I. Организационный момент | Проверяет готовность обучающихся к уроку. Слушают песню «Богатырская наша сила», сл. Н. Добронравова, муз. А. Пахмутовой. – Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? – Правильно, о богатырях, воинах, защитниках Руси | Получив целевую установку, слушают учителя, отзывчиво и эмоционально выражают свое отношение к прослушанной песне. Отвечают на вопрос | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться, проявляют эмоционально-ценностное отношение к культуре Руси |
II. Изучение нового материала | – Сегодня на уроке мы с вами продолжим работать по теме русского искусства. Мы посмотрим, какие же люди жили на Руси в древности, познакомимся с картинами художников, изображавших русских сильных людей, защитников Родины, а также попробуем сами создать образ древнерусского воина-защитника. – В Древней Руси сложились определенные представления о русских богатырях, воспетых в былинах. В древнерусском языке слову «богатырь» соответствуют слова «храбрец», «удалец». В народе про богатырей сложили много пословиц и поговорок, например: «Не родом богатырь славен, а подвигом». Это значит, что богатырь славен своими делами. «Доброе братство дороже богатства» – это значит, что дружба, братство, единый дух всегда дороже всего на свете, любых материальных благ. – Давайте посмотрим на картину художника В. М. Васнецова «Богатыри». Может, кто-нибудь из вас назовет мне былинных героев? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.) – Над этой картиной художник работал 25 лет. Она огромного размера – фигуры богатырей созданы более чем в натуральную величину. Богатыри возвышаются над линией горизонта, и этим подчеркивается значительность их образов. Илья Муромец был среди них старшим, по преданию, он сын рязанского крестьянина. Прославился он победой над монголо-татарами и над Соловьем-разбойником. Он добрый и отзывчивый, но суровый и беспощадный к врагам. Добрыня Никитич прославился борьбой за русскую землю с ханом Батыем. Богатырь полон доблести и высокого понимания долга и чести. Алеша Попович не только силен, но и хитер, смекалист. Он победил Тугарина Змея, не раз боролся с кочевниками и пал, по преданию, героем в знаменитой битве на реке Калке. – Рассмотрим картину Павла Корина «Александр Невский». – Что вы можете сказать про этого героя? – Князь Александр Невский в возрасте 20 лет со своей дружиной разгромил шведов на реке Неве. С тех пор князя стали называть Невский. Его фигура на картине занимает все полотно. Руки сжаты на рукояти меча, за спиной развевается древнее русское знамя. Лицо князя – решительное, взгляд непоколебим. Специально опущена линия горизонта, чтобы показать значительность образа. Художник правдиво передает все детали воинского снаряжения. – Как выглядел древнерусский воин-дружинник, каким оружием он защищал страну? – А каким же снаряжением пользовался богатырь в битвах? (Щит, копье, меч.) – Скажите, к какому виду искусства можно отнести те картины, которые мы с вами рассматривали? (Живопись.) – Но не только художники-живописцы посвящали свои картины древнерусским воинам-защитникам. Давайте посмотрим и другие произведения. – В. А. Фаворский выполнил гравюру на дереве,иллюстрацию к литературному произведению «Слово о полку Игореве». К какому виду искусства относится данное изображение? (Графика.) – К «Слову о полку Игореве» были сделаны и другие, более древние иллюстрации миниатюры. – Какими же чертами характера должен обладать богатырь? (Храбрость, мужество, сила, смелость, достоинство, честь, ум, упорство, преданность Родине.) | Слушают учителя, отвечают на вопросы. Обсуждают, сравнивают, анализируют Отвечают на вопросы. | Личностные:имеют мотивацию учебной деятельности, способность к эстетической оценке произведений русской живописи, понимают значимость предмета «Изобразительное искусство». Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о мужественном образе древнерусского воина-защитника. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные:умеют строить понятное монологическое высказывание |
III. Творческая практическая деятельность | Приступайте к выполнению задания по плану: 1. Подумайте, какое расположение листа (вертикальное или горизонтальное) нужно использовать для вашей работы. 2. Наметьте лицо и шею богатыря, его фигуру. 3. Покажите детали костюма. 4. Прорисуйте черты лица. 5. Окончательно доработайте образ воина-защитника | Составляют план работы. Рисуют графическими материалами | Познавательные: умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности. Регулятивные: составляют план и последовательность действий; контролируют сличение способа действия и его результата. Коммуникативные: задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения рисунка |
IV. Итог урока. Рефлексия | – Что нового узнали вы на уроке? – Рассмотрите выполненные вами работы и подумайте, все ли у нас получилось. Удалось ли нам передать образ русского богатыря? – Сегодня на уроке мы с вами хорошо потрудились. Молодцы! | Рассматривают выставку, оценивают работу свою и одноклассников. Отвечают на вопросы | Личностные: понимают значение знаний для человека, воспринимают произведения искусства; связывают свои наблюдения из жизни с оценкой увиденного в произведениях искусства. Регулятивные: оценивают свою работу |