kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Введение православного компонента в содержание уроков изобразительного искусства в условиях реализации ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Любую тему урока изобразительного искусства можно использовать для духовно-нравственного воспитания школьника. Для этого следует расширять содержательный аспект урока, чтобы он стал средством, которое обеспечивает воспитание духовности и нравственности ребенка, особенно в наше время, когда духовные ценности подменяются ценностями материальными.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Введение православного компонента в содержание уроков изобразительного искусства в условиях реализации ФГОС»

Нечетова Елена Николаевна


Формирование духовно - нравственных качеств школьников

посредством введения православного компонента

в содержание уроков изобразительного искусства

в условиях реализации ФГОС


Нечетова Елена Николаевна,

учитель изобразительного искусства

и православной культуры

МБОУ «Беленихинская средняя

общеобразовательная школа

имени А. С. Касатонова»

Прохоровского района

Белгородской области


Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время приобрела доминирующее значение.

Духовность и нравственность всегда были самыми важными факторами в жизни каждого отдельного человека и целых народов. Именно эти факторы определяют весь образ жизни: человеческую судьбу, отношения в семье, в быту, в государстве. Нормы человеческого общежития требуют взаимного уважения и уступчивости. Дети должны уметь избегать столкновений в повседневной жизни, не поступаясь своей совестью, не предавая семейных традиций, личных идеалов и святынь, национальных и государственных интересов.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России утверждает: «Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации… Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации».

Ведущая роль в деле реализации целей духовно-нравственного развития и воспитания отводится педагогическим коллективам общеобразовательных учреждений, которые должны наполнить содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Искусство, безусловно, предполагает духовное общение. Поэтому на уроках изобразительного искусства и во внеклассной работе по предмету, как нигде лучше можно воспитывать духовность и нравственность.

Урок может и должен стать местом и временем, где дети будут учиться понимать, почему человек в конкретном случае поступил так, а не иначе. На уроке нужно учить нравственным законам и принципам, отвечающим представлениям об истинной человечности и доброте, культурной полноценности в восприятии мира, которыми дети будут руководствоваться в жизни.

Любую тему урока можно использовать для духовно-нравственного воспитания. Для этого следует расширять содержательный аспект урока изобразительного искусства, чтобы он стал средством, которое обеспечивает воспитание духовности и нравственности ребенка, особенно в наше время, когда духовные ценности подменяются ценностями материальными.

Введение в школьное расписание урока ОРКСЭ (православная культура) и программу предметной области ОДНКНР (православная культура) в количестве одного часа в неделю не решает в полной мере вопросов духовно-нравственного воспитания. Современная педагогическая и методическая литература не предлагает целостного и системного набора средств, приёмов и методов, совокупность которых позволит обеспечить технологичность этого процесса, поэтому каждый школьный коллектив должен самостоятельно находить пути решения этой проблемы.

Одним из путей духовно-нравственного развития детей на уроке изобразительного искусства автору видится совершенствование содержательного аспекта через наполнение его материалами краеведения, через общение с природой. Но и этого будет недостаточно, если предлагаемый материал не будет преломляться через призму православного видения мира. Следовательно, знакомство с основами и ценностями православия – необходимое условие в воспитательном процессе.

Учащиеся с различными уровнями интеллектуального развития и воспитанности, без сомнения, смогут стать милосердными, терпимыми друг к другу, научатся сочувствовать, сопереживать, проявлять интерес к своему внутреннему миру, осознавая свои переживания, понимать ближнего.

В результате многолетней работы по программе Б. Неменского «Изобразительное искусство. 1 – 8 классы» учителем был сделан вывод, что в основе данной программы лежит воспитательная технология, обеспечивающая духовно-нравственное воспитание детей.

В соответствии с ФГОС меняется характер педагогической деятельности. Реализуемые в школе основы обучения требуют от педагогов умения учить детей способам добывания знаний, формировать учебную деятельность и мышление школьников. Современная педагогическая ситуация характеризуется разнообразием и динамизмом, и учитель должен умело адаптироваться к непрерывно происходящим изменениям в содержании обучения.

Время показало, что содержательный аспект авторской программы Бориса Неменского в полной мере отвечает запросам учителей, работающих над проблемой духовно-нравственного воспитания. Программа охватывает многие воспитательные направления: общение с искусством, краеведение, отношения между людьми, связь с природой.

Особенностью этой программы является новый взгляд на учебный предмет. Изобразительное искусство рассматривается как особая духовная сфера, которая вобрала в себя эстетический, художественный и нравственный мировой опыт.

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на уроках изоб­разительного искусства направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов. Среди них главное место в ряду других занимают: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осозна­ние своей этнической принадлежности, знание культуры своего на­рода, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества; формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения.

Концепция духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Это и стало основой для использования педагогом материала православной направленности.

На основании Концепции и применяемых в педагогической практике воспитательных технологий выдающихся педагогов, и учитывая опыт современных авторов программ по православной культуре, таких как Бородина А. В. и Шевченко Л. Л., а также опираясь на опыт видения коллективом проблемы по данному вопросу, была определена конкретная область работы в деле совершенствования духовно-нравственного развития детей в школе.

Уроки изобразительного искусства успешно вводят своих воспитанников в сложный мир человеческой культуры, позволяют им осваивать культурное наследие прошлого, в том числе наследие православной культуры.

Православная культура - великое достояние нашего народа. Наконец то, учащимся представилась возможность получать знания о православии через уроки ОРКСЭ и предметную область ОДНКНР, учиться возрождать духовные традиции, насильственно прерванные на десятилетия.

Детские души нежны и чисты, они сильны своей наивностью. Наша задача – уберечь детей от пьянства, наркомании, разврата, заброшенности. Мы обязаны не только напитать детей знаниями, но и заронить в душу семя любви к ближнему, а отсюда - любовь к Родине, ко всему миру.

Автор считает, что на каждом уроке изобразительного искусства есть возможность расширить его содержательный аспект за счет знаний по православной культуре, и это будет способствовать формированию духовно- нравственных качеств школьника, таких как любовь к Отечеству, благоговейное отношение к природе и окружающему миру, почитание родителей и семейных ценностей.

На своих уроках учитель применяет разнообразные методы и приемы организации учебно-познавательной и творческой деятельности в свете реализации ФГОС.

Первый класс.

Тема года: «Ты изображаешь, украшаешь, строишь»

Первые уроки - это уроки доверия. Приходя в класс, учитель, прежде всего, стремится к тому, чтобы дети поняли, что на уроке изобразительного искусства можно рассказать обо всем, что тебя взволновало и удивило: летняя паутинка и гусеница на прекрасном цветке; поступок брата, который отдал бездомной собаке свой пирожок; старшеклассник, отнявший яблоко у малышки и т. д.

Сострадание, милосердие и сопереживание всегда были отличительными чертами русского народа. На уроке важно создать благоприятные для сопереживания условия. В сопереживании кроются истоки нравственности и духовности. Чем сильнее будет сопереживание, тем тверже нравственные начала.

Уже на первом уроке можно подвести размышления детей к тому, что прекрасный мир, в котором мы живем, появился неслучайно. Большинство первоклассников знают, что мир - творение Бога!

После таких откровенных бесед детям предлагается порисовать. Обычно они рисуют то, о чем говорили на уроке, эмоционально точно подбирая цвета изображаемого.

Такие уроки приносят больше пользы, чем уроки «знакомства с красками». Ведь воспитание справедливо рассматривается как одно из важнейших условий успешного обучения. Обучение в данном случае становится средством формирования личности с определенными моральными, этическими и гражданскими качествами. Только после того, как у ребят сформируется убеждение, что на уроках рисования можно открыть свою душу через рисунок, нужно постепенно знакомить их с техникой рисования, при этом, не ломая уже сложившейся манеры своеобразного изобразительного почерка.

Третий класс.

Тема года: «Искусство вокруг нас».

Эту тему дети всегда воспринимают с наивысшим интересом. Их удивляет то, что во всех вещах и предметах, что нас окружают, присутствует работа художника.

В учебно-воспитательной практике можно использовать такой мощный психологический инструмент накопления и формирования творческих сил ребенка, как игра. «Превращение» - элемент игры, который часто используется на уроках. В зависимости от того, какой вид деятельности запланирован, дети превращаются то в мастеров-игрушечников, то в посудных дел мастеров и т. д.

Любимыми темами для мальчиков и девочек стали темы «Твоя посуда», «Мамин платок», «Твои книжки».

Класс к этим урокам готовится заранее, вместе с детьми. Они получают задание рассмотреть дома посуду и, если можно, что-нибудь из посуды принести на урок. Третьеклассники с удовольствием выполняют поручение.

И вот учительский стол напоминает яркую, многоцветную, веселую ярмарку! Самовар, чайник, миски, фарфоровые чашки. Гжель, Хохлома, Борисовка - все это поражает многообразием форм, материала, отделки. Дети постарались принести что-нибудь декоративное, праздничное, учитель для контраста приносит посуду без украшений. И именно на этот урок необходимо принести потир и лжицу, которые станут предметом разговора о православном храме.

Урок начинается с того, что в течение 15 минут все с восторгом рассматривают, удивляются, восхищаются и выслушивают несколько удивительных историй о появлении этих чашек, мисок и ваз в доме каждого ребенка.

После того, как дети удовлетворили свое любопытство, учитель показывает потир и лжицу и задает вопрос: «Что можно сказать об этой посуде?», при этом заранее договорившись с детьми, что каждый из них может назвать только один признак или достоинство посуды. Стоит заметить, какие умные и внимательные наши дети, как они умеют смотреть и видеть. В классе обязательно найдется тот, кто видел такие предметы в храме.

В процессе диалога особое внимание уделяется рассказам о православных семейных традициях. Живые, яркие, конкретные примеры не оставят детей равнодушными.

И вот наступает долгожданная минута: третьеклассники превращаются в мастеров, которые изготавливают различную посуду. Дети уже знают, что прежде, чем посуда появилась в доме, первый мастер ее придумал и нарисовал, второй сделал (построил), третий - украсил. На этом уроке они Мастера Изображения. Впечатлений получено много, эмоции бьют ключом, и «Мастера» не задают вопрос: «Что рисовать?» У них уже все нарисовано в воображении, и остается все это только доверить бумаге.

Все работы заслуживают внимания. Все счастливы. Все хотят продолжения сказки. И ждать долго не придется, «Мамин платок» - следующая тема урока, на который можно прийти с накинутым на плечи маминым или бабушкиным платком и с восторгом рассказать, нет, не о своем платке, о своей маме, бабушке, тете.…

А учитель рассказывает о Покрове Пресвятой Богородицы, о Третьем Ратном Прохоровском поле, закладывая и формируя духовно – нравственные ценности среди которых особое место отводится патриотизму, любви к малой родине, к ее героям.

Урок «Твои книжки» проводится в библиотеке. Необходимо заранее договориться с библиотекарем, о чем пойдет речь, какова цель урока.

Такому сюрпризу ребята удивлены, но это не дает повода отвлекаться от темы. Дети узнают об удивительном искусстве оформления книги, о важной работе художника, смысл которой в том, чтобы книга обрела в лице человека истинного ценителя, чтобы всем своим обликом могла вызвать восторг и удивление у тех, кто дружен с нею, кто любит ее и бережет. И, конечно же, разговор о том, что главное назначение книги - учить быть хорошим. А примером станет книга книг - Библия. Среди детей обязательно найдутся те, кто расскажет о Библии, о том, что с ней связано в их жизни, как они с этой книгой встретились.

4 класс. Тема года: «Каждый народ - художник». Цель этой темы заключается в формировании представления о многообразии художественного творчества во всех уголках земли. Эти уроки можно назвать уроками нравственности, приобщения к духовной культуре народа. На таких занятиях дети становятся «маленькими философами», рассуждают о добре и зле, о красоте и справедливости. Ключевым для них становится вопрос: «Откуда появилось зло? Было ли оно всегда? »

Работы, выполненные на темы «Все народы воспевают материнство», «Все народы воспевают мудрость старости», «Юность и надежды» не всегда совершенны в силу еще недостаточно отработанных графических навыков, но рассказы, предшествующие этим композициям, и комментарии к ним после окончания работы, бесценны.

Особенно трогательна тема «Герои, борцы и защитники». Обычно она выходит за рамки урока, так как предполагает общение с ветеранами и участниками Великой Отечественной Войны. Дети с замирание сердца слушают о том страшном времени, когда эти убеленные сединами герои и защитники были безусыми юнцами, на долю которых выпали испытания.

В духовно-нравственном воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности ветеранов. Детям прививаются такие понятия как долг перед Родиной, любовь к Отечеству, боевой и трудовой подвиг.

Уроки по теме «Каждый народ - художник» учат детей не только гордиться красотой своего народа и края, но и с пониманием и интересом относиться к искусству других стран.

Разговор о том, что у других народов есть свои религии, и что нам нужно относиться к ним с уважением, тем более, что в классах учатся дети разных национальностей с другими вероисповеданиями, продолжается на внеклассном занятии «Искусство объединяет народы», которое проводится с приглашением родителей, бабушек и дедушек. Они рассказывают о своих семейных национальных традициях, что способствует формированию толерантности, чувства уважения к другим народам, их ценностям. Прикосновение к истории семьи вызывает у детей сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

5 класс. Тема года: «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека».

Эта тема способствует формированию духовно-нравственных начал как никакая другая. Древнее народное искусство, русская изба, быт народа, гербы и эмблемы - все говорит само за себя. Единственная задача учителя найти достойную форму проведения урока. Будет ли это урок - праздник, экскурсия, театр-экспромт – главное затронуть чувства детей, а не стремиться вложить в их головы энциклопедические данные.

Тема урока «Русская вышивка» настолько увлекает детей, что возникает потребность в очередном посещении школьного этнографического музея. Знакомство с музейными коллекциями, в частности с коллекцией рушников, всегда эмоционально окрашено и вызывает чувство сопричастности православным традициям, учит пониманию прекрасного.

Здесь же в музее для детей организуется мастер-класс вышивания крестом.

Тема «Изобразительное искусство в жизни человека» изучается в 6 классе. Она посвящена собственно изобразительному искусству, которое раскрывается в процессе обучения, как особый язык, как необходимая форма духовной культуры общества.

Уроки искусства воспитывают нравственность. Следует найти грани соприкосновения между категориями «духовность» и «нравственность» и тематикой уроков. Например, после беседы о художниках-пейзажистах и их творчестве лучше всего практическую часть урока продолжить на природе, поработать на пленере. Результат всегда бывает хороший, дети удивительно точно передают настроение, испытывая эстетические чувства.

С особым интересом относятся учащиеся к теме «Натюрморт», которая дает им возможность осознать, что через изображение предметного мира художники выражают свое отношение к жизни.

Увлеченно изображают ученики натюрморт «Пасхальный», композицию которого составили сами и тут же рассказали об обычаях красить яйца и печь куличи. Этот урок является своеобразным преддверием коллективного мероприятия для 5 – 6 классов, посвященного Празднику Праздников и Торжеству Торжеств, который проводится в форме заочного путешествия.

Жанр портрета. Его содержание раскрывается через произведения скульптуры, живописи и графики.

Урок-беседа «Вглядываясь в человека». На нем дети получают целостное представление о портрете, причем, самостоятельно приходят к выводу, что у художника должен быть чуткий и внимательный взгляд, чтобы открыть для себя внутренний мир, душу изображаемого человека.

На этом уроке продолжается знакомство с иконами. Легенда об иконе «Спас Нерукотворный» станет достойным украшением разговора.

Практическая часть этой темы всегда вызывает затруднения. Перед началом работы объясняется последовательность выполнения рисунка головы. Показывая, как передать объем, учитель просит, чтобы во время работы дети передали характерные черты своего натурщика, соседа по парте, то, что отличает его от других. Когда некоторые дети начинают огорчаться, что внешнего сходства не получается, учитель обращает их внимание на черты характера портретируемого: «Покажи, какой он добрый, любопытный и т. д.».

Выставка портретов в конце урока превосходит все ожидания. С рисунков на нас смотрят такие разные глаза: хмурые, лукавые, проницательные, веселые…

Человек - главная тема в искусстве. Как загораются детские глаза, когда они рассматривают репродукции! Дети говорят о внутренней красоте человека, о красоте его тела, пропорциях, характере форм, движении, пластике, а так же о месте каждого человека в жизни. Задача учителя - показать им, что человек, как и цветок, дерево, птица, творение Бога.

Таким образом, уроки изобразительного искусства и внеклассные занятия по предмету способствуют решению вопросов духовно-нравственного воспитания, формируя социальную активность личности, способную к сопереживанию и сочувствию, и умению преодолевать духовную инертность.


Формирование духовно-нравственных личностных качеств школьников посредством широкого внедрения в содержательный аспект уроков изоискусства православного компонента позволяет повысить их уровень воспитанности.

В результате реализации педагогической идеи «духовно-нравственное развитие достигнет содержательной полноты» станет необходимым для обучающиеся. Школьники приобретут активную гражданскую позицию, у них сформируется позитивное отношение к окружающему миру, другим людям и к самому себе, ответственность за свои дела и поступки, стремление к сохранению и возрождению духовно-нравственных и культурных ценностей родного края.

Библиографический список

  1. Даль В. И.Толковый словарь живого великорусского языка. Том1/ В. И. Даль – М.: Госиздат.1955. -699 с.

  2. Бородина А.В. Основы православной культуры: Православие — культурообразующая религия России. Учебное пособие для учащихся 4 класса. — Изд-е 3-е, испр. — М.: ОПК, 2007.

  3. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Стандарты второго поколения/А. Я. Данилюк. – Москва «Просвещение», 2011. – 24 с.

  4. Кабалевский Д. Б. Педагогические размышления: Избранные статьи и доклады/ Д. Б. Кабалевский. – М.: Педагогика. 1986. – 190 с.

  5. Кон. Н. С. Психология ранней юности: книга для учителя/ И. С. Кон.- М.: Просвещение, 1989. – 255 с.

  6. Неменский Б. М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания: книга для учителя / Б. М. Неменский. – М.: Просвещение, 1987. – 255с.

  7. Неменский Б. М. Изобразительное искусство. Программа./ Б. М. Неменский. – Москва: Просвещение, 2015. – 139с.

  8. Ожегов С. И.Словарь русского языка: (около 57 000 слов)/ С. И. Ожегов. – М.: Русский язык, 1988. – 750 с.

  9. Сухомлинский В. А. О воспитании/ В. А. Сухомлинский – М.: Политиздат, 1982. – 270 с.

  10. Шевченко Л.Л. Концепция и программа учебного предмета. Православная культура / Л. Л. Шевченко. – Издательский совет Русской Православной Церкви, 2011. – 144 с.

  11. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии /Н.Е. Щуркова.- М.: Педагогическое общество России, 2001.- 250 с.


11



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Нечетова Елена Николаевна

Дата: 31.12.2019

Номер свидетельства: 534173


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства