Просмотр содержимого документа
««Иллюстрирование по сказке Г.Х. Андерсена «Дюймовочка»»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА «СОЛНЕЧНЫЙ ГОРОД»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИМАШЕВСКИЙ РАЙОН
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
ОБЪЕДИНЕНИЯ «ПАЛИТРА»
ТЕМА:«Иллюстрирование по сказке Г.Х. Андерсена «Дюймовочка»
Разработала:
педагог доп. образования-
Окопная Е.В.
Тимашевск, 2016г.
ТЕМА: «Иллюстрирование по сказке Г.Х. Андерсена «Дюймовочка»
Цель: познакомить обучающихся с видом книжной графики – иллюстрацией на творческом примере художников Б.А. Дехтерева и В.М. Конашевича и организовать деятельность по созданию эскиза образа главной героини сказки на основе эмоционального «проживания» произведения.
Задачи:
Образовательные задачи:
-научить технике создания эскиза в пространственном расположении основной сюжетной группы в тематическом рисунке;
-научить навыком рисования фигуры человека на примере иллюстраций художников Б.А.Дехтерева и В.М. Конашевича к сказке «Дюймовочка».
Развивающие задачи:
- создать условия для развития эмоциональной сферы;
- развивать творческую фантазию и воображение;
- способствовать развитию интереса к работе над иллюстрацией
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес и любовь к искусству иллюстрации;
- воспитать практические навыки рисования фигуры человека на примере иллюстраций художников Б.А.Дехтерева и В.М.Конашевича к сказке «Дюймовочка».
- знакомство с творчеством художников-иллюстраторов Б. А. Дехтеревым и В. М. Конашевичем;
- составление ленты времени сказки;
- объяснение выполнения работы;
- повторение правил работы;
- самостоятельная работа учащихся;
-проверка первичного усвоения.
4. Подведение итогов занятия:
-выставка и анализ работ учащихся;
-рефлексия;
-домашнее задание.
5. Организационное завершение занятия.
Ход занятия
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех видеть. Давайте поприветствуем друг друга, возьмемся за руки и громко скажем: «Доброе утро!» (Создание чувства группового единства).
- Учащиеся всегда должны быть готовы к занятию, как вы сейчас. Я не ошиблась, все приготовились к занятию изобразительного творчества? Итак, пора начинать.
2. Сообщение темы и целей занятия. (Слайд 1, 2)
- Как называется страна чудес, которая нас сегодня ждёт?
Ребята, отгадайте загадку.
Говорит она беззвучно,
А понятно не скучно,
Ты беседуй чаще с ней –
Станешь вчетверо умней.
(Ответ: книга)
- Сегодня у нас в гостях книга! Мы все любим не только читать книги, но и рассматривать на страницах рисунки. Вот и сегодня мы с вами рассмотрим книги, познакомимся с художниками, которые дарят нам такое чудо, и сами попробуем побыть в роли художников этой сказочной страны.
Какой должна быть книга для детей по вашему мнению? (Ответ: красочная, привлекательная). Что обязательно должно присутствовать в книге? (Ответ: красивое оформление, рисунки). Верно, рядом с текстом мы часто видим рисунки художников. Эти рисунки называются иллюстрациями. (Слайд 3).
На иллюстрациях можно увидеть героев книг, место, где происходят события. Иллюстрации к литературному произведению вместе с текстом представляют собой единое целое. Книжные иллюстрации должны быть яркими, красочными, понятными и выразительными для читателя. Рисуют иллюстрации «художники-сказочники» их называют художниками- иллюстраторами. Как вы думаете, чему будет посвящено наше занятие? (Ответ: мы будем знакомиться с творчеством художников-иллюстраторов).Верно.Кто такие иллюстраторы? (Ответ: это художники, которые рисуют иллюстрации для книг). Правильно. По рисунку художника-иллюстратора вы можете увидеть персонажей и догадаться о характере героев сказки. Приведу вам в пример один интересный рассказ.
Рассказ о «художнике-сказочнике».
-Как-то одному художнику нужно было нарисовать злую волшебницу. Он долго не мог представить себе её облик. И вот однажды...
В метро напротив него сидела старуха — нос крючком, тонкие губы, злые глаза. Рядом с ней — другая — помоложе, с коротким носом, упрямым подбородком и злым взглядом. Художник смотрел на них, они на него. «Пожалуй, вторая подходит больше, — думал художник. — Мне нужна не просто ведьма, а злая волшебница. Не стану копировать её, нарисую другую причёску, иную одежду, уберу всё лишнее, и получится тот образ, который мне нужен».
Вот и мы с вами будем создавать эскиз образа главной героини сказки «Дюймовочка», а примером вам послужат иллюстрации Бориса Александровича Дехтерева и Владимира Михайловича Конашевича (Слайд 4).
3. Основная часть.
А сейчас выполнимгимнастику для глаз. (Здоровье сберегающий компонент).
Наши алые цветы
Распускают лепестки (смотреть вверх)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышит (быстро моргать).
Наши алые цветы
Закрывают лепестки (закрыть глаза)
Тихо засыпают,
Головой качают (смотреть по сторонам).
- Итак, художник – Борис Александрович Дехтерев (Слайд 5).
Им проиллюстрировано великое множество детских книг русских и зарубежных писателей.Его работы по оформлению выполнены с какой-то определенной четкостью, гранями и очертанием, что становится приятно и интересно следить за сюжетом сказки и ее героями. Его иллюстрации можно долго рассматривать и не читая текста легко разобраться в сюжетном содержании, поскольку каждое событие книги изображено в точности. Веселая праздничность и яркая декоративность, любовь к цвету, умение выстроить на листе занимательный графический рассказ — лучшее качество Дехтерева. В иллюстрациях к «Сказке о рыбаке и рыбке», художник верно улавливает народные основы пушкинской сказки, добивается жизненной выразительности образов (Слайд 6). В иллюстрациях к сказкам «Кот в сапогах», «Спящая Красавица» присутствуют и красочность и по-истине «дехтеревский» размах. Отличает иллюстрации Б. А. Дехтерева наличие освещения, передача объема при помощи цвета и тени, многоплановость пространства, изящество, сдержанность цветовой гаммы. Сказочные листы в основном выполнены в технике гуаши или акварели (Слайд 7, 8).
Художник-иллюстратор Владимир Михайлович Конашевич (Слайд 9). Очень любил сказки, легко фантазировал и мог одну и ту же сказку иллюстрировать несколько раз, и каждый раз по-новому.
Конашевич рисовал иллюстрации к сказкам разных народов: русским, немецким, китайским, африканским.
Книги, которые оформлял Конашевич, были яркими и праздничными. Он создал свой узнаваемый стиль, который проявляется в ярких образах, виньетках, витиеватых узорах, в "живой" композиции, которая буквально захватывает не только детей, но и взрослых.
(Слайды 10,11,12).
Художник сам рассказывал как он создавал иллюстрации, вот его слова: "Есть художники, которые изобретают и думают с карандашом в руке… Я художник другого склада. Раньше, чем я возьмусь за карандаш, я должен выяснить всё заранее, представить себе мысленно уже готовый рисунок во всех деталях…"
-Как мы видим, мир для художников-иллюстраторов - это мир доброты и мечты.
Выполним вместе физкультминутку. (Здоровье сберегающий компонент).
Спал цветок и вдруг проснулся (Движение корпусом вправо, влево) Больше спать не захотел. (Движение корпусом вперед, назад) Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться) Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, влево, вправо) Солнце утром лишь проснётся, Бабочка кружит и вьётся. (Покружиться)
Ребята, кто из вас скажет какую сказку мы будем сегодня иллюстрировать? Отгадайте еще одну загадку.
Чтобы выбрать фрагмент иллюстрации надо вспомнить основные события сказки. Как появилась Дюймовочка? Какие невзгоды ей пришлось преодолеть? Как она попала в страну эльфов?
Для этого надо составить – ленту времени:
1) Колдунья и бедная женщина. (Слайд 14)
2) Появление девочки в цветке. (Слайд 15)
3) Похищение лягушками Дюймовочки из дома. (Слайд 16)
4) Дюймовочка и майский жук. (Слайд 17)
5) Дюймовочка и полевая мышь. (Слайд 18)
6) Крот и Дюймовочка. (Слайд 19)
7) Дюймовочка и ласточка. (Слайд 20)
8) Эльф и Дюймовочка. (Слайд 21)
Кто из героев или героинь нравится вам больше всего и почему? (Ответы детей).
Объяснение выполнения работы.
Определившись с тем, что вы будете рисовать, необходимо, как всегда, тщательно продумать композицию, чтобы рисунок смотрелся как единое целое.
Ваше задание: выполнить эскиз полюбившихся героев простым карандашом, которые вам больше всего понравились.
Повторениеправил работы.
Для правильного изображения повторим основные правила работы. (Слайд 22)
1) Выбрать расположение листа.
2) Тонкими линиями провести линию горизонта.
3) Определить расположение главных героев рисунка.
4) Отметить места, где будут располагаться остальные предметы.
5) Тонкими линиями прорисовать детали предметов, соразмеряя их пропорции. Все предметы, находящиеся вдали, должны быть меньше тех предметов, которые находятся на переднем плане.
Требования педагога, предъявляемые к работам.
Ребята, вы должны помнить, что красивым рисунок будет если в нем:
1. Удачная компановка в листе, соразмерность. Соответствие теме занятия.
2. Проработка, завершенность, общая выразительность.
3. Герои сюжета композиции на первом плане – должны быть изображены больших размеров, хорошо проработаны.
4. Можно дать название работе (подписать карандашом – на обратной стороне рисунка).
Представим себя художниками-иллюстраторами и начнем рисовать!
Самостоятельная работа учащихся (под музыкальное сопровождение).
Проверка первичного усвоения.
(Во время самостоятельной работы педагог делает целевые обходы дляконтроля организации рабочего места, правильности выполнения приемов,объема, качества выполненной работы и оказания помощи учащимся, испытывающим затруднения)
4. Подведение итогов занятия.
Выставка и анализ работ.
А теперь посмотрим ваши работы (учащиеся вешают свои работы на доску)
Молодцы! Все помогли Дюймовочке попасть в страну-эльфов!
Рефлексия.
Что нового вы узнали на занятии? С творчеством каких художников познакомились? Есть ли отличия в иллюстрациях разных художников?
Может ли иллюстрация существовать как самостоятельное произведение? Как вы можете использовать полученные знания?
А сейчас, если вы справились с работой, и занятие вам понравилось, прикрепите к рисунку цветочки, если занятие не понравилось и вы не довольны своей работой, прикрепите тучки.
Домашнее задание.
Внимательно перечитайте свою любимую сказку и продумайте цветовое решение иллюстрации.
5. Организационное завершение занятия.
Наше занятие подошло к концу. Все сегодня хорошо работали, были малленькими иллюстратороами. Словом, все молодцы, справились с поставленной целью. Большое всем спасибо!
Уборка рабочих мест.
Используемая литература:
1. Ростовцев Н.П. Методика преподавания художественного искусства,2000
2. Анисимов Н.Н. Основы рисования. - М., 1977.
3. Барщ А.О. Наброски и зарисовки. - М., 1970.
4. Беда Г.В. Живопись и ее изобразительные средства. - М., 1977.