kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Декоративная композиция в квадрате, прямоугольнике. Композиция на камине.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Расширитьзнания о гармоничном единстве формы и декора,формировать понятия сюжетно-декоративной композиции,научить создавать орнаменты.Развивать чувство ритма,гармонии,образного мышления.Воспитывать любовь и интерес к историческому прошлого своего народа,чувство групповой и индивидуальной работы,ответственность за коллективную работу.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Декоративная композиция в квадрате, прямоугольнике. Композиция на камине. »

5-класс




Тема : Декоративная композиция в квадрате, прямоугольнике. Композиция на камине.

Цель.

Расширить знания о гармоничном единстве формы и декора, формировать понятие сюжетно- декоративной композиции, научить создавать орнамент.

Развивать чувство ритма, гармонии, образного мышления.

Воспитывать любовь и интерес к историческому прошлому своего народа, чувство коллективизма, ответственность за общее дело.

Оборудование.

Для учителя: образцы декоративно-прикладного искусства, иллюстрации изразцов, аудио- и видеозаписи, магнитофон.

Для учащихся: рисунки-схемы изразцов по количеству учащихся, цветные карандаши, фломастеры, альбомы.

Формы деятельности.

Совместно-индивидуальная.


Ход урока

Человек по натуре своей художник,

он всюду, так или иначе стремится

вносить в свою жизнь красоту.

М. Горький


1. Организационный момент.


- Здравствуйте, гости дорогие, ученики мастеровые. Меня зовут Алла Геннадиевна. А для того, чтобы я смогла познакомиться с вами на сегодняшнем уроке, напишите свои имена на табличках, которые стоят у вас на парте.


- Добро пожаловать в нашу мастерскую.

Нужны мне сегодня помощники, народ толковый да шустрый. Только уговор у меня будет такой:


Для работы нашей славной

Шум за дверью мы оставим!

На вопросы отвечая,

Руки дружно поднимайте!



2. Объявление темы урока.


- В старину сказывали: «Где хотение, там и умение». Вот и мы с вами закрепим знания о народных промыслах, о народных традициях украшать быт и дарить радость другим людям. Будем учиться работать единой артелью, коллективом, где от каждого зависит общий результат. И итогом нашего урока станет красивая совместная работа – камин, украшенный изразцами.


Звучит музыка.

Учитель включает видео «камин», ставит свечи, еловую ветку.


Приду домой в холодный вечер,

Зажгу забытый мной камин,

Поставлю восковые свечи,

Согреюсь, пламенем томим.


Теплом и хвойным ароматом,

Камин наполнит этот дом.

Уютом пламени объятым,

Не страшен холод за окном.


И от поленьев тонкий запах,

Меня погрузит в дивный сон,

А свечи будут тихо плакать,

Живой слезой, застыв потом.


- Дом, согретый огнем печи или камина, манит теплом и уютом.



3. Актуализация опорных знаний


- А в каких литературных произведениях упоминаются камины и печи?

(«Буратино», «Снежная королева», «Приключения Шерлока Холмса», «По щучьему велению», «Три поросенка»).


- Ребята, посмотрите на нашу выставку, она поможет вспомнить, что такое декоративно-прикладное искусство. Какие предметы народных промыслов здесь представлены?


- Все эти изделия ДПИ объединяет рисунок, орнамент






4. Изучение нового материала.


- ДПИ по своему происхождению – народное. Народ создает вещи, придавая им нужную форму, сохраняя красоту. Создать вещь, в которой форма, конструкция, пропорции должны указывать на определенные функции, непросто.


- С доисторических времен до наших дней обыкновенная глина являлась великолепным строительным материалом и основой керамических изделий. Керамическая декоративная плитка, или изразцы, издревле использовались для отделки дворцов и храмов, а также для облицовки каминов и печей. Кто знает, что такое изразцы?


- Изразцы без поливы из-за красного цвета обожженной глины назывались красными. Украшением каждого красного изразца был рельеф, оттиснутый в специальной деревянной форме. Слово «изразец» произошло от «изрезать». Однако красные изразцы оказались непрактичными. Из-за пористости материала они пропускали угар в помещение, быстро грязнились и становились черными.

Чтобы избежать этих недостатков, в 17 веке изразцы стали покрывать защитным слоем – глазурью.

Наиболее широко были распространены муравленые плитки, покрытые зеленой глазурью.

Одетые поливными изразцами камины и печи не только были украшением жилища, но и лучше обогревали помещение.

В 1653 году производство керамической плитки было ограничено, она стала разноцветной и выпускалась только для наружного декора церквей.

В 80-е годы 17 века упрощается рисунок изразца, составляющей которого стали ветки, цветы, птицы.

19 век не внес ничего нового. Вместо деревянной формы, мастера керамисты стали отливать их из гипса по вылепленным из глины моделям.

При осторожном обращении с формой можно было сделать 200 изразцов.


- Ребята, у некоторых из вас возможно есть дома детские отливки из гипса.

(Показ)


- Где, на ваш взгляд, может располагаться узор в квадрате?


- Можно ли назвать узор из нескольких квадратов орнаментом?


- Орнамент в переводе с латинского языка означает «украшать».

Орнамент – это узор, элементы которого подчинены определенному ритму.

Часть орнамента, которая полностью повторяется через определенное расстояние, называется раппортом (в переводе с латинского «повторение»)


- Прежде, чем приступить к выполнению какого-либо изделия, необходимо продумать его в целом. Определить форму, расположение узора, цвет. Такое художественное решение называется композицией.

Сегодня на уроке вы все станете мастерами.

Для того, чтобы начать работу, нам нужно подготовить руки.


ФИЗМИНУТКА


5. Практическая работа.


- Нам на уроке предстоит создать уникальный камин из изразцов, выполненных каждым из вас. А чтобы почувствовать настроение зимнего вечера у огня, прозвучит музыкальная пьеса П. И. Чайковского «У камелька» (У камина).


- Дети выполняют в цвете изразцы.


- Готовые рисунки прикрепляют к камину.


В ходе работы детям оказывается индивидуальная помощь.


6. Завершение урока, подведение итогов.


- Над чем мы сегодня с вами работали, что создавали?

- Какие эпитеты вы можете подобрать, описывая наш общий труд, наш камин? (красивый, радостный, яркий, теплый и т.д.)


- Мы с вами сегодня стали настоящими творцами, художниками, мастерами. Результат общего труда – красота, которую мы подарили людям.


- Помните, что сказал М. Горький:

Человек – художник, он стремится вносить в свою жизнь красоту.


- Спасибо за работу, творчество и вашу доброту. Каждый из вас постарался, и поэтому наш камин получился таким красивым.


- До свидания.

Урок окончен.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Декоративная композиция в квадрате, прямоугольнике. Композиция на камине.

Автор: Карапетян Алла Геннадьевна

Дата: 15.01.2015

Номер свидетельства: 156073


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства