II/Формирование темы и цели урока, создание мотивации к работе 2.1.Постановка задачи | - Сегодня мы продолжаем говорить о русском деревянном зодчестве. мы с вами будем сказочные мастера. Представьте, что к вам пришли заказчики и попросили построить избу, а может быть терем, а может и царские палаты. Что это была бы за постройка? Где бы она находилась? Как бы вы ее украсили, чтобы заказчики были довольны? А заказчиков у нас несколько, ведь это ваши сказочные герои. | | Дети рассматривают иллюстрацию |
2.2.Вступительная беседа | . Все мы живём в одинаковых 5-ти или 9-ти этажных "коробках", не обременённых архитектурными излишествами. Но когда мы попадаем в старинную часть некоторых российских городов, например, Ярославль, Суздаль, Ростов Великий, то можем найти тихие улочки с постройками 19 века, украшенные затейливыми узорами старинных деревянных домов (Демонстрация иллюстраций). "Деревянное кружево!"- восклицаем мы, глядя на резные, волнистые карнизы домов, крылец, на наличники окон, ворота, украшенные многочисленными и равномерно повторяющимися зарубками и надрезами. Первое впечатление: мастера вырезали это сказочное узорочье по своей прихоти, побуждаемые своей фантазией и стремлением к красоте. В действительности всё обстоит сложнее, чем мы думаем. Избяные украшения не досужий вымысел наших далёких предков. А это знаки – обереги. - Какие знаки – узоры использовали мастера для украшений? - Настоящие чудеса творили умелые руки мастеров из дерева. На Руси рубили деревянные крепости, храмы, избы. - Что такое изба? - Что объединяет эти строения? -Дерево всегда было любимым и распространённым материалом на Руси. Каждой породе дерева отводилась своя роль, у каждой было своё назначение. Например: для нижних венцов сруба использовали лиственницу, для рубки клетей - сосну, для свай, оконных и дверных колод - дуб, для настила полов и потолков - ель, для резных и столярных работ - липу и клён. -Что придаёт нарядность этим зданиям? - В каких сказках описываются разные избы?
- Давайте вспомним «Сказку о рыбаке и рыбке», как А.С.Пушкин описывает жилища старика и старухи. (Демонстрация иллюстраций) Какое жилье у них было сначала? - Как назывался дом, когда старик со старухой стали жить побогаче? - Как стал называться дом, когда старуха стала столбовою дворянкой? - Ребята, а если бы вы строили себе дом, каким бы он был? Где бы вы его построили? |
Солнце,земля,вода
Они все из бревна
узоры, резьба («Ледяная избушка и лубяная», «Сказка о золотой рыбке», «Гуси лебеди», во всех сказках А.С. Пушкина изображены такие дома. Ветхая землянка
«Перед ним изба со светелкой, С кирпичною, беленою трубою, С дубовыми, тесовыми вороты» Высокий терем.
в городе, в деревне, в лесу |
(Дети рассматривают иллюстрации.)
Дети рассматривают иллюстрации |
III. Физминутка
IV. . Работа над темой урока
VI. А теперь приступаем к практической самостоятельной работе. VII.анализ работы
VIII.итог работы
XI.Рефлексия | Дети по лесу гуляли, За природой наблюдали
Вверх на солнце посмотрели И их лучики согрели. Бабочки летали, Крыльями махали Дружно хлопаем, Ногами топаем! Хорошо мы погуляли, И немножечко устали!
1.Представьте,какой сказочный герой живет в вашем домике? 2.Выберете подходящую форму для домика. 3.Украсьте домик(узоры,др.детали)что домик принадлежит именно этому герою 4.Если необходимо дорисуйте необходимые детали Вначале рисунок намечаете карандашом, затем в цвете - А сейчас продумайте последовательность вашей работы: композиция постройки, ее узоры, цвета, какие предметы будут вокруг, др. И как только ваши дома будут «построены», мы соберемся и постараемся угадать, кто же будет хозяином этой постройки?
Не те цвета подобранные Разукрасили рано не успело высохнуть Дома слишком маленькие и др. - Что нового узнали? Чему научились? Что помогло? - Как работал ты? - Какие чувства вызывают у тебя работы твоих одноклассников?
| (Дети маршируют на месте) Ладонь прикладывают к глазам) Поднимают головы кверху, «тянутся к солнышку» Машут руками Хлопают в ладоши Топают ногами Маршируют, делают в дох-выдох Дети садятся на свои места | |