Задания по методической разработке «Графика» в детской художественной школе является важнейшим стимулом к обучению, формирующим образное мышление ребенка, навыки творческого переосмысления действительности.
Развитие графического мышления у ребенка происходит постепенно: от фантазийных работ и эмоционального восприятия на начальном этапе обучения к композициям, к работам, основанным на самостоятельном сборе и изучении натурного материала, от интуиции к анализу, логическим принципам построения композиции.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Графика-вид изобразительного искусства"»
муниципальное казённое учреждение дополнительного образования
«Тайшетская детская художественная школа»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
по предмету «Композиция станковая»
для учащихся 1 класса детской художественной школы
«Графика – вид изобразительного искусства»
преподаватель МКУДО ТДХШ:
Мантузова Ирина Александровна
СОДЕРЖАНИЕ:
Пояснительная записка
Содержание и задачи курса
Введение. Вводная беседа
Примерные темы практических заданий:
Список литературы
Приложения (наглядность)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Задания по методической разработке «Графика» в детской художественной школе является важнейшим стимулом к обучению, формирующим образное мышление ребенка, навыки творческого переосмысления действительности.
Развитие графического мышления у ребенка происходит постепенно: от фантазийных работ и эмоционального восприятия на начальном этапе обучения к композициям, к работам, основанным на самостоятельном сборе и изучении натурного материала, от интуиции к анализу, логическим принципам построения композиции.
Методическая разработка «Графика» объединяет дисциплины учебного плана по изобразительному искусству, декоративно-прикладному творчеству, беседах об искусстве, направленных на формирование и развитие творческой личности.
«Графика» вбирает в себя полученные знания графической и живописной культуры, различные свойств материалов через занятия. Большое значение в работе изучение истории изобразительного искусства.
Данная методика предлагает содержание и учебно-тематический план базового двухгодичного курса обучения детей, поступающих в школу в возрасте 6-8 лет.
В результате обучения каждый учащийся должен обладать определенной суммой знаний и навыков, необходимых для самостоятельного создания эскиза композиции.
Содержание методики предусматривает теоретический и практический курс обучения.
Формой оценивания знаний учащихся является творческий просмотр работ.
ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ
Основная цель обучения графики в 1 классе и подготовительном классе – освоение картинной плоскости, развитие наблюдательности и образного мышления.
Решение листа как единого целого.
Выделение главного и второстепенного в работе. Соотношение частей. Визуальная уравновешенность композиции в листе.
Роль деталей в определении места, действия, профессии.
Эмоциональная характеристика цвета и ее роль в образном строе композиции, создании состояния, настроения, образа.
Выразительный графический силуэт.
Цели и задачи:
а) образовательные:
изучить:
-термины: графика, графические материалы; - различные виды графики; - технологию работы в графических материалах.
научить:
- основным этапам выполнения графических работ; - применять графические средства для выполнения творческих работ.
б) развивающие:
развитие:
- графических и композиционных навыков; - воображения и творческой фантазии; - эмоционально- ценностного отношения к жизни; - внимания, наблюдательности.
в) воспитывающие:
воспитывать:
- трудолюбие, аккуратность и усидчивость; - чувство взаимопомощи, товарищества; - уважение к творческому труду.
Оборудование к урокам:
- Образцы работ с различными видами графики - Методические таблицы по выполнению гравюры на картоне: - Таблицы с поэтапным выполнением различных творческих работ по темам
Материалы:
Альбомные листы
Черная гуашь
Восковые мелки
Тушь, перо
Фломастер черный, маркер
Ручки гелиевые
Цветные карандаши
Фломастеры
Пастель
Уголь
Зрительный ряд :
-Ноутбук, презентации по темам;
-Слайды работ, выполненных в технике графики;
-Работы учащихся предыдущих лет.
ВВЕДЕНИЕ. ВВОДНАЯ БЕСЕДА
Вводная беседа
- Что такое графика?
- Где в жизни мы встречаемся с графикой?
- Каковы же основные выразительные средства в графике, которыми пользуются все художники?
Слово “графика” происходит от греческого “графо” — “пишу, рисую”. Это - вид изобразительного искусства, который связан с изображением на плоскости. Графика - это, прежде всего рисунок, искусство линейное, строгое, основанное на сочетании черного и белого, причем белым является сама бумага, а черным – и карандаш, и уголь или другой красящий материал. Язык графики и главные выразительные средства - это линия, штрих, контур, пятно, тон, белый фон бумаги, светотень, но не цвет. Активно участвует в создании общего впечатления от произведения графики белый лист бумаги. Добиться выразительного рисунка можно даже при использовании только черного цвета. Именно поэтому графику часто называют искусством черного и белого. Однако это не исключает применение в графике цвета.
Язык графики - это сочетание линий и пятен на бумаге, различные штриховки, композиции, свет, тон.
Термин “графика” первоначально употреблялся применительно только к письму и каллиграфии. Искусство шрифта с давних времен было связано с графикой. Новое значение и понимание она получила в конце XIX - начале XX вв., когда графика определилась как самостоятельный вид искусства.
Одним из отличительных признаков графики является особое отношение изображаемого предмета к пространству. Чистый белый фон листа, не занятый изображениями, и даже проступающий под красочным слоем фон бумаги условно воспринимаются как пространство. Особенно наглядно это можно увидеть в книжной графике, когда изображение, помещенное на чистую страницу, воспринимается расположенным в пространстве интерьера, улицы, пейзажа в соответствии с текстом, а не на снежном поле.
Художественно выразительные достоинства графики заключаются в ее лаконизме, емкости образов, концентрации и строгом отборе графических средств. Некоторая недосказанность, условное обозначение предмета, как бы намек на него, составляют особую ценность графического изображения, они рассчитаны на активную работу воображения зрителя.
Графике доступны разнообразные жанры (портрет, пейзаж, натюрморт, исторический жанр и др.) и практически неограниченные возможности для изображения и образного истолкования мира.
По назначению различаются станковая, книжная и газетно-журнальная, прикладная графика и плакат.
Произведения станковой графики можно увидеть на выставках. Это, как правило, рисунки, имеющие самостоятельное значение, а также печатная графика. Графические листы легко переносимы, они могут быть предназначены не только для выставки, но и для украшения интерьеров жилых и общественных зданий. Специфическими видами являются в станковой графике - лубок (народная картинка), а в газетно-журнальной - карикатура (от итал. caricature - преувеличивать; это изображение, в котором комический эффект создается соединением реального и фантастического).
Графика делится на два вида:
- единичный рисунок на бумаге- рисунки, сделанные акварелью, гуашью, карандашом, углем, сангиной (палочки красного и коричневого цвета), воспроизводятся один раз. - печатная графика - позволяет воспроизводить рисунок в большом количестве экземпляров.
Основной вид графики – рисунок.
Рисунок-это изображение человека или предмета на плоскости, построение, лепка формы, выявление объема предметов и расположение их в пространстве при помощи графических средств.Давайте посмотрим, как это делали великие художники прошлого: Леонардо да Винчи, А. Дюрер, В. К. Шебуев, К. П. Брюллов, П.П.Чистяков.
Словом «рисунок» мы называем не только линейный абрис, очертание какого-либо предмета, но всякое упорядочение формы в изображении. Рисунки выполняются различными материалами: углем, карандашом, пастелью, акварелью.
Рисунок-это основа всех основ любого произведения, без рисунка не может быть создано ни одно произведение изобразительного искусства. Формы, позы и прочее художник наблюдает и запечатлеет в набросках, зарисовках, подготовительных рисунках. В такого рода рисунках, этюдах, эскизах подготавливается и композиция произведения.
Посмотрите, как умело в многочисленных беглых зарисовках, композиционных набросках Леонардо да Винчи запечатлевал людей, лица, фигуры, движения, пейзажи, растения.
В различной технике - пером, маслом и т.д. - он, свободно используя возможности рисунка (то тонкий, то толстый, то легкий, то сгущенный штрих, линии прямые, вьющиеся, легко растушеванные), достигает замечательных эффектов в передаче форм человеческого тела (даже кожи), движения.
Рисунок лежит в основе любого реалистического изображения: в живописи он сливается с цветовой красочной средой, в рельефе, чеканке - с объемной пластической формой. Самостоятельно он присутствует в наброске, гравюре, как станковое произведение; в иллюстрациях к книгам. К виду рисунка – графике - относится и гравюра.
Рисунок относится к уникальной графике потому, что каждый рисунок является единственным в своем роде. Произведения печатной графики могут воспроизводиться (тиражироваться) во многих равноценных экземплярах - эстампах. Каждый оттиск является оригиналом, а не копией произведения.
Рисунок является основой всех видов графики и других видов изобразительного искусства. Как правило, графическое изображение выполняется на листе бумаги. Художнику порой достаточно очень простых средств - графитного карандаша или шариковой ручки, чтобы выполнить графический рисунок. В других случаях он использует для создания своих произведений сложные приспособления печатный станок, литографские камни, резцы (штихели) для линолеума или дерева и многое другое.
Печатная графика бывает разных видов:
1. Книжная графика – оформление книг и журналов.
Художественное оформление газет и журналов строится на основе связи с текстом, так же как и в книжной графике, и выдерживается в едином стиле в рамках одного типа издания.
Важнейшей областью является книжная графика. В древних рукописных книгах рисунки выполнялись и раскрашивались вручную. Они назывались миниатюрами. Книжная графика не просто часть издательского дела или средство для передачи знаний, она является частью культуры.
Все элементы книжного оформления - и расположенные внутри книги, и внешние - создают целостное произведение искусства. Художник определяет размеры (формат) книги, особенности шрифта, размещение набора (текста), разнообразного иллюстративного материала. Но особенно велика роль художников иллюстраторов, когда они выполняют элементы внешнего оформления книги {суперобложку, переплет или обложку), форзац и различные элементы оформления внутри книги (авантитул, титульный лист, шмуцтитул, иллюстрации).
Иллюстрация - удовлетворяет свойственную человеческому мышлению потребность в зрительном воспроизведении образов литературного произведения. Обычно ведь хочется увидеть то, о чем читаешь. Своеобразие книжной иллюстрации заключается в том, что художник подчиняется тексту, который иллюстрируют, так как должен следовать за писателем в его рассказе о героях и событиях. Создавая иллюстрацию, художник комментирует и истолковывает текст, заостряет внимание на определенных моментах, образах, фразах. Художник выбирает самые близкие ему по темам, идеям художественные произведения, а в них- те места, которые кажутся ему наиболее важными. Другая своеобразная черта иллюстрации заключается в том, что она часть единого целого- книги.
К прикладной графике относятся поздравительные открытки, красочные календари, конверты к пластинкам, которые нарисовал художник, и многое другое. Этикетки на различных упаковках - это тоже прикладная или промышленная графика (промграфика), которая имеет практическое назначение, помогает сориентироваться в большом количестве разнообразных товаров, украшает наш быт.
3. Плакат.
В самостоятельную область графики выделяется плакат- самым массовым видом искусства, это также одна из разновидностей графики. Он, как правило, живо откликается на происходящие важные события (олимпиады, конкурсы, концерты, выставки и др.). Принято выделять несколько основных видов плакатов: политические, спортивные, экологические, рекламные, сатирические, просветительские, театрально зрелищные и др.
Специфика плаката заключается в том, что он показывает главное, основное без излишних деталей. Яркость цвета, простота художественных средств характерны для плаката, ибо они помогают мгновенно довести до сознания зрителя содержание, идею плаката, ибо они помогают мгновенно довести до сознания зрителя содержание, идею плаката, убедить зрителя, так как плакат преследует цели агитации. Надпись на плакате должна быть выразительной и сочетаться с главной идеей плаката.
Современный графический дизайн включает не только шрифты, но и разнообразные знаковые изображения, в том числе геометрические и растительные. Новым видом является компьютерная графика. Художники выполняют композиции из сложно пересекающихся линий, объемных элементов, узоров, цветовых пятен на экране дисплея, а затем печатают на принтере полученные изображения. Способность графики быстро откликаться на актуальные события, выражать чувства и мысли художника, развитие техники создают условия для возникновения новых видов графики.
4. Гравюра - вид графики, который можно повторять, делая оттиски. Каждая страница книг, которые мы читаем, тоже отпечатана, но гравюрой мы называем только рисунок. По-французски “гравер” означает “вырезать”. Гравюру на дереве называют ксилографией, на камне - литографией, на линолеуме - линогравюрой, на металле - офортом, на картоне – гравюра на картоне.
Ксилография. Как создают гравюру на дереве? Задуманный рисунок художник наносит на доску твердого дерева - самшита или пальмы. Все места, которые по рисунку должны быть белыми, художник-гравер в доске углубляет, вынимая дерево специальными резцами - штихелями. На оттиске-гравюре черными будут те места, которые не тронул резец художника. Когда весь рисунок вырезан, на доску валиком наносится типографская краска, затем накладывается лист бумаги и прижимается к доске прессом. Так рождается гравюра. Черным и белым цветом гравюра может передать и яркий солнечный день, и туманный, пасмурный, с тяжелыми тучами, и весеннюю прозрачность неба. Бывают гравюры и цветные, когда на бумагу наносится по очереди несколько слоев разной краски.
Литография - гравюра на камне (от греческого “литос” - “камень”). Гравирование делается на особом известковом камне. Перед работой камень шлифуют, и мастер наносит на него рисунок жирным литографским карандашом или тушью. Затем камень обрабатываются специальными составами, и рисунок на камне как бы “закрепляется”. Когда рисунок готов, на камень кладут бумагу и под прессом делают оттиск — эстамп. В отличие от деревянной гравюры и линогравюры, в литографии поверхность камня не углубляется, а остается ровной.
Линогравюра- гравюра на линолеуме, по которому художник режет как по дереву.
Офорт (сухая игла) - гравюра на металле. Медная или цинковая пластина полируется и покрывается лаком. Затем художник рисует на пластинке острой стальной иглой. Игла идет по лаку очень легко, на нее не надо нажимать с силой, как при работе резцом по дереву или линолеуму. Когда рисунок готов, пластинку травят азотной кислотой. Кислота выедает углубления в процарапанных местах, потому что их уже не защищает лак. В эти углубления втирается краска, на пластинку накладывается влажная бумага, и под прессом получается оттиск. В гравюре на дереве и линолеуме углубленные места остаются на оттиске белыми. В офорте наоборот: углубленные места на оттиске — черные, все остальное белое. Такую технику изобрели в XVII веке. А самым замечательным мастером офорта был великий голландский художник Рембрандт.
5.Монотипия – графическая техника плоской печати, не связанная с процессами гравирования. Бывает цветная и одноцветная.
Цветная монотипия – художник пишет масляными красками на гладкой поверхности стекла, затем сверху кладут увлажненную бумагу и прокатывают на печатном станке.(можно получить только один оттиск).
Одноцветная монотипия – диатипия. На стекло наносят слой краски, верху накладывают лист и начинают рисовать. На стороне, которая была прижата к стеклу, получается оттиск – зеркальное повторение рисунка с интересной фактурой.
6. Граттография, граттаж( воскография )– техника царапания рисунка. натирают лист бумаги свечой, сверху наносят гуашь перемешанную с тушью, наносят карандашом рисунок и острыми предметами процарапывают по рисунку изображение.
Примерные темы практических заданий:
1 ТЕМА - «Графический букет»
Беседа о графике, видах, технике, основных средствах выразительности. Основные принципы графики, виды и жанры. Создать ритмически организованную работу, уделяя особое внимание выразительному силуэту. Предварительно – работа над форэскизами. Работа на тему «Графический букет» призвана выявить степень подготовки учащихся.
Беседа о структуре листьев, о передаче определенного состояния в природе. Графический пейзаж как жанр изобразительного искусства. Рассказать учащимся о графических способах изображения, техниках в пейзаже на примере работ Куинджи, Левитана, Саврасов, Поленова и др. Выполнить 3-4 упражнения изучая структуру листьев, при помощи линий передать определенное состояние в природе.
Решение листа как единого целого. Передать характер, ритм листьев. Можно сделать предварительные зарисовки с птиц. Добиться визуальной уравновешенности композиции на листе. Применение техники по сырому.
Образная, эмоциональная выразительность. Положение изображения на картинной плоскости, уравновешенность, соотношение изображения и фона, силуэтность, прорисовка шерстки.
Эмоциональная характеристика линий и их роль в образном строе графики Беседа о роли воображения в творчестве художника с демонстрацией работ Васнецова, Врубеля и др. Работа над композицией направлена на развитие образного мышления, фантазии, умения выделить в работе главное, линиями передать характер персонажей. Решение листа как единого целого, внимание положению изображения на картинной плоскости, его размерам, выразительности силуэта.
Беседа о графичных изображениях морозных узоров. Работа направлена на развитие наблюдательности, умения передавать увиденное в своей работе, выделение главного и второстепенного.
Материалы: формат листа А4, гелиевые ручки.
7 ТЕМА - «Весёлая азбука» -
Беседа о жанре иллюстрации. Необходимо подобрать предметы, изображения по смысловому значению к буквице, создать визуально уравновешенную композицию. Предварительно – работа над форэскизами. Применение разных материалов, техник, в том числе техники по сырому.
8 ТЕМА - «Граттаж. Весёлые коты. Забавные животные» Беседа о технике граттаж. Работа над эскизами. Подготовка листа к работе. Выполнение работы в новой технике.
Материалы: заранее подготовленный лист формата А3 (для подготовки листа потребуется – восковые мелки, свеча, черная гуашь); палочка для выскребания.
Подведение итогов на каждом уроке:
1. Минивыставка - просмотр работ: определение ошибок и недочетов, выявление лучших работ.
2. Оценка работ учащихся по критериям:
- композиция эскиза; - проявление фантазии в использовании материала; - понятность изображения.
Суммирование знаний и навыков, приобретенных в ходе работы:
- организация картинной плоскости;
- решение листа как единого целого;
- наблюдательность и образное мышление;
- выделение главного и второстепенного в решении композиции;
- умение использовать графические средства и материалы для передачи эмоционального состояния;
- формирование навыка работы над форэскизами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Афанасьева Е.А., Композиция. М., 2003.
2. Даниэль С.М. Искусство видеть. М., Художник, 1990.
3. Шорохов Е.В. Основы композицию М., Просвещение, 1979.
4. Алехин А. Д. О языке изобразительного искусства.— М., 1973.
5. Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок, живопись, композиция.—2-е изд., перераб. и доп.— М., 1981.
6. Беляев Т. Ф. Упражнения по развитию пространственных представлений у учащихся: Из опыта работы.— М., 1983.
7. Виноградова Г. Г. Уроки рисования с натуры в общеобразовательной школе: Пособие для учителя.— М., 1980.
8. Волков Н. Н. Восприятие картины.—2-е изд., доп.—М., 1976.
9. Кузин В. С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1—3 классах: Пособие для учителя.—2-е изд.,— М., 1983.
10. Кузин В. С. Наброски и зарисовки: Пособие для учителя.— 2-е изд., перераб.—М., 1981.
11. Кузин В. С. и др. Государственная Третьяковская галерея: Альбом цветных репродукций для учащихся 1—3 кл.—М., 1983, 1985.—Вып. 1, 2.
12. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе.—2-е изд.—М., 1980.
13. Терентьев А. Н. Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства: Пособие для учителя.— М., 1981.
14. Шорохов Е. В. Тематическое рисование в школе.—2-е изд., перераб. и доп.— М,, 1975.
15. Энциклопедический словарь юного художника. — М., 1983.
16. Шорохов Е. Основы композиции.- М., Просвещение, 1990.
17. Костин В. Юматов В. Язык изобразительного искусства. М. Знание.
1978.
18. Ю.Виталина Н. Прогулка по Третьяковской галерее.- М. Советский
художник. 1976.
19. Шорохов Е. Основы композиции. - М. Просвещение. 1979.
20. Нестеренко О. Современный дизайн. – М., Искусство, 1995.