kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дидактические игры на уроках изобразительного искусства для развития познавательных процессов у детей с ОВЗ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактические игры на уроках изобразительного искусства.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дидактические игры на уроках изобразительного искусства для развития познавательных процессов у детей с ОВЗ.»

Дидактические игры на уроках изобразительного искусства для развития познавательных процессов у детей с ОВЗ.

Составитель: Камышева Наталья Владимировна



«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

                                                           В.А.Сухомлинский



Одним из эффективных средств развития познавательной деятельности является использование на уроках дидактических игр и занимательного материала, что способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность повторить один и тот же материал разными способами.

Еще К. Д. Ушинский советовал: включать элементы занимательности, игровые моменты в серьезный учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным. Универсальных приёмов формирования познавательных интересов у младших школьников в практике обучения и воспитания нет. Каждый творчески работающий учитель добивается этого, используя свои приёмы и методы. Игра для младших школьников - это частица их жизни. В игре ребёнок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению.

Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьёзным» учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная учебная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету.

В процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным.

Использование игровых приемов на уроке изобразительного искусства позволяет улучшить процесс воспитания личности ребёнка, вследствие которого

1. развиваются его творческие способности,

2. повышается продуктивность мыслительной деятельности,

3. развивается заинтересованное отношение к действительности, проявляющееся в личностной активности, качестве учебной деятельности,

4. повышается художественный уровень реализуемых учебных задач,

5. оригинальности решения учебной задачи;

6. ответственном отношении к делу,

7. самостоятельности и

8. организованности,

9. отзывчивости

Игровые формы обучения, как никакая другая технология, способствуют использованию различных способов мотивации.

Мотивы общения

Учащиеся, совместно решая задачи, участвуя в игре. учатся общаться, учитывать мнение товарищей.

Совместные эмоциональные переживания во время игры способствуют укреплению межличностных отношений.

Моральные мотивы. В игре каждый ученик может проявить себя, свои знания, умения, свои характер, волевые качества, свое отношение к деятельности, к людям.

Познавательные мотивы:

Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры), стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели (нужно знать больше других).

В игре команды или отдельные ученики изначально равны (нет отличников и троечников, есть игроки). Результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умении, характера



Введение в процесс обучения игр способствует углублению познавательного интереса, повышению мотивации учебной деятельности, развитию коммуникативных умений.

Среди различных форм и методов обучения на уроках рисования весьма эффективно использовать педагогический рисунок. Ребята много рисуют вместе с учителем. Им очень нравится повторять поэтапно за учителем. Такая работа у детей с ОВЗ, как правило, получается очень успешно.

Игры и упражнения на занятиях ИЗО можно разделить на несколько групп:

 

  • Игры и упражнения, способствующие усвоению новых терминов, понятий (игра «Крестики и нолики»).

  • Игры и упражнения для развития восприятия произведений искусства (игра «Войдите» в картину).

  • Сюжетно-ролевые игры (игра «Мы знатоки»).

 

При использовании большого количества разнообразных игр и игровых ситуаций на занятиях ИЗО материал усваивается детьми непринужденно, что позволяет на каждом уроке фантазировать, изобретать, творить. Данные игры и упражнения способствуют пониманию конструктивных особенностей формы предметов, формируют умение сопоставлять, находить оптимальные решения, развивают мышление, внимание, воображение.

 

 Виды игр и упражнений на выполнение изображений из готовых фигур геометрической и произвольной формы:
1. Составьте изображения отдельных предметов из геометрических фигур.
Используя изображенные на доске геометрические фигуры, дети, рисуют предметы (как вариант этого упражнения — индивидуальные задания каждому ребенку).
2. Составьте композиции из готовых силуэтов «Чья композиция лучше?».
Из готовых силуэтов составьте натюрморт. Игра может проводиться в виде соревнования двух (трех) команд. Работа ведется на магнитной доске. Игра развивает композиционное мышление, умение находить оптимальные решения.
3. Игра-головоломка.
Составьте из геометрических фигур изображения животных «Фантастическое животное, птица, рыба». Задание носит творческий характер.
4. Дополните изображение нотопечатанием.
Дети   получают два одинаковых изображения. Варианты задания: дополнить изображения самому или поменяться с соседом по парте одним экземпляром изображения и дополнить его. Упражнение помогает развитию творческого воображения.
5. Назовите предметы, похожие на геометрические тела.
Упражнение на логическое мышление.
6. Составьте из готовых геометрических фигур орнамент.
Упражнение на закрепление знаний об особенностях орнамента.7. Выполните аппликацию, состоящую из деталей разного цвета, но одинаковой формы. Дайте название работе.
Развивает умение компоновать. Способствует развитию чувства формообразования в плоском изображении. В дальнейшем это упражнение может быть использовано для выполнения заданий в технике разрезной мозаики.

 

Игры и упражнения по цветоведению

 

1. Составьте пары (контрастные цвета, сближенные цвета).
Дети работают с готовыми геометрическими фигурами различных цветов. По просьбе педагога они поднимают составленные пары. Это упражнение помогает усвоению основных понятий.
2. Назовите основные, дополнительные, производные цвета.
Ответами служат поднятые геометрические фигуры нужного цвета. Работу можно проводить фронтально, командами.
3. Холодные и теплые цвета.
Дети делятся на две группы. Одной группе нужно выбрать цвета для оформления цветка теплыми тонами, а второй — холодными. Упражнение на определение цвета и его выразительного аспекта.
4. Игра-соревнование «Кто больше?».
На полосках бумаги дети  делают первый мазок краской любого цвета, затем в этот цвет добавляют чуть-чуть белил и выполняют следующий мазок и т. д. Побеждает тот, кто сделает больше красок различной светлоты. Игра на закрепление понятий о разбеливании цвета.
Данные игры и упражнения способствуют развитию осмысленного восприятия цвета, различительных, аналитико-синтетических способностей и культуры восприятия ребенка; имеют обучающий, тренировочный, контролирующий характер.

 

Игры и упражнения, способствующие усвоению новых терминов, понятий.

 

1. Продолжите цепочку слов.
Такое упражнение можно проводить в начале занятия, дети должны продолжить перечень, классификацию. Например: архитектура, архитектор...
2. Объясните значение слова.
3.Соберите слова по жанрам (видам).
4. Найдите лишнее слово.
5. Диагностическое упражнение «Назови слово».
Задание постепенно усложняется. Такое упражнение можно использовать в начале занятия.
Например: г_ашь (гуашь), гр_ф_ка (графика), к_р_м_ка (керамика) и 
т. д.

 

Игры и упражнения для развития восприятия произведений искусства

 

1. Сравните впечатления.
Воспитанники сравнивают два произведения искусства. При выполнении этого упражнения развивается культура восприятия произведений искусства, речь обучающихся.
Цвет. Рисование с натуры натюрморта (овощи, фрукты).
2. «Войдите» в картину (представьте себя на месте героя произведения искусства).
Игра развивает фантазию ребенка, речь, носит творческий характер.
3. Подберите музыкальный фрагмент или стихи к произведению искусства.
Такие эстетические ситуации способствуют развитию образного мышления детей на основе единства изобразительных и выразительных средств искусства. Дети должны подобрать к отрывку стихотворения соответствующую репродукцию с изображением пейзажа, объяснить свой выбор.

 

Игры-задания

 

«Грустный и веселый дождик».
         Цель: воспитывать эстетическое отношение к явлениям природы. 
         Задачи: проводить сравнительный анализ состояния природы в солнечный и пасмурный день. 
         Способности: передавать с помощью цвета, линий, пластики движений настроение дождя.          

 Все вышеперечисленные игры и организация обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Развивая познавательную деятельность, воспитывая стремление к знаниям, мы развиваем личность маленького человека, умеющего мыслить, сопереживать, творить. Вопросы развития познавательной активности школьника актуальны, важны для каждого педагога, которому небезразлична судьба своих учеников.

Я твердо уверена, что мои усилия не пропадут даром, и мои ученики научатся образно мыслить, проникнутся любовью к творчеству, достигнут высот в личностном и предметном росте.

И пусть они не будут великими художниками, но они станут творчески мыслить, видеть и ценить прекрасное в этом сложном мире.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Наталья Владимировна Камышева

Дата: 15.02.2023

Номер свидетельства: 625750


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства