kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО - ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ДРЕВОДЕЛОВ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан в рамках ФГОС. В материале представлены памятники древнерусской архитектуры, крестьянская изба, их состав и части. Этот урок позволяет развивать эстетическое, эмоциональное отношение к действительности, образное восприятие, творческие способности учащихся. На уроке используется мультимедийное оборудование, иллюстрации, изображения деталей декора экстерьера избы, технологическая схема конструирования избы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО - ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ДРЕВОДЕЛОВ »


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9

Ст. БАТУРИНСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БРЮХОВЕЦКИЙ РАЙОН











УРОК


ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

В РАМКАХ РАЙОННОГО СЕМИНАРА

ПО ТЕМЕ: «ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО - ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ДРЕВОДЕЛОВ».



5 класс







Учитель изобразительного искусства

Рожкевич О.А.







Ст. Батуринская




1

ЦЕЛЬ: Изучение языка декоративно-прикладного искусства, деревянного зодчества и составление сюжетно-декоративной композиции.

ЗАДАЧИ:

  1. Развивать эстетическое, эмоциональное отношение к действительности, образное восприятие, творческие способности;

  2. Формировать навыки конструирования из бумаги;

  3. Овладение выразительными возможностями художественных материалов.

Оборудование урока:

бумага, ножницы, клей ПВА, кисти, карандаши, гуашь, заготовки деталей для конструирования избы.

Зрительный ряд:

Мультимидийный проектор, презентация по теме урока, иллюстративный материал с изображением деревянного зодчества, изображения деталей декора экстерьера избы, технологическая схема конструирования избы.

Методы:

  1. Видеометод (просмотр, обучение).

  2. Наглядный (иллюстративный материал).

  3. Словесный (объяснение, вопросно-ответная беседа).

  4. Практический (учебно-производительный труд).

Тип урока: применение и закрепление полученных знаний на практике.

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний.

  3. Формирование новых знаний (запись в тетрадь).

  4. Практическая работа учащихся в парах.

  5. Подведение итога урока.

ХОД УРОКА.

1 слайд. Организационный момент.

Памятники архитектуры – это эстафета народной культуры, которую поколения передают друг другу.

- Что же такое архитектура?

Архитектура - как вид искусства, греческое слово, означает созидать, строить, зодчество.

С древних времен человек строил себе жилище. Кров- это главная материальная потребность человека. Маленький кусочек пространства, ограждающий его от огромного непредсказуемого мира, должен защищать от дождя, снега, согревать и давать душевный покой хозяину дома.

Крыша дома связывалась в народных представлениях с небом, клеть (прямоугольный сруб с окнами, дверью, полом) – с землей, а подклеть – с подземным миром.



2

Крестьянская изба становилась словно маленькой Вселенной, символизируя связь с космосом.

Русские люди основным строительным материалом выбирали лес.

ДЕРЕВО – постоянный спутник русского человека. Дерево давало кров над головой, тепло в печи, из него делали посуду, мебель. Оно сопровождало человека от колыбели и до самого конца его жизни.

Мягкий, ароматный, теплый материал прекрасно поддавался обработке. Эти его свойства дали начало замечательному ремеслу – резьбе по дереву.

2 слайд. Актуализация опорных знаний.

- Какие вам известны памятники древнерусской архитектуры?

Время и пожары не пощадили многие архитектурные памятники, но и то, что осталось, потрясает воображение современников. Архитектурные памятники сохранились в северных регионах России: Архангельской, Вологодской областях и в Карелии – Кижи. Это остров, который раньше назывался Кижат, то есть остров игрищ. В древние времена сюда из окрестных мест съезжалось множество людей развлечься, позабавиться. Они сразу замечали Кижский погост – две церкви и колокольню с примыкающими строениями.

Погост – от слова «гость», то есть место, где собирались гости.

Музей-заповедник в Кижах не имеет себе равных по художественной ценности. Здесь всегда огромное количество туристов из разных стран. Они приезжают, чтобы взглянуть на невиданные по красоте памятники деревянного зодчества и воздать дань уважения русским мастерам.

Кижский архитектурный ансамбль – Преображенская церковь – прекрасное творение рук человеческих. На острове Кижи сохранилась легенда, согласно которой Преображенскую церковь построил один-единственный мастер. Окончив работу, последний раз взмахнув топором, он отошел подальше, на берег озера, и оттуда долго смотрел на храм, потом бросил топор в воду и сказал: «Построил этот храм Нестор. Не было, нет, и не будет такой». Конечно это всего лишь красивая легенда, но доля правды в ней вероятно есть.

3 слайд. Из каких основных частей состоит русская изба?

Фасад русской избы с двухскатной крышей четко разделен на две части:

  1. бревенчатый сруб

  2. кровля

  3. фронтон избы

  4. «красные окна», наличники окон, ставни

  5. конек - верхний стык двух скатов крыши

6. карниз фронтона, лобовая доска.

Вдоль сруба, в верхней половине, расположены «красные окна», с раскрытыми ставнями они образуют на фасаде избы пышный декоративный пояс.




3

4 слайд. Основные типы бревенчатых изб:

1. кошель

2. глаголь

Человек обустраивал свой дом, наполнял образами не только для украшения, а для того чтобы привлечь к дому силы добра и света и защититься от злых сил.

5 слайд. Предлагается учащимся дать определения изученным понятиям:

- конь-охлопень – стык двух скатов крыши, это символ солнца, движущегося по небу;

- карниз, лобная доска – доска под фронтоном, украшенная резьбой;

- кровля – двускатная крыша;

- «красные окна» - красивые окна, украшенные пышной резьбой;

- сруб – основная, жилая часть избы;

- фронтон – находится под крышей на фасаде дома;

- фасад – лицевая, наружная часть дома.


6 слайд. Чем украшалась изба? Резьба по дереву. Какие элементы использовались в украшении?

На крыше дома должен был быть КОНЬ – охлупень.

- Вспомните, что символизирует образ коня? Это символ солнца, движущегося по небу.

Различные символы солнца в виде розеток и полурозеток украшали доски-полотенца и причелины.

Конек и солнечные знаки символизировали полуденное солнце в зените. Левый конец причелины – утреннее, восходящее, а правое-вечернее, заходящее.

В украшении ФРОНТОНА, «лица» дома, использовались ромбы, точки-отверстия, узорчатые орнаменты, символизирующие землю и дождь.

НАЛИЧНИКИ окон оформлялись особенно пышно. По тому же принципу устройства мира нижнюю часть украшали фантастические существа – русалки, львы-собаки, полурыбы, олицетворяющие подземный и водный мир. Эти изображения причудливо переплетались и перерастали в растительный узор – символы земли, выше в диковинных птиц и образы солнца.

Такие наличники, требующие огромного труда и любви к своему дому и семье, могли быть изготовлены только настоящими мастерами. Их берегли как семейную реликвию и переносили из старого дома в новый, благодаря чему до нашего времени сохранились шедевры деревянного зодчества.





4


7 слайд.

Основные выразительные средства архитектуры:

  1. пластика объемов

  2. ритм изображаемых объектов

  3. пропорции

  4. фактура и цвет поверхностей.


3. Формирование новых знаний (запись в тетрадь).

Записываем в тетрадях:

Мы с вами будем работать над украшением экстерьера архитектурного сооружения.

Записываем в тетрадь.

-Что такое экстерьер?(наружная часть любого архитектурного сооружения).


4. Практическая работа учащихся в парах.

1. Распределение объема работы в парах.

2. Конструирование избы из заготовленных деталей «бревнышек».

3. Создать живописный пейзаж.

4. Цветовой колорит избы, украшение фронтона и наличников окон.

Последовательность выполнения работы:

  1. определение формата;

  2. собрать из «бревнышек» сруб избы;

  3. сконструировать кровлю;

  4. украсить фронтон и наличники окон;

  5. создать живописный пейзаж вокруг архитектурного строения.

Требования к выполнению работы:

  1. Соразмерная компоновка на листе;

  2. Интересный, выразительный сюжет;

  3. Аккуратность и завершенность работы;

  4. Уборка рабочих мест.

5. Итог урока.

Выставка и анализ работ учащихся.












Проект урока изобразительного искусства в 5 классе


ПО ТЕМЕ: «ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО - ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ДРЕВОДЕЛОВ».


ЦЕЛЬ: Изучение языка декоративно-прикладного искусства, деревянного зодчества и составление сюжетно-декоративной композиции.

ЗАДАЧИ:

  1. Развивать эстетическое, эмоциональное отношение к действительности, образное восприятие, творческие способности;

  2. Формировать навыки конструирования из бумаги;

  3. Овладение выразительными возможностями художественных материалов.

Оборудование урока:

бумага, ножницы, клей ПВА, кисти, карандаши, гуашь, заготовки деталей для конструирования избы.

Зрительный ряд:

презентация по теме урока, иллюстративный материал с изображением деревянного зодчества, изображения деталей декора экстерьера избы, технологическая схема конструирования избы.

Методы:

  1. Видеометод (просмотр, обучение).

  2. Наглядный (иллюстративный материал).

  3. Словесный (объяснение, вопросно-ответная беседа).

  4. Практический (учебно-производительный труд).

Тип урока: применение и закрепление полученных знаний на практике.

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний.

  3. Формирование новых знаний (запись в тетрадь).

  4. Практическая работа учащихся в парах.

  5. Подведение итога урока.



Ход урока.

1. Организационный момент.

- Что же такое архитектура?









2. Актуализация опорных знаний.

- Какие вам известны памятники древнерусской архитектуры?

- Расскажите, чем особенен полуостров Кижи? Почему он так называется?

- Из каких основных частей состоит русская изба?

- Предлагается учащимся дать определения изученным понятиям.

- Какие типы бревенчатых изб вы знаете?

- Чем украшалась изба? Какие элементы использовались в украшении?

- Назовите основные выразительные средства архитектуры?


3. Формирование новых знаний (запись в тетрадь).

- Определение интерьера и экстерьера архитектурных сооружений.


4. Практическая работа учащихся в парах.

1. Распределение объема работы в парах.

2. Конструирование избы из заготовленных деталей «бревнышек».

3. Создать живописный пейзаж.

4. Цветовой колорит избы, украшение фронтона и наличников окон.


Последовательность выполнения работы:

1.определение формата;

2. собрать из «бревнышек» сруб избы;

  1. сконструировать кровлю;

  2. украсить фронтон и наличники окон;

  3. создать живописный пейзаж вокруг архитектурного строения.


Требования к выполнению работы:

  1. Соразмерная компоновка на листе;

2. Интересный, выразительный сюжет;

  1. Аккуратность и завершенность работы;

  2. Уборка рабочих мест.


5. Итог урока.

Выставка и анализ работ учащихся.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО - ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ДРЕВОДЕЛОВ

Автор: Рожкевич Оксана Алексеевна

Дата: 27.01.2015

Номер свидетельства: 162291


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства