kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Иллюстрирование произведения А.Грина «Алые паруса»

Нажмите, чтобы узнать подробности

План конспект урока по изобразительному искусству

Тема: «Иллюстрирование произведения А.Грина «Алые паруса»»

Класс: 7

Цели: расширить знания учащихся о графики как виде изобразительного искусства; учить передавать выразительно изображение действий сюжета,персонажей; выражать художественными средствами свое отношение к изображаемому; изображать многофигурную композицию; развивать навыки работы над графическим произведением.

Задачи: на основе эмоционально-эстетического восприятия произведения А. Грина «Алые паруса» нарисовать самостоятельно понравившегося героя, выделив присущие ему качества, подобрав соответственную цветовую гамму.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Иллюстрирование произведения А.Грина «Алые паруса» »

Лотаева О.Ю., учитель изобразительного искусства МБОУ Бояркинской СОШ им. М.Е. Катукова


План конспект урока по изобразительному искусству

Тема: «Иллюстрирование произведения А.Грина «Алые паруса»»


Класс: 7

Цели: расширить знания учащихся о графики как виде изобразительного искусства; учить передавать выразительно изображение действий сюжета,персонажей; выражать художественными средствами свое отношение к изображаемому; изображать многофигурную композицию; развивать навыки работы над графическим произведением.

Задачи: на основе эмоционально-эстетического восприятия произведения А. Грина «Алые паруса» нарисовать самостоятельно понравившегося героя, выделив присущие ему качества, подобрав соответственную цветовую гамму.

Оборудование: слайды или репродукции иллюстраций произведения «Алые паруса».

Оборудование для учащихся: бумага, карандаш, гуашь или акварель, кисточки, баночки для воды.


План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы урока.

  3. Повторение изученного материала.

  4. Изучение нового материала.

  5. Актуализация знаний учащихся.

  6. Сообщение теоретических сведений.

  7. Практическая работа.

  8. Итог урока.


Ход урока:


1 Организационный момент.


Приветствие. Проверка готовности к уроку.


2 Сообщение темы урока.


Каждый из нас взяв книгу в руки, обязательно первоначально пролистает ее, чтобы посмотреть иллюстрации. Очень часто именно по ним мы пытаемся определить содержание книги, составить свое мнение о героях. Да что там говорить: хорошо иллюстрированная книга не залеживается на прилавках магазинов. Как видите, много зависит от этих книжных «картинок». Как выразительно изобразить действие сюжета, какие средства при этом применить-вы узнаете сегодня на уроке.


3 Повторение изученного материала.


-Какие законы оптического смешения цвета вы знаете?

-Чем оптическое смешение отличается от механического?

-Какие виды контрастов вы знаете?

-В чем заключается суть ахроматического контраста?


4 Изучение нового материала.

Графика и ее отличительные особенности.

Очень часто иллюстрация выполняется в виде графического произведения. Помните ли вы, что означает понятие «графика»? (Графика в переводе с греческого означает «пишу, рисую». Так называют произведение,в котором изображение нанесено на бумагу карандашом, тушью, гуашью, акварелью).

Язык графического произведения более скупой и лаконичный по сравнению с языком живописи. В графике основными средствами изображения служат светлый фон бумаги, линии, контраст черного и белого; цвет имеет вспомогательные линии, контраст черного и белого; цвет имеет вспомогательное значение.

Графика по сравнению с живописью допускает гораздо больше условностей, может откликаться на любые события жизни, порой в иносказательной форме обращаться к любой тематике.

Изображая что-либо, художник-график может ограничиться всего несколькими точными карандашными линиями,а может и тщательно проработать рисунок штриховкой или тушевкой, показав объемность предметов, материал, из которого они сделаны, подчеркнуть мельчайшие детали.

Чтобы написать красками картину требуются недели, месяцы, порой годы. Язык графики позволяет гораздо быстрее откликаться на события современности.

Различают четыре основных вида графики: станковая, книжная, плакат и полиграфика.

Книжная графика.

Изобразительное искусство тесно связанно с книгой с самых ее истоков. Уже средневековые рукописные книги часто сопровождались красочными картинками-миниатюрами, украшавшими их страницы и наглядно пояснявшими их содержание. С появлением печатной книги иллюстрация заняла еще более прочное место: ведь ее изготовление (как и изготовление самой книги) стало дешевле, гравированные иллюстрации печатались вместе с текстом. В наше время, когда полиграфия научилась точно воспроизводить на книжном листе изображения, выполненные различными способами и манерами, иллюстрированные издания получили самое широкое распространение.

Казалось бы,все, что содержится в литературном произведении,все , о чем хотел рассказать писатель, читатель узнает из самого текста книги. И тем не менее мы часто предпочитаем чисто текстовой книге книгу иллюстрированную. Отчего это? Во-первых, иллюстрации делают книгу наряднее,красивее, ее приятно держать в руках,рассматривать. Во-вторых (и это важнее), иллюстрации помогают при чтении, они делают литературные образы зримыми,а потому более конкретными, живыми,запоминающимися.

Иллюстрация (от латинского illustratio) -живое описание, наглядное изображение, прояснение, озарение, просвещение.

Иллюстрация-изображение, сопровождающее,проясняющее какой-либо текст-научный, технический, литературный, а также разновидность декоративно-прикладного искусства. Корни и функции этого искусства уходят в античность. Помимо декоративной, существует прикладная функция иллюстрации, которая имеет значение в композиции книги,в целостном взаимодействии с содержанием, конструкцией и объемно-пространственной структурой книги как произведения искусства. Вне этого взаимодействия иллюстрация теряет художественный смысл либо превращается в произведение станкового изобразительного искусства.

Искусство книжной иллюстрации возникло из средневекового иллюминирования рукописей, первопечатных ксилографов, блокбюхеров. Более всего благодаря тончайшей технике для книжных иллюстраций подходит гравюра на дереве, меди, стали, но также используются приемы рисунка, литографии, акварели, гуаши, монотипии с дальнейшим полиграфическим воспроизведением. Иллюстрация создает особую, параллельную тексту реальность. Она может быть графичной, импрессионистичной, живописной, аллегорической,но во всех случаях должна соответствовать идее, жанру и стилю литературного текста, то есть выражать предмет иллюстрирования.


Сравнение изобразительно-выразительных средств, используемых разными художниками при иллюстрировании произведения.

Учащиеся под руководством учителя проводят сравнительный анализ использования разными художниками изобразительно-выразительных средств в рисунке, иллюстрирующих одно и то же произведение.

Рассматриваются иллюстрации Саввы Бродского, А. Дудина, М. Бычкова.



5 Актуализация знаний учащихся.

Сегодня на уроке вам предлагается самим проиллюстрировать феерию А. Грина «Алые паруса».

Иллюстрации к сказкам-это особый жанр: ведь в них воспроизводится мир вымысла, мир народной фантазии. Сами иллюстрации могут быть различны: в одних может преобладать яркая фантазия, другие могут иметь более спокойный, повествовательный характер. Но важно, чтобы эти рисунки учили читателей добру, справедливости, смелости.

Какими же средствами вы можете передать сказочность образов?

Большой мастер книжной иллюстрации Т.А. Маврина пишет: «Когда рисуешь сказку,то применяешь разные способы рассказа в рисунках. Если хочешь приблизить ее к реальности , даешь горизонтальную перспективу, если хочешь повысить сказочность, фантастичность, то рисуешь в более условном пространстве, как на иконах и в миниатюрах. И все-таки не отказываешься от реальности, чтобы уйти в схему и оптимизацию. Как ни фантастична сказка, она близка человеку и питается соками повседневной жизни».

О какой реальности говорит художник?

Речь идет о том,что,иллюстрируя какое-либо литературное произведение, необходимо знать предметы одежды, быта той эпохи, которую изображают.


6 Сообщение теоретических сведений.

Основными средствами художественной выразительности графики являются линия, точка, пятно.

Линия-наиболее часто применяемое в рисунке изобразительное средство. По характеру линии бывают прямые и кривые; по размеру-длинные и короткие,а так же ровные и неровные, тонкие и толстые; по светлоте-темные и светлые4 по назначению-контурные и вспомогательные; по направлению-горизонтальные, вертикальные и наклонные.

Эмоциональную выразительность линий можно заметить, сопоставив их: горизонтальная линия вызывает чувство покоя, ассоциируясь с линией горизонта; вертикальная-передает стремление вверх; наклонная-неустойчивость,падение; ломаная-переменное движение; волнообразная линия-равномерное движение, качание, спиральная линия-вращение.

Существует понятие «вялая линия», «напряженная линия», «динамичная линия», они показывают,как применяемые здесь эпитеты и метафоры передают способность человека придавать эмоциональный характер малейшим оттенкам видимых свойств реального мира. Такая реакция на, казалось бы, нечего не выражающие линии показывает,что зрительные ощущения являются исходной точкой сложного психологического процесса осмысления и переработки реальной действительности в зачатки художественного образа.

Штрих-это относительно короткие линии, с помощью которых в тоновом рисунке подчеркивают характер формы. Выразительность штриха зависти от мастерства рисовальщика и его вкуса. Техника штриха, особенно штрихов по форме, играет особую роль в выявлении поверхностей предмета, его конструкции,объема. Положенные рядом штрихи воспринимаются тоновым пятном. Плотность тона достигается сближением одних штрихов на поверхности листа бумаги.


7 Практическая работа.


Задание: проиллюстрировать произведение А. Грина «Алые паруса».

Порядок выполнения:

1 Выбор сюжета литературного произведения.

2 Обдумывание композиций иллюстраций (эпоху, быт, костюмы).

3 Выполнение эскиза иллюстраций.

4 Создание линейной композиции иллюстрации.

5 Выполняются композиционные поиски на маленьких форматах, составляются эскизы.

С учениками разбираются характеры, образы сказочных персонажей, цветовое и колористическое решение будущей композиции. С чего надо начинать рисунок, с прокладки основного тона.

Контроль за правильностью выполнения приемов работы. Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения. Контроль за объемом и качеством выполнения работы.


8 Итог урока.


По мере завершения самостоятельной работы, ребята по очереди подносят и прикрепляют свои рисунки на подготовленное на доске место.

-Итак, дети, давайте посмотрим, кто изображён на рисунках. Как вы догадались, что это именно тот герой?

-Какие средства выразительности вы использовали в своих рисунках?

-Какая иллюстрация вам понравилась больше всего?

Выслушиваю мнения детей, подхожу и указываю на самые удачные рисунки.

Уборка рабочих мест.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Иллюстрирование произведения А.Грина «Алые паруса»

Автор: Лотаева Ольга Юрьевна

Дата: 12.10.2014

Номер свидетельства: 118286


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства