Рассматривание картины И. И. Шишкина «Утро в сосновом бору»
Цель: Знакомство с творчеством русских художников – пейзажистов.
Задачи: Продолжать знакомить детей с творчеством И.И. Шишкина. Формировать представление о выразительных средствах, используемых художником для создания образа. Упражнять в рисовании животных (медведя). Продолжать развивать художественное восприятие произведений живописи. Развивать умение давать эстетическую оценку произведению. Воспитывать интерес к живописи.
Материал: презентации («Творчество И.И.Шишкина», «Работы художника в музеях России», репродукция портрета И. И. Шишкина, репродукция картины И. И. Шишкина «Утро в сосновом бору», краски, кисти, баночки с водой, карандаши, бумага А4.
Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Коммуникация», «Познание», «Художественная литература», «Социализация», «Здоровье».
Ход непосредственно образовательной деятельности
Удивительный мир окружает нас, ребята, это мир природы. Уметь видеть ее красоту помогают нам художники. Как называют картины природы, которые они рисуют? (пейзаж) В России жил замечательный художник-пейзажист И. И. Шишкин. Он любил рисовать лес. Посмотрите на его портрет. Крепкий, широкоплечий мужчина, с бородой, чем-то напоминает могучее дерево. Он стоит, опершись на длинную трость, в высоких сапогах, через плечо ящик с красками перекинут. Кажется, что он только вышел из леса, который виднеется вдали.
И. И. Шишкин родился в Елабуге на реке Каме. Город Елабуга окружен непроходимым лесом. Целыми днями бродил он по лесу, изучал и рисовал природу. А особенно он любил рисовать сосны. Если внимательно посмотреть на картины И. Шишкина, то покажется, будто мы в лесу, чувствуем дыхание леса, веет свежим ветром с полей, становиться светлее и солнечней. 600 картин написал художник и каждой картиной говорил: «Как удивительно красиво и богата природа! Любите её!». Художник очень любил лес. У поэта Баратынского есть стихи :
С природой одною он жизнью дышал:
Ручья разумел лепетанье,
И говор древесных листов понимал,
И чувствовал трав прозябанье.
Однажды летом, когда Ване было 9 лет, сидел он в лесу возле своего любимого родничка и писал акварельными красками. Он любил тут рисовать – вода рядом, принесешь в горсти, сольешь во впадинку большого белого камня, как в чашку, да и мой себе кисточку. Ваня так увлекся рисованием, что не заметил. Как к нему подошел почтальон и присел рядом с ним. Вдруг на полянке появился медведь, - пушистый, коричневый с янтарными глазами. Почтальон очень испугался. Вслед за медведем появились 2 медвежонка. Ваня быстро стал мешать кистью краски – желтую с темно-коричневой и бордовой, чтобы зарисовать их. Почтальон шепчет: «Что ты, что ты, пусть уходят!» А Ваня говорит: «Мишенька, друг, подойди сюда» - и медвежонок, словно понял и пошел к людям. От испуга почтальон упал на землю, а Ваня, пожалев его, сказал, обращаясь к медведям: «Ладно, уж, уходите, боится он вас!» Все трое повернулись назад и скрылись в лесу. А Ваня заплакал оттого, что не смог зарисовать их и очень сердился на почтальона.
(Показ картины «Утро в сосновом лесу»)
Посмотрите на эту картину. Она называется «Утро в сосновом лесу». Ее нарисовал Шишкин, уже взрослым человеком.
Кажется, недавно бушевала тут буря, ломала деревья, корежила их из земли. А сейчас встает доброе утро, и медвежата веселятся на опушке старого дремучего леса. От картины веет спокойствием и безмятежностью. Посмотрите внимательно: какие деревья нарисовал художник? Правильно, это сосны. А как называется лес, в котором растут сосны? Верно, сосновый бор. Посмотрите, какие они высокие и могучие:
Сосны чуть пониже туч,
По стволам смола стекает,
И с утра на них играет
Золотой зайчонок-луч.
Словно в синем море волны,
Лес шумит, прохладой полный.
В зелень яркую одетый,
Он хорош в разгаре лета.
-Как вы думаете, какой главный цвет в лес? (Зеленый) .
-Одинаковый ли зеленый цвет использует художник, когда рисует лес, а почему? (Нет, его оттенки, чтобы изобразить старое дерево или молодые сосенки, показать солнечные и теневые места в лесу) .
- Как вы думаете, какое время дня изображено на картине, почему? (Утро, так как солнце только взошло и осветило верхушки деревьев, на траве и листьях видна роса) . Кого вы видите в центре картины? (Медведицу с медвежатами). Медведица с медвежатами вышла на прогулку, и медвежатам очень нравится лазать по поваленным деревьям. Какое настроение эта картина вызывает у вас? Мы не видим художника, не слышим его голоса, но как он рассказал нам о красоте леса? Верно, ребята, кистью и красками.
-А теперь давайте встанем и разомнемся:
Ветер дует нам в лицо , Махи кистями рук
Закачалось деревцо . Поднять руки вверх, наклонятся вправо-влево
Ветер дует тише, тише Опускают руки
Деревцо все ниже, ниже. Приседают
Чтобы клен скорей заснул, Глубокий вдох
Ветер на него подул. Продолжительный выдох
Клен, качаясь, засыпает,
Птенчиков в гнезде качает. Присели и встали.
- А теперь давайте представим себя художниками и впишем в пейзаж медведей. Изображения больших и маленьких медведей вы видите на доске, можете воспользоваться ими.
-Закрашивать их мы будем методом тычка. Возьмите кисть, макните её в коричневую краску и концом кисти аккуратно делайте легкие тычки на бумаге ( показ воспитателя). Посмотрите, краска похожа на густую медвежью шерсть. (Дети выполняют работу) А теперь давайте устроим выставку, рассмотрим наших мишек и разместим их на картине с пейзажем. Какой медведь получился самым веселым? Самым сердитым? Самым лохматым? Самым похожим на медведей с картины И. И. Шишкина? Пускай мы еще не художники, а только учимся рисовать, но рисунки у нас сегодня получились замечательные!