"Декор и положение человека в обществе.Украшения Древнего Египта"
"Декор и положение человека в обществе.Украшения Древнего Египта"
Урок по программе Неменского в 5 классе. Содержит элементы ФГОС:постановка проблемы,групповая и индивидуальная формы работы,физминутка в египетском стиле,рефлексия. Урок сопровождался красочной презентацией. Творческая работа представляла собой изготовление египетского браслета в нетрадиционной технике - за основу брался шаблон,изготовленный из обложки скоросшивателя, элементы орнамента вырезались из самоклеющейся бумаги (оракал). Дети работали с удовольствием, почти все к концу урока справились с заданием. Единственная сложность - детям трудно отклеивать такую бумагу, приходилось помогать.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Приёмы учения: наблюдение, слушание, ответы на вопросы, выполнение творческой работы.
Форма работы: групповая и индивидуальная.
Зрительный ряд: презентация к теме урока, образцы египетских орнаментов.
Задание:
Выполнить изображение браслета в технике аппликация (самоклеющаяся бумага).
План урока.
Организационная часть.
Актуализация мотиваций опорных знаний.
Постановка проблемы урока.
Введение нового материала.
Самостоятельная работа учащихся.
Подведение итогов урока.
ХОД УРОКА
1. Организационная часть
Подготовка учащихся к работе на уроке.
- Здравствуйте, ребята! Мне очень приятно, что вы очень нарядные, красивые, жизнерадостные.
- Я хочу задать вам вопрос, чтобы проверить, догадаетесь ли вы, куда поведёт нас сегодня воображение. (СЛАЙД 1)
На плите, на саркофаге, на папирусной бумаге
И на всём, что видит взгляд, иероглифы пестрят.
Рыбы, звери, птицы, точки, загогулины, кружочки…
Всё знакомое почти, а попробуй-ка, прочти!
- О какой стране идёт речь, ребята? (О Др. Египте)(СЛАЙД 2)
2.Актуализация мотиваций опорных знаний
Учитель: Перед вами три опорных слова: «Египет», «фараон» и «украшения». Как вы думаете, как сегодня будет звучать тема урока? (СЛАЙД 3)
Учащиеся: Украшения Египта или украшение фараонов.
Учитель: Почти угадали. Тема сегодняшнего урока: «Ювелирные украшения Древнего Египта». (СЛАЙД 4)
– На первом уроке в этой четверти мы уже выяснили, зачем же нужны людям украшения. Давайте ещё раз уточним значение украшений в жизни человека.
Ученики: Украшения поднимают настроение, могут рассказать о человеке кто он.
Учитель: Совершенно верно, украшения несли в себе информацию об их владельце. По ним можно было определить – какое положение в обществе занимает человек.
3. Постановка проблемы урока
Учитель: Царица Египта Клеопатра особенное внимание уделяла своей внешности. (СЛАЙД 5) Ожерелье с драгоценными камнями было повседневным украшением величественной повелительницы. Лучшие мастера ювелирных дел выполняли ее заказы. Мудрая Клеопатра понимала, что кроме острого ума, чтобы покорять мужчин надо умело пользоваться и красотой. И изделия из драгоценных камней в этом ей помогали. Представим себя в роли мастеров-ювелиров и преподнесём в дар царице свои украшения. Что нам необходимо узнать для успешного выполнения работы?
Учащиеся: нам необходимо узнать, какие виды украшений носили в древнем Египте, что изображали при их изготовлении, и что эти изображения обозначали.
4. Введение нового материала
Учитель: Для древних людей ювелирные изделия имели совсем не ту ценность, которую имеют сегодня для нас. Они верили, что драгоценности несут определенный магический смысл, что они каким-то образом защищают нас от злых чар, от огорчений и даже от физических нападений. Частично эта традиция сохранилась и по сей день. Вы можете назвать современные украшения, которые являются своеобразным оберегом?
Учащиеся: Православный крестик, подкова на счастье.
Учитель: Но древние, особенно египтяне, намного яснее чувствовали, что драгоценности должны быть связаны с силами природы, помогающими тому, кто носит их. То есть драгоценности не были просто украшениями. Египет пронес всю свою магически-религиозную силу, воплощенную в ювелирных изделиях, которые носили в определенный момент и на определенных частях тела (СЛАЙД 6). Как вы думаете, что из себя представляли украшения древних египтян?
Учащиеся: Наверно это были ожерелья, кольца или браслеты.
Учитель: Согласна, виды украшений мало чем изменились, изменились материалы, из которых они изготовлялись и техника исполнения. Египтяне верили, что есть особые, скрытые места, которые ощущались как священные, например грудь. Талисман или ювелирное изделие, которое носили на груди, всегда защищало сердце. Древние египтяне были убеждены в том, что сердце гораздо важнее головного мозга, что оно является источником жизни, источником всех вещей
Ребята, чтобы узнать, какие символы чаще всего встречаются в египетских украшениях ,я подготовила для вас загадки-легенды. Для каждого ряда – свою. Внимательно послушайте их и дайте ответ на вопрос.
Легенда для первого ряда.(СЛАЙД 7)
Египтяне считали, что в начале начал существовала бескрайняя неподвижная холодная водная гладь, которая называлась Нун. Первый бог Атум (совершенный) создал холм Бен- Бен. На этом холме из цветка лотоса появился бог Ра. Младенец Ра заплакал от радости и из его слез упавших на землю появились люди.
Вопрос: Назовите символ, прозвучавший в легенде. (Цветок лотоса)
Рассматривая нагрудные украшения, вы наверняка заметили изображение цветов. (СЛАЙД 8). Это священный лотос – символ красоты, чистоты, стремления к солнцу и свету. Лотос символизировал обновление жизненных сил и возвращение молодости. Этот образ пронизывает всё египетское искусство.
Легенда для второго ряда. (СЛАЙД 9)
В Египетской мифологии существует очень много природных явлений, которым поклонялись древние египтяне. Солнце они представляли огромным золотым шаром, который каждое утро выкатывает на небо мифический жук- скарабей (Хепри). Весь день он катил его по небу.
Вопрос: Назовите символ, прозвучавший в легенде.(Жук-скарабей)
Рядом с сердцем носили символ самого сердца или образы, связанные с возрождением, в особенности скарабея (СЛАЙД 10). Скарабей был символом жизненной силы, воскрешения, символом движения вперед: этот жук очень быстро бегает по песку и потому считается символом динамичности, подвижности. Кроме того, у скарабея видны только надкрылья, а крылья сложены внутрь, и тот, кто не знает этого, не верит, что этот жук умеет летать; тем не менее, он удивляет нас своими полетами. Древние говорили, что такие же крылья мы можем создать в нашем сердце
Легенда для третьего ряда.(СЛАЙД 11)
У бога солнца- Ра были маленькие дети- Шу и Тефнут. Однажды они потерялись в первозданном океане, так как свет еще не был создан. Ра послал на их поиски свое око, а пока оно бродило по первозданной тьме, создал себе новое. Когда, закончив поиски, первое око вернулось к своему хозяину, бог Ра поместил его себе на лоб.
Вопрос: Какой символ вы можете назвать? (Око Гора)
Некоторые изделия носили на запястьях, плечах и лодыжках – это были красивые металлические браслеты, в основном украшенные символом Уджат, то есть Оком Гора (СЛАЙД 12). Кстати, до сих пор носы некоторых египетских лодок украшает это Око – считается, что оно помогает хорошо видеть
Были и ювелирные изделия, предназначенные только для погребальных церемоний: на мумий надевали различные медальоны, которые, как считалось, защищали их во время путешествия в Аменти (земля Амона) (СЛАЙД 13)
Древние ювелиры делали украшения и для других частей тела, помимо сердца. Например, некоторые драгоценности располагали в середине лба. Древние египтяне также отводили важную роль этой точке и по мере возможности стремились закрыть ее символами воли и могущества. Таким символом была, в частности, змея Буто, которую мы называем Урей, если этот символ используется применительно к фараону (СЛАЙД 14)
Наверняка, многим из вас знакомы и эти изображения – это серьги древних египтян (СЛАЙД 15).
Правители Египта большое внимание уделяли головным уборам. Как вы думаете, почему?
Ученики: Фараоны хотели подчеркнуть своё особое положение в обществе.
Учитель: Корона (от лат. corona — венок, венец) — головной убор, являющийся символом монархической власти. Кроме того, "корона", это замкнутый круг, кольцо, т. е. синоним бессмертия (СЛАЙД 16)
Посмотрите на эту фотографию, маленькие солнышки из золота, сердолика и стеклянной пасты, собранные в украшение для парика. Его носила одна из трех младших жен шестого фараона XVIII династии Тутмоса III три с половиной тысячи лет тому назад
В искусстве Египта цвет играл очень важную роль. Цвет предмета считался составной частью его природы, и могло переводиться не только как "внешний вид", но так же и как "сущность", "характерная особенность». (СЛАЙД 17)
Синий цвет. Что он символизирует? Этот цвет может означать как небеса, так и первозданные воды, и в любом случае синий цвет является символом жизни и возрождения.
Желтый цвет.Символом чего является? Это цвет солнца, символ вечного и непреходящего. Плоть и кости богов считались состоящими из чистого золота.
Красный цвет. С чем ассоциируется этот цвет? Это цвет, ассоциирующийся с огнем и кровью. Красный может символизировать опасные силы, а также жизнь и возрождение.
Зеленый цвет. Как вы думаете, что он символизирует? Символ роста и самой жизни. Зеленый цвет - знак воскрешения, победы над смертью. "Делать зеленые вещи" буквально означает творить добро.
Черный цвет.С чем он связан?Он символизирует подземный мир, но так же он мог обозначать воскрешение из смерти и даже плодородие.
Белый цвет.Как вы думаете, какое значение он имеет? Цвет, включающий в себя все цвета спектра. Изначальный цвет, тот, кто рождает все остальные цвета. Цвет ритуальной чистоты.
-Ребята, вы наверняка немного устали. Проведем физминутку, чтобы размяться и набраться сил для творческой работы.
Физминутка.
Встали дружно, потянулись
Богу солнца улыбнулись!
Богу ГЕБУ наш поклон
Многократным будет он.
Руки вверх к богине НУТ
Пусть немножко отдохнут.
Тело наше сделай круг
Повтори АМОНА путь
Готовы из знаний
Плести сотни сот
Поможет нам в этом
Бог мудрости ТОТ.
Задание для закрепления знаний. (СЛАЙДЫ 18,19,20)
- Определите, кому из населения Египта принадлежат украшения?
– Ну, а теперь, когда вы получили полное представление о разнообразии ювелирных украшений древнего Египта, символики изображений – самое время заняться творческой работой (СЛАЙД 21)
5. Самостоятельная работа учащихся
Работу можно выполнять в группах или индивидуально. Учащимся выполнить браслет в технике аппликация (самоклеющаяся бумага или оракал). На классной доске демонстрируются примеры изображения ювелирных украшений и символика изображений древнего Египта.
6. Подведение итогов урока. Самооценка работ. Рефлексия.