kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Анализ урока по теме "Древние образы в современных народных игрушках. Матрешка."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить с характерными особенностями формы и росписи матрешек из Сергиева Посада, Семенова, Полховского Майдана и т.д., углубить знания о русской народной деревянной игрушке, формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Анализ урока по теме "Древние образы в современных народных игрушках. Матрешка."»


Анализ урока

Дата: 19.11.2016

Цель

Познакомить с характерными особенностями формы и росписи матрешек из Сергиева Посада, Семенова, Полховского Майдана и т.д., углубить знания о русской народной деревянной игрушке, формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью.

ФИО учителя

Никитина Ирина Владимировна

Класс

Предмет

Изобразительное искусство

Явка учащихся

24

Тема: Древние образы в современных народных игрушках. Матрешка.



Цели

Познавательная

(предметно-информационная)

познакомить с историей русской матрёшки и с особенностями матрёшки из разных областей России; углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве; научить расписывать игрушки по образцам изделий разных областей России.

развивать навык

умения создавать узоры по собственному замыслу

и анализа характерных особенностей росписи матрешек


Развивающая

(деятельностно-коммуникативная)

Развивать художественный вкус; активизировать творческое воображение; развивать графические умения, связанные с приемами декоративной трактовки цветочного мотива

Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности

Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве


Воспитательная

(ценностно-ориентационная)

Воспитывать воспитание любви к декоративно-прикладному искусству нашей Родины; воспитание уважения к труду; формирование чувства удовлетворённости от выполненной работы.

Воспитывать любовь к народному искусству России.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

«+» и «-

Вводно-мотивационный

  • Мотивация -внутренняя/внешняя

  • (побуждение/принуждение);

  • актуализация

  • постановка целей - сообщение/совместное

осмысление

  • возможность выбора способа деятельности

Организационный момент:


Актуализация знаний учащихся (Назовите все известные вам народные игрушки? Почему они называются народными? По каким общим признакам мы определяем принадлежность игрушки к тому или иному промыслу?)

Сообщение темы урока: Алый шелковый платочек

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская (матрешка).

Проверяют свою готовность к уроку

Отвечают на вопросы
















Отгадывают загадку

+



+

















+

Оперативно-познавательный

  • использование мыслительных операций анализа-синтеза; сравнение, систематизация, обобщение, абстрагирование, конкретизация…

  • развитие мышления; репродуктивного, теоретического/практического, творческого/критического;

  • использование учебно-методической базы кабинета

  • учет индивидуальных особенностей учащихся

Вступительная беседа об истории русской матрешки (А кто знает, откуда появилась матрешка?)

Изучение нового материала (В Японии деревянную игрушку называли Фукуруму, мастер из Загорска Василий Звездочкин, художник Сергей Малютин, Матрешка – обобщенный образ русской красавицы, женщины — матери большого семейства). Знакомство с технологией изготовления и росписи матрешки (Выбор дерева, обработка, токарные работы, грунтовка, лакировка)

Матрешка – символ русского народного искусства (центры - Сергиев Посад, нижегородские центры в городе Семенове, в Полховский Майдан, Крутец..)

Физкультминутка «Угадай-ка!» (на экране изображения матрешек - вопросы «Это Сергиево-Посадская матрешка?», «Это Семеновская матрешка?», если вы увидите, что «да», то вы хлопаете в ладоши, а если «нет», то вы топаете ногами).

Постановка художественной задачи и планирование предстоящей практической работы (Вопросы для закрепления материала: Может ли быть матрешка грустной, испуганной?

У всех ли матрешек одинаковые глаза, рот, нос, форма лица, туловища?

Что может держать матрешка в руках?).

Практическое выполнение задания (Создать свою авторскую матрёшку).

Ответы детей







Смотрят отрывок из мультфильма «Секрет матрешки».

Слушают, смотрят презентацию и записывают в альбоме основные факты

Задают интересующие вопросы по теме урока




















Самостоятельно заполнить сравнительную таблицу о Семеновской и Сергиево-Посадской матрешках























Получают карточки-образцы с изображением различных глаз матрешки, губ, прически и т.д.

















Выполняют самостоятельно практическую работу.

+







+




+

+


+



+























+






























+























+

Рефлексивно-коррекционный

  • определение уровня усвоения:

запоминание, понимание, применение, обобщение, эмоциональная норма

  • оценка/самооценка:

количественная, описательная

  • рекомендации по выполнению домашнего задания

Подведение итогов урока:

(В чем секрет такого успеха матрешки?

По вашему мнению, матрешка сувенир или игрушка?

Когда произошло второе рождение матрешки?

Почему, по мнению иностранных туристов, посетивших Россию, ярким воспоминанием о стране и ее традициях будет именно матрешка?) Выставка работ учащихся.

Домашнее задание: закончить работу в цвете (кто не успел на уроке)

Уборка рабочих мест: вылить воду, поставить на место баночки

Оформляют и придумывают название выставки работ

Отвечают на вопросы























Записывают домашнее задание.



Наводят порядок на своем рабочем месте

+

+



+
























+





+



Активность класса

Основной метод урока

Изучение нового материала и первичного закрепления новых знаний


Номер парты

1


2


3


4


5

+

*


*

*


*

+

+

*

+

+

*

*

*

+

+


+


+

+

*

*

*

+



*



*


Реализован в форме

Беседа, презентация, самостоятельна работа

Уровень мотивации

средний

Содержание учебного материала предусматривает (подчеркнуть)

  • базовый/профильный

уровни ГОСа (ФК)

  • содержательные линии

ГОС Р(НР)К-художественная социально-экономическая и правовая, здоровье и охрана жизнедеятельности, экологическая, информационная и родной язык

  • КОУ

«*» активные участники

«+» пассивные слушатели

«-» невовлеченные в урок

Преобладающие формы мыследеятельности учащихся (подчеркнуть)

Репродуктивная

Теоретическая

Критическая

/

/

/

Продуктивная

Практическая

Творческая



Уровни достижения целей (оптимальный, достаточный, критический, недопустимый)

  • познавательных

достаточный

  • развивающих

оптимальный

  • воспитательных

достаточный



Приложение

  1. Карточки-образцы с изображением различных глаз матрешки, губ, прически и т.д.

  1. Карточки-образцы с изображением различных элементов декора

  1. Сравнительная таблица «Семеновская и Сергиево-Посадская матрёшки»



Форма

Основные

цвета

Одежда

Волосы,

прическа

Наличие предметов в руках

Сергиево-Посадская







Семеновская







  1. Описание Сергиево-Посадская и Семеновской матрешек.

Сергиево-Посадская матрешка.

Самые первые Сергиево-Посадские матрешки были расписаны неяркими, сдержанными красками, черты лица были строгими, тонко выписанными. Русские мастера расписывали их такими же приемами, что и иконы. У Сергиево-Посадской матрешки русая или рыжая челка на пробор. Обязательным атрибутом такой матрешки является шаль, сарафан и передник. В руках она держит какой-нибудь предмет.

Сергиево-посадские матрёшки отличаются округлыми, устойчивыми формами с соотношением пропорций ширины к высоте 1:2, яркой росписью гуашевыми красками локальных контрастных цветов (основные – красный, жёлтый, синий и зелёный) с чёрной контурной обводкой и орнаментацией условными растительными мотивами, выполненными живым мазком. 

Семеновская матрешка.

Ярким цветом окрашены платок и сарафан у Семеновской матрешки.

Чёрные, на пробор, волосы обрамляют сужающийся книзу овал лица, строго смотрят небольшие глаза, собран бантиком маленький рот. Семёновская матрёшка имеет более стройные пропорции: тонкий изящный верх фигурки плавно переходит в ее утолщённую нижнюю часть.

Местные токари славятся изготовлением многоместных матрёшек, а также матрёшек-футляров в виде условно решённых фигур девушки и парня, которых «наряжают» в традиционные костюмы. Роспись выполняется яркими анилиновыми красками красного, синего, зелёного, фиолетового цветов с чёрной контурной обводкой. 

Главным в колорите семёновской матрёшки является решение основного цвета в букете, который задаёт тон всему цветовому строю. Букет по традиции располагается на фартуке асимметрично, несколько смещён вправо. 



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Анализ урока по теме "Древние образы в современных народных игрушках. Матрешка."

Автор: Никитина Ирина Владимировна

Дата: 27.03.2017

Номер свидетельства: 403814


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства