kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Дом – космос. Единство конструкций и декора народном жилище"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Дом – космос. Единство конструкций и декора в народном жилище»

Цели и задачи урока:

а) Дидактическо - образовательные.

Формирование художественных знаний, умений, навыков.

  1. Познакомить учащихся с понятием изба, как традиционного русского жилища. Единственной его конструкцией декора.

  2. Понимать особенности декоративно-прикладного искусства;

  3. значение древних корней народного искусства;

  4. Особенности народного (крестьянского) искусства своего края, области;

  5. Содержательная взаимосвязь между декоративным и музыкально-поэтическим фольклором.

    Знать:

  6. Уметь различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен.

В процессе практической работы учащиеся должны:

- отражать в рисунках и проектах единство формы и декора на доступном уровне;

- создавать собственные  проекты импровизаций в русле образного языка народного искусства (вариации орнаментальных мотивов).

б) Воспитательные цели и задачи урока.

- Показать познаваемость мира (на отдельных фрагментах урока), причинно- следственные связи  явлений природы и общества.

- Развивать чувство самоконтроля, развивать работоспособность (физминутка, смена занятий) предупреждение утомляемости.

- Воспитывать любовь к родине, к её традициям и народной культуре.

- Воспитывать уважение к сохранению и восстановлению народных промыслов в Смоленске

в) Задача развития личности учащегося

- Развивать творческую и познавательную активность;

- Учиться в ходе восприятия декоративного искусства и в процессе собственной практической работы обращать внимание в первую очередь на содержательный смысл  художественно-образного языка декоративного искусства, иметь связывать его с теми явлениями в жизни общества, которыми порождается данный вид искусства.

- Формировать практические навыки  работы  с конкретными материалами.

- Умение передавать единство формы и декора избы (на доступном данном образе).

- Развивать умение работать в коллективе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.

а)

-

- В

-

-

И

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Дом – космос. Единство конструкций и декора народном жилище" »

10


МБОУ «ГИМНАЗИЯ №4»











«Дом – космос. Единство конструкций и декора
в народном жилище».



Учитель изобразительного искусства

Уласень Алла Филаретовна





















г. Смоленск



Тема: «Дом – космос. Единство конструкций и декора в народном жилище»

Цели и задачи урока:

а) Дидактическо - образовательные.

Формирование художественных знаний, умений, навыков.

  1. Познакомить учащихся с понятием изба, как традиционного русского жилища. Единственной его конструкцией декора.

  • Понимать особенности декоративно-прикладного искусства;

  • значение древних корней народного искусства;

  • Особенности народного (крестьянского) искусства своего края, области;

  • Содержательная взаимосвязь между декоративным и музыкально-поэтическим фольклором.

Знать:

  1. Уметь различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен.

В процессе практической работы учащиеся должны:

- отражать в рисунках и проектах единство формы и декора на доступном уровне;

- создавать собственные проекты импровизаций в русле образного языка народного искусства (вариации орнаментальных мотивов).

б) Воспитательные цели и задачи урока.

- Показать познаваемость мира (на отдельных фрагментах урока), причинно- следственные связи явлений природы и общества.

- Развивать чувство самоконтроля, развивать работоспособность (физминутка, смена занятий) предупреждение утомляемости.

- Воспитывать любовь к родине, к её традициям и народной культуре.

- Воспитывать уважение к сохранению и восстановлению народных промыслов в Смоленске

в) Задача развития личности учащегося

- Развивать творческую и познавательную активность;

- Учиться в ходе восприятия декоративного искусства и в процессе собственной практической работы обращать внимание в первую очередь на содержательный смысл художественно-образного языка декоративного искусства, иметь связывать его с теми явлениями в жизни общества, которыми порождается данный вид искусства.

- Формировать практические навыки работы с конкретными материалами.

- Умение передавать единство формы и декора избы (на доступном данном образе).

- Развивать умение работать в коллективе.

Структура урока

Варианты взаимодействия, элементы урока с элементами музейной педагогики, исследовательским материалом, моделированием, проектированием, информационными технологиями.

Тип урока

Изучение нового материала. Закрепление. Приобретение оценочных знаний. систематизация знаний.

Форма урока

Фронтальная работа. Рассказ сотрудника музея. Заочная экскурсия с элементами музейной педагогики и исследовательского материала. коллективно-творческая мастерская «Будущие мастера зодчие».

Основные методы применяемые на уроке: словесный (рассказ, объяснение), метод музейной педагогики, исследовательский, наглядный (наблюдение, демонстрация, экскурсия), практический (коллективно-поисковая работа по группам).

Дидактические методы:

  1. приобретение знаний;

  2. формирование умений и навыков;

  3. применение знаний;

  4. творческая деятельность;

  5. привитие оценочных качеств учащимися;

  6. контроль.

Методы учебно-познавательной деятельности:

  • объяснительно-иллюстративный;

  • репродуктивный

  • частично-поисковый

  • проблемное изложение

  • исследовательский

Краеведческая работа – изучение элементов избы родного края. Экскурсия в музей (содействовать формированию интереса к изучению местного декоративного искусства).

Связь с уроками: музыки, истории.

Оборудование урока

Материалы: тонированная бумага, восковые мелки, сангина.

Зрительный ряд: набор слайдов «Кижи», слайды и репродукции с элементами декоративного убранства русских изб в разных регионах России.

  1. Фрагменты лобовых досок крестьянской избы. Лев 19в. Сирин 19в.

  2. Наличник окна светелки крестьянской избы Сер.19в.

  3. Схема-таблица с изображением русской избы.

  4. Учебник стр.184.

  5. Иллюстрации сказок художником Билибиным с изображением изб, терема.

  6. Репродукции А.Васнецова-картины Древних городов.

Музыкальный ряд: народная музыка в инструментальном изложении; музыкальный эпиграф: свадебные колокольные звоны.

Литературный ряд: В.Г.Смирнов. Сказки с изображением изб.

Задание: создание поисковых групп по направлениям народного искусства. Выполнение эскизов декоративных элементов избы с использованием солярных знаков, зооморфных и растительных мотивов. Возможно создание эскизов фронтонов, наличника более крупных размеров (индивидуально-коллективная работа) для итогового занятия или школьного музея декоративного искусства.

План урока

Тема. Объем урока.

  1. Беседа с показом слайдов «Кижи». «История развития деревянного зодчества». 10 мин.

  2. Показ наглядных пособий и беседа об особенностях декоративного убранства фасада домов. Беседа «Традиции русского зодчества». Понятие «изба» (демонстрации слайдов ). 20 мин.

  3. Выполнение эскизов декоративных элементов избы с использованием солярных знаков, зооморфных и растительных мотивов. 10 мин.

  4. Домашние задание. 5 мин.

  5. Итоги урока. 5 мин.



«Дом-космос. Единство конструкции и декора в народном жилище»

Учитель: «На уроке мы должны составить эскиз декоративных элементов избы с использованием солярных знаков, зооморфных и растительных мотивов, на примере изученного материала.

Музыкальный эпиграф.

Вводная беседа учителя.

Когда мы говорим "архитектура", сразу вспоминаем известные еще по школьным учебникам грандиозные египетские пирамиды, древнегреческий Парфенон, древнеримский Колизей. Встают перед глазами величественные ансамбли Московского Кремля, Новгорода, Петербурга и нашего родного Смоленска - замечательные творения зодчих прошлых веков. Но посмотрите вокруг. Жилые дома, школы, театры, заводы, фабрики, стадионы, сады и парки - это также архитектура, и она связана со всей жизнью человека. В одних зданиях он живет, в других учится или работает, в третьих отдыхает. Все они строятся для практических нужд человека, но строятся по законам красоты, обладая определенной художественной выразительностью. Еще две тысячи лет назад великий римский зодчий Витрувий определил три качества, которым должно отвечать произведение архитектуры. Это прочность, польза и красота. При размахе строительства в нашей стране архитекторы не забывают об этом. Во многом они опираются на опыт прошлого, а он в русской архитектуре богатый.

Корни народного зодчества следует искать в тех далеких временах, когда основным строительным материалом было дерево, а самым распространенным населенным пунктом - деревня, названная так потому, что все строения в ней были деревянными. Огромные лесные богатства, сравнительная простота обработки и не слишком высокая стоимость обеспечили этому материалу особую популярность. Из дерева рубили избы и крепости, наводили мосты, ладили сани, баркасы и всевозможные орудия труда, гнули дуги и колеса, резали миски, ложки, детские игрушки.

Сколько труда и изобретательности понадобилось нашим предкам, прежде чем сложились типы зданий, была выработана определенная строительная техника, прежде чем появились шедевры мирового деревянного зодчества! Началось с малого, самого необходимого - с жилья.

Мы не знаем гениального изобретателя сруба, знаем лишь, что строили их и в глубокой древности, с переходом кочевых племен к оседлости. Было сделано величайшее открытие - принцип четырехкратности времени, пространства (четыре стороны света, четыре времени года). Истина слагалась из реальности восприятия мира, зажигала жизнью вещь-образ, формировала крепкое, величавое единство всех вещей в домашнем и трудовом окружении человека. Главным единством был дом. Дом-Космос, средоточение всех образов. Здесь царил высший порядок, подчинявший, направлявший, повседневностный и неподвластный времени. Образ русской избы сложился в главных чертах на Севере России, в Приморье, Заонежье. Далекий, непонятный, но интуитивно осязаемый, чувствуемый мир Космоса человек приближал к себе образами-уподоблениями, строя свою жизнь в согласии с природными ритмами. Черпая опору и одновременно защищаясь от невзгод, он ощущал себя частью природы и дом свой маленькой вселенной.

Люди строили свой мир, в котором присутствовали неразрывное единство с природой и чувство родства с окружающим миром.

Дерево служило основным материалом. Из дерева крестьянин мастерил почти все предметы, нужные ему в быту. Избы рубили тоже из дерева. Отсюда и слово «деревня».

Деревенские избы в старину ставились не по порядку, а, как говорили, «на радостном месте», чтобы хозяину было удобно и чтобы соседу не мешать. Со временем стали их выстраивать фасадом, то есть лицом, к дороге, и получилась «улица».

Избы в сёлах раньше никогда не красили и ничем не обшивали. Люди умели ценить удивительную красоту и теплоту дерева, его спокойную силу.

В пасмурный день брёвна изб смотрятся как серебряные, в погожий они голубеют, порой они тёмно-коричневые, а на солнце - как тёплый светящийся мёд.

Не сразу, не вдруг родилось строительное мастерство. Веками накапливался опыт, очищался от всего случайного, передавался из рук в руки, из поколения в поколение. Так вырастала народная строительная мудрость.

Очень большое значение для славян имел выбор места для строительства дома, поэтому существовало много обычаев и обрядов этому посвященных. Не менее важной была и рубка леса для дома. Обряд требовал выполнения многих условий: как войти в лес, как выбирать деревья и рубить их, что сделать, вернувшись домой из леса.

Русский дом со своими огромными крышами-крыльями, укрывающими многие внутренние помещения, летние и зимние с прилегающим двором, похож на корабль. «Символом небесной колесницы во вселенском Космосе» представлял свой дом крестьянин, сажая на крышу деревянный «конек» - знак солнца, времени.

Дом и двор - это особый вид пространства, начало и конец жизни, цепочка обрядов и празднеств.

В древности закладка нового дома начиналась с принесения в жертву Домовому курицы. Долгое время на Руси при строительстве сохранялся ритуал «строительной жертвы», посередине или под «красным» углом делали захоронение коня, быка, козы. Древние племена лесной зоны Европы нередко строили дома и храмы таким образом, что внутри помещения оказывались живые деревья. Чаще всего это были «благородные» деревья (дубы, ясени, березы) наделенные божественной благодатью. Такая конструкция напоминает представления об организации Космоса, бытовавшее у наших языческих предков. Сходство не случайно. Дерево, растущее внутри дома, было для славян (и не только для них) зримым воплощением Мирового дерева, зиждущего Вселенную: Землю и все 9 небес

В надежде на благополучие начинают строить на новолуние и растущую луну. А так же в период, когда солнце в полной силе - с весеннего до летнего солнцестояния. Чтобы обеспечить счастье и богатство, под углы первого венца бревен клали клочки шерсти, зерно, деньги.

Нередко под углы и середины закладных венцов подкладывали крупные камни-валуны или вкапывали в землю обрезки толстых бревен - «стульев», которые для защиты от гниения обрабатывали смолой или обжигали. При строительстве жилой избы «окладные» бревна старались класть так, чтобы нижний венец плотно примыкал к земле, зачастую для тепла и его даже слегка присыпали землей. С укладкой первого венца упорядочивалось пространство, обеспечивалось его замкнутость, непроницаемость для внешних, недобрых сил, хаос превращался в космос, то есть порядок.

После завершения «избного оклада» - укладки первого венца - начинали сборку дома «на моху», при которой пазы сруба для большей герметичности прокладывали надранным в низах и высушенным болотным мхом «мок-ришником» - это называлось «взамшить» сруб.

Изба - это слово звучало в древности как «истьба», «истопка», то есть жилище, которое отапливалось изнутри и служило надёжным укрытием от холода.

Крестьянин ставил свой дом-избу прочно, основательно, чтобы жить в нём было удобно и чтобы всякий, кто смотрел на него, радовался.

В устройстве избы соблюдался порядок, найденный трудом многих поколений. Заранее рубили массивные брёвна, чаще всего сосновые. А когда древесина становилась сухой, начинали ставить избу.

Со стороны посмотреть, кажется, что горизонтальные брёвна одно сквозь другое пропущены. Получается это так. Отступая от края бревна, делается вырубка до середины глубины, круглая, как чашка. В неё и ляжет другое бревно. Такой способ скрепления назывался «в обло» или «с остатком». Остаток был нужен, чтобы углы не так сильно промерзали зимой и не загнивали от влаги. В конструкции избы всё не случайно, всё со смыслом.

Каждый ряд скреплённых друг с другом брёвен составляет венец. Венец на венец - и вырастает клеть, или сруб.

Основным инструментом служил топор, которым работали с удивительным мастерством. Даже гвозди были не нужны.

Дома в старину не строили, а рубили без пилы и гвоздей. Топор - главное орудие производства русского плотника, им выполнялись все операции от рубки деревьев и поперечной перерубки бревен до вязки срубов и изготовления разных украшений. Пила стала применяться широко с 19 века, но она разрушала волокна древесины, способствуя большему впитыванию влаги в дерево.

Типов и вариантов врубок в русском деревянном зодчестве насчитывалось много. Наиболее распространенными были рубки «в обло» и «в лапу».

Употребляемые более сложные врубки «в крюк», «в замок» и другие называли, например, на Украине, немецкими. Немцы настаивали на своем превосходстве: славянские племена с древнейших времен заимствовали у «более просвещенных» германских и способы, и приемы строительства. Русские племена действительно не пренебрегали прогрессивными новшествами. Но раскопки показали: в старинном деревянном зодчестве использовались до 50 способов врубки. В том числе и те, что в 19 веке именовались «немецкими».

Покрытие русских деревянных построек было тоже рубленым. В бревенчатые фронтоны торцовых стен врубались горизонтальные бревна - слеги, которые несли кровлю. Для кровли употребляли тес, настилавшийся в перехлест, или лемех (черепица) - короткие дощечки, способные перекрываться («чешуйчатое обивание»), и округлые формы (бочки, кубы, шеи, главы). Многовековой строительный опыт русских плотников помог выработать совершенную и остроумную конструкцию безгвоздевой («самцовой») кровли жилых домов, все части которой крепились без железа. Вход в избу осуществлялся через холодные сени. Вход же в сени с улицы обычно оформлялся большим выразительным крыльцом («крыльца» значит крылья) на одном, двух или четырех столбах, перекрытым высокими шатровыми или двускатными крышами с витыми колонками и резными причелинами. Одни проще, другие пышнее, но все непременно приветливые и уютные. Они словно приглашают в дом. Крыльцо не просто отличало вход, связывало наружное пространство с внутренним, но и было местом, где происходили церемонии встреч и проводов гостей. Именно на крыльце гостю вручали хлеб-соль. Учитывая это назначение, крыльцо украшалось особенно тщательно и искусно. Оно становилось главным элементом композиции бокового фасада.

Двускатная крыша - шапка здания. Чем она выше, тем легче скатывается с неё снег и дождь. Окна — очи, глаза, свет. А над ними, как и положено, чело, так красиво раньше называли лоб. Здесь ж бывает лобовая доска, которая закрывает стык брёвен сруба с досками треугольника под крышей.

А края кровли выступают, и их концы прикрывают узорные доски -причелины. Стык причелин, чтоб в щель не попадала влага, вверху закрыт небольшим, свешивающимся вниз, полотенцем. Причелины, полотенце лобовая доска обязательно украшались резьбой. Как поразительно красиво и разнообразно это деревянное кружево. Оно напоминает ажур сплетённых лесных ветвей.

Каждая изба украшена с особой выдумкой. Но если приглядеться, всегда увидишь похожие мотивы. Например, на концах причелин и полотенец часто можно увидеть резную круглую розетку. Это символическое изображение солнца. В этих символах отголоски далёких времён, когда люди поклонялись могущественным силам природы. Мир представлялся древнему человеку населённым не только реальными существами, но и духами добра и зла. Защищая своё жилище от злых сил, человек изображал магические знаки-обереги на самых ответственных местах и особенно там, где прикрывались щели и отверстия. Так что украшение не только украшало, но и как бы охраняло.

Среди украшений-оберегов чаще всего встречаются изображения птиц и коней. Конь - верный помощник крестьянину и в труде, и в бою, и в пути. Часто можно увидеть деревянное изображение головы коня над избой. Этот конь-оберег завершает собой длинное выдолбленное бревно-охлупень, которое закрывает стык обоих скатов крыши. Его так и называют - конёк крыши. Резная доска, закрывающая выход слег на фа­сад - причелина.

Причелина с левого края кровли содержала символы восходя­щего утреннего солнца; с правого края - вечернее заходящее солн­це. Резная доска, крепящаяся на пересечении двух причелин, - по­лотенце - полуденное солнце в зените.

Ты видишь, что в доме крестьянина всё было продумано и всё имело своё значение. Постройка, изображение и украшение здесь помогают друг другу и объединены общим смыслом.

Окно — глаза на лице дома, связь с внешним миром, поэтому и наличники — самая украшенная часть избы. По всей нашей стране можно увидеть большое разнообразие украшенных наличников. Но и сегодня в их деревянном кружеве можно найти древние символические знаки. Несравненно больше внимания уделялось окнам, сквозь которые мог­ли проникнуть вездесущие навьи. Ще­ли в оконцах, сквозняки, зимний хо­лод, все, что могло причинить бо­лезнь, - все это преображалось в соз­нании древних людей в образы неви­димых, неосязаемых навьих. В связи с этим возник такой важный элемент заклинательного декора, как наличник, обрамление окон, обычно насыщенное языческой символикой, ведь оконный проем - это не только «окно в мир» и в «белый свет» для обитателей избы, но и глазок для чу­жих людей и сторонних злых сил, которые могут подглядеть в него жизнь внутри жилища, проникнуть внутрь, или хотя бы сглазить тех, кого удастся увидеть в окно.

Крестьянский дом - это часто не один сруб, а несколько, соединённых под одной крышей. Иногда изба стоит на подклети, которая предохраняет от сырости.

Встречаются избы двух- и трёхэтажные. От таких деревянных строений веет несокрушимой мощью: смотришь, и возникает образ крестьянина-богатыря, неиссякаемо изобретательного, удалого и в то же время степенного, прочного.

В русском народном зодчестве польза и красота, сливаясь в единое целое, соответствующее назначению сооружения, были нераздельны. Красота всегда была важной стороной жилой среды. И это являлось неизменной чертой русского деревянного зодчества. И поскольку в душе плотника уживались строитель и художник, он всегда заботился, чтобы жилище было не только прочным, теплым, удобным, но еще обязательно и красивым. Старые постройки радуют глаз красотой своего облика, удивительно точно найденными пропорциями, всегда уместными декоративными элементами: от фантастических птиц, русалок, диковинных цветов до множества солнц.

Строительство дома завершено. Построенный на священной
земле предков, освященный специальным магическим обрядом,
за­щищенный символикой солнца и небесных сил, находящийся под
покровительством домового, дом готов принять новую семью и
положить основу новому роду.

В заключение беседы учащимся предлагаю вести самостоятельные наблюдения в городе декоративного убранства домов, проводить поиски сведений у местного населения о мастерах деревянной резьбы.

1. Наблюдали ли вы подобные украшения домов на улицах вашего города?

2. Чем можно объяснить, что в прошлом жители городов и сел нашего края стремились к украшению своих жилищ, например наличниками, карнизами и другими декоративными изделиями выполненных из дерева?

3. Скажите, что нужно для того, чтобы хорошо знать декоративное творчество народных мастеров родного края?

4. Постановка художественных задач. Рассмотрите декоративное убранство дома во время прогулки по городу. Сделайте зарисовки понравившихся вам строений.

Возможно создание украшения фронтона, наличника более крупных размеров (индивиадуальная-коллективная работа).



Уласень А.Ф.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
«Дом – космос. Единство конструкций и декора народном жилище"

Автор: Уласень Алла Филаретовна

Дата: 24.10.2015

Номер свидетельства: 243397


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1660 руб.
2070 руб.
2110 руб.
2640 руб.
1690 руб.
2110 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства