Вид творческой работы: урок народного творчества с элементами художественного конструирования. Конструирование фасада крестьянской избы силами «плотницких артелей». Украшение макета. Составление коллективного панно «Деревенская улица».
Тип урока: комбинированный (получение новых знаний, применение и закрепление полученных знаний на практике).
Цель урока:
- изучение языка декоративно-прикладного искусства, деревянного зодчества и составление сюжетно-декоративной композиции.
Задачи урока:
- познакомить учащихся с элементами декора крестьянского дома
- рассмотреть конструкцию русской избы, назначение её частей и украшений;
- показывать своеобразие русско-народной культуры через раскрытие художественного языка народного искусства;
- развивать умения учащихся работать в группах, выполнять коллективную работу;
- развивать воображение и ассоциативное мышление учащихся на основе изучения, зарисовок знаков семантики, образов-символов резьбы в деревянном зодчестве; логического мышления в умении составлять семантический декоративный орнамент для украшения (декорирования) фасада русской избы;
- развивать художественный вкус, трудолюбие, и эстетическую мотивацию учащихся при создании ими собственных художественных композиций орнаментов, а также в процессе просмотра и обсуждения выполненной коллективной работы в итоге (декорирование макета фасада русской избы).
- раскрывать художественно-образный язык изображения окружающей действительности на примере народного и декоративно-прикладного искусства;
- создать условия для формирования конструкторских навыков, навыков оформителя.
- воспитывать эстетическое отношение к действительности и формировать мировосприятие учащихся средствами искусства;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Фасад-лицо избы" »
Урок Изобразительного искусства (5 класс)
«Польза и красота в образах деревянного русского зодчества». (Изобразительное искусство и художественный труд по Т.Я. Шпикаловой и др.)
Тема урока: «Изба как модель мироздания».
Вид творческой работы: урок народного творчества с элементами художественного конструирования. Конструирование фасада крестьянской избы силами «плотницких артелей». Украшение макета. Составление коллективного панно «Деревенская улица».
Тип урока: комбинированный (получение новых знаний, применение и закрепление полученных знаний на практике).
Цель урока:
- изучение языка декоративно-прикладного искусства, деревянного зодчества и составление сюжетно-декоративной композиции.
Задачи урока:
- познакомить учащихся с элементами декора крестьянского дома
- рассмотреть конструкцию русской избы, назначение её частей и украшений;
- показывать своеобразие русско-народной культуры через раскрытие художественного языка народного искусства;
- развивать умения учащихся работать в группах, выполнять коллективную работу;
- развивать воображение и ассоциативное мышление учащихся на основе изучения, зарисовок знаков семантики, образов-символов резьбы в деревянном зодчестве; логического мышления в умении составлять семантический декоративный орнамент для украшения (декорирования) фасада русской избы;
- развивать художественный вкус, трудолюбие, и эстетическую мотивацию учащихся при создании ими собственных художественных композиций орнаментов, а также в процессе просмотра и обсуждения выполненной коллективной работы в итоге (декорирование макета фасада русской избы).
- раскрывать художественно-образный язык изображения окружающей действительности на примере народного и декоративно-прикладного искусства;
- создать условия для формирования конструкторских навыков, навыков оформителя.
- воспитывать эстетическое отношение к действительности и формировать мировосприятие учащихся средствами искусства;
Инструменты и материалы учащихся: бумага, гуашь, баночка с водой, кисти.
Для учителя:
Презентация материала по русскому деревянному зодчеству с элементами архитектурного декора избы, узорочья теремов и др., знаков древнерусской идеограммы.
Пособие-плакат знаков семантики древнерусской идеограммы, и их обозначение.
Доска.
Основа композиции.
Детские работы.
Педагогические технологии: проектная работа.
План:
Организационный момент - 2 мин.
Вступительная часть, беседа без названия темы и демонстрация презентации как объяснение темы урока – 5-7 мин.
Определение темы урока учащимися и объяснение художественной деятельности учащихся на уроке – 3 мин.
Практическая работа учащихся индивидуально работа гуашью 10-15 мин.
Работа в группах – наклеивание частей декора на макет – 5 мин.
Коллективная работа.Сборка творческих работ в единое целое, анализ работ, подведение итогов изученного материала по кроссворду – 3- 5 мин.
Рефлексия, уборка рабочих мест (продолжение уборки р/м на перемене).
Ход урока:
Дети получают карточки с изображением знаков-символов
-Ребята, посмотрите на свои карточки и подумайте, что означает изображенный на ней знак? Займите место за соответствующим столом
(занимают места по группам).
Организационный момент
Подготовка к уроку. Настрой на урок.
- Доброе утро!
Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: ”Доброе утро!” Доброе утро солнцу и птицам! Доброе утро доверчивым лицам!
И каждый становиться добрым, доверчивым. Доброе утро длится до вечера.
Ребята, встаньте в круг, возьмитесь за руки, поздоровайтесь друг с другом, улыбайтесь.
Давайте пожелаем друг другу хорошего настроения, узнать много нового и плодотворной работы.
Надеюсь, все готовы и настроились на урок. Если да, тогда начнем.
2. Во вступительной части беседы учитель ведет разговор о доме русского человека.
Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
Хоть и более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним древние обычаи,
Вспомним нашу старину!
Послушайте отрывок стихотворения и скажите, о чем пойдёт речь сегодня на уроке
Стучал топор, летели щепки, Со стоном падали стволы, Ломалися сучки и ветки, И капли падали смолы.
Затем бревно к бревну ложилось, Крыльцо, наличники, окно. Наверно, так она рубилась, Но это было так давно.
-Скажите, ребята, о чем пойдет речь на нашем уроке?
Говоря о древнерусской архитектуре, мы сразу представляем себе величественные монументальные сооружения, слава которых прошла через столетия. Но помимо дворцов и храмов, есть еще один замечательный памятник архитектуры – русская изба. Да, простая деревенская изба
3.Повторение пройденного материала Мы уже знакомы с конструкцией избы: фронтон избы - чело, передняя часть – лицо, окна – глаза.
- Из каких основных частей состоит русская изба? (слайд №12)
бревенчатый сруб
кровля
окна
конек (охлупень) – верхний стык двух скатов крыши
5.фронтон
4.Объяснение нового материала.
Русская изба – традиционное крестьянское жилище – маленький кусочек пространства, ограждающий человека от огромного непредсказуемого мира. Ведь не даром в старину говорили: «Мой дом, моя крепость».
Крестьянская изба становилась для человека, словно маленькая Вселенная.
Человек, чувствуя себя незащищенным от космических сил и стихий, стремился создать свой мир, свой дом – добрый и уютный.
А еще рубленая изба являет собой модель мира – соединение трех стихий – неба, земли и подземного мира.
Третий ярус - крыша, фронтон ( символизирует небо, небесный свод )
Второй ярус - часть сруба ниже фронтона ( часть дома, где живут люди, символизирует мир людей )
Первый ярус - подклет, или подклеть, подпол
( символизирует подземный мир, землю предков )
Каждый ярус украшался по определённым правилам.
Но не только сама конструкция дома представляла собой модель мироздания, но и её отдельные части представляли собой маленькие кусочки вселенной.
- Чем и для чего украшались избы?
Резьбой по дереву. Украшение служило оберегом.
- Какие части фасада избы, украшались и какие, символы использовались в украшении?
Традиции украшения дома резным декором сохранены в творчестве народных мастеров. Человек обустраивал свой дом, наполняя его образами не только для украшения, но и для того чтобы привлечь к дому силы добра и света и защититься от злых сил.
Крыша, как небесный свод
В оформлении крыши символизируется легенда о боге Солнца летящем по небу в золотой колеснице, отражение которой мы находим в разных элементах оформления дома.
На самом верху, на главном бревне крыши – охлупне круто выгнуты шея и грудь коня - птицы. Конь, как и птица, древний образ солнца. Скаты крыши напоминали крылья.
Причелины украшали скаты крыши, символизируя «небесные хляби». Наши предки считали, что над твердью земли находится твердь неба с солнцем, выше солнца и луны - «хляби небесные», где находятся и откуда проливаются на землю огромные запасы воды. Древние земледельцы именно так представляли картину мира. Нарядные орнаментальные ряды на причелинах и есть образное выражение небесной воды. Волнистые линии резьбы, изображенные иногда в два-три ряда отражали глубинность «хлябей», небольшие кружки – символизировали капли воды.
Полотенце - резная доска, свисающая со стыка причелин.
Конек и солнечные знаки на полотенце символизируют полуденное солнце в зените, левый конец причелин – утреннее восходящее, а правый – вечернее заходящее. Солнце показано в своем ежедневном движении по небосводу. Солнечные розетки изображались в виде круга с шестью радиусами (колесо Юпитера), круга с крестом внутри или круга с восемью лучами. Рядом с символами солнца присутствуют знаки земли и поля ( ромб или квадрат, прочерченные вдоль и поперек ).
Окна - глаза дома
Окна в представлении о доме как мироздании являются пограничной зоной между миром внутри жилища и иным, природным, окружавшим жилище со всех сторон. Чем оно украшалось? (правильно. наличниками и ставнями)
Верхняя часть. Мир небесный — Божий. Весь наличник в целом является символом окружающего нас мира, и делится на три части.
Соответственно на верхней доске или по ее краю изображались символы небесного мира: солнечные розетки, птицы, женские изображения, причудливые растения, животные. Эти существа воплощали стражей — покровителей людей, проживавших в доме».
И часто изображалось в виде двускатной или полукруглой крыши.
Центральная часть — срединный мир — реальный.
Нижняя часть — твердь земная. Карниз (завершение наличник
Теперь, «читая» декор наличников, поражаешься тому, что наличник оказывается картиной вселенной, изображением космоса, окружающего нас. И наибольший эффект такой символичности достигается именно при гармоничном сочетании красоты и символов, следовании единому стилю и традиции, высокой декоративности узоров и орнаментов.
Так же украшались и другие части декора - обереги.
- А теперь ребята, давайте вспомним, какими символами-оберегами украшали наши предки части декора избы (слайды)
Полотенца и причелины украшали символы солнца в виде розеток и полурозеток.
В украшении фронтона, «лица» дома, использовались точки-отверстия, ромбы, растительные и геометрические орнаменты, узорчатые орнаменты, символизирующие землю и дождь.
Наличники окон оформлялись особенно пышно. По тому же принципу устройства мира нижнюю часть украшали фантастические существа – русалки, львы-собаки, полурыбы, олицетворяющие подземный и водный мир. Эти изображения причудливо переплетались и перерастали в растительный узор – символ земли, выше в диковинных птиц и образы солнца.
Такие наличники, требуют огромного труда и любви к своему дому и семье. Их оберегали как семейную реликвию и переносили из старого дома в новый, благодаря чему они и сохранились до наших дней.
3.Определение темы учащимися и объяснение художественной деятельности учащихся на уроке.
- А теперь ребята перенесемся на много лет назад и попытаемся представить себе, что вы состоите в столярно-плотницких артелях.
Как вы думаете, что вы сегодня будете делать на занятии?
(конструировать и декорировать избу)
Детям предлагается стать мастеровыми.
- Как бывало, село всем миром ставили. Так и нам ребята сегодня предстоит возвести нашу деревеньку всем вместе. Только вот незадача, деревеньку надо поставить очень быстро, поэтому мы разделимся на 3 артели и каждая артель или семья будет ставить свою избу, а в конце работы построим целую деревенскую улицу.
- Но для того, чтобы ниши избы были нарядными и защищенными нам надо приоткрыть тайны мастеров и посмотреть, какими деталями и декором украшали дома свои наши предки (слайд №23, №24)
(также на доске имеются подсказки виде таблиц и образцов)
Физкультминутка (3 мин) (Слайд 13). А теперь, для снятия физической и эмоциональной усталости, для успешного выполнения работы, отвлечёмся и сделаем несколько не сложных физических упражнений.
Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись.
(наклоны вперед и назад)
Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова.
(вращение головой)
Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка.
- Для положительного результата вам надо распределить свою работу, кто будет главным плотником, при сборке вашей избы, а кто подмастерьем, выполняя работу по декорированию, а так же вспомнить, как правильно работать с красками, какими приемами можно пользоваться при выполнении этого задания.
Для работы нам понадобится гуашь. Вспомним основные правила работы с гуашью. В переводе с французского «гуашь» означает « водяная краска», они не прозрачны, хотя легко разводятся водой. Нужно помнить: работая с гуашью, не надо наносить слишком толстый слой, потому что при высыхании он может растрескаться. Смешивая краски, не берите больше трех цветов, а то вы не получите нужного результата. Характерный цвет деревенских изб, это мы наблюдали сегодня на примере картин известных художников, серебристо- серый, золотисто- коричневый.
Мастер артели (сруб) – 1 чел.
Причелины -1
Лобовая доска, кисти причелин - 1 чел.
Полотенце, охлупень - 1 чел.
Наличники - 1чел.
Ставни– 1 чел.
(в группах задействовано по 6-7 человек)
4. Практическая работа учащихся индивидуально, работа с шаблонами, краской (слайды №26, № 27, №28).
(При работе может использоваться музыкальное сопровождение)
5. Работа в группах – наклеивание частей декора на плоский макет.
(слайды №29, 30)
6. Коллективная работа. Сборка творческих работ в единое целое, анализ работ, подведение итогов.
Вот мы всем «миром» и построили нашу деревенскую улицу.
- Ни один дом не похож на другой.
Да, Русь могуча и едина, И это не пришло извне. Большая роль, неоспоримо, Принадлежит простой ИЗБЕ.
А теперь давайте украсим нашу улицу цветочным лугом. Выберите пожалуйста цветок, который передаёт ваше настроение в конце урока.
Розовый цветок – всё получилось, работал активно, самостоятельно справлялся с заданиями.
Оранжевый цветок - всё получилось, работал активно, с заданиями справлялся полностью с небольшой помощью товарища или учителя.
Зелёный цветок–работал на уроке, не всё получилось,справился с незначительной ошибкой, с небольшой помощью.
На этом мы закончим урок, но с русской избой не прощаемся. А на следующих уроках узнаем еще много её секретов.
Домашнее задание. Подготовить мини проект в группах.
1 тема: «Приметы, связанные со строительством домов и новосельем на Руси и в наше время
2 тема: «Деревянные здания в нашем городе» Кто их строил? Когда Как украшали?
3 тема: « Деревня в произведениях русских художников». Что изобразили художники на своём полотне? Какие краски использовали при изображении избы? Что они хотели показать своей работой?
Словарь терминов
Венец- один ряд брёвен в срубе, скреплённых между собой по углам врубками.
Дымник- наружная часть деревянного дымохода избы или верхнее отверстие для выхода дыма из юрты.
Крыльцо- наружная пристройка при входе в дом с площадкой и лестницей.
Лобовая доска- украшенная резьбой доска, закрывающая переход от бревен стены к доскам фронтона избы.
Наличник- украшенное обрамление окна.
Оберег- специальный предмет, знак или орнамент на жилище и народном костюме, предназначенный по поверьям охранять, оберегать от дурных сил, от всего злого.
Полотенце- резная доска, свисающая со стыка причелин.
Причелины- доски, обычно украшенные резьбой; ими закрывают торцы скатов избяной крыши.
Сруб – построение из брёвен, образующее стены построек.