kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Блок уроков "Народный текстиль. Ручное паласное ткачество"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок № 1

Тип урока.

Урок-введение в тему

Тема:

Народный текстиль.

Цель урока:

Беседа с учащимися о народном искусстве, истории.

Задачи урока:

-Знакомство с историей гобелена, с необходимым инструментом.

-Ознакомление с древней историей ремесла.

-Формирование творческой активности, познавательные и учебные процессы.

-Познакомить с новым видом плетения.

-Развить творческие способности;

-Сформировать практические навыки;

-Воспитать аккуратность в работе.

Оборудование для педагога:

Зрительный ряд: Наглядные пособия, фотографии, готовые работы, педагогический показ.

Литературный ряд: Русские народные сказки, скороговорки, книги по народному декоративно-прикладному творчеству.

Музыкальный ряд: Инструментальная музыка.

Оборудование для учеников:

Тетрадь, ручка

План урока:

  1. Организационная часть  (1 мин.)
  2. Изложение нового материала (20мин.)
  3. Закрепление  (15мин.)
  4. Итог  (4мин.)

5.Уборка рабочего места

Ход урока:

1. Организационный момент.

… Мир велик, и душе необходимо разнообразить наслаждения

                                                         так, что и самое незначительное произведение искусства на

                                                              своем месте всегда будет иметь ценность.

                                                                           И.В.Гете «Об арабесках»

 

Приветствие учащихся, их организация, проверка готовности.

- Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня у нас очень необычный урок, мы с вами совершим путешествие по историческим российским местам, городам и деревням, в которых зародилось чудо, уникальное умение превращать простую шерсть животных в прекрасные произведения искусства, ковры, дорожки с  волшебными узорами. А ещё мы с вами познакомимся с многообразием видов народного художественного текстиля. Народной одеждой, её национальными особенностями. Всё это ждёт вас в течении года. А сейчас нас  ждёт знакомство с историей гобелена и с необходимым инструментом для его изготовления.

Закрепление новых слов и понятий: шпалеры, гобелен, усвоить новые приемы и способы плетения.

3. Закрепление.

Выяснить все необходимые вопросы, повторить знания полученные на уроке.

4. Подведение итогов.

1) Как были готовы к уроку.

2) Как работали на уроке.

3) Как справились с задачей урока.

Анализ усвоенных знаний учащимися…

Вывод: В наших домах всегда должна храниться история нашей страны, её ценности, её знания. Изделие, сотворённое своими руками, хранит тепло и любовь, создаёт уют и умиротворение.

5. Уборка кабинета.

Урок № 7

Тип урока.

Комбинированный.

Тема:

Ручное паласное ткачество.

Цель урока:

-Выполнение изделия с простейшим геометрическим орнаментом в технике паласного ткачества.

Задачи урока:

-Обучение навыкам  работы в технике полостного ткачества.

-Развитие мелкой моторики, глазомера.

-Воспитание внимательности и усидчивости в работе.

Оборудование для педагога:

Зрительный ряд: Наглядные пособия, плакаты по последовательному выполнению изделия в технике ручного полостного ткачества, готовые изделия, пед. показ.

Литературный ряд: Русские народные сказки, скороговорки, книги по народному декоративно-прикладному творчеству.

Музыкальный ряд: Инструментальная музыка.

Оборудование для учеников:

Рама, шерстяные нитки.

План урока:

  1. Организационная часть  (1 мин.)
  2. Повторение (3 мин.)
  3. Изложение нового материала (7мин.)
  4. Закрепление  (4 мин.)
  5. Организация практической работы (2 мин.)
  6. Практическая работа (20 мин.)
  7. Итог  (3 мин.)

8.Уборка рабочего места

Ход урока:

1. Организационный момент.

Приветствие учащихся, их организация, проверка готовности.

- Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами попробуем сотворить чудо своими руками. Мы будем ткать маленькие ковры, как настоящие русские умельцы.

2. Повторение.

Повторить пройденный материал, закрепление новых слов и понятий: шпалеры, гобелен, новые приемы и способы плетения. Историю развития гобелена.

3. Изложение нового материала.

Рассказать о новом задании. С помощью педагогического показа, и наглядных примеров традиционного полостного ткачества,  объяснить детям поставленную цель и задачи. Ознакомить с элементами  и приёмами ткачества. Освоить простейшие элементы ткачества. Научить анализировать проделанную работу, вовремя исправлять ошибки. Закреплять знания детей о характерных особенностях полостного ткачества.

Формирование навыков по созданию единства формы и декора изделия, композиции ритма цветовых пятен и элементов.

4. Закрепление.

Выяснить все необходимые вопросы, повторить последовательность предстоящей работы, приёмы, особенности выполнения изделия.

5. Организация практической деятельности.

Дать совет учащимся по началу работы над изделием.

Провести быстрые тренировочные упражнения.

Дать рекомендации учащимся по работе с выбранными материалами.

Чётко дать задание, и предъявить требования к работам.

Проверить порядок на рабочих местах и посадку учащихся.

6. Практическая работа.

Просмотреть начало работ учащихся. Помочь  в начатых изделиях определить общий уровень выполнения  и выявить общие и индивидуальные ошибки.

В середине работы сделать просмотр работ. Привести пример правильного хода работы, и назвать причину неудач, демонстрируя приёмы выполнения изделия.

Периодически привлекать внимание детей к работам товарищей, призывать, не спешить и внимательно выполнять изделие. Поощрять, активизировать и стимулировать их деятельность.

7. Подведение итогов.

1) Как были готовы к уроку.

2) Как работали на уроке.

3) Как справились с задачей урока.

Анализ работ отмечается композиция, узнаваемость, выразительность…

Вывод: В наших домах всегда должна храниться история нашей страны, её ценности, её знания. Изделие, сотворённое своими руками, хранит тепло и любовь, создаёт уют и умиротворение.

8. Уборка кабинета.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Блок уроков "Народный текстиль. Ручное паласное ткачество"»

Урок № 1


Тип урока.

Урок-введение в тему

Тема:

Народный текстиль.

Цель урока:

Беседа с учащимися о народном искусстве, истории.

Задачи урока:

-Знакомство с историей гобелена, с необходимым инструментом.

-Ознакомление с древней историей ремесла.

-Формирование творческой активности, познавательные и учебные процессы.

-Познакомить с новым видом плетения.

-Развить творческие способности;

-Сформировать практические навыки;

-Воспитать аккуратность в работе.

Оборудование для педагога:

Зрительный ряд: Наглядные пособия, фотографии, готовые работы, педагогический показ.

Литературный ряд: Русские народные сказки, скороговорки, книги по народному декоративно-прикладному творчеству.

Музыкальный ряд: Инструментальная музыка.

Оборудование для учеников:

Тетрадь, ручка

План урока:


  1. Организационная часть (1 мин.)

  2. Изложение нового материала (20мин.)

  3. Закрепление (15мин.)

  4. Итог (4мин.)

5.Уборка рабочего места

Ход урока:

1. Организационный момент.

… Мир велик, и душе необходимо разнообразить наслаждения

так, что и самое незначительное произведение искусства на

своем месте всегда будет иметь ценность.

И.В.Гете «Об арабесках»

Приветствие учащихся, их организация, проверка готовности.

- Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня у нас очень необычный урок, мы с вами совершим путешествие по историческим российским местам, городам и деревням, в которых зародилось чудо, уникальное умение превращать простую шерсть животных в прекрасные произведения искусства, ковры, дорожки с волшебными узорами. А ещё мы с вами познакомимся с многообразием видов народного художественного текстиля. Народной одеждой, её национальными особенностями. Всё это ждёт вас в течении года. А сейчас нас ждёт знакомство с историей гобелена и с необходимым инструментом для его изготовления.

Закрепление новых слов и понятий: шпалеры, гобелен, усвоить новые приемы и способы плетения.

Никогда не перестанут привлекать людей древние ремесла. Никогда блага цивилизации не заглушат потребности в творчестве, удивление перед возможностью, создавать нечто самому, своими руками, практически из ничего.

В последнее время в текстильном рукоделии особое предпочтение отдается ткачеству, хотя работа это большая, требует времени и подлинного желания, чтобы нелегкий труд, в конце - концов, бил вознагражден.

В гобелене, как ни в каком другом виде декоративно-прикладного творчества, были обнаружены неисчерпаемые пластические возможности, которые привлекли к нему многих художников.

Таким образом, гобелен как нельзя лучше подходит для воплощения детских творческих фантазий. Ведь передавая сегодняшним школьникам, может быть, наивные с высоты 21 века, секреты древней техники, педагог формирует целостную художественную культуру учащихся, как неотъемлемую часть древней культуры, а ведь это и есть главная цель любых занятий по декоративно-прикладному искусству.

Попробовав своими руками соткать гобелен, ребята учатся ценить свой и чужой труд, учатся видеть в старинных ковровых рисунках целые рассказы о жизни предков, учатся отличать особенности ковров и гобеленов разных народов.



История развития гобелена.

Сегодня название «гобелен» укрепилось за декоративно-прикладным панно, выполненным в самых разных техниках. Говора простым языком, гобелен – это тканая картина, однако картина, имеющая свои особенности и подчиняющаяся законам декоративной композиции.

Искусство изготовления таких ковров-картин (шпалер), в основе которого лежит техника ручного ткачества, имеет древнюю историю. Производство шпалер возникло в Западной Европе еще в 12 веке. В холодных каменных замках шпалеры – декоративное панно – не придавали нарядный вид помещения, но и помогали сохранить там тепло.

Шпалеры ткали из шелковых, шерстяных и даже серебряных и золотых нитей по картонам – живописным эскизам, размеры которых соответствовали размерам будущего ковра.

Шпалеры заказывали сериями, в которых насчитывалось иногда до 12 и более ковров, объединенных общей темой (чаще всего для шпалер использовались библейские и исторические сюжеты, сцены из жизни знатных сеньор, а также пастухов и пастушек на лоне природы). Тканье таких непростых рисунков требовало высочайшего мастерства от исполнителей, и было весьма трудоемким. Известно, что на изготовление 1м шпалеры мог иногда уйти год работы. Но, несмотря на значительную стоимость шпалер, красота их привлекала к себе все новых и новых поклонников среди вельмож и богачей, которых не останавливали никакие расходы. Шпалеры вошли в моду, ими украшали интерьеры замков, они развешивались в соборах, в ратушах и даже на трибунах для зрителей во время рыцарских турниров.

В городах Европы становилось все больше мастеров, в которых ткали шпалеры. Широкое развитие шпалерного ткачества начиналось с 13 века, когда главным центром производства шпалер становится Париж, Аррас, несколько позднее Брюссель.

Расцвет шпалерного искусства начинается с 15 века. Самую широкую известность приобрела шпалерная парижская мануфактура «Гобелен», расположившаяся в бывших мастерских красильщиков Гобеленов. С этого времени (начало 12 века) тканые картины стали называться именно гобеленами, а термин шпалеры сохранился для названия более ранних ковров, изготовленных в данной технике.

Картоны для гобеленов создавались знаменитыми художниками своего времени, такими, как Буше, Ватто, Тьеполо. А техника исполнения гобеленов настолько выросла, что тканые гобелены утратили свое очарование как уникальный вид декоративно-прикладного искусства. И к 19 веку шпалерное ткачество приходит в упадок: все чаще повторяются сюжеты, падает техника.

Интерес к шпалерному ткачеству проявили многие знаменитые художники и архитекторы. Так, картоны для гобеленов создавали такие авторы, как Василий Кандинский, Фернанд Леже, Генри Мур, Ле Корбюзье. Архитектор-конструктивист Жан Люрса организовал во Франции в 40…50-х гг.. свою гобеленовую мануфактуру, изделия которой возродили славу французской шпалеры.

После второй мировой войны искусство гобелена проникает сначала в Прибалтику, что связано с именем талантливой художницы Мари Адамсон и его учеников, а затем в Россию.

Путь развития современного гобелена сравнительно не долог, но здесь много необычных направлений, талантливых мастеров. Художники, как правило, сами создают композицию, и сами выполняют панно на ковровом станке.

Нескончаемая серия экспериментов в области рельефно-фактурного гобелена постепенно привела к новому пластическому открытию: возникновению объемного текстильного панно – «текстильной пластики» или «пространственного гобелена» как его стали называть. То, что для мастеров прошлых эпох служило лишь подсобным сырьем, теперь становится рабочим материалом, нередко выступая на передний план. Усиление интереса к материалу, к максимальному выявлению его свойства к поискам нового, не мысленного прежде в гобелене сырья, заставили художников обратится к разнообразной синтетике, к введению в ткань шнуров, кожи, метала, дерева.

Все многообразие типов современного гобелена можно условно разделить на три группы. Основное место занимает так называемый плоскостной гобелен, имеющий традиционную форму прямоугольника и выполняемый в технике паласного переплетения, хотя мастера охотно используют в одной работе сразу несколько типов переплетений – рельефное, ажурное, ворс, сумах, что дает особые декоративные эффекты. Проще говоря, это тканая скульптура, которая ткется по выкройке и потом собирается на каркасе. И, наконец, третий тип – это мини-гобелен – декоративное панно маленького размера.

И пусть ручные ковры уже никогда не займут того важного места в каждой семье, в каждом доме, но, традиция ручных художественных изделий, украшает наш интерьер, хранящих тепло человеческих рук, должно быть нами сохранено и передано нашим детям.


3. Закрепление.

Выяснить все необходимые вопросы, повторить знания полученные на уроке.


4. Подведение итогов.

1) Как были готовы к уроку.

2) Как работали на уроке.

3) Как справились с задачей урока.

Анализ усвоенных знаний учащимися…

Вывод: В наших домах всегда должна храниться история нашей страны, её ценности, её знания. Изделие, сотворённое своими руками, хранит тепло и любовь, создаёт уют и умиротворение.


5. Уборка кабинета.



































Урок № 7


Тип урока.

Комбинированный.

Тема:

Ручное паласное ткачество.

Цель урока:

-Выполнение изделия с простейшим геометрическим орнаментом в технике паласного ткачества.

Задачи урока:

-Обучение навыкам работы в технике полостного ткачества.

-Развитие мелкой моторики, глазомера.

-Воспитание внимательности и усидчивости в работе.

Оборудование для педагога:

Зрительный ряд: Наглядные пособия, плакаты по последовательному выполнению изделия в технике ручного полостного ткачества, готовые изделия, пед. показ.

Литературный ряд: Русские народные сказки, скороговорки, книги по народному декоративно-прикладному творчеству.

Музыкальный ряд: Инструментальная музыка.

Оборудование для учеников:

Рама, шерстяные нитки.

План урока:


  1. Организационная часть (1 мин.)

  2. Повторение (3 мин.)

  3. Изложение нового материала (7мин.)

  4. Закрепление (4 мин.)

  5. Организация практической работы (2 мин.)

  6. Практическая работа (20 мин.)

  7. Итог (3 мин.)

8.Уборка рабочего места

Ход урока:

1. Организационный момент.

Приветствие учащихся, их организация, проверка готовности.

- Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами попробуем сотворить чудо своими руками. Мы будем ткать маленькие ковры, как настоящие русские умельцы.


2. Повторение.

Повторить пройденный материал, закрепление новых слов и понятий: шпалеры, гобелен, новые приемы и способы плетения. Историю развития гобелена.



3. Изложение нового материала.

Рассказать о новом задании. С помощью педагогического показа, и наглядных примеров традиционного полостного ткачества, объяснить детям поставленную цель и задачи. Ознакомить с элементами и приёмами ткачества. Освоить простейшие элементы ткачества. Научить анализировать проделанную работу, вовремя исправлять ошибки. Закреплять знания детей о характерных особенностях полостного ткачества.

Формирование навыков по созданию единства формы и декора изделия, композиции ритма цветовых пятен и элементов.


4. Закрепление.

Выяснить все необходимые вопросы, повторить последовательность предстоящей работы, приёмы, особенности выполнения изделия.


5. Организация практической деятельности.

Дать совет учащимся по началу работы над изделием.

Провести быстрые тренировочные упражнения.

Дать рекомендации учащимся по работе с выбранными материалами.

Чётко дать задание, и предъявить требования к работам.

Проверить порядок на рабочих местах и посадку учащихся.


6. Практическая работа.

Просмотреть начало работ учащихся. Помочь в начатых изделиях определить общий уровень выполнения и выявить общие и индивидуальные ошибки.

В середине работы сделать просмотр работ. Привести пример правильного хода работы, и назвать причину неудач, демонстрируя приёмы выполнения изделия.

Периодически привлекать внимание детей к работам товарищей, призывать, не спешить и внимательно выполнять изделие. Поощрять, активизировать и стимулировать их деятельность.


7. Подведение итогов.

1) Как были готовы к уроку.

2) Как работали на уроке.

3) Как справились с задачей урока.

Анализ работ отмечается композиция, узнаваемость, выразительность…

Вывод: В наших домах всегда должна храниться история нашей страны, её ценности, её знания. Изделие, сотворённое своими руками, хранит тепло и любовь, создаёт уют и умиротворение.


8. Уборка кабинета.




















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Блок уроков "Народный текстиль. Ручное паласное ткачество"

Автор: Бурлак Валентина Васильевна

Дата: 17.10.2017

Номер свидетельства: 432858


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства