kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Диптих, триптих в сюжетной композиции

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с понятиями диптих, триптих. На практике изучение возможностей создания композиции способами совмещения разновременных событий, сочетание разнонаправленного движения, на примере иллюстрирования сказки "Федорино горе".

Просмотр содержимого документа
«Диптих, триптих в сюжетной композиции»

Тасеевская детская художественная школа







Конспект урока

«Диптих, триптих в сюжетной композиции»










Преподаватель:

Извольская А.А.

Класс 4

Предмет:

Композиция



Конспект урока «Диптих, триптих в сюжетной композиции»


Преподаватель: Извольская Анна Александровна

Учебный предмет: Композиция

Класс: 4 предпрофессиональной изобразительной программы

Тип урока: изучение нового материала

Продолжительность урока: 2 академических часа

Продолжительность изучения темы: 8 академических часов

Цели урока: изучение возможностей создания композиции способами совмещение разновременных событий, сочетание переднего и дальнего планов (наплывы), сочетание разнонаправленного движения.

Упражнения на примере иллюстрирования сказки «Федорино горе».

Задачи:

образовательная – выработать умения создавать серию композиций, связанных общностью темы, техники, стилистики исполнения;

воспитательная - воспитывать интерес к творчеству; приобщать учащихся к истокам мировой и национальной культуры через расширение и углубление знаний и представлений о прекрасном

развивающая - развивать у детей творческое воображение, фантазию; развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность, креативное и образное мышление;

Межпредметные связи: рисунок, живопись, графика

Опорные понятия: сюжет, плановость, точка зрения, цветовая гамма

Новые понятия, термины: диптих, триптих, модульная картина

Организация пространства: кабинет живописи, доска с наглядностями, проектор с экраном, компьютер, конспект


Ход урока


  1. Организационный момент:


Здравствуйте, ребята! За время обучения в художественной школе вы уже получили много знаний о композиции, создавали различные творческие работы. Но сегодня мы посмотрим на построение композиции «новым» взглядом. Художественное творчество многогранно и очень разнообразно. Знания, полученные на данном уроке многим пригодятся в итоговой дипломной работе, где вам предстоит показать все свои умения, знания и навыки, полученные за время учебы


  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

С первого класса вы знаете, что построение любой композиции (идеи) начинается с выбора формата. Он может быть горизонтальным (состояние покоя и тишины), вертикальным (состояние величия и приподнятости), и квадратным (стремление к равновесию и четко выраженный центр). Но что, если у вас несколько форматов и на них можно изобразить одну идею, единую композицию? Вот здесь нам поможет диптих и триптих!


Немного истории. Диптих. Первоначально это слово использовалось для обозначения складных письменных табличек, используемых в древнеримские времена. Две доски, чаще всего деревянные, но также они могли быть костяными или металлическими, были прикреплены друг к другу так, что их можно было сложить друг к другу внутренними поверхностями. Внутри они были покрыты слоем воска, на котором можно было писать.

В последующие века диптих стал использоваться для записи религиозных историй, почитания святых и других важных фигур. Благодаря петлям, скрепляющим 2 части, художественные произведения не повреждались и их можно было легко переносить.

Например, диптих 15-го века с изображением Святого Стефана и Мартина, были вырезаны из слоновой кости и камня.

Диптихи были популярны у художников на протяжении многих веков. Как правило, две панели были просто тесно связаны друг с другом, хотя это могло быть одно и то же изображение, которое продолжалось на другой панели.

Слово триптих берет свое начало из греческого "триптихос", что означает «состоящий из трёх дощечек». С давних времен триптих традиционно используется для алтарей. Такой триптих включает в себя большую центральную панель и 2 панели поменьше по бокам. Трехкратный характер такого произведения отражает религиозный символизм числа 3.



Причины использования триптиха в искусстве:

Художник может по-разному  использовать три панели триптиха. Иногда они могут формировать единую сцену, а иногда – функционировать как отдельные части.

Художник может использовать триптих по любой из следующих причин:

- чтобы рассказать о чем-то, используя деление на начало, середину и конец истории;

- композиционно представить изображение в трех частях;

- изучить предмет с разных точек зрения или с помощью различных методов.

Таким образом, можно показать прогрессирование субъекта, например, его рост или, напротив, снижение. Продемонстрировать три отдельных элемента, которые связаны и дополняют друг друга.

В триптихе очень важно поддерживать единообразие в каждой части. Без одного цветового, стилевого или технического приема, который соединяет разные части, окончательная картина потеряет часть своего воздействия на зрителя.

Варианты размещения частей в триптихе могут быть самыми разными, как и их размеры. Триптихи традиционно висят в вертикальном формате и просматриваются слева направо.


Рассмотри несколько примеров:


-Центральная часть триптиха главная и большего размера

-Единая цветовая гамма (холодная)

- Продолжение сюжета



Триптих «Кино» 1977 г. Юрий Ракша

Поиск. Левая часть триптиха. Премьера. Центральная часть. Работа. Правая часть триптиха.

  • Единая цветовая гамма (использование черного и красного цветов)

  • Сюжет разновременной


«Труды Сергия Радонежского» Триптих. М. Нестеров

Картины были написаны в 1896—1897 годах. Это моменты жизни, когда Свя­той жил вместе с братией. Главную роль на этих полотнах Несте­рова играет пейзаж, причем разных времен года. На всех картинах триптиха Сергий подает пример братии.



Диптихи, триптихи и полиптихи в современном мире

Модульные картины, состоящие из нескольких частей – прекрасное, многогранное украшение дома.

Благодаря разнообразию своих форм, размеров, тематик, цветовых гамм такие картины смотрятся легко, воздушно и стильно.



3. Практическая работа с предварительным объяснением выполнения упражнения

Теперь мы можем приступить к практической работе, на формате А3 ватмана, где создаем иллюстрацию-триптих к сказке «Федорино горе». Зачитывается произведение.

- Ребята, вспомните, какие были герои в тексте и какие ключевые события вам запомнились больше всего? Вы самостоятельно выбираете цепочку действий из текста и размещаете в формате. Это рассказ в картинах: начало, середина и финал.


1.


2.

3.


Учащиеся выбрали для начала серии момент, где «несчастная» посуда убегает от хозяйки. Далее фрагмент триптиха – путешествие посуды и переживания Федоры. По итогу у всех изображена сцена труда и чистоты.


Главные герои выделены светлым или темным силуэтом. Во всех трех частях должны присутствовать «связующие» элементы. Это может быть повторяющий предмет или герой (например, самовар) или , наоборот, один, объединяющий (полотенце, деревья на заднем плане). Работы 1,2,3 выполнены в сближенной цветовой гамме, что еще более объединяет триптих.


4.


5.


В работах под номером 4 и 5 уже используется два - три цвета и также белый фон.


6.



7.

- Ребята, а теперь давайте попробуем посмотреть на это произведение с разных ракурсов, для того чтобы разнообразить линейку повествования в изображениях. Например, можно представить, как выглядел бы поход посуды в лесу, если бы их увидели птицы (ракурс сверху). А как будет страшно самой посуде, она ведь невысокого роста среди больших деревьев и животных (ракурс снизу). И на итоговой части можно еще более «оживить» посуду, передав ее хорошее настроение.


4) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.


Данная тема учащимися усвоена хорошо. Затруднения были с построением разного ракурса, трудно перенести полученные знания в 4 классе на предмете рисунок, полученных в процессе построения натюрмортов с различными точками зрения , в сюжетную композицию.


5) Подведение итогов занятия. Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу.

Все эти изученные приемы: ракурс сверху, ракурс снизу, связующие элементы, использование фона - должны применить при разработке своей дипломной работы.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Диптих, триптих в сюжетной композиции

Автор: Извольская Анна Александровна

Дата: 20.03.2021

Номер свидетельства: 576028

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства