36с.

  9. Хайрулин В.Н.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Плиско Елена Александровна

Дата: 03.06.2021

Номер свидетельства: 582439


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства