Мир полон запахов, красок, звуков. Ребенок познает его руками, глазами, слухом, пробует на вкус. Дети экспериментируют, исследуют, играя с самыми разнообразными материалами: краской, глиной, пластилином, бумагой... Чем богаче полученные впечатления, чем они разнообразнее, тем ярче, не ординарнее его воображение. Развитие образных форм познания окружающего мира - восприятие, воображение, образного мышления - в дошкольном детстве имеет особое значение. Моя задача, как педагога, бережно сохранить и развить чувственный аппарат маленького ребенка, что в последствии позволило бы ему воспринимать окружающий мир во всем богатстве его проявлений. Изобразительная деятельность - единственная область творчества, где в процессе обучения полная свобода не только допустима, но и необходима. Для ребенка первостепенное значение имеет процесс деятельности. Творческие силы маленького ребенка, сосредотачивается на рисование предоставляет ребенку этого возраста наиболее легко выразить то, что им владеет (Выгодский М.С.). Есть две благодатные темы, удовлетворяющие любопытство маленького художника, но не требующие от него технической виртуозности. Это игры с красками и работа с разными материалами. Т. С. Комарова отмечала: "Использование различных материалов обогатит детей знанием способов работы с ними, их изобразительных возможностей, сделает рисунки детей более интересными, разнообразными, выразительными, повысить эстетическую сторону рисунка". Поэтому для своей работы я выбрала нетрадиционные способы рисования, позволяющие развивать фантазию, воображение, творчество.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Занимательная страна Рисовандия »
Аверина Надежда Леонидовна
Педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД ЦДТ №1 г. Ульяновска
«Занимательная страна Рисовандия»
Мир полон запахов, красок, звуков. Ребенок познает его руками, глазами, слухом, пробует на вкус. Дети экспериментируют, исследуют, играя с самыми разнообразными материалами: краской, глиной, пластилином, бумагой... Чем богаче полученные впечатления, чем они разнообразнее, тем ярче, не ординарнее его воображение. Развитие образных форм познания окружающего мира - восприятие, воображение, образного мышления - в дошкольном детстве имеет особое значение. Моя задача, как педагога, бережно сохранить и развить чувственный аппарат маленького ребенка, что в последствии позволило бы ему воспринимать окружающий мир во всем богатстве его проявлений. Изобразительная деятельность - единственная область творчества, где в процессе обучения полная свобода не только допустима, но и необходима. Для ребенка первостепенное значение имеет процесс деятельности. Творческие силы маленького ребенка, сосредотачивается на рисование предоставляет ребенку этого возраста наиболее легко выразить то, что им владеет (Выгодский М.С.). Есть две благодатные темы, удовлетворяющие любопытство маленького художника, но не требующие от него технической виртуозности. Это игры с красками и работа с разными материалами. Т. С. Комарова отмечала: "Использование различных материалов обогатит детей знанием способов работы с ними, их изобразительных возможностей, сделает рисунки детей более интересными, разнообразными, выразительными, повысить эстетическую сторону рисунка". Поэтому для своей работы я выбрала нетрадиционные способы рисования, позволяющие развивать фантазию, воображение, творчество.
«Ребенок может выступать как субъект, которому нравится и приятно действовать так, а не иначе. Всё это способствует проявлению и развитию их творческих возможностей, т.е. их личности» В.В. Давыдов. У ребенка не бывает удач или неудач в рисовании. Они умеют рисовать всегда, сегодня - так, завтра - не хуже или лучше, а просто иначе.
Оценка педагога должна содержать элемент понимания и одобрения (в педагогике это называется положительным подкреплением) чтобы не разрушить уверенности в себе, в своих способностях и не убить интерес к рисованию. Основной задачей в работе с нетрадиционными видами и материалами, я считаю пробудить интерес к этому материалу и потребность действовать (играть) с ним. Для этого я подаю новый как увлекательный игровой или сказку, или историю с выходом на деятельность. Обучение техническим навыкам я ввожу в игру занятие, но не акцентирую на этом внимание. Различные манипуляции с красками, материалами, необычные техники помогают ребенку преодолеть страх перед чистым листом и уменьшить значительное воздействие уже приобретенных стереотипов. Педагоги и психологи рассматривают творчество как создание человеком нового, значимого только для конкретного лица, продукта. Именно создание нового путем рисования и составляет результат творческой деятельности детей- дошкольников. Создавая изображение, ребенок осмысливает качества изображаемого предмета или явления, запоминает характерные особенности и детали разных предметов и связанные с их передачей действия. В процессе рисования ребенок испытывает разнообразные чувства, приобретает различные знания, новые изобразительные навыки и умения. Овладение разнообразными движениями рук, способами действий с различными инструментами имеет значение не только для развития изобразительного творчества, но и для психического развития ребёнка. Развитие моторики имеет огромное значение для развития мышления, разнообразных способностей. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок (Сухомлинский ВД.).
Основная моя задача - содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний, увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.
Конечно, я использую все имеющиеся изобразительные материалы, традиционные в нашем понимании, а это: гуашь, акварель, сангина, пастель, разнообразные мелки, тушь. Но это надоедает детям. Простое рисование кистью не так увлекает детей, как новые живописные техники (обрезанная клеевая кисть, её мы называем тычковой; палочки, ладошки, мятая бумага, ватные палочки, деревянные палочки, тампоны, различные виды печатанья), новые материалы.
Сейчас я покажу и расскажу о различных способах печатанья.
1.Печатанье ватными палочками можно использовать с младшего возраста. Там дети печатают по нарисованному педагогом контуру и заполняют изображение внутри. Изображение даётся простое, понятное ребёнку. В старших группах дети могут сами нарисовать простым карандашом контуры, а затем заполнить их цветными отпечатками или использовать палочки как дополнение к основному изображению.
2.Печатанье сухими листьями. Этот способ изображения я использую в старших группах. Дети покрывают листья гуашью и прикладывают покрытой стороной к чистому листу бумаги. Изображения получают сквозными, ажурными. Очень красиво получается изображение зимней природы на нежном цветном фоне.
3.Печатанье мятой бумагой. Бумага дается тонкая, чтобы ребёнок мог её смять, обычно я даю квадратик, 10х10, дети собирают уголочки в середину и сминают листок, уголки скручивают. Получается кулёк. Держа кулёк за скрученные уголки, дети набирают на него краску и, легко касаясь, делают отпечатки. Изображение крон деревьев, кустарников, пушистых животных, птиц получается фактурным.
4.Рисование свечкой от торта. Это совсем другие эмоции, чем рисование восковыми мелками. Если ребёнка приглашаешь стать настоящим волшебником, то результат превосходит все ожидания. Восторг, радость, удивление от проявленного изображения стоит всех затрат.
5.Рисование мыльными пузырями с помощью трубочки от коктейля. Взять небольшую ёмкость из-под гуаши или кукольную чашку, смешать гуашь с мыльной пеной и выдувать мыльные пузыри. Каждый мыльный пузырь «поймать» на лист бумаги, потом то же самое повторить с мыльной пеной другого цвета. Вот и получился космический пейзаж или букет цветов. А может быть ассоциации с чем-нибудь другим.
Ребёнок творит. Он счастлив ему в этот момент кажется всё безразличным, сейчас ему комфортно и радостно. Радостно от того, что он верит в свои силы - у него всё получается; комфортно от того, что он сам занимается интересным для него делом.
Список литературы.
1. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества- М.: Т.Г. Казакова Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006.
2. Комарова Т.С. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. Преемственность в работе детского сада и начальной школы [Текст] / Т.С. Комарова, О.Ю. Зырянова - М.: Педагогическое общество России, 2000.
3. Лыкова И.А. Планета детства на орбите ФГТ. Образовательная область «Художественное творчество», М.: Цветной мир, 2011 г.