Просмотр содержимого документа
«Беседа по изобразительному искусству на тему: «Художник Владимир Лебедев»»
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Центр эстетического воспитания детей»
Республика Мордовия, город Саранск
Беседа по изобразительному искусству на тему:
«Художник Владимир Лебедев»
Подготовила:
педагог дополнительного образования
Калиниченко Татьяна Александровна
Саранск 2023 г
Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством художника Владимира Лебедева.
Ход урока
Владимир Васильевич Лебедев – русский и советский живописец, график, признанный мастер плаката, книжной и журнальной иллюстрации, оказавший большое влияние на формирование ленинградской школы книжной графики. На протяжении всей своей жизни работал как художник детской книги.
Учился в частной студии А. И. Титова и мастерской батальной живописи Ф. А. Рубо при Академии художеств. В качестве вольнослушателя посещал занятия в Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при Академии художеств. Одновременно учился в Школе живописи, рисования и скульптуры М. Д. Бернштейна и Л. В. Шервуда
Член Союза художников СССР. Народный художник РСФСР (1966). Член-корреспондент Академии художеств СССР (1967).
Детство и учеба: «Рисовать я начал с четырех-пяти лет»
Владимир Лебедев родился 26 мая 1891 года в Петербурге. Его отец Василий Лебедев был механиком, а мать — домохозяйкой.
Все детство Владимир Лебедев провел в родном Петербурге. Он получил образование в Петровском коммерческом училище. В свободное время будущий художник занимался спортом — футболом и боксом, много рисовал, брал уроки у разных живописцев. Лебедев вспоминал: «Рисовать я начал, по рассказам родителей, с четырех-пяти лет. Проделывал я это следующим образом: раскладывал на полу бумагу, а сам ложился на живот и «творил» баталии и лошадей, причем начинал рисовать лошадей всегда с хвоста».
Владимир Лебедев увлекался военной историей, хотел стать художником-баталистом. Сначала он был учеником частной школы А.И. Титова, где его научили рисовать обнаженную натуру, а с 1910 года стал посещать мастерскую баталиста Франца Рубо. Кроме него в этой мастерской учились живописцы Лев Бруни, Петр Львов и Михаил Авилов.
«Желание рисовать с натуры длительно и писать маслом привело меня к профессору Рубо. Очень интересно и волнующе для меня было то, что прежде чем разрешить посещать свою «стеклянную» батальную мастерскую, он решил попробовать меня. Посмотрел рисунки и спросил: Вы это без натуры рисовали? — Я ответил утвердительно. — Ну, тогда идите в соседнюю комнату, берите картон и уголь и изобразите мне атаку. Через полтора часа моих усилий я услышал за спиной голос: «Можете приходить работать в мастерскую в любое время писать и рисовать»
В 1912 году Лебедев начал ходить в частную школу рисования Михаила Бернштейна, который разрешил ему посещать занятия бесплатно. Художник в это время стал читать книги по истории искусств, пристрастился к анатомии и, как он сам говорил, ему «понравилось рисовать с натуры обнаженных людей». В школе он познакомился со своей первой женой — скульптором Саррой Дормилатовой, писателем Виктором Шкловским, художниками Владимиром Татлиным и Николаем Лапшиным, которые стали его близкими друзьями.
В том же 1912 году Лебедев поступил в Академию художеств, но занятия он посещал редко. Позднее он вспоминал: «Я в Академии не нашел ни среды, ни профессуры. И она не вызывает у меня воспоминаний. Благодарен я только ее хорошей библиотеке». В это время иллюстрации к детским произведениям и политические карикатуры художника уже публиковали в журналах «Галчонок», «Аргус», «Новый Сатирикон».
Лебедев часто посещал выставки и салоны. К столетию Отечественной войны 1812 года, Французский институт в Петербурге и журнал «Аполлон» собрали около тысячи картин, рисунков и скульптур французских живописцев. Выставка этих предметов под названием «Сто лет французской живописи (1812—1912)» повлияла на творчество художника. Биограф Всеволод Петров писал: «Так возникли у Лебедева глубокие и прочные связи с французской художественной традицией, впоследствии укрепившиеся и прошедшие сквозь всю его жизнь».
В конце 1910-х Владимир Лебедев увлекся авангардом. Его работы этого периода, в том числе «Натюрморт с палитрой», написаны в стиле кубизма. С 1918 года он начал преподавать в Академии художеств, которую советское правительство преобразовало в Петроградские государственные свободные художественно-учебные мастерские (сейчас — Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина). В этом же году в издательстве «Огни» вышла первая книга с иллюстрациями Лебедева — арабская сказка «Лев и бык».
«Широкой смелой кистью нарисованы звери на страницах этой книги большого формата. Художник откровенно любуется их энергией, целесообразной красотой и пластикой их движений. Здесь есть прекрасные, классические по красоте и силе рисунка страницы — например, развернутая на целую полосу смертельная схватка быка и льва. И все же этой выразительной серии еще недостает цельности замысла, единства художественной системы. Живая передача натуры спорит с «психологической» характеристикой очеловеченного, сказочного зверя и еще больше — с откровенными влияниями первобытной пещерной живописи»
«Окна сатиры РОСТА»
В 1920-х Лебедев работал в Российском телеграфном агентстве (РОСТА), сотрудничал с сатирическими журналами большевиков, где публиковали его политические карикатуры. Рисовал художник и агитационные плакаты. Свою первую работу такого типа он создал еще в 1917 году. Тогда он участвовал в конкурсе Временного правительства на лучший рекламный плакат государственного кредита «Заём Свободы». Лебедев не выиграл, однако уже в следующем 1918 году он создал плакат-панно к годовщине Октябрьской революции, который вывесили в Петрограде на Невском проспекте.
В сентябре 1919 года в Москве начал работать плакатный отдел Российского телеграфного агентства. Спустя несколько месяцев его филиал появился в Петрограде. Владимир Лебедев работал там с весны 1920 года. Вместе с Владимиром Козлинским и Львом Бродаты он был одним из ведущих художников организации. В серии «Окна сатиры РОСТА» вышло около 600 плакатов Лебедева. Их вывешивали на улицах Петрограда, в рабочих клубах, на агитпоездах и пароходах. Ранние плакаты художника напоминали его карикатуры для журнала «Новый Сатирикон». Их героями выступали белогвардейцы, бывшие дворяне и мародеры. В произведениях 1920-х годов чувствовалось влияние кубизма, от которого художник взял лаконичность форм и новые композиционные решения — свободное размещение фигур на холсте. Интересовался Лебедев и творчеством Казимира Малевича. Книжный график Валерий Траугот писал: «И лебедевские «окна» РОСТА, и, главное, лебедевская книга находились под огромным влиянием Малевича. Лебедев целиком использовал приём Малевича, его творческую выдумку. От себя он внёс тонкий цвет». Среди сохранившихся до наших дней плакатов художника — «На страже Октября», «Работать надо — винтовка рядом», «Капиталист Запада рвет на себе волосы по поводу Второго Съезда Коминтерна».
«Эволюция плакатной манеры Лебедева протекала в ускоренном темпе. Лишь немногие месяцы отделяют «сатириконскую» манеру от «лубочной», которая в свою очередь сменяется «кубистической». Последняя захватывает ноябрь–декабрь 1920 и весь 1921 год. Работы этого периода и составляют оригинальный вклад Лебедева в традицию советской плакатной графики. Вряд ли будет преувеличением назвать классическими многие из этих работ. Уже современники склонны были видеть в них вершину искусства плаката 1920-х годов».
Театральный художник, иллюстратор, художественный редактор
Кроме плакатов, в 1920-х Владимир Лебедев создал графическую серию в кубическом стиле «Прачки», несколько пейзажей, натюрмортов, изображений своей мастерской. Главной работой художника этих лет стали рисунки тушью, свинцовым карандашом и гуашью под названием «Улица революции». Их Лебедев закончил к 1922 году. В этой серии он создал «бессмертное графическое выражение» улиц Петрограда в начале НЭПа.
К середине 1920-х годов Лебедев был популярным художником, которого знали как автора агитационных плакатов, его выставки часто проходили в Москве и Петрограде. Однако отзывы на произведения художника были противоречивыми — критики считали, что его работы не вызывают никаких эмоций и лишены чувств. Искусствовед Николай Радлов в статье «О футуризме» писал: «Один из самых крупных сейчас в России изобразительных талантов — Вл. Лебедев. С его дарованием можно было бы завоевать мир. А между тем, его искусство не доходит даже до широкой публики. Творчество Лебедева безупречно мертво. Ни единое дыхание жизни не пронеслось над его невиданной в России виртуозностью». Другие критики спорили с Радловым: Николай Пунин, Всеволод Воинов и Пётр Нерадовский отмечали эмоциональность картин Лебедева. Николай Пунин писал о серии «Панель Революции»: «Некоторым кажется, что Лебедев, делая эти правдивые до натурализма зарисовки, только бесстрастно констатирует, а по-моему вся серия преисполнена тонкой романтики».
В том же 1922 году Лебедев вновь попробовал себя в книжной иллюстрации. В издательстве «Эпоха» вышла сказка Редьярда Киплинга «Слоненок» с его рисунками, а затем — «Приключения Чуч-ло». Для второй книги художник не только нарисовал иллюстрации, но и написал текст.
В 1923 году режиссер Константин Хохлов поставил в Большом драматическом театре Петрограда спектакль «Ужин шуток» по пьесе итальянского драматурга Сема Бенелли. Костюмы и декорации к постановке выполнили по эскизам Лебедева. А во время работы над спектаклем художник рисовал игравших в нем актеров.
«В полном согласии с режиссером, Лебедев потребовал от актеров тщательной разработки каждого жеста, каждого движения. Никакой расплывчатости, неопределенности он не прощал. «Учитесь управлять вашими мускулами. Не поза, а свободное владение телом» — таково было его требование. Впервые мы, актеры, столкнулись с художником, для которого контуры тела человека, стоящего на сцене, составляют одно целое с конструкцией»
В 1924 году в Петрограде был создан детский отдел Госиздата РСФСР, который возглавили два редактора: литературный — Самуил Маршак, художественный — Владимир Лебедев. В том же году издательство «Радуга» напечатало книгу для детей «Охота». В ней не было текста, а все 24 страницы заполняли цветные литографии Лебедева. В конце 1920-х и начале 1930-х Госиздат публиковал книги с его рисунками к произведениям Маршака: «Усатый-полосатый», «Цирк», «О глупом мышонке» и другие. Рисовал художник иллюстрации и к русским народным сказкам. В своих произведениях он переработал дореволюционные принципы графики. Живописец отказался от контуров, использовал лаконичные формы, придерживался строгой композиции. Вскоре при издательстве сложилась школа Лебедева. Под его руководством трудились художники Евгений Чарушин, Алексей Пахомов, Валентин Курдов.
На рубеже 1920-1930-х годов Владимир Лебедев создал три графические серии — «Акробатка», «Гитаристка» и «Танцовщица». О «Танцовщице» искусствовед Николай Пунин писал: «Главным для художника было все-таки то, что в балерине он нашел совершенное и развитое выражение человеческого тела». Во всех этих рисунках художник стремился изобразить тело в разных позах, показать его красоту. В это же время Лебедев вернулся к живописи. Художник написал портрет своей второй жены — танцовщицы Надежды Надеждиной («Портрет артистки Н.С. Надеждиной»), картины «Женщина с мандолиной», «Девушка с кувшином», «Женщина с гитарой» и другие.
В 1933 году на базе Госиздата и «Молодой гвардии» было создано издательство «Детская литература» («ДЕТГИЗ»). Его редакторами вновь стали Самуил Маршак и Владимир Лебедев. Среди их совместных работ для этого издательства — «Мистер Твистер», «Петрушка-иностранец».
В середине 1930-х Лебедев создал серии иронических рисунков о советской действительности — «Девушки с букетами» и «Турецкие борцы». В них художник высмеивал советских обывателей. В 1935 году он провел выставку, на которой показал часть рисунков из серии «Турецкие борцы». Его работы раскритиковали в советской прессе. В газетах и журналах появлялись материалы, в которых картины называли несовременными и непонятными советскому человеку. В 1936 году в «Комсомольской правде» в статье «О художниках-пачкунах» писали о произведениях Лебедева: «Мазня вместо рисунков. Формалистическим выкрутасам не место в детской книге». Вскоре в издательстве «ДЕТГИЗ» созвали совещание, на которое, кроме Владимира Лебедева, пригласили иллюстраторов Льва Бруни и Владимира Конашевича. Художникам предложили остаться в издательстве, но изменить стиль своих работ и руководствоваться принципами соцреализма.
Военные агитационные плакаты
В конце 1930-х и начале 1940-х Лебедев продолжил работу в «ДЕТГИЗе». Он иллюстрировал выходившие там книги Самуила Маршака, Александра Куприна и Владимира Короленко.
В 1941 году началась Великая Отечественная война. Лебедев стал редактором Ленинградского отделения издательства «Искусство», где выпускали агитационные плакаты. Вскоре вместе с труппой Большого драматического театра его эвакуировали в Киров. Там художник нарисовал эскизы декораций и костюмов для постановки военной пьесы Александра Корнейчука «Фронт».
В мае 1942 года Лебедева вызвали в Москву для работы в плакатной мастерской ТАСС. Вместе с Кукрыниксами, Николаем Радловым и Михаилом Черемных он разрабатывал серию агитационных плакатов «Окна ТАСС». Тексты к большинству произведений художника писал Самуил Маршак. Каждый плакат приходилось делать очень быстро — в течение дня, по свежим сводкам агентства. Всего для ТАСС Лебедев создал около 40 работ. Среди них были и сатирические плакаты, в которых художник высмеивал немецкую армию и Адольфа Гитлера, и героические, где призывал советские войска не отступать.
«В плакатную графику Лебедев вносил принципы «живописного» реализма, возникшие и развивавшиеся в его творчестве 1930-х годов. В «Окнах ТАСС» уже нет ни деформаций, ни схематизации предмета. На плоскости плакатного листа развертываются монументальные, обобщенные, но всегда предметные, жизненно-конкретные и реалистически-выразительные формы»
«Он был удивительно прекрасный художник»: последние годы
После окончания войны Владимир Лебедев вернулся к книжной иллюстрации и живописи. Однако картины этих лет он почти никому не показывал. Он был недоволен своими последними работами и считал, что его лучшие картины были выполнены в 1920-х. Отрицательно отзывалась о художнике и советская критика — Лебедева обвиняли в подражании французским импрессионистам, отходе от реализма. В журнале «Искусство» в 1950 году писали: «Лебедев затворился в своей мастерской и не выступал на выставках, не решаясь демонстрировать свои живописные опыты, представляющие подражание Ренуару».
«Чтобы понять мое творчество, нужно знать и помнить, что я художник двадцатых годов. Говорю так не только потому, что этой эпохе принадлежат мои лучшие работы. Еще важнее и существеннее то, что меня сформировала духовная атмосфера того времени. Туда уходят корни всех моих идей и замыслов. Дух двадцатых годов я стремился пронести сквозь всю мою жизнь»
Владимир Лебедев (по книге «Художник В. Лебедев делает книгу» Юрия Герчука)
В 1950-х и 1960-х в «ДЕТГИЗе» вышло еще несколько книг с иллюстрациями Лебедева. Почти все из них написал Маршак, в том числе «Чего боялся Петя?», «Курочка ряба и десять утят» и «Тихая сказка». Создал художник и несколько новых версий своих иллюстраций 1920-х годов. Работы последних лет он стал оформлять по-новому: форзац делал красочным, украшал его орнаментами, экспериментировал со шрифтами.
В конце 1950-х Лебедев нарисовал свои последние живописные работы, в том числе портрет третьей жены Ады Лазо и «Портрет молодой девушки в зеленом платке». Но и эти картины он не показывал на выставках. Незадолго до смерти, в 1966 году, ему присвоили звание Народного художника РСФСР, а затем избрали членом-корреспондентом Академии художеств СССР. 21 ноября 1967 года Владимир Лебедев умер. Его похоронили на Богословском кладбище Ленинграда.
После смерти Лебедева его друг композитор ДмитрийШостакович написал: «Он был удивительно прекрасный художник. Я плохо понимаю в живописи, плохо чувствую живопись, но его творчество всегда производит на меня сильное впечатление».
Сегодня картины, плакаты и иллюстрации художника к детским книгам хранятся в Русском музее и Третьяковской галерее.