Эссе по теме «Кого я считаю широко образованным человеком»
Эссе по теме «Кого я считаю широко образованным человеком»
Кого я считаю широко образованным человеком? Данный вопрос можно понимать двояко. С одной стороны, как попытку дать определение понятию «образованный человек». С другой, привести конкретные примеры людей, которых я считаю образованными. В своем эссе я попытаюсь ответить на оба вопроса. Причем считаю необходимым начать с решения первой задачи. Однако любое понятие, будучи привязано к обществу, использующему это понятие, также обладает своей историей развития, параллельное истории развития этого общества. Поэтому я начну свое эссе с краткого очерка по истории развития понятия «образованный человек».
Идеал образованного человека, как все человеческие идеалы, не выдумывается, а строится на традиции. Так как наша культурная традиция была прервана «коммунизмом», то надо вернуться к тому времени, когда произошла эта катастрофа, и обдумать, что было идеалом образованного человека до революции. По выражению одного мудреца, «выход обычно находится там, где когда-то был вход». Заметим тут же, что человеческие идеалы – это то же самое, что примерно с 1905 года стали называть «культурными ценностями», воображая, будто от такого изменения терминологии в них станет больше науки.
Итак, каков был идеал образованного человека в дореволюционной России, воплощенный в образованности ее лучших людей? Если мы хотим связать концы разорванной традиции, надо прежде всего спросить, каковы были ее лучшие носители до катастрофы. Образованный человек начала двадцатого века был прежде всего гуманитарно образован. Он знал русский язык, как его теперь не знают: много читал и понимал прочитанное; грамотно писал, и не просто грамотно, а стилистически правильно выражая свои мысли и чувства; умел говорить связно и логично, не затрудняясь поиском нужного слова или оборота. Он достаточно знал историю русского языка, чтобы читать нашу старую литературу, понимать «Слово о Полку Игореве» и русские летописи; он знал и начала старославянского языка – достаточно, чтобы понимать Библию в переводе Кирилла и Мефодия (это гениальный перевод, а «синодальный» перевод девятнадцатого века бездарен).
Он практически владел французским и немецким языками: читал на этих языках, не пользуясь словарем, все современные тексты, свободно говорил на них с носителями этих языков, умел писать без ошибок на этих языках. Более того, в его область знания входил уже в начале века (или еще ранее) и английский язык. Он читал художественную литературу на языке подлинников. Следовательно, ему была доступна поэзия других народов, исчезающая в переводах (грустная истина состоит в том, что стихи перевести нельзя). Поэтому он способен был понять Монтеня и Монтескье, Локка и Юма, Лессинга и Гете. Нередко он читал в подлиннике и Данте! Он мыслил не только на родном языке, но переходил к другим языкам, когда находил в них нужные выразительные средства. Если хотите понять, что это значит, читайте Тургенева, особенно – Герцена. Но русская литература была у образованного человека в крови.
Он практически владел латинским языком, а нередко и греческим. Это значит, что он читал древних авторов в подлиннике, редко имея надобность в словарях. Его не затрудняли «крылатые изречения», собираемые теперь в особые книжечки для нынешних невежд. Европейская культура была для него собственным садом, где он мог дышать чистым воздухом и видеть благородные формы знакомых растений.
Он знал историю – не в нынешнем смысле собирания фактов, а в более глубоком смысле вдумчивого переживания и понимания прошлого. Он знал ее не только по учебникам, но и по книгам лучших историков прошлого. Он читал Ливия и Тацита, Геродота и Фукидида, знал Макиавелли и Токвиля. Греческую историю он знал по Гроту, римскую по Моммзену, русскую по Ключевскому. И эти авторы не всегда его удовлетворяли!
Он имел свои предпочтения в философии, но более важных для него философов он сам читал – обычно в оригиналах. Он мог считать Гегеля шарлатаном, но знал, кто такой был Гегель; мог учиться у Маркса или оспаривать его, но читал самого Маркса.
Все это было для него общим образованием, предпосылкой его специальной работы. Он мог быть историком, как Милюков, геологом, как Вернадский, биологом, как Вавилов. Но прежде всего он был русский интеллигент. Не думайте, что я изобразила здесь только идеал! К нему приближались многие, и нередко его достигали. Образованных людей было много. Знаете ли вы журналы и газеты, романы и стихи, наконец, школьные учебники начала века?
Теперь я считаю необходимым привести современное общепринятое определении образованного человека. Образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями. Как видно из этого определения, изменения определения касаются в большей степени пользы образованности.
В моем понимании, образованный человек- это не просто выпускник престижного государственного вуза, человек с хорошим кругозором и грамотным русским. Это человек, умеющий и любящий учиться, образование которого не закончилось с окончанием института-школы-ПТУ. Это человек, в первую очередь, открытый для восприятия чего-то нового. Престижный государственный ВУЗ абсолютно ничего не гарантирует. Это человек, умеющий добывать знания, и, самое главное, умеющий ими пользоваться. Человек, который способен, пользуясь своими систематизированными знаниями, анализировать происходящее, иметь свою точку зрения и способный ее аргументировано отстоять. Этот человек должен любить получать знания, а не останавливаться на достигнутом.
Для того, чтобы объяснить свою точку зрения, я приведу пример человека, которого я считаю образованным.
Мой дед в 1932г. пришел на ТЭЦ в 17 лет работать кучером и за свою трудовую деятельность вырос до заместителя начальника цехом. Образования он не получил- большая семья, война, 6-ро детей, не до учебы. Это не дало ему подняться выше, хотя воспитанный и интеллигентный был человек! Постоянно внедрял на производстве новые технологии, за что вся трудовая в благодарностях (отрез на костюм, путевка в Чехословакию и так далее)Образованные люди всегда обращались к нему за советом. При этом: делал мебель, шил обувь, ремонтировал старинные часы, играл на баяне, гитаре, балалайке и нянчил внуков так, что детство для меня прошло как в сказке! Вот это образованность!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Эссе по теме «Кого я считаю широко образованным человеком»»
Эссе на тему:
«Кого я считаю широко образованным человеком»
Выполнила:
Беликова Надежда Викторовна
Кого я считаю широко образованным человеком? Данный вопрос можно понимать двояко. С одной стороны, как попытку дать определение понятию «образованный человек». С другой, привести конкретные примеры людей, которых я считаю образованными. В своем эссе я попытаюсь ответить на оба вопроса. Причем считаю необходимым начать с решения первой задачи. Однако любое понятие, будучи привязано к обществу, использующему это понятие, также обладает своей историей развития, параллельное истории развития этого общества. Поэтому я начну свое эссе с краткого очерка по истории развития понятия «образованный человек».
Идеал образованного человека, как все человеческие идеалы, не выдумывается, а строится на традиции. Так как наша культурная традиция была прервана «коммунизмом», то надо вернуться к тому времени, когда произошла эта катастрофа, и обдумать, что было идеалом образованного человека до революции. По выражению одного мудреца, «выход обычно находится там, где когда-то был вход». Заметим тут же, что человеческие идеалы – это то же самое, что примерно с 1905 года стали называть «культурными ценностями», воображая, будто от такого изменения терминологии в них станет больше науки.
Итак, каков был идеал образованного человека в дореволюционной России, воплощенный в образованности ее лучших людей? Если мы хотим связать концы разорванной традиции, надо прежде всего спросить, каковы были ее лучшие носители до катастрофы. Образованный человек начала двадцатого века был прежде всего гуманитарно образован. Он знал русский язык, как его теперь не знают: много читал и понимал прочитанное; грамотно писал, и не просто грамотно, а стилистически правильно выражая свои мысли и чувства; умел говорить связно и логично, не затрудняясь поиском нужного слова или оборота. Он достаточно знал историю русского языка, чтобы читать нашу старую литературу, понимать «Слово о Полку Игореве» и русские летописи; он знал и начала старославянского языка – достаточно, чтобы понимать Библию в переводе Кирилла и Мефодия (это гениальный перевод, а «синодальный» перевод девятнадцатого века бездарен).
Он практически владел французским и немецким языками: читал на этих языках, не пользуясь словарем, все современные тексты, свободно говорил на них с носителями этих языков, умел писать без ошибок на этих языках. Более того, в его область знания входил уже в начале века (или еще ранее) и английский язык. Он читал художественную литературу на языке подлинников. Следовательно, ему была доступна поэзия других народов, исчезающая в переводах (грустная истина состоит в том, что стихи перевести нельзя). Поэтому он способен был понять Монтеня и Монтескье, Локка и Юма, Лессинга и Гете. Нередко он читал в подлиннике и Данте! Он мыслил не только на родном языке, но переходил к другим языкам, когда находил в них нужные выразительные средства. Если хотите понять, что это значит, читайте Тургенева, особенно – Герцена. Но русская литература была у образованного человека в крови.
Он практически владел латинским языком, а нередко и греческим. Это значит, что он читал древних авторов в подлиннике, редко имея надобность в словарях. Его не затрудняли «крылатые изречения», собираемые теперь в особые книжечки для нынешних невежд. Европейская культура была для него собственным садом, где он мог дышать чистым воздухом и видеть благородные формы знакомых растений.
Он знал историю – не в нынешнем смысле собирания фактов, а в более глубоком смысле вдумчивого переживания и понимания прошлого. Он знал ее не только по учебникам, но и по книгам лучших историков прошлого. Он читал Ливия и Тацита, Геродота и Фукидида, знал Макиавелли и Токвиля. Греческую историю он знал по Гроту, римскую по Моммзену, русскую по Ключевскому. И эти авторы не всегда его удовлетворяли!
Он имел свои предпочтения в философии, но более важных для него философов он сам читал – обычно в оригиналах. Он мог считать Гегеля шарлатаном, но знал, кто такой был Гегель; мог учиться у Маркса или оспаривать его, но читал самого Маркса.
Все это было для него общим образованием, предпосылкой его специальной работы. Он мог быть историком, как Милюков, геологом, как Вернадский, биологом, как Вавилов. Но прежде всего он был русский интеллигент. Не думайте, что я изобразила здесь только идеал! К нему приближались многие, и нередко его достигали. Образованных людей было много. Знаете ли вы журналы и газеты, романы и стихи, наконец, школьные учебники начала века?
Теперь я считаю необходимым привести современное общепринятое определении образованного человека. Образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями. Как видно из этого определения, изменения определения касаются в большей степени пользы образованности.
В моем понимании, образованный человек- это не просто выпускник престижного государственного вуза, человек с хорошим кругозором и грамотным русским. Это человек, умеющий и любящий учиться, образование которого не закончилось с окончанием института-школы-ПТУ. Это человек, в первую очередь, открытый для восприятия чего-то нового. Престижный государственный ВУЗ абсолютно ничего не гарантирует. Это человек, умеющий добывать знания, и, самое главное, умеющий ими пользоваться. Человек, который способен, пользуясь своими систематизированными знаниями, анализировать происходящее, иметь свою точку зрения и способный ее аргументировано отстоять. Этот человек должен любить получать знания, а не останавливаться на достигнутом.
Для того, чтобы объяснить свою точку зрения, я приведу пример человека, которого я считаю образованным.
Мой дед в 1932г. пришел на ТЭЦ в 17 лет работать кучером и за свою трудовую деятельность вырос до заместителя начальника цехом. Образования он не получил- большая семья, война, 6-ро детей, не до учебы. Это не дало ему подняться выше, хотя воспитанный и интеллигентный был человек! Постоянно внедрял на производстве новые технологии, за что вся трудовая в благодарностях (отрез на костюм, путевка в Чехословакию и так далее)Образованные люди всегда обращались к нему за советом. При этом: делал мебель, шил обувь, ремонтировал старинные часы, играл на баяне, гитаре, балалайке и нянчил внуков так, что детство для меня прошло как в сказке! Вот это образованность!