Организует прослушивание литературного произведения . На экране - слайд 1 Учитель музыки: Живет на свете красота. Живет не где-нибудь, а рядом. Всегда «открыта» нашим взглядам Всегда прозрачна и легка Живет на свете красота На экране - слайд 2 Учитель музыки - Сегодня мы совершим виртуальную экскурсию по залам музея Тисульского района - Как вы думаете, кто поведет нас по залам музея, кто будет нашими экскурсоводами? ( поэты, художники, музыканты). Назовите название нашей экскурсии. На экране - слайд 3 «Красота Тисульской земли в поэзии, живописи, музыке». - Сегодня мы побываем в разных его уголках и пополним ваши знания новой информацией. | Слушают стихотворение и отвечают на вопросы -Как вы думаете, о какой красоте окружающей нас идет речь? - В чем она заключается? - Можем мы с вами рассказать о том, какой природа была до нас? - Откуда мы узнаем об этом?( Из книг, смотрим в музеях) - Кто нам в этом помогает, кто оставляет нам в наследство описание красоты природы, Родины? (поэты, художники, музыканты) Делятся впечатлениями о тех местах Тисульского района, где побывали Учитель изобразительного искусства: -Чем славится Тисульский район? - Какие красивые природные места в нашем районе вы знаете? - Что бы вы как путешественники хотели узнать о родном крае? Исполнение песни «Дорога добра» |
На экране - слайд 4 Виртуально приглашает учащихся в зал музей- истории Предлагает просмотреть инсценировку Дает историческую справку о возникновении поселка Тисуль. Учитель музыки. Существует старая красивая легенда о том, как у нынешнего Тисуля появилось его название. Дескать, в стародавние времена была у местного татарского князя красавица дочь, звали ее Тисюль. Полюбила она бедного юношу, рыбака или охотника, точно сейчас уже не известно. Об этой большой и чистой любви узнал ее отец и, разумеется, решил помешать влюбленным, - выдать Тисюль замуж за богатого и равного по положению. Но дочь не смирилась с судьбой, уготованной ей жестоким отцом, бросилась она с крутого берега в реку и погибла. Речку эту с тех пор стали называть ее именем - Тисюль. Впоследствии на этом месте появилось селение, которое стало наименоваться так же. Теперь это селение зовется Тисуль. Проверка дифференцированного домашнего задания (по группам) На экране - слайд 13(пустой) Учитель изобразительного искусства: В Тисульском районе, как и в других районах и областях России, есть своя символика. - А какая символика ест в нашем районе? Символика Тисульского района была утверждена Постановлением Тисульского районного Совета народных депутатов № 129 от 25 сентября 2003 года. -Какую информацию о символах Тисульского района вы знаете? Игра – лото «Собери Флаг и Герб Тисульского района» На экране - слайд 13 Цель: закрепить представления детей о символах района При работе над нашими символами учитывали характерное наименование района- Тисуль; богатство недр, а именно золотодобыча, послужившая началу района; обилие пушного зверя, богатые лесные угодья, реки и озера, составляющие в прошлом благосостояние жителей; наличие полезных ископаемых. Буквенный перевод Тисуль- «соляная дорога-путь», на изображении кристаллики, выложенные в пояс. В зеленом поле подле серебряного правого края- золотой восстающий медведь – «лесные богатства, хозяйственность и истинно русское население» вооруженный серебром, держащий в правой лапе таковую же шахтерскую лампу «добыча угля и нефелинов» синие ромбы, с червленым пламенем и сопровождаемый в оконечности узким, составленным из ромбов поясом, положенным поверх всего и переменяющим цвет с лазури на серебро; поверх границы края повышенно положено солнце «обширная золотодобыча и охотничий промысел, » переменяющее цвет с червления на золото, со сквозным диском, в котором заключен шар тех же тинктур. Щит увенчан золотой территориальной коронной о трех зубцах. | На экране - слайд 5 В класс входят трое обучающихся и показывают сценку. Создание эмоционально-образного настроя Устинья (мать) - Господи! Боже! И куда нас нелегкая занесла? Иван (сын) – А что? Хорошо вокруг! Что тятя? Тут и осядем? Отец – Тут и осядем! Выгоды есть. Перво-наперво место, видимость во все стороны. Лес-то вырубим вокруг, избу, амбар, баню срубим. И зверь, и ягоды под рукой. Посмотри ,красотища-то какая. Иван – Ой,- маманя, а ты знаешь, какая вода в реке вкусная, холодная, аж зубы сводит. Устинья – от добра добра не ищут. Давайте, ребята, балаган к ночи ставить. Ты, муженек, хворосту припаси. Отец – А ты, Иван, топором зарубку сделай вон на той березе - 1822 год. Учащийся экскурсовод знакомит с новой информацией. Рассматривают слайды, отвечают на вопросы и делятся впечатлениями Учитель музыки: А сейчас мы пригласим нашего экскурсовода, который расскажет об истории возникновения поселка Тисуль На экране - слайд 6 Экскурсовод: Наш район расположен на северо-востоке Кемеровской области , его площадь – 8,1 тыс. кв2. Основан Тисуль по данным краеведа А.Л.Кохторова в 1783г. В 1740 г. на месте села находилось селение коренных жителей - чулымцев из 15 юрт. По другим данным, деревня Тюсюльская была основана крестьянами - переселенцами в 1822г. На экране - слайд 7 Дальнейшее развитие села связано с открытием месторождений золота в Мариинской тайге. Небольшое село Тисуль, оказавшееся в центре золотой лихорадки, начинает быстро расти. Томские, Мариинские купцы открывают здесь свои представительства. На экране - слайд 8 По утверждению члена географического общества СССР И.В. Зыкова, название Тисуля осталось от древних кочевников. «Тюс - Юл» - прямая верная дорога. Название Тисуль надо толковать как ровная, гладкая дорога. Тисуль. Тисульский район - уникальный район, расположенный в северо-восточной части Кемеровской области. Образован в 1924г. Район имеет богатую историю. На его территории выявлено 86 памятников археологии, большая часть которых относится к раннему железному веку. На экране - слайд 9 Процесс присоединения сибирских территорий к Российскому государству и первые попытки организации горнорудного промысла в Сибири (Каштакский острог), первые в Сибири золотые прииски и более чем полуторавековая добыча рассыпного и рудного золота в Мариинской тайге - неотъемлемые страницы истории Тисульского района. В лесах, которыми покрыто более половины земель района, водятся ценные породы пушного зверя: соболь, белка, рысь, лиса. Богат лес и ягодами, грибами.На этой района территории находится 17 интересных природно-исторических объектов. На экране - слайд 10 К ним следует отнести р.Кия с ее белокаменным плесом - красивейшим уголком Кузбасса, минеральными источниками, На экране - слайд 11 кладбишем динозавров у деревни Шестаково. Сопки "Барабинский Бухтай" и На экране - слайд 12 "Кондовый Бухтай" - остатки жерлового аппарата вулканического процесса девонского периода. На сопредельной территории находится 50 могильников, курганов и других археологических памятников. Ответы детей: символы Тисульского района: Флаг, Герб и Гимн. На экране - слайд 14 Учитель музыки: Гимн Тисульского района, впервые прозвучавший на 85-летнем юбилее района, тронул своей душевностью и заставил забиться сердца всех в ритме замечательных стихов, написанных местной самодеятельной поэтессой Светланой Ровенской, для которой дороже Тисульской земли нет. С автором стихотворения более подробно мы познакомимся позже. Автор музыки кузбасский композитор Владимир Пипекин – заслуженный работник культуры России. Член союзов композиторов России, профессор кафедры народных инструментов Кемеровского Государственного университета культуры и искусств, Лауреат международных конкурсов. За большой вклад в развитие музыкального искусства, создание цикла песен о людях Кузбасса композитор награжден медалью и дипломом Кемеровской области «За особый вклад в развитие Кузбасса» 1 степени, а также медалью «60 лет образования Кемеровской области». Ответы детей Слушают повторно гимн. Выбирают характеристики, подходящие для исполнения Гимна из Словаря эмоциональных терминов. - Какое впечатление произвел на вас этот зал? |
На экране - слайд 15 Приглашает учащихся в зал музея - живописи Учитель изобразительного искусства: Нет на Земле человека, который бы не любил природу, не любовался бы ею. Где бы ни жил человек: в лесу, горах, степи, песках, снегах, он всегда найдет красоту в природе. На экране - слайд 16 Природа всегда манит нас своей неповторимой красотой: то нежной, то суровой, но всегда неповторимой, как чудо. -В Тисульском крае природа не обделила нас своей красотой; Неповторима и прекрасна его природа: северо-западная часть района - это лесостепь, юго-восточная - тайга, через которую проходят отроги кузнецкого Алатау. На экране - слайд 17 обширная территория изобилует озерами (Берчикуль, Песчаное, Пустое, Утинское), своеобразными реками (Кия, Дудет,Урюп и др.) и лесов, которые в любое время года поражают нас своим великолепием. Многие художники из разных областей приезжают в наш район на пленэр. Дает краткую историческую справку о природном памятнике Кузбасса- озеро Берчикуль) (видео) На экране - слайд 18 Не многим талантливым людям, живущим в Тисульском районе удалось понять язык родной природы, всем сердцем полюбить ее и показать ее красками на холсте. На экране - слайд 19 (видео) Такую возможность можно получить, побывав на персональных выставках в ДХШ им. А.Леонова у художников: Самусева В.И. и Безменовой О.С. Демонстрируется музыкальный видеоролик с картинами художников В.И.Самусева и Безменовой О.С. -В чем красота и привлекательность картин природы на полотнах художников? | Смотрят видеоролик, о природном памятнике Кузбасса – оз.Берчикуль, вступают в диалог с учителем. Анализируют информацию, по структуре Релли Робин (составляют вопросы по тексту и задают их группам). Отвечают на вопросы и делятся впечатлениями Встреча-беседа с детьми Безменовой О.С. -Какие картины вам понравились? Почему? -Как вы думаете, почему художники часто в своих картинах изображали частичку своей Родины, место, где они родились? Какое впечатление произвел на вас этот зал? |
На экране - слайд 20 Приглашает учащихся в следующий зал музея- музыки Учитель музыки: Звуки природы и ее красота послужили основой для создания не только литературных и художественных произведений, но и многих музыкальных творений. Музыка — одно из самых древних искусств, она властвует над душами людей и сегодня и тысячу лет назад. Наблюдая за предметами и явлениями природы, наши предки создали первые музыкальные инструменты. Музыканты всегда учились у природы. На экране - слайд 21,22,23.24,25 Песенные традиции Тисульского района – явление довольно сложное и малоисследованное. Население района складывалось не только из местных жителей и русских переселенцев, но также из белорусов, украинцев и людей других национальностей. На территории нашего района проживают представители более 15 национальностей. Все это наложило определенный отпечаток на духовную культуру населения района. На экране - слайд 26.27,28,29. Дает историческую справку ансамбля Народный самодеятельный фольклорный ансамбль «Жарки». Был образован в 1976 году. Слово «Жарки» обозначает другое (сибирское) название весенних оранжевых цветов «Огоньков». В своих исполнениях используют различные народные музыкальные инструменты: баян, гармонь, балалайка, контрабас, рожок, флейту, а также различные шумовые инструменты, а песни исполняют в сопровождении баяна и балалайки. Репертуар ансамбля «Жарки» состоит из народных песен, обрядов разных регионов, а так же песен, собранных участниками коллектива в ежегодных фольклорно-этнографических экспедициях по Тисульскому району Может ли песня внести радость в наше сердце? Исполнение русской народной песни в исполнении коллектива «Жарки» | Отгадывание загадок Прослушивание звучания инструментов - Какое впечатление произвел на вас этот зал? |
Приглашает учащихся в зал музея- литературы Учитель изобразительного искусства: Какой зал мы еще не посетили? На экране – слайд 30 Каждый человек любит свою Родину. Композиторы и музыканты звуками. Художники изображают на картинах кистями и красками, а чем выражают любовь поэты и писатели? Действительно, не только красками, звуками можно нарисовать картину природы, но и словом можно изобразить удивительный мир: читаешь, слушаешь, и перед глазами встают картины природы, Родины. В нашем зале представлены поэты и писатели, которыми мы должны гордиться, они сами очень любят свою малую Родину и учат нас любить её, восхищаться ее красотой, мудростью нашего народа, во многом благодаря им, наш район любят и знают во всей области. На экране – слайд 32, 33,34 - Какие строчки из стихотворений вам захотелось прочитать как эмоциональное пояснение к картинам? – Мы надеемся, что прозвучавшие стихи, подарили вам частицу красоты, тепла, добра, мудрости и крупицу человечности и надежды на то, что мы будем любить и охранять родную природу. | Отвечают на вопросы. Каких поэтов и писателей, писавших о родной природе, Родине знает вы? Кто из вас знает стихи Тисульских поэтов, в которых они описывают красоту нашей природы? Работают в группах. Знакомятся с текстовой информацией, биографией поэтов (С.Ровенская, В. Хайрулин. М.Ладыгин, М. Титаева). Анализируют информацию, по структуре Релли Робин (короткие ответы по очереди в паре)выступая перед классом. Приложение №2 Подготовленные учащиеся декламируют стихотворения. Приложение №1 Слушают и задумываются о смысле стихотворений поэтов Тисульского района, делятся своими впечатлениями Какие чувства вызывают у вас эти стихотворения? Какое впечатление произвел на вас этот зал? |