Программа
Здоровьесберегающие технологии на занятиях рисунка, живописи, композиции.
Цель и задачи Программы
Создание педагогических условий для сохранения и развития здоровья учеников на
основе выработки и закрепления здоровьесберегающих психофизиологических
навыков.
Нормативно-правовые основания для разработки Программы
• Указ Президента Российской Федерации от 14.09.2000 № 942 «Об утверждении
Основных направлений государственной социальной политики по улучшению
положения детей в Российской Федерации до 2005 года (Национального плана
действий в интересах детей)»;
постановление Правительства РФ от 29.12.2001. № 916 «Об общероссийской системе
мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей,
подростков и молодежи»;
• постановление Правительства РФ от 29.05.2002. № 363 «Физическое воспитание и
оздоровление детей, подростков и молодежи в Российской Федерации»;
• приказ Министерства образования Российской Федерации от 15.05.2000. №1418
«Об утверждении положения о центре содействия укреплению здоровья обучающихся,
воспитанников образовательного учреждения»
Срок реализации: 2014- 2017год
1. ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.1. Описание проблемы.
«Забота о здоровье - это важнейший труд
воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости
детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение,
умственное развитие, прочность знаний, вера в
свои силы...»
В.А.Сухомлинский
Специалистами установлено, что определенные факторы образовательной среды
оказывают существенное влияние на состояние здоровья учащихся. Так, по данным
Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает
факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных
влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО
позволяют проранжировать факторы риска по убыванию значимости и силы
влияния на здоровье учащихся:
1. Стрессовая педагогическая тактика.
2. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным
возможностям детей.
3. Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к
организации учебного процесса.
4. Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
5. Провалы в существующей системе физического воспитания.
6. Интенсификация учебного процесса.
7. Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления
здоровья.
8. Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового
образа жизни (М.М. Безруких и др., 2002).
Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у
учащихся постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке
механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию
хронических болезней. В результате традиционная система образования
имеет здоровьезатратный характер.
Здоровье ребенка можно считать нормой, если он умеет преодолевать усталость
(физический аспект здоровья); проявляет хорошие умственные способности,
любознательность, воображение, самообучаемостъ (интеллектуальный аспект
здоровья); честен, самокритичен (нравственное здоровье); коммуникабелен
(социальное здоровье); уравновешен (эмоциональный аспект здоровья).
Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению
Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье — это состояние полного
физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие
болезней или физических дефектов. В настоящее время в понятие здоровья
включается нравственное и духовное благополучие. В связи с этим модель здоровья
может быть представлена в виде его составляющих.
Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) - совокупность всех
используемых в образовательном процессе приёмов, методов, технологий, не
только оберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного
воздействия факторов образовательной среды, но и способствующих воспитанию
у учащихся культуры здоровья.
Таким образом, одной из актуальных практических задач образовательного учреждения является
создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной
среды для учащихся путем внедрения научно-эффективных технологий,
способствующих адаптации и созданию педагогических условий для
саморазвития и творческой реализации детей и подростков.
В решении этой задачи может помочь внедрение в образовательный
процесс коррекционно - развивающих пауз на уроках и новой обучающей,
оздоровительной технологии игрового компьютерного биоуправления.
2. СОДЕРЖАНИЕ.
Основополагающие принципы построения программы:
Творческий характер образовательного процесса на занятиях, поддержание интереса к
познавательной активности.
1. Учёт познавательной активности в двигательной деятельности.
2. Единство физического и психического развития.
3. Наглядность.
4. Принцип целостности человека, его психосоматического, социокультурного
единства. При этом приоритетными компонентами деятельности должны
выступают самореализация, саморазвитие и творчество, находящиеся в
гармонии с двигательной активностью человека.
5. Принцип непрерывности физического воспитания и образования личности на
всех этапах жизнедеятельности.
6. Принцип дифференцированного подхода к урока, развитию креативности.
7. Учёт возрастно-половых особенностей учащихся в содержании учебного
материала.
Цель:
Показать значимость здоровьесберегающей технологии в улучшении состояния
здоровья и качества жизни детей и подростков в процессе учебной деятельности.
Задачи:
1. Разработать мероприятия, которые уменьшают риск возникновения заболеваний
и повреждений, связанных с социальными аспектами жизни учащихся
;
2. Пропаганда здорового образа жизни;
3. Помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их
развития;
4. Способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е. осуществлять
личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании.
Ожидаемые конечные результаты программы:
1. Рост уровня усвоения учебного материала без ущерба здоровью и физической
активности школьников.
2. Повышение приоритета здорового образа жизни.
3. Повышение уровня самостоятельности и активности учащихся в конкурсной и
внеаудиторной деятельности.
4. Повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагога в
сохранении и укреплении здоровья детей
5. Поддержка родителями деятельности педагога по воспитанию здоровых и
творчески активных детей
Гигиенические критерии рациональной организации урока
№ Факторы урока
Уровни гигиенической рациональности урока
Рациональный 3 балла Недостаточно рациональный 2 балла
Нерациональный 1
балл
1 Плотность урока
Не менее 60% и не более
70%
85-90% Более 90%
2
Количество видов учебной
деятельности
4-7 2-3 1 -2
3
Средняя продолжительность
различных видов учебной
деятельности
Не более 10 мин. 11 — 15 мин. Более 15 мин.
4
Частота чередования
различных видов учебной
деятельности
Смена не позже чем через
7 -10 мин.
Смена через 11 - 15 мин. Смена через 15-20 мин
5
Количество видов
преподавания
Не менее 3-х 2 1
6
Чередование видов
преподавания
Не позже чем через 7-10
мин
Через 15- 20 мин Не чередуется
7
Наличие эмоциональных
разрядок (количество)
2-3 1 Нет
8
Место и длительность
применения ТСО
В соответствии с
гигиеническими нормами
С частичными соблюдениями
гигиенических норм
В произвольной форме
9
Чередование позы
Поза чередуется в
соответствии с видом
работы.
Учитель наблюдает за
посадкой учащихся.
Имеются случаи несоответствия позы
виду деятельности. Учитель иногда
контролирует посадку учащихся.
Частые несоответствия
позы виду
деятельности.
Поза
контролируется
учителем.
10
Наличие, место, содержание
и продолжительность
физкультминуток
На 20 - 35 мин. урока по 1
мин из 3 - х лёгких
упражнений с 3 -4
повторениями
каждого
1 физ. Минутка с неправильным
содержанием или по
продолжительности.
Отсутствует.
11
Психологический
климат
Преобладают
положительные
эмоции
Имеются случаи отрицательных
эмоций
Преобладают
отрицательные
эмоции
12
Момент наступления
утомления учащихся
Не ранее 40 мин. Не ранее 35 - 37 мин. До 30 мин.
80% - оптимальный уровень; до 65% - допустимый уровень.
Анализ проведения урока с позиции здоровьесбережения.
Предмет: академический рисунок
Класс: 4
Общее количество обучающихся: 6
Присутствовало: 6
Тип урока: комбинированный (практическое занятие с
элементами
беседы);
Преподаватель: Шелихова Наталья Евгеньевна;
1. Обстановка и гигиенические условия в кабинете: температура и свежесть
воздуха соответствует норме, рациональное освещение аудитории,
отсутствие неприятных звуковых раздражителей и т.д.
2. Число видов учебной деятельности: в процессе урока было использовано 6
видов деятельности (норма - 4-7 видов за урок): устный опрос учащихся, викторина,
выделение причинно-следственных связей, работа с набросками, анализ учащимися
работ товарищей, слушали рассказ учителя. Средняя продолжительность и частота
чередования различных видов учебной деятельности - 7-8 минут (норма 7-10 минут).
Частые смены деятельности другой не вызывали у учащихся дополнительных
адаптационных усилий.
3. В процессе занятия использовались различные виды преподавания: словесный,
наглядный, самостоятельная работа и т.д.
4. Учитель умело использовал на занятии методы, способствующие активизации
инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы, как
метод свободного выбора (свободная беседа); активные методы (обсуждение,
дискуссия); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций,
общения, взаимооценки, самооценки).
как возможность инициирования дискуссии, обсуждения.
5. Важным оздоровительным моментом на уроке является психологическая
разрядка: шутливая ситуация.
6. Плотность занятия была высокой - около 75 % (норма от 60-80 %). Момент
наступления утомляемости учащихся и снижения их учебной активности не
наблюдался. Этому способствовало: частая смена видов учебной деятельности,
7. Темп и особенности окончания занятия: логическое завершение, учащиеся
имели возможность задать преподавателю вопросы, у учителя осталось время на приведение
в порядок рабочих мест учащихся, попрощаться с учащимися без задержки учащихся
12