Тема урока: Геометрическая стилизация живописного изображения натюрморта.
Профессия: 54.02.01 Дизайн (по отраслям)
Преподаватель: Шайгарданов В.Р.
Уфа-2021
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………….3
Технологическая карта урока……………………………………………..4
Ход урока…………………………………………………………………….10
Приложение………………………………………………………………….13
Пояснительная записка
Данный урок является частью программы учебной дисциплины ОП.04
Живопись с основами цветоведения, которая изучается в контексте взаимодействия со специальностью целостно. Содержание программы объясняется задачей формирования у студентов базы, необходимой для усвоения знаний по профессиональным модулям. Настоящая программа является адаптированной к специфике подготовки квалифицированных специалистов среднего звена СПО, по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям). Рисунок и живопись носят прикладной характер. Данная тема Тема (6.5 Геометрический стиль в живописном изображении) рассчитана на 19 академических часов, 2 часа из них – это лекционный материал и 17 – практическое занятие.
Технологическая карта урока
Автор-разработчик
Шайгарданов Вадим Радикович
Специальность (код,название)
54.02.01 Дизайн (по отраслям)
Учебный цикл (в соответствии с ФГОС, учебным планом)
ОП.04 Живопись с основами цветоведения
УД/МДК (в соответствии с ФГОС)
ОП
Междисциплинарные связи
(предшествующие и последующие УД/МДК)
ОП.01 Материаловедение, ОП.03 Рисунок с основами перспективы, МДК 01.01 Дизайн проектирование
Цели учебного занятия (смотрите Приложение Б)
обучающая
развивающая
воспитательная
Познакомить с различными видами стилизации в живописи.
Сформировать умение выполнять стилизацию изображения;
закрепить навыки работы с художественными материалами;
совершенствовать умение работы с красками
Способствовать развитию памяти образного мышления, фантазии.
Развивать чувство ответственности за результат своей работы.
Формировать художественные знания и развитие творческих способностей.
Воспитывать культуру труда, аккуратность, самостоятельность.
Учебная задача
Формируемые компетенции
(в соответствии с ФГОС, рабочей программой)
Общие компетенции
Профессиональные компетенции
ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ПК 1.4.
Владеть основными принципами, методами и приемами работы над дизайн-проектом
ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3.
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6.
Работать в коллективе, обеспечивать его сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 7.
Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9.
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Требования к
результатам освоения УД/МДК (в соответствии с ФГОС, рабочей программой)
Умения для освоения
Знания для усвоения
У 1
Уметь грамотно размещать изображение на формате листа
З 1
Знать особенности композиционного размещения
У 2
Выполнять построение рисунка
З 2
Знать последовательность выполнения стилизованного изображения
У 3
Выполнять стилизацию изображения
З 3
Знать особенности стилизации изображения
Наименование и № раздела (всоответствии с
утверждённым календарно-тематическим планом)
Раздел 6.
Количество часов
144 часов
Наименование и № темы (всоответствии с
утверждённым календарно-тематическим планом)
Тема 6.5 Геометрический стиль в живописном изображении
19 часов
Уровень освоения (только для теоретических занятий в соответствии с рабочей программой)
2 – репродуктивный(выполнение деятельности по образцу,инструкции или под руководством)
Тип учебного занятия (выбрать)
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала и способов деятельности.
Вид учебного занятия (выбрать)
Практическое занятие
Место проведения учебного занятия (№ учебной аудитории, спортивный зал)
Учебный кабинет
Форма организации учебного занятия (выбрать)
Индивидуальная
Фронтальная
Ресурсы учебного занятия
Материально-технические
Основная литература
Дополнительная литература
Электронно-информационные
Для преподавателя: экран, ноутбук, слайд-шоу.
Для обучающегося краски(гуашь, акварель),карандаш, ластик, бумага (А3-А4)
Полный курс масляной живописи. Хеннес Руиссинг 2017 г.
Основы изобразительного искусства художественного проектирования: учебное пособие/ С.Е.Беляева – М.; «Академия», 2017
Формы и методы контроля, оценки результата изучения темы учебного
занятия
Самоанализ
Задание для внеаудиторной самостоятельной работы (домашнее задание)
Домашнее задание: выполнить плоскостной декоративный натюрморт из домашних предметов.
Этапы и хронология учебного занятия
этапы
время
содержание
Деятельность преподавателя
Деятельность обучающегося
Подготовительный
Проверяет готовность обучающихся к занятию.
Озвучивает тему и цель занятия. Уточняет понимании обучающимися поставленных целей занятия
Формулирует задание.
Организуют рабочее место.
Просматривают презентацию.
Приводят примеры.
Задают вопросы по заданию.
Основной
Обеспечивает мотивацию выполнения задания.
Контролирует выполнение работы. Осуществляет:
- индивидуальный контроль;
- выборочный контроль;
- побуждает к высказыванию своего мнения
Выполняют упражнение.
Заключительный
Отмечает степень вовлеченности обучающегося в работу на занятии. Дает комментарий к домашнему заданию. Организует: проверку выполнения упражнения; беседу по уточнению первичных знаний, мнений. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на занятии.
Осуществляют:
-самооценку;
-самопроверку;
-предварительную оценку (заполняют листы)
План урока:
Организационная часть – 1 мин.
Сообщение темы урока, его актуализация –2 мин.
Сообщение новых знаний – 5 мин.
Практическая работа – 30 мин.
Подведение итогов и обобщение по уроку. Анализ работы студентов. Оценка и контроль – 5 мин.
Выдача домашнего задания - 1 мин.
Сообщение темы будущего урока и подготовка к нему – 1 мин.
Ход урока:
Сопровождение слайдами: тема урока, цели и задачи, наглядные пособия:
1. Организационная часть –1 мин.
Проверка наличия обучающихся.
Проверка готовности группы к занятиям. Отметка отсутствующих. Визуальная проверка санитарно-гигиенических условий в кабинете. Назначение дежурного.
2. Сообщение темы урока, его актуализация – 2 мин.
1) Сообщение темы программы: «Геометрический стиль в живописном изображении»
2) Сообщение темы урока: «Геометрическая стилизация живописного изображения натюрморта».
3) Проверка знаний обучающихся: повтор и закрепление пройденного материала, межпредметная связь с ОП.01 Материаловедение, ОП.03 Рисунок с основами перспективы, МДК 01.01 Дизайн проектирование
3.Сообщение новых знаний – 5 мин.
Прежде чем приступить к новой теме, мы повторим ранее пройденный материал на предыдущих уроках. Мы с вами уже знакомы с академическим натюрмортом и также вы сталкивались со стилизацией на других занятиях по специальности.
Преподаватель: Что такое натюрморт?
Обучающийся: Это изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве,
Преподаватель: Что такое стилизация?
Обучающийся: Это декоративное обобщение изображаемых объектов с помощью ряда условных приемов изменения формы, объемных и цветовых отношений.
Преподаватель: С какими видами стилизации вы сталкивались на уроках живописи?
Обучающийся: Пуантилизм
Преподаватель: В чем заключается особенность пуантилизма?
Обучающийся: Изображение с помощью точек.
Преподаватель: демонстрация на доске образцов, показ слайд-шой.
Обобщение: Мы с вами, верно вспомнили первоначальные сведения о стилизации, а теперь подробнее рассмотрим стилизацию натюрморта плоскостями.
Объяснить новый материал.
Вообще, существует несколько подходов к трактовке декоративного натюрморта:
- Конструктивный подход (плоскостно), когда происходит отказ от воздушной и линейной перспективы;
- Активизация локального решения цвета, обобщая цветовой тон и подчиняя его законам колорита;
- Переработка реалистического изображения в образно - эмоциональное;
- Орнаментальный подход, когда предмет можно превратить в деталь своеобразного орнаментального кружева.
Основной принцип решения декоративного натюрморта является превращение трехмерного пространственно-глубинного изображения в условное плоскостное двухмерное пространство. Задача, которая перед вами стоит в процессе работы над декоративным натюрмортом, состоит в том, чтобы выявить характерное, наиболее выразительное свойство в натуре и усилить в его декоративной трактовке. При этом следует избегать надуманных способов стилизации натуры, которые идут не от характерных особенностей данного натюрморта, а от других визуальных впечатлений.
4. Практическая работа - 30 мин.
Работу над заданием можно разбить на следующие этапы:
1 этап. Выбор наиболее интересного положения.
2 этап. Когда определено наиболее интересное положение, переходим к построению и композиции в листе. На этом этапе происходят поиски декоративного решения, композиции, ритма, силуэта. Важно добиться равновесия в листе, при необходимости можно двигать предметы в поисках наиболее удачной компоновки. Изображение рисуется без перспективы, плоскостно. Здесь на первое место выдвигается задача увидеть силуэт.
3 этап. Определение главного основного элемента в один - два насыщенных цвета. Для этого нужно решить, какой один цвет или два контрастных преобладают в постановке, являются наиболее главенствующими и являющимися основной темой декоративной трактовки натюрморта.
4 этап. Детальная проработка предметов натюрморта и их силуэта. Здесь решаете основную задачу по светлоте и цветовому тону. Главное – сохранить впечатление цельности, свежести и не увлечься излишней детализацией.
Таблица самоанализа.
Верно
Не верно
Компоновка на формате листа
Стилизованность натюрморта
Сохранение схожести предметов
Цветовое решение
Аккуратность выполнения
Критерии оценивания: количество набранных «+» соответствует количеству набранных баллов
5.Подведение итогов и обобщение по уроку. Анализ работы студентов. Оценка и контроль – 5 мин.
Подходит к завершению наш урок по выполнению декоративного натюрморта.
Преподаватель: Скажите, пожалуйста, вот мы с вами сделали стилизацию натюрморта, а где это можно применить?
Обучающийся: при оформлении интерьера.
При изучении данной темы мы с вами познакомились еще одним способом в стилизации. А также закрепили знания, получая новые знания и навыки, опыт и оценки.
6.Выдача домашнего задания - 1 мин.
Домашнее задание.
Проанализировать работы художников работающих в стилистическом направлении.
7.Сообщение темы будущего урока и подготовка к нему – 1 мин.
На следующим уроке мы продолжим изучение декоративной стилизации в натюрморте и познакомимся с новыми способами стилизации.
Дежурные выполняют уборку, доски, рабочих мест.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Верно
Не верно
Компоновка на формате листа
Стилизованность натюрморта
Сохранение схожести предметов
Цветовое решение
Аккуратность выполнения
Критерии оценивания: количество набранных «+» соответствует количеству набранных баллов