kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Блок уроков "Силуэтная графика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок № 17

Тип урока.

Введение в тему.

Тема:

«Силуэтная графика».

Цель урока:

Выполнение эскиза к упражнению на передачу силуэта изображения в различных вариантах (в профиль, в фас).

Задачи урока:

- Обучение приёмам работы с пятном (композиционное решение, отношения контрастных пятен в композиции);

- Развитие творческой инициативы ребёнка, воображения;

- Воспитание внимания и усидчивости.

Оборудование для педагога:

Зрительный ряд: Педагогические рисунки, иллюстрации работ художников, литература по видам стилизации изображения.

Литературный ряд: Стихи и сказки А.С. Пушкина.

Музыкальный ряд: Инструментальная музыка.

Оборудование для учеников:

Гуашь, тушь, бумага А3, кисти, карандаш, ластик.

План урока:

  1. Организационная часть  (1 мин.)
  2. Изложение нового материала (6мин.)
  3. Закрепление  (4 мин.)
  4. Организация практической работы (2 мин.)
  5. Практическая работа (25 мин.)
  6. Итог  (2 мин.)

7.Уборка рабочего места

Ход урока:

1. Организационный момент.

Приветствие учащихся, их организация, проверка готовности:

- Здравствуйте ребята! Вы читаете сказки? У каждого, конечно, есть своя любимая, давайте  совершим путешествие в мир ваших самых любимых  сказочных героев (1 мин.).

2. Изложение нового материала.

Рассказать о новом задании. С помощью педагогических рисунков, иллюстраций  картин художников  объяснить детям поставленную цель и задачи. Познакомить с выразительным средством в графике – пятном.

Художники-графики очень любят черный цвет, потому что он главный рисующий цвет и без него им никак нельзя обойтись. (Показ линейно-пятнового портрета А.Пушкина.)

Сегодня мы посмотрим и поговорим о не совсем обычных работах. В них все изображено в виде черных теней. Как называют такие изображения? (Силуэты.)

Вопрос: силуэт - это тень? Так ли это?

Не всегда. Силуэт подобен тени объекта, но падающие тени изменяются в зависимости от положения и освещения объекта. Вспомним лето, жаркий полдень и тень, бегущую впереди или позади нас. Она не повторяет нашу фигуру. Это тень, измененный силуэт. А в силуэте главное - это правдивое, выразительное изображение, характеризующее форму объекта.

Как вы думаете, почему я сегодня одета в черно-белый костюм и вокруг нас черно-белые рисунки? (Потому что тема урока «Силуэт».)

(Обращаемся к словарику на доске.)

Что такое силуэт?

Сообщение ученика.

Силуэт (фр. silhouette) - плоскостное изображение, прием работы, средство художественной выразительности, а также вид графики. Явление силуэта может возникать и в процессе восприятия объемных форм в зависимости от освещения. Силуэт подобен тени объекта. Качество силуэтности используется художниками во всех видах искусства. В силуэте фигуры или предметы рисуются обычно сплошным черным пятном на светлом фоне или белым на темном фоне - в технике выворотки.

Портреты в технике силуэта делаются, как правило, в профиль. Силуэты можно не только рисовать, но и вырезать ножницами.

Силуэты были известны в Древнем Китае, Японии и других странах Азии. Необыкновенно изящные силуэты с прорезанными тончайшими деталями использовались в теневом театре народов Древнего Востока.

В Европе как самостоятельный вид графики искусство силуэта сформировалось в первой половине XVIII века во Франции. В России искусством силуэта особенно увлекались известные художники Ф.Толстой, М.Добужинский, А.Ильин, Н.Рерберг, Г.Нарбут, Е.Кругликова.

- Чтобы получилась волшебная страна, мы нарисуем её не совсем так, как видим, а только её силуэт. Для этого нужно хорошенько подумать какую сказку мы с вами нарисуем, представить её в уме и нарисовать эскиз вашего будущего произведения.

Можно остановиться на одном конкретном персонаже, который будет являться центром композиции в вашей работе. Постарайтесь изобразить его как можно более выразительным, используя при этом только пластику форм, поработайте с пятном. Теперь отметьте еще одну особенность силуэта. Прилетела черная бабочка и села на белое поле (показ). Прилетела белая бабочка и села на черное поле (показ). Прилетела третья бабочка - разноцветная (показ). Чем ее крылья отличаются от крыльев силуэтных бабочек, кроме цвета? Верно, у силуэтных бабочек крылья внутри проработаны - тут и прожилочки, и точки, и пятнышки. Силуэт внутри не прорабатывается. Поэтому он воспринимается как пятно. Вот целая стайка бабочек. Издали они выглядят черными пятнышками (показ). Но это не просто кляксы. У каждой бабочки крылья имеют свою форму. И поэтому мы можем отличить силуэты друг от друга.

Определить с детьми последовательность выполнения работы (6 мин.).

3. Закрепление.

Выяснить все необходимые вопросы, повторить последовательность предстоящей работы, приёмы, особенности цветового и композиционного решения, средства выразительности (4 мин.).

4. Организация практической деятельности.

Дать совет учащимся по композиции рисунка, величине изображения, положение альбомного листа.

Провести быстрые тренировочные упражнения композиционного плана.

Дать рекомендации учащимся по работе с выбранными материалами.

Чётко дать задание, и предъявить требования к работам.

Проверить порядок на рабочих местах и посадку учащихся (2 мин.).

5. Практическая работа.

Просмотреть наброски работ учащихся. В начатых эскизах  определить общий уровень выполнения  и выявить общие и индивидуальные ошибки.

В середине работы сделать просмотр работ. Привести пример правильного хода работы, и назвать причину неудач, демонстрируя приёмы выполнения изображения, его величину, конструкцию,  форму – отдельных составных частей.

Периодически привлекать внимание детей к работам товарищей, призывать, не потерять общую мысль в изображении, придерживаться правил композиции. Поощрять, активизировать и стимулировать их деятельность. (25 мин.).

6. Подведение итогов.

1) Как были готовы к уроку.

2) Как работали на уроке.

3) Как справились с задачей урока.

Анализ работ отмечается композиция, узнаваемость, выразительность…(2 мин.).

Вывод: Создать силуэт не так просто, как кажется на первый взгляд. Ведь силуэт передаёт не только внешние данные изображаемого предмета, но и его характер, его внутреннее состояние, от которого зависит настроение всей картины.

7. Уборка кабинета.

Урок № 18

Тип урока.

Комбинированный

Тема:

«Силуэтная графика».

Цель урока:

Выполнение упражнения на передачу силуэта изображения в различных вариантах (в профиль, в фас).

Задачи урока:

- Обучение приёмам работы с пятном (композиционное решение, отношения контрастных пятен в композиции);

- Развитие творческой инициативы ребёнка, воображения;

- Воспитание внимания и усидчивости.

Оборудование для педагога:

Зрительный ряд: Педагогические рисунки, иллюстрации работ художников, литература по видам стилизации изображения.

Литературный ряд: Стихи и сказки А.С. Пушкина.

Музыкальный ряд: Инструментальная музыка.

Оборудование для учеников:

Гуашь, тушь, бумага А3, кисти, карандаш, ластик.

План урока:

  1. Организационная часть  (1 мин.)
  2. Повторение (4мин.)
  3. Закрепление  (4 мин.)
  4. Организация практической работы (2 мин.)
  5. Практическая работа (25 мин.)
  6. Итог  (4 мин.)
  7. Уборка рабочего места

Ход урока:

1. Организационный момент.

Приветствие учащихся, их организация, проверка готовности:

- Ребята, надеюсь, вы все хорошо отдохнули на переменке, и теперь  увидите свежим взглядом, что ещё можно добавить в ваших эскизах или может быть исправить, прежде чем вы приступите к работе на большом формате (1 мин.).

2. Повторение.

Повторить все основные правила  композиции, необходимые в работе, выяснить, что узнали на предыдущем уроке, что более всего запомнилось, а что вызвало трудности при выполнении задания (4 мин.).

3. Закрепление.

Выяснить все необходимые вопросы, повторить последовательность предстоящей работы, приёмы, особенности цветового и композиционного решения, средства выразительности (4 мин.).

- Вспомним, ребята, как же всё-таки изображается силуэт. Выбираем сюжет,  сказочного персонажа и изображаем его карандашом в виде тени. При этом используем преувеличение его характерных черт (например большой нос и горб у бабы Еги, огромная шляпа с пером у кота в сапогах). Выразительно изображаем все детали, при этом, не прорисовывая ничего внутри самого персонажа. Используем в работе ахроматические цвета, либо один цвет, желательно чёрный.

4. Организация практической деятельности.

Дать совет учащимся по композиции рисунка, величине изображения, положение  листа.

Провести быстрые тренировочные упражнения композиционного плана.

Дать рекомендации учащимся по работе с выбранными материалами.

Чётко дать задание, и предъявить требования к работам.

Проверить порядок на рабочих местах и посадку учащихся (2 мин.).

5. Практическая работа.

Просмотреть наброски работ учащихся. Помочь начать работу на большом формате.

В середине работы сделать просмотр работ. Привести пример правильного хода работы, и назвать причину неудач, демонстрируя приёмы выполнения изображения, его величину, конструкцию,  форму – отдельных составных частей.

Периодически привлекать внимание детей к работам товарищей, призывать, не потерять общую мысль в изображении, придерживаться правил композиции. Поощрять, активизировать и стимулировать их деятельность (25 мин.).

Первые законченные работы сразу укрепляются на доске. Отмечаются наиболее грамотно составленные, оригинальные композиции и выразительные силуэты героев. По характеру контура определяется характер персонажей. Завершённость работ.

6. Подведение итогов.

1) Как были готовы к уроку.

2) Как работали на уроке.

3) Как справились с задачей урока.

Анализ работ отмечается композиция, узнаваемость, выразительность… (4мин.).

Вывод: Силуэт - одно из самых сильных, ярких, правдивых, выразительных графических средств. С его помощью можно охарактеризовать человеческую фигуру или портрет, выделить ее среди других фигур и предметов.

7. Уборка кабинета.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Блок уроков "Силуэтная графика"»

Поурочное планирование

Основы изобразительной грамоты

2 класс

Урок № 17


Тип урока.

Введение в тему.

Тема:

«Силуэтная графика».

Цель урока:

Выполнение эскиза к упражнению на передачу силуэта изображения в различных вариантах (в профиль, в фас).

Задачи урока:

- Обучение приёмам работы с пятном (композиционное решение, отношения контрастных пятен в композиции);

- Развитие творческой инициативы ребёнка, воображения;

- Воспитание внимания и усидчивости.

Оборудование для педагога:

Зрительный ряд: Педагогические рисунки, иллюстрации работ художников, литература по видам стилизации изображения.

Литературный ряд: Стихи и сказки А.С. Пушкина.

Музыкальный ряд: Инструментальная музыка.

Оборудование для учеников:

Гуашь, тушь, бумага А3, кисти, карандаш, ластик.

План урока:


  1. Организационная часть (1 мин.)

  2. Изложение нового материала (6мин.)

  3. Закрепление (4 мин.)

  4. Организация практической работы (2 мин.)

  5. Практическая работа (25 мин.)

  6. Итог (2 мин.)

7.Уборка рабочего места

Ход урока:

1. Организационный момент.

Приветствие учащихся, их организация, проверка готовности:

- Здравствуйте ребята! Вы читаете сказки? У каждого, конечно, есть своя любимая, давайте совершим путешествие в мир ваших самых любимых сказочных героев (1 мин.).


2. Изложение нового материала.

Рассказать о новом задании. С помощью педагогических рисунков, иллюстраций картин художников объяснить детям поставленную цель и задачи. Познакомить с выразительным средством в графике – пятном.

Художники-графики очень любят черный цвет, потому что он главный рисующий цвет и без него им никак нельзя обойтись. (Показ линейно-пятнового портрета А.Пушкина.)

Сегодня мы посмотрим и поговорим о не совсем обычных работах. В них все изображено в виде черных теней. Как называют такие изображения? (Силуэты.)

Вопрос: силуэт - это тень? Так ли это?

Не всегда. Силуэт подобен тени объекта, но падающие тени изменяются в зависимости от положения и освещения объекта. Вспомним лето, жаркий полдень и тень, бегущую впереди или позади нас. Она не повторяет нашу фигуру. Это тень, измененный силуэт. А в силуэте главное - это правдивое, выразительное изображение, характеризующее форму объекта.

Как вы думаете, почему я сегодня одета в черно-белый костюм и вокруг нас черно-белые рисунки? (Потому что тема урока «Силуэт».)

(Обращаемся к словарику на доске.)

Что такое силуэт?

Сообщение ученика.

Силуэт (фр. silhouette) - плоскостное изображение, прием работы, средство художественной выразительности, а также вид графики. Явление силуэта может возникать и в процессе восприятия объемных форм в зависимости от освещения. Силуэт подобен тени объекта. Качество силуэтности используется художниками во всех видах искусства. В силуэте фигуры или предметы рисуются обычно сплошным черным пятном на светлом фоне или белым на темном фоне - в технике выворотки.

Портреты в технике силуэта делаются, как правило, в профиль. Силуэты можно не только рисовать, но и вырезать ножницами.

Силуэты были известны в Древнем Китае, Японии и других странах Азии. Необыкновенно изящные силуэты с прорезанными тончайшими деталями использовались в теневом театре народов Древнего Востока.

В Европе как самостоятельный вид графики искусство силуэта сформировалось в первой половине XVIII века во Франции. В России искусством силуэта особенно увлекались известные художники Ф.Толстой, М.Добужинский, А.Ильин, Н.Рерберг, Г.Нарбут, Е.Кругликова.

- Чтобы получилась волшебная страна, мы нарисуем её не совсем так, как видим, а только её силуэт. Для этого нужно хорошенько подумать какую сказку мы с вами нарисуем, представить её в уме и нарисовать эскиз вашего будущего произведения.

Можно остановиться на одном конкретном персонаже, который будет являться центром композиции в вашей работе. Постарайтесь изобразить его как можно более выразительным, используя при этом только пластику форм, поработайте с пятном. Теперь отметьте еще одну особенность силуэта. Прилетела черная бабочка и села на белое поле (показ). Прилетела белая бабочка и села на черное поле (показ). Прилетела третья бабочка - разноцветная (показ). Чем ее крылья отличаются от крыльев силуэтных бабочек, кроме цвета? Верно, у силуэтных бабочек крылья внутри проработаны - тут и прожилочки, и точки, и пятнышки. Силуэт внутри не прорабатывается. Поэтому он воспринимается как пятно. Вот целая стайка бабочек. Издали они выглядят черными пятнышками (показ). Но это не просто кляксы. У каждой бабочки крылья имеют свою форму. И поэтому мы можем отличить силуэты друг от друга.

Определить с детьми последовательность выполнения работы (6 мин.).


3. Закрепление.

Выяснить все необходимые вопросы, повторить последовательность предстоящей работы, приёмы, особенности цветового и композиционного решения, средства выразительности (4 мин.).


4. Организация практической деятельности.

Дать совет учащимся по композиции рисунка, величине изображения, положение альбомного листа.

Провести быстрые тренировочные упражнения композиционного плана.

Дать рекомендации учащимся по работе с выбранными материалами.

Чётко дать задание, и предъявить требования к работам.

Проверить порядок на рабочих местах и посадку учащихся (2 мин.).


5. Практическая работа.

Просмотреть наброски работ учащихся. В начатых эскизах определить общий уровень выполнения и выявить общие и индивидуальные ошибки.

В середине работы сделать просмотр работ. Привести пример правильного хода работы, и назвать причину неудач, демонстрируя приёмы выполнения изображения, его величину, конструкцию, форму – отдельных составных частей.

Периодически привлекать внимание детей к работам товарищей, призывать, не потерять общую мысль в изображении, придерживаться правил композиции. Поощрять, активизировать и стимулировать их деятельность. (25 мин.).


6. Подведение итогов.

1) Как были готовы к уроку.

2) Как работали на уроке.

3) Как справились с задачей урока.

Анализ работ отмечается композиция, узнаваемость, выразительность…(2 мин.).

Вывод: Создать силуэт не так просто, как кажется на первый взгляд. Ведь силуэт передаёт не только внешние данные изображаемого предмета , но и его характер, его внутреннее состояние, от которого зависит настроение всей картины.


7. Уборка кабинета.























Урок № 18


Тип урока.

Комбинированный

Тема:

«Силуэтная графика».

Цель урока:

Выполнение упражнения на передачу силуэта изображения в различных вариантах (в профиль, в фас).

Задачи урока:

- Обучение приёмам работы с пятном (композиционное решение, отношения контрастных пятен в композиции);

- Развитие творческой инициативы ребёнка, воображения;

- Воспитание внимания и усидчивости.

Оборудование для педагога:

Зрительный ряд: Педагогические рисунки, иллюстрации работ художников, литература по видам стилизации изображения.

Литературный ряд: Стихи и сказки А.С. Пушкина.

Музыкальный ряд: Инструментальная музыка.

Оборудование для учеников:

Гуашь, тушь, бумага А3, кисти, карандаш, ластик.

План урока:


  1. Организационная часть (1 мин.)

  2. Повторение (4мин.)

  3. Закрепление (4 мин.)

  4. Организация практической работы (2 мин.)

  5. Практическая работа (25 мин.)

  6. Итог (4 мин.)

  7. Уборка рабочего места

Ход урока:

1. Организационный момент.

Приветствие учащихся, их организация, проверка готовности:

- Ребята, надеюсь, вы все хорошо отдохнули на переменке, и теперь увидите свежим взглядом, что ещё можно добавить в ваших эскизах или может быть исправить, прежде чем вы приступите к работе на большом формате (1 мин.).


2. Повторение.

Повторить все основные правила композиции, необходимые в работе, выяснить, что узнали на предыдущем уроке, что более всего запомнилось, а что вызвало трудности при выполнении задания (4 мин.).


3. Закрепление.

Выяснить все необходимые вопросы, повторить последовательность предстоящей работы, приёмы, особенности цветового и композиционного решения, средства выразительности (4 мин.).

- Вспомним, ребята, как же всё-таки изображается силуэт. Выбираем сюжет, сказочного персонажа и изображаем его карандашом в виде тени. При этом используем преувеличение его характерных черт (например большой нос и горб у бабы Еги, огромная шляпа с пером у кота в сапогах). Выразительно изображаем все детали, при этом, не прорисовывая ничего внутри самого персонажа. Используем в работе ахроматические цвета, либо один цвет, желательно чёрный.


4. Организация практической деятельности.

Дать совет учащимся по композиции рисунка, величине изображения, положение листа.

Провести быстрые тренировочные упражнения композиционного плана.

Дать рекомендации учащимся по работе с выбранными материалами.

Чётко дать задание, и предъявить требования к работам.

Проверить порядок на рабочих местах и посадку учащихся (2 мин.).


5. Практическая работа.

Просмотреть наброски работ учащихся. Помочь начать работу на большом формате.

В середине работы сделать просмотр работ. Привести пример правильного хода работы, и назвать причину неудач, демонстрируя приёмы выполнения изображения, его величину, конструкцию, форму – отдельных составных частей.

Периодически привлекать внимание детей к работам товарищей, призывать, не потерять общую мысль в изображении, придерживаться правил композиции. Поощрять, активизировать и стимулировать их деятельность (25 мин.).

Первые законченные работы сразу укрепляются на доске. Отмечаются наиболее грамотно составленные, оригинальные композиции и выразительные силуэты героев. По характеру контура определяется характер персонажей. Завершённость работ.


6. Подведение итогов.

1) Как были готовы к уроку.

2) Как работали на уроке.

3) Как справились с задачей урока.

Анализ работ отмечается композиция, узнаваемость, выразительность… (4мин.).

Вывод: Силуэт - одно из самых сильных, ярких, правдивых, выразительных графических средств. С его помощью можно охарактеризовать человеческую фигуру или портрет, выделить ее среди других фигур и предметов.



7. Уборка кабинета.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Блок уроков "Силуэтная графика"

Автор: Бурлак Валентина Васильевна

Дата: 17.10.2017

Номер свидетельства: 432846


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства