ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО - ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ДРЕВОДЕЛОВ
ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО - ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ДРЕВОДЕЛОВ
Данный урок разработан в рамках ФГОС. В материале представлены памятники древнерусской архитектуры, крестьянская изба, их состав и части. Этот урок позволяет развивать эстетическое, эмоциональное отношение к действительности, образное восприятие, творческие способности учащихся. На уроке используется мультимедийное оборудование, иллюстрации, изображения деталей декора экстерьера избы, технологическая схема конструирования избы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Мультимидийный проектор, презентация по теме урока, иллюстративный материал с изображением деревянного зодчества, изображения деталей декора экстерьера избы, технологическая схема конструирования избы.
Методы:
Видеометод (просмотр, обучение).
Наглядный (иллюстративный материал).
Словесный (объяснение, вопросно-ответная беседа).
Практический (учебно-производительный труд).
Тип урока: применение и закрепление полученных знаний на практике.
План урока:
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний.
Формирование новых знаний (запись в тетрадь).
Практическая работа учащихся в парах.
Подведение итога урока.
ХОД УРОКА.
1 слайд. Организационный момент.
Памятники архитектуры – это эстафета народной культуры, которую поколения передают друг другу.
- Что же такое архитектура?
Архитектура - как вид искусства, греческое слово, означает созидать, строить, зодчество.
С древних времен человек строил себе жилище. Кров- это главная материальная потребность человека. Маленький кусочек пространства, ограждающий его от огромного непредсказуемого мира, должен защищать от дождя, снега, согревать и давать душевный покой хозяину дома.
Крыша дома связывалась в народных представлениях с небом, клеть (прямоугольный сруб с окнами, дверью, полом) – с землей, а подклеть – с подземным миром.
2
Крестьянская изба становилась словно маленькой Вселенной, символизируя связь с космосом.
Русские люди основным строительным материалом выбирали лес.
ДЕРЕВО – постоянный спутник русского человека. Дерево давало кров над головой, тепло в печи, из него делали посуду, мебель. Оно сопровождало человека от колыбели и до самого конца его жизни.
Мягкий, ароматный, теплый материал прекрасно поддавался обработке. Эти его свойства дали начало замечательному ремеслу – резьбе по дереву.
2 слайд. Актуализация опорных знаний.
- Какие вам известны памятники древнерусской архитектуры?
Время и пожары не пощадили многие архитектурные памятники, но и то, что осталось, потрясает воображение современников. Архитектурные памятники сохранились в северных регионах России: Архангельской, Вологодской областях и в Карелии – Кижи. Это остров, который раньше назывался Кижат, то есть остров игрищ. В древние времена сюда из окрестных мест съезжалось множество людей развлечься, позабавиться. Они сразу замечали Кижский погост – две церкви и колокольню с примыкающими строениями.
Погост – от слова «гость», то есть место, где собирались гости.
Музей-заповедник в Кижах не имеет себе равных по художественной ценности. Здесь всегда огромное количество туристов из разных стран. Они приезжают, чтобы взглянуть на невиданные по красоте памятники деревянного зодчества и воздать дань уважения русским мастерам.
Кижский архитектурный ансамбль – Преображенская церковь – прекрасное творение рук человеческих. На острове Кижи сохранилась легенда, согласно которой Преображенскую церковь построил один-единственный мастер. Окончив работу, последний раз взмахнув топором, он отошел подальше, на берег озера, и оттуда долго смотрел на храм, потом бросил топор в воду и сказал: «Построил этот храм Нестор. Не было, нет, и не будет такой». Конечно это всего лишь красивая легенда, но доля правды в ней вероятно есть.
3 слайд. Из каких основных частей состоит русская изба?
Фасад русской избы с двухскатной крышей четко разделен на две части:
бревенчатый сруб
кровля
фронтон избы
«красные окна», наличники окон, ставни
конек - верхний стык двух скатов крыши
6. карниз фронтона, лобовая доска.
Вдоль сруба, в верхней половине, расположены «красные окна», с раскрытыми ставнями они образуют на фасаде избы пышный декоративный пояс.
3
4 слайд. Основные типы бревенчатых изб:
1. кошель
2. глаголь
Человек обустраивал свой дом, наполнял образами не только для украшения, а для того чтобы привлечь к дому силы добра и света и защититься от злых сил.
5 слайд. Предлагается учащимся дать определения изученным понятиям:
- конь-охлопень – стык двух скатов крыши, это символ солнца, движущегося по небу;
- карниз, лобная доска – доска под фронтоном, украшенная резьбой;
6 слайд. Чем украшалась изба? Резьба по дереву. Какие элементы использовались в украшении?
На крыше дома должен был быть КОНЬ – охлупень.
- Вспомните, что символизирует образ коня? Это символ солнца, движущегося по небу.
Различные символы солнца в виде розеток и полурозеток украшали доски-полотенца и причелины.
Конек и солнечные знаки символизировали полуденное солнце в зените. Левый конец причелины – утреннее, восходящее, а правое-вечернее, заходящее.
В украшении ФРОНТОНА, «лица» дома, использовались ромбы, точки-отверстия, узорчатые орнаменты, символизирующие землю и дождь.
НАЛИЧНИКИ окон оформлялись особенно пышно. По тому же принципу устройства мира нижнюю часть украшали фантастические существа – русалки, львы-собаки, полурыбы, олицетворяющие подземный и водный мир. Эти изображения причудливо переплетались и перерастали в растительный узор – символы земли, выше в диковинных птиц и образы солнца.
Такие наличники, требующие огромного труда и любви к своему дому и семье, могли быть изготовлены только настоящими мастерами. Их берегли как семейную реликвию и переносили из старого дома в новый, благодаря чему до нашего времени сохранились шедевры деревянного зодчества.
4
7 слайд.
Основные выразительные средства архитектуры:
пластика объемов
ритм изображаемых объектов
пропорции
фактура и цвет поверхностей.
3. Формирование новых знаний (запись в тетрадь).
Записываем в тетрадях:
Мы с вами будем работать над украшением экстерьера архитектурного сооружения.
Записываем в тетрадь.
-Что такое экстерьер?(наружная часть любого архитектурного сооружения).
4. Практическая работа учащихся в парах.
1. Распределение объема работы в парах.
2. Конструирование избы из заготовленных деталей «бревнышек».
3. Создать живописный пейзаж.
4. Цветовой колорит избы, украшение фронтона и наличников окон.
Последовательность выполнения работы:
определение формата;
собрать из «бревнышек» сруб избы;
сконструировать кровлю;
украсить фронтон и наличники окон;
создать живописный пейзаж вокруг архитектурного строения.
Требования к выполнению работы:
Соразмерная компоновка на листе;
Интересный, выразительный сюжет;
Аккуратность и завершенность работы;
Уборка рабочих мест.
5. Итог урока.
Выставка и анализ работ учащихся.
Проект урока изобразительного искусства в 5 классе
ПО ТЕМЕ: «ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО - ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ДРЕВОДЕЛОВ».
ЦЕЛЬ: Изучение языка декоративно-прикладного искусства, деревянного зодчества и составление сюжетно-декоративной композиции.
ЗАДАЧИ:
Развивать эстетическое, эмоциональное отношение к действительности, образное восприятие, творческие способности;
Формировать навыки конструирования из бумаги;
Овладение выразительными возможностями художественных материалов.
презентация по теме урока, иллюстративный материал с изображением деревянного зодчества, изображения деталей декора экстерьера избы, технологическая схема конструирования избы.
Методы:
Видеометод (просмотр, обучение).
Наглядный (иллюстративный материал).
Словесный (объяснение, вопросно-ответная беседа).
Практический (учебно-производительный труд).
Тип урока: применение и закрепление полученных знаний на практике.
План урока:
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний.
Формирование новых знаний (запись в тетрадь).
Практическая работа учащихся в парах.
Подведение итога урока.
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Что же такое архитектура?
2. Актуализация опорных знаний.
- Какие вам известны памятники древнерусской архитектуры?
- Расскажите, чем особенен полуостров Кижи? Почему он так называется?
- Из каких основных частей состоит русская изба?
- Предлагается учащимся дать определения изученным понятиям.
- Какие типы бревенчатых изб вы знаете?
- Чем украшалась изба? Какие элементы использовались в украшении?
- Назовите основные выразительные средства архитектуры?
3. Формирование новых знаний (запись в тетрадь).
- Определение интерьера и экстерьера архитектурных сооружений.
4. Практическая работа учащихся в парах.
1. Распределение объема работы в парах.
2. Конструирование избы из заготовленных деталей «бревнышек».
3. Создать живописный пейзаж.
4. Цветовой колорит избы, украшение фронтона и наличников окон.
Последовательность выполнения работы:
1.определение формата;
2. собрать из «бревнышек» сруб избы;
сконструировать кровлю;
украсить фронтон и наличники окон;
создать живописный пейзаж вокруг архитектурного строения.