Авторская открытка и ее место в художественном образовании школьников (статья)
Авторская открытка и ее место в художественном образовании школьников (статья)
Козловская Амалия Рштуниевна
Авторская открытка и ее место в художественном образовании школьников (статья)
Особое место в содержании курса «Изобразительное искусство и художественный труд» отводится декоративной творческой работе. Изготовление поздравительной открытки является примером такой работы.Учащиеся должны овладеть простейшими способами и приёмами работы с разными художественными и сопутствующими материалами, в разных техниках, и технологиях. Итогом художественно-творческой деятельности на уроках искусства будет развитие творческих способностей, пространственного мышления, которые являются основой эстетического воспитания личности.
Открытки, изготовленные своими руками, позволяют проявить ребенку индивидуальность и фантазию, они обладают особой аурой, хранят частичку души и любви ребенка. Что может быть прекраснее, чем умение создать своими руками маленькое чудо! И это чудо – поздравительная открытка!
Изготовление открытки развивает мелкую моторику рук, усидчивость, внимательность, трудолюбие, эстетический вкус, что благотворно влияет на развитие и становление личности ребенка. Также она воспитывает упорство, наблюдательность, воображение, внимание.
. Работа с открыткой позволяет решить образовательные и воспитательные задачи:
дать учащимся сведения о технологии изготовления открыток в разных техниках;
развить у учащихся внимание, память, усидчивость и мелкую моторику рук
способствовать развитию у учащихся творческих способностей по изготовлению открыток;
развить у учащихся способность к самостоятельному выбору цветовых сочетаний, эстетического вкуса при создании работ;
способствовать развитию художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
воспитывать у учащихся усидчивость, трудолюбие, аккуратность, настойчивость в достижении поставленной цели.
формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Авторская открытка и ее место в художественном образовании школьников (статья)»
Авторская открытка и ее место в художественном образовании школьников (статья)
Козловская Амалия Рштуниевна,
учитель изобразительного искусства
ГБОУ кадетская школа, Пушкинский район
Особое место в содержании курса «Изобразительное искусство и художественный труд» отводится декоративной творческой работе. Изготовление поздравительной открытки является примером такой работы .Учащиеся должны овладеть простейшими способами и приёмами работы с разными художественными и сопутствующими материалами, в разных техниках, и технологиях. Итогом художественно-творческой деятельности на уроках искусства будет развитие творческих способностей, пространственного мышления, которые являются основой эстетического воспитания личности.
Открытки, изготовленные своими руками, позволяют проявить ребенку индивидуальность и фантазию, они обладают особой аурой, хранят частичку души и любви ребенка. Что может быть прекраснее, чем умение создать своими руками маленькое чудо! И это чудо – поздравительная открытка!
Изготовление открытки развивает мелкую моторику рук, усидчивость, внимательность, трудолюбие, эстетический вкус, что благотворно влияет на развитие и становление личности ребенка. Также она воспитывает упорство, наблюдательность, воображение, внимание.
. Работа с открыткой позволяет решить образовательные и воспитательные задачи:
дать учащимся сведения о технологии изготовления открыток в разных техниках;
развить у учащихся внимание, память, усидчивость и мелкую моторику рук
способствовать развитию у учащихся творческих способностей по изготовлению открыток;
развить у учащихся способность к самостоятельному выбору цветовых сочетаний, эстетического вкуса при создании работ;
способствовать развитию художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
воспитывать у учащихся усидчивость, трудолюбие, аккуратность, настойчивость в достижении поставленной цели.
формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
История открытки
Сейчас объяснять, что такое открытка, нет необходимости никому – ведь полки современных книжных магазинов доверху завалены красочными и яркими открытками. Мы привыкли дарить и получать открытки в подарок на праздники и памятные даты. Более того, многие считают, что без открыток настоящий праздник в принципе не возможен – ведь они создают особое настроение радости и счастья.
Трудно представить, но открытки появились не так давно. Впрочем, случилось это в достаточно отдаленный от нас момент времени – коллекционеры до сих пор спорят о том, где и когда началась история открытки.
Одна из самых популярных версий истории возникновения открытки принадлежит французам. Согласно их мнению, открытка возникла во время франко-прусской войны. У участвовавших в боевых действиях солдат часто заканчивалась писчая бумага и конверты, поэтому для того, чтобы передать весточку родным, они использовали вырезанные из картона прямоугольники. На войне мало развлечений, поэтому многие солдаты, для того, чтобы отвлечься от тяжелых военных будней и невеселых мыслей, разрисовывали свои картонные прямоугольники. Один из таких разрисованных картонных прообразов попался на глаза книготорговцу Леону Бернардо из Бретани. Возможно, что именно так началась история создания открытки.
Впрочем, у англичан есть свой, оригинальный взгляд на историю открытки – они считают, что первую открытку сделал сэр Генри Коул. Можно считать, что история открытки в Британии началась именно с этой, посвященной рождеству. На ней была изображена счастливая семья, сидящая за празднично накрытым столом, а картинку дополняла подпись: «Весёлого Рождества и счастливого Нового года!»
Однако у китайцев есть своя версия истории возникновения открытки. Согласно ей, открытки эволюционировали из визитных карточек, культура которых была очень распространена в Древнем Китае. Согласно китайскому этикету того времени, если посетитель не смог застать того человека, которого он хотел поздравить, он должен был оставить на пороге его дома свою визитную карточку с написанными на ней пожеланиями к празднику. К тому же Несмотря на то, что не понятно, где именно началась история почтовой открытки, дальнейшее ее развитие выглядит куда менее туманным. Так, в самом начале XIX века во Франции появилась иллюстрированная почтовая бумага. Так же примерно в то же время стало принято отправлять открытки и в Англии.
В России история создания открытки началась позднее – лишь в 1872 году появились первые открытые письма. Они не были иллюстрированы, и были выполнены на бумаге разных цветов. Открытки, напечатанные на бумаге черного цвета, можно было отправлять как внутри города, так и в другие города, в зависимости от наклеенных марок. Открытки на коричневой бумаге были предназначены для отправки внутри города, а зеленые – для иногородних отправлений.
Первыми иллюстрированными открытками в России стали фотографические видовые открытки с изображением достопримечательностей Москвы. Известна серия из пяти таких открыток, на которой есть надпись, позволяющая их датировать: "Дозволено цензурой. Москва. 18 ноября 1895 года".1
Сейчас наметилась новая страница этой истории. С одной стороны, сейчас мало кто пользуется открытками по их прямому назначению – их сейчас редко отправляют по почте, для связи на расстоянии успешно применяются другие, более новые и оперативные средства коммуникации. Однако открытки часто дарят лично. Поэтому большое распространение получили открытки, сделанные вручную.
Композиция и цветовое решение в открытке
Композиция происходит от лат. compositio — составление, сочинение, соединение. Открытки украшают композициями из разных элементов : цветы, насекомые, животные ,символы .
. Любая композиция имеет цвет и форму. Это основные элементы дизайна.
Каждую, даже кажущуюся очень сложной форму, можно разделить на простые части и поместить в ясные геометрические очертания. В основе всех композиций лежат простые геометрические фигуры (круг, овал, треугольник) или кривая линия (полумесяц).
Круглая (овальная) форма композиции образуется, когда все детали вписаны в круг или овал. Если ваша композиция будет располагаться на квадратной или круглой основе, то она будет иметь круглую форму. Если основа прямоугольная, то композиции будет иметь овальную форму.
Круглая композиция может быть центральным элементом . В центре круглой композиции находятся самые крупные, яркие, эффектные детали. Например, это может быть 1 цветок, 2 или 3. Когда в центре 3 цветка, то не следует брать все одинаковые цветы. Хорошо смотрятся два одинаковых цветка и один похожий по цвету, но немного другой. Все крупные цветы должны смотреть прямо вперёд на зрителя, они могут немного ложиться друг на друга. Размещаем листья вокруг цветов, группируя по 2-3. Завершить композицию можно тонкими завитками. Они могут выходить за контур композиции. Можно украсить композицию мелкими полубусинами, стразами, объемным контуром.
Треугольная композиция образуется, когда определен и оформлен композиционный центр и сформированы острые углы.
Но детали могут располагаться не только в пределах геометрических форм. Они могут располагаться по кривой линии, имитируя волну или ветку. Здесь нет чётких правил, главное, чтобы цветы были сгруппированы. Количество цветов в группах должно быть разным, количество групп по желанию. Главное чтобы все элементы были контрастными по форме, текстуре и размеру (круглые цветы и вытянутые бутоны, матовые и блестящие, большие и мелкие). Тогда вся композиция будет выглядеть насыщенной, интересной, и появится движение.
Серповидная (в виде полумесяца) композиция – очень интересная для открыток . Самое главное – это сделать изящно выгнутые «хвостики», ориентируясь на форму полумесяца. «Хвостики» полумесяца лучше сделать разной длины. В одной работе можно сделать 2 серповидные композиции, но одна должна быть больше другой.
Размеры и формы открыток могут быть совершенно разными. Наиболее удобные и привычные формы – квадрат и прямоугольник. И уже имея такую основу, можно заготовить фон нужной формы и размера. Впрочем, форму может диктовать тематика праздника. Например, новогодние открытки могут быть круглыми – в виде шара или в форме елки, звезды. Валентинки чаще всего делаются в форме сердца. А пасхальные открытки часто выполнены в форме яйца.2
На какие же праздники мы делаем открытки? Это, конечно, Новый год, Рождество, 23 февраля, 8 марта, день рождения и т.д. Сейчас все чаще дарят открытки на Пасху и День святого Валентина. Что же характерно для открыток к разным праздникам?
Для новогодних открыток характерно несколько традиционных цветовых сочетаний. Прежде всего, это красный и зеленый, золотой и белый, голубой и серебряный. Символы без которых не обходится ни одна новогодняя открытка, - это елка, Дед Мороз, снег, звезды, олень, снеговик, коньки, снежинки, гирлянды, шары, пуансетия…
Для рождественских открыток мы берем материалы спокойных, приглушенных тонов, используем неяркую бумагу и украшения. Символами этого праздника являются свечи, ангелы, огонь, рождественская звезда.
14 февраля мы отмечаем День святого Валентина – День всех влюбленных. Праздник для России молодой, но очень любимый многими. Символами этого праздника, конечно, являются сердца, цветы, стрелы, амур, купидон. Основные цвета – красный и розовый.
Какую открытку подарить мужчинам на 23 февраля? Основные цвета для таких открыток –это белый, синий, красный (цвета российского флага),а также защитный (особенно комуфляжная расцветка), серебряный и золотой. Символы соответствующие: тельняшка, якоря, ленты, корабли , самолеты, звезды и т.д.
Следующим популярным праздником в календаре числится праздник 8 Марта – Международный женский день. Цвета, используемые в поздравительных открытках к этому празднику, самые разнообразные. Это могут быть и яркие весенние тона, и нежные спокойные пастельные оттенки. Символы 8 Марта – цветы, бабочки, восьмерка и самые разные ассоциации, связанные с женственностью.
Актуальные символы для пасхальных открыток – это кролик, крашеные яйца, цветы, цыплята. Цвета чаще всего используют нежные, неяркие: желтый, светло-зеленый, сиреневый, белый… Пасха прежде всего христианский праздник, поэтому религиозные символы тоже будут уместны3.
Заключение
Чтобы работа с бумагой, клеем и ножницами не стала для школьников тяжелой и нудной обязанностью, необходимо постараться и превратить ручной труд в удовольствие. И тогда у детей будут сформированы:
- интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;
- правильное восприятие трудовых процессов;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- основы личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
- познавательный интерес к творческой деятельности;
- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности;
В сфере регулярных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в изготовлении открыток.
- создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
В результате занятий, у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.
Список литературы
1. Концепция федеральных государственных стандартов общего образования под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. – М.: Просвещение. 2008.
2. Сборник рабочих программ., Система учебников «Перспектива». – М.: Просвещение. 2011.
3. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.Я.Шпикаловой, Л.В.Ершовой. 1 – 4 классы. – М.: Просвещение. 2011.
4. Оригами. Большая иллюстрированная энциклопедия. Рик Бич – Москва, 2004
5. Г.М.Логвиненко Декоративная композиция – М. : Гуманитар. Изд. Центр Владос, 2006
6. Юрий Герчук . Об искусстве шрифта. – Издательство « Книга», 1977