Просмотр содержимого документа
««Влияние возрастных особенностей младших школьников на развитие интереса к занятиям изобразительным искусством»»
Муниципальное бюджетное учреждение
Дополнительного образования
«Ильинская детская школа искусств»
Методический доклад
Тема:
«Влияние возрастных особенностей младших школьников на развитие интереса к занятиям изобразительным искусством»
Ефремова Г.А., преподаватель
художественного отделения
П.Ильинский, 2017г.
Условия развития интереса к занятиям изобразительным искусством у детей младшего школьного возраста
Самым популярным видом детского творчества является изобразительная и декоративно-прикладная деятельность. Это объясняется основным аспектом: она основана на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием, с игрой.
Одна из главных целей преподавания – развитие у детей младшего школьного возраста эмоциональной отзывчивости, интереса к внутреннему миру человека, а также осознание своих внутренних переживаний. Занятие изобразительным искусством дает нам такую возможность: говорить о красивых и некрасивых поступках, о добре и зле, об отношении человека к природе, к людям, животным, об отношении к искусству (морально-этические нормы, эмоциональная культура), т.е. формирует внутренний мир детей средствами искусства. На уроках искусства мы можем передавать опыт поколений детям и делать их наследникам духовных ценностей, формировать желание и потребность к познанию искусства и творчества.
Таким образом, развитие творческих способностей, приобщение к общечеловеческим ценностям, формирование духовно-нравственных качеств личности детей успешно осуществляется на занятиях изобразительной и декоративно-прикладной деятельностью.
Пробуждение интереса к занятиям художественно-творческой деятельности является одной из важных задач педагога. Существуют различные точки зрения, противоречивые суждения, высказываемые учеными по поводу того, что собой представляет интерес: направленность, отношение, стремление или свойство личности. До настоящего времени не выработано однозначного определения понятия «интерес». Ж.-Ж. Руссо называл интерес «побудительной силой активности человека», И. Г. Песталоцци – средством, «активизирующимжизненные силы ребенка» А. Г. Ковалев, в наши дни – специфическим отношениемличности к объекту познания в силу его жизненной значимости и эмоциональной привлекательности; при благоприятных условиях перерастающим в эмоционально-познавательную направленностьличности. Сегодня, специалисты определяют понятие интерескакодну из форм направленности личности, заключающуюся в ее направленной познавательной активности, окрашенной положительными эмоциями и вниманием к объекту. Изобразительная деятельность является и художественной, и творческой. Художественное творчество детей,по определению, это выражение индивидуальных особенностей, отношения к окружающему миру в посильной для ребенка художественной форме. Художественное творчество является составной частью системы эстетического, духовно-нравственного, художественного воспитания, средство развития личности.
Развитие интереса к художественно-творческой деятельности— это процесс становления и формирования личности человека под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов, в том числе целенаправленного обучения художественно-творческой деятельности и эстетического воспитания.
Интерес к окружающему миру, искусству, культуре, народным традициям формируется еще в раннем детстве. Целенаправленное приобщение детей к искусству продолжает осуществляться на занятиях эстетического цикла, в том числе, изобразительным искусством в младшем школьном возрасте. Для того чтобы уроки проходили интересно, необходимо, прежде всего, учитывать возрастные психофизические особенности детей.
Младший школьный возраст (6-10 лет) является третьим этапом в становлении художественной деятельности. Это период формирования аналитического мышления перехода от условной схемы к формальному изображению. В возрасте 6-10 лет ребенок меняет роль пассивного зрителя на роль активного создателя, творца, художника.
Младший школьный возраст является средним звеном трех основных линий взаимодействия различных видов художественного творчества, соответствующим трем эпохам детства: доминирование предметной и наглядно-двигательной основы деятельности (дошкольники), доминирование сенсорно-перцептивной основы с преобладанием деятельности зрительной системы (младший школьник),преобладание технико-исполнительской и речеосмысленной основы деятельности (средний и старший школьник). «У малышей драматизация впитывает в себя элементы других видов творчества – музыки, изобразительной деятельности и внешнего оформления. У младших школьников и танец, и музыка, и театральное действие тяготеют к изобразительности, к техническому исполнению, все виды искусства лучше усваиваются на изобразительной основе. … Ребенок как бы поглощен окружающим, мир выступает перед ребенком в его наглядной объективности».
Необходимыми условиямиразвития интереса к занятиям изобразительным искусством у детей являются:
учет того, что личность педагога имеет большой авторитет (у детей в этот период, ребята стараются в работе подражать ему, зачастую именно от профессионализма учителя зависит, насколько интересным будет занятие, чем он сможет заинтересовать и удержать внимание детей;
планирование совместной работы является залогом успешной работы, развития навыков. С другой стороны, авторитарность может стать препятствием к развитию воображения и творческих способностей детей;
предоставление возможности самостоятельной работы детей (необходимо давать возможность ребятам мыслить самостоятельно: самим разрабатывать сюжет, предложенный педагогом, помогать ребенку только на начальных этапах работы, предлагая самостоятельно закончить ее, предлагать различные ходы решения изучаемой темы, как в различных материалах, так и в различных изобразительных техниках, видах изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура).
Методы и приемы организации занятий изобразительным искусством: организация восприятия, как средство развития зрительной памяти; сравнение, как средство активизации мышления; сочетание восприятия изобразительного искусства с восприятием литературы, музыки, с целью формирования целостного художественного образа; коллективно-творческая деятельность (совместно-индивидуальная, совместно-последовательная, совместно–взаимодействующая); обобщающие занятия; метод плавного погружения в тему, который включает в себя эмоциональный настрой, организацию восприятия, изучение, самостоятельную работу детей, подведение итогов занятия, эстетической оценки детских работ; демонстрация детских работ. Игра – «форма творчества», развивающая воображение. На занятиях должны использоваться следующие игровые приемы драматизации, перевоплощения в различных героев, одушевления различных предметов. На таких занятиях учащиеся представляют себя зрителями, путешественниками, мастерами-художниками, героями различных сказок, космонавтами, магами, волшебниками. Игры, игровые приемы, импровизации помогают создать на уроке момент увлеченности, а значит, и устойчивого интереса к урокам изобразительного искусства.
Эта система методов была разработана Н. Н. Фоминой для типовой программы по изобразительному искусству под редакцией Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд».
Основными средствами формирования интереса к занятиям изобразительным искусством у детей младшего школьного возраста мы считаем:
1) знакомство с подлинниками изобразительного и прикладного искусства, которое повышает интерес к творческой работе – посещение выставок, театра, музыкальных концертов (музеи, картинная галерея, театр, консерватория). Живое искусство (местное историческое сооружение, памятник, реальный процесс работы художника над картиной, мультфильмом, книжной иллюстрацией, расшитое полотенце, костюм, народная игрушка, сделанные мастерами) В музее, картинной галерее учащиеся имеют возможность посмотреть на картины с разного расстояния, увидеть их подлинный колорит, размер, технику исполнения;
2) чередование различных видов изобразительной деятельности (аппликация, графика, живопись, лепка) в зависимости от типа урока (рисование с натуры, по памяти и представлению, декоративного рисования, конструирования, тематическое, беседа, интегрированные уроки с включением музыкального, литературного, зрительного ряда) способствуют развитию интереса к художественно-творческой деятельности;
3) использование различных по свойствам материалов (пластилин, глина, биомасса, бумага, природного материала, ткань, гуашь, акварель, карандаши, разнофактурная бумага) и изобразительных техник (коллаж, граттаж, акватушь, ала-прима, лессировка, по-сырому, пуантель, эстамп, монотипия, аппликация – обрывная, послойная, встык, вырезанка, бумагопластика, ниткография, имитация гобелена (тамбурным швом), природный материал, техника крупяной засыпки, соломка) обогащает зрительную и образную память, развивает творческое воображение (тема может быть одна, а исполнение в зависимости от материала – разным) – полихудожественный подход заключается в том, что одна тема разрабатывается в различных по свойствам материалах, у детей обогащаются представления об окружающем мире, возникает интерес к творчеству;
4) современные технические средства обучения способствуют активизации интереса к художественно-творческой деятельности: презентации. Используя экран, можно совершать путешествия по разным странам и знакомить детей с мировыми шедеврами архитектуры, скульптуры, изобразительного и декоративного искусства. Соединение поэтического слова, музыки, слова учителя и современной техники может превратить урок изобразительного искусства в увлекательное зрелище – полихудожественный подход, интеграция, синтез искусств;
5) выставки и конкурсы творческих работ учащихся (школьные, районные, городские, областные, региональные, федеральные). Выставки могут быть тематическими, приурочены к празднику, событию, являются одним из действенных стимулирующих средств поддержания интереса к урокам изобразительного искусства.
Организационно-педагогических условий для развития устойчивого интереса к занятиям изобразительным искусством множество. Каждый педагог может творчески относиться к процессу обучения, найти свои пути и методы преподавания по своему стилю обучения.
Возрастные особенности младших школьников в сфере изобразительной деятельности
Младший школьный возраст (7-8 лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка – поступлением в школу.Поступивший в школу ребенок автоматически занимает новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью.
Ко времени поступления в школу ребенок уже, как правило, и физически, и психологически подготовлен к обучению. Общеизвестна острота и свежесть его восприятия, любознательность, яркость воображения. Внимание его уже длительно и устойчиво, и это отчетливо проявляется в играх, в занятиях рисованием, лепкой, элементарным конструированием. Ребенок приобрел некоторый опыт управления своим вниманием, самостоятельной его организации. Память его достаточно развита – легко и прочно запоминает он то, что его особенно поражает, что непосредственно связано с его интересами. Относительно хорошо развита у семилетнего ребенка наглядно-образная память, речь грамматически правильна и выразительна. Словарный запас слов богат. Он может в достаточно широких пределах понимать услышанное, связно излагать свои мысли, способен к элементарным умственным операциям – сравнению, обобщению, пробует делать выводы.
Учащиеся первых классов «рисуют, как отмечает в своей книге «Изобразительное искусство в школе продленного дня» Я.Я. Чарнецкий, сначала схематические изображения, отдельные предметы, а затем композиции, преимущественно по памяти, «от себя». Дети пытаются передать основной цвет и форму предметов, сопоставить их по величине, рисовать так, чтобы было «красиво». Так, например, дом рисуют с разноцветной крышей, девочку в ярком платье. Большое внимание уделяют на содержание рисунка, нежели сходство с натурой. Человек – труднейший объект для изображения. В фигуре человека обычно очень обобщенно изображаются голова, ноги, руки, туловище. Туловище делается в виде овала или треугольника, ноги – от углов треугольника вниз, руки прикрепляются к туловищу, а не к плечам. Когда ребенок рисует всадника на лошади в профиль, то изображает две ноги, у человека в профиль рисует два глаза. Пропорции нарушаются. В рисунке ребенок передает то, что знает, а не видит.
В начале учебного года первоклассники рисуют все предметы на одной горизонтальной линии. Причем человек и дом даются во фронтальном изображении, а машина и животные – в профильном.Акварельной краской дети часто пользуются как гуашевой, нанося на поверхность листа густой слой… Закрашивают только то, что нарисовано, а фон оставляют белым. Большое пространство до земли оставляют незакрашенным. Детям этого возраста свойственно увлечение яркими, открытыми цветами. Внимание младших школьников отличается большой неустойчивостью, они не умеют управлять своим восприятием, не могут самостоятельно анализировать натуру и явления природы, изображают часто предмет, не глядя на него, не анализируя его форму. Форму и цвет дети не противопоставляют, не могут правильно назвать и нарисовать многие геометрические фигуры и тела, не умеют передавать их объем, путают объемные тела с плоскими формами. Обучать их рисованию геометрических тел в этом возрасте преждевременно. Эта задача может ставиться не раньше, чем в 3-м классе. Но им под силу рисование объемных предметов – овощей, фруктов» (Чарнецкий 1991).
С.А. Казначеева автор методического пособия для учителей «Развитие цветового восприятия у школьников» отмечает «первоклассникам важно научиться видеть, чувствовать и принимать красоту сложных цветовых сочетаний. Они делают первые попытки передачи пространства в выполнении пейзажа. После знакомства с теплым и холодным, звонким и глухим цветами дети перестают воспринимать цвет сам по себе, он становиться средством выражения творческого замысла.
Во 2-м классе в детских рисунках появляются некоторые изменения. Обучающиеся начинают лучше чувствовать форму, линию, больше внимания обращают на цвет и на расположение предметов на листе бумаги. Более близкие предметы на бумаге располагаются ниже, чем удаленные, предметы в пространстве рисуются с кажущимся уменьшением по мере удаления от зрителя. Постепенно обучающиеся 2-го класса к концу учебного года переходят на другую ступень развития, которую можно назвать ступенью правдоподобного изображения. Перестройка изобразительной деятельности у младших школьников заключается в переходе от рисунка – описания и перечисления отдельных деталей к рисунку – изображение предметов в более или менее точном соответствии с его реальной видимостью.
В технических приемах изображения школьник переходит от простой, проволочной линии к линии нащупывающей, сложной, от простого (задуманного) закрашивания локальным цветом к различным способам живописного изображения.Учащиеся второго класса способны не только увидеть, но и выразить при помощи цвета настроение светлой радости, тихой грусти или состояние тревожного беспокойства.
С 3-го класса дети начинают более критически относиться к своим работам. Все чаще слышатся: «Не так», «Не похоже», «Я не умею» и т.д. Как показывает опыт, ученики должны быть подготовлены к 3-му классу, к выполнению работ, связанных с пониманием цвета, его природы, его свойств и применения его в практической деятельности, это позволяет им работать смелее, уверенней. В третьем классе у детей формируется ценнейшее качество культуры зрительного восприятия – умение всматриваться в окружающий мир, понимать замысел художника, следовательно, глубже понимать саму жизнь.
Учащиеся 4-го класса активно осваивают работу красками и кистью, графическими материалами, учатся пользоваться линией, пятном, то есть получают и отрабатывают те основы мастерства, которые позволяют им чувствовать, себя более уверенно на следующем этапе обучения.Рисуют дети с увлечением, и кажется, что всякое вмешательство здесь совершенно излишне, что никакой помощи со стороны взрослых юным художникам не требуется. Разумеется это не так. Проявление интереса взрослых к рисунку ребенка и некоторые суждения о нем не только поощряют его к дальнейшей работе, но и помогают ему понять, в каком направлении он должен и может усовершенствоваться в работе над рисунком. Давая оценку детскому рисунку, учитель должен подумать о том, чтобы не разочаровывать маленького рисовальщика, отмечая положительные качества его работы» (Казначеева 2009: 1-4).
Таким образом, изобразительная деятельность доступна каждому обучающемуся, в том числе и детям младшего школьного возраста, независимо от степени их одаренности.Приобщение учащихся к красоте, открытие в них способности чувствовать прекрасное, привитие колористической культуры – долгий процесс, состоящий из определенных, вытекающих друг из друга шагов.Без знаний особенностей изобразительной деятельности младших школьников нельзя грамотно выстроить комплекс учебно-творческих заданий, которые способствовали развитию творческой индивидуальности в изобразительной деятельности обучающихся.
Таким образом, к моменту обучения во втором классе обучающиеся обладают:
- любознательностью, яркостью воображения;
- длительным, устойчивым вниманием;
- достаточно развитой наглядно-образной памятью;
- остротой и свежестью восприятия, но не умеют еще управлять самостоятельно им;
- не могут самостоятельно анализировать натуру и явления природы.
К моменту обучения, в третьем классе обучающиеся обладают ценнейшим качеством культуры зрительного восприятия – умением всматриваться в окружающий мир, понимать замысел художника, следовательно, глубже понимать саму жизнь.
Источники информации
Брызгов Н.В. Функции цвета в различных видах искусства // Искусство и образование. 2009. №.4(60). С. 5 –12.
Велтистов М. Е. Развитие творческого воображения ребенка в изобразительной деятельности // Одаренный ребенок. 2008. №.6. С. 34 – 48.
Велтистов М. Е. Философские и психолого-педагогические условия подготовки художника-педагога к развитию творческого воображения учащихся // Одаренный ребенок. 2009. №.2. С. 28 – 45.
Иванова О.Л. Рисунки, которые нас рисуют. Педагогическая диагностика художественного развития ребенка. - С-П: Речь, 2009.
Казначеева С. А., Бондарева С.А. Развитие цветового восприятия у школьников. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2009.
Колякина В.И. Библиотека учителя изобразительной деятельности. Методика организации уроков коллективного творчества. Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000.
Коротеева Е.И. Искусство и ты. Учебник для 2 класса начальной школы. – М.: Просвещение, 2007.
Лопатина А. Скребцова М. Краски рассказывают сказки.- М.: «Амрита – Русь», 2009.
. Лопатина И.А. Роль эмоций в творчестве // Одаренный ребенок. 2008. №.4. С. 13 – 19.
Мелик – Пашаев А.А. Новлянская З.Н. Художник в каждом ребенке, М.: Просвещение, 2009.
Михайлова Т. Чувство и цвет //Искусство в школе. 2010. №1. С. 39 – 40.
Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: AKADEMA, 2000. С. 249-321.