kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Инегрированный урок музыки и ИЗО "Изба- произведение русского деревянного зодчества"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Древние славяне вкладывали глубочайший смысл в постройку дома, ведь человек при этом уподобляется богам, создавшим Вечную Вселенную. "Мой дом- моя крепость,- так говорили на Руси. В мир человека есть две лазейки: окно идверь, они требуют дополнительной защиты. Большое внимание уделялось оформлению окон,сквозь которые могли проникнуть в дом вездесущие злые духи. Окна и двери никогда не прорубали с северной стороны. Окно как правило было на восточной стене- рождение нового дня, восход солнца, а дверь с западной или южной.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Инегрированный урок музыки и ИЗО "Изба- произведение русского деревянного зодчества" »

Конспект урока изобразительного искусства 5 класс по программе Б.Неменского интегрированный урок музыки и изобразительного искусства «Изба ‒ произведение русского деревянного зодчества».

Тема урока: Объемное конструирование из бумаги. «Русская изба – гармония жилья с природой»

Оригинальность замысла урока состоит в применении гибких и творческих методов и форм обучения, в обеспечении свободы в выборе средств обучения с учетом индивидуальных особенностей учащихся, в широком использовании вариантов сочетания инвентаря и оборудования, технических средств.

Цели урока:

- Продолжать знакомить с культурой русского народа: (русское деревянное зодчество и народная музыка), приобщая к его культурным традициям.

- Учить составлять сюжетно-декоративную композицию

- Познакомить с историей, искусством возведения и появления

избы.

- Особенности ее украшения, об внутреннем устройстве избы


Задачи:


Образовательные:


- Обобщить и расширить представление о памятниках русской архитектуры, русского фольклора, о составных частях русской избы.

- Научить изготавливать стены, фронтон крыши приёмами склеивания, сгибания и складывания, по возможности используя воплощение оригинального художественного решения, выражающего эмоциональное состояние или какую–либо художественную идею - Воспитывать любовь к малой Родине, чувства гордости за выдающихся людей прошлого, аккуратность и эстетический вкус.

- Закрепить и систематизировать знания о структуре

пройденного материала.

- Содействовать формированию знаний о деревянном зодчестве.


Развивающие:

- воспитание творческой активности, уверенности.

- Развивать в учащихся потребность творческого самовыражения.

- Овладение знаниями и умениями по организации и проведению общеразвивающей направленности, с учетом индивидуальных свойств учащихся;

- Развивать глазомер, мелкую мускулатуру пальцев, фантазию, эстетическую культуру

- Развивать умение моделирования из бумаги; овладение выразительными возможностями художественных материалов;

Ценностные ориентации:

формирование у обучающихся ценностного отношения к культурным традициям и обычаям русского народа., чувства патриотизма и любви к Родине.


- Как строилась древнерусская изба?


- Какие есть типы изб?


- Как и зачем люди украшали свои жилища?


- Формирование новых знаний


Оборудование и дидактический материал для учителя:

Образец изделия;

Развёртка или выкройка изделия;

Увеличенные детали изделия, которые необходимы для показа приёмов выполнения наиболее трудных операций, при анализе сложного изделия(фронтон);

Графический и художественный рисунок;

Иллюстрации с изображением крестьянской избы.

Аудиозаписи (деревенская, весёлая; (музыкальный фрагмент Ю.Антонова « Под крышей дома твоего» )

Печатные слова: изба, окно, фронтон, венец, наличники…;

Напечатанная пословица;

Фотографии памятников архитектуры

Шаблоны-выкройки по выполнению окна.

Презентация «Русская изба»


Оборудование для обучающихся:

  1. Заготовка сруба дома;

  2. Плотная бумага;

  3. Клей ПВА;

4. Газетная бумага.


Приспособления:

  1. Тряпочка для клея;

  2. Подкладной лист;

  3. Карандаш.


Инструменты:

  1. Ножницы;

2. Линейка.


Музыкальный ряд:


композиции «деревенская», «весёлая»; русские народные песни; музыкальный фрагмент Ю.Антонова « Под крышей дома твоего»





План урока:


  1. Организационный момент (2 мин.)

  2. Вводная беседа (5 мин.)

  3. Сообщение темы и цели урока (8 мин.)

  4. Анализ изделия

  5. Повторение изученного

  6. Объяснение нового материала (презентация )

7. Самостоятельная работа (25 мин.)

8. Итог урока, уборка рабочих мест (5 мин.)




Ход урока

Вводная беседа учителя. 5 мин.


Учитель: - Ребята! Семьи на Руси были большие, под одной крышей собирались и отцы, и деды, и внуки. Вместе легче дом держать, в поле работать, на промысел ходить.

Знакомство с основными элементами жилища.

Древние славяне вкладывали глубочайший смысл в постройку дома, ведь человек при этом уподобляется богам, создавшим Вечную Вселенную. Человек же строил свой мир, создавая что-то новое, чего не было в природе и что должно служить и оберегать весь род.

«Мой дом - моя крепость», - говорили на Руси. В мир человека есть две лазейки: окно и дверь, они требуют дополнительной защиты. Несравненно больше внимания уделялось окнам, сквозь которые могли проникнуть вездесущие злые духи.

Знаки солнца в орнаменте


В связи с этим возник такой важный элемент заклинательного декора, как наличник. Обрамление окон, обычно насыщенное языческой символикой, ведь оконный проём - это не только «окно в мир» и в «белый свет» для обитателей избы, но и глазок для чужих людей и сторонних злых сил, которые могут поглядеть в его жизнь внутри жилища, проникнуть внутрь или хотя бы сглазить тех, кого удастся увидеть в окно.



Повторение изученного.


- Прежде, чем мы приступим к новой теме, давайте повторим понятия, с которыми мы познакомились на предыдущих уроках.

  • На доске известные и неизвестные вам понятия. Постараемся дать им определения и соотнести с иллюстрацией. Найдите слово, значение мы которого мы не знаем. Подумайте, что оно может обозначать?







Изба деревянный крестьянский дом.

Окно отверстие в стене для света и

воздуха

Венец звено из четырёх брёвен

Фасад наружная лицевая часть здания

Ставни доска для прикрывания окна


Наличники накладная планка на оконном,

дверном проёме
Фронтон
верхняя часть фасада здания,

ограниченная двускатной

крышей



Показ презентации«Русская изба»





Анализ изделия


- Из скольких крупных частей состоит изба? ( 2 части: сруб и крыша, показ) Вот такая замечательная изба у нас должна получиться.

- Как вы думаете какие материалы вам понадобятся для того чтобы построить избу? ( газеты,картон и цв. бум, клей ПВА)


- Первые наземные жилища у славян появляются около IX-X века, название "изба" впервые фиксируется в древнерусских летописях Х века.

- Традиции во многом определялись климатическими условиями и наличием подходящего строительного материала. На севере во все времена преобладала влажная почва и было много строевого леса, на юге же, в лесостепной зоне, почва была суше, зато леса хватало не всегда, так что приходилось обращаться к иным строительным материалам. Поэтому на юге до весьма позднего времени (до XIV—XV веков) массовым народным жилищем была полуземлянка на 0,5— 1 м врытая в грунт. А на дождливом севере, напротив, очень рано появился наземный дом с полом, зачастую даже несколько приподнятым над землёй.

- Наиболее пригодными для строительства и приносящими здоровье для обитателей домов считались хвойные деревья, смола которых служила дополнительной защитой от влаги. Наибольшее применение находили сосна и лиственница, из которых рубились наиболее ответственные нижние венцы срубов. На срубы стен шла сосна, так как она благоприятно влияет на здоровье человека, на кровлю (стропила) использовали ель. Дополнительной защитой от влаги и естественным антисептиком служил также мох, которым прокладывали скрепляемые бревна. Никогда для строительства самого дома славяне не использовали осину, считая ее деревом нечистым, хотя считалось,что осиновый лемех, приобретавший со временем красивый серебристый оттенок, наоборот, отпугивает нечистую силу.

- Ну, а мы будем строить нашу избу из газетной бумаги.



Самостоятельная работа 25 мин.




Приступаем к практической работе. Заготавливаем бревна из газеты. Выполняем работу самостоятельно.












Итог урока 5 мин.

- Сегодня вы все работали очень хорошо. Домашнее задание – доделать бревна и подготовиться к самому строительству избы.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Инегрированный урок музыки и ИЗО "Изба- произведение русского деревянного зодчества"

Автор: Теплухина Марина Николаевна

Дата: 06.12.2014

Номер свидетельства: 139904


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства