kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Влияние творчества Гущина Николая Михайловича на культурную жизнь Саратова в период Серебренного века.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Николай Гущин яркий представитель экспрессивного символизма, донесённого из "серебряного" века в эпоху "соцреализма".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Влияние творчества Гущина Николая Михайловича на культурную жизнь Саратова в период Серебренного века.»

Муниципальное образовательное учреждение – основная

общеобразовательная школа с. Караман Марксовского района

Саратовской области












Исследовательская работа


Влияние творчества Гущина Николая Михайловича на культурную жизнь Саратова в период Серебренного века.










Выполнила Левченко Алёна Олеговна

учащаяся 8 класса

МОУ-ООШ с. Караман

Научный руководитель

учитель изобразительного искусства МОУ-ООШ с. Караман

Рыбалко Светлана Ивановна



.







2017


ВВЕДЕНИЕ


Важной составной частью культуры нашей области является краеведение.

Интерес к отечественной культуре, потребность в её изучении, как мне кажется, никогда ещё не ощущался так остро, как в последнее время.

Формирование культурного мышления - одна из задач, решить которую возможно лишь при наличии достаточного объема фактического материала.

Как есть градообразующие предприятия, так есть и люди, чье присутствие и творческая активность надолго определяют особенности культурной жизни города Саратова. Известный художник, современник Серебряного века, Николай Михайлович Гущин, приехавший в Саратов в конце 1940-х после эмиграции, создал вокруг себя мощное поле притяжения, втянувшее в свою орбиту многих молодых, нестандартно мыслящих людей.

Цель работы: исследовать творчество художника Николая Гущина; выявить характерные особенности его живописной манеры.

Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть доступные источники и основные монографические исследования, посвящённые данной проблеме.
      2. Раскрыть предпосылки, оказавшие влияние на формирование личности Гущина Н.М.
      3. Дать характеристику личности  Гущина Н.М.
      4. Рассказать о произведениях  Гущина Н.М.
      5. Проанализировать «Саратовский» период в творчестве Гущина Н.М.

В ходе работы я обнаружила, что по творчеству Гущина существует крайне мало литературы.

В ходе исследования мною изучена публикация в журнале «Волга» 2010, № 3-4. «Волга» предлагает вниманию читателей блок материалов, связанных с двумя значимыми для Саратова именами – художника Николая Гущина и литератора Бориса Белова. 

Следующая книга исследуемой литературы – «Саратовские художники» выпущена издательским домам «Волга». Презентация книги состоялось 27 апреля 2017 года в музее имени А.Н.Радищева. Книга охватывает период с середины ХХ века и до наших дней.  В книге представлены работы и краткие биографии мастеров живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.

В целом же использованные в ходе исследования источники помогли воссоздать реальный фон, в котором протекала жизнь  Николая Гущина, позволили ощутить сложившуюся в его среде нравственную и творческую атмосферу. 




















1. БИОГРАФИЯ И ТВОРЧЕСТВО Н.М.ГУЩИНА


Для саратовцев старшего и среднего поколения художник Николай Михайлович Гущин (Приложение 1) – личность почти легендарная. Выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества по мастерской Константина Коровина, он сложился как оригинальный мастер, проповедующий образную систему символизма, еще в дореволюционное время. В нашем городе Гущин оказался в период послевоенной сталинской кампании за возвращение эмигрантов, после почти тридцати лет жизни вдали от Родины. В течение последующих пятнадцати лет он работал художником-реставратором  Радищевского музея.

 Родился 22 ноября 1888 года в селе Талоключинское Нолинского уезда Вятской губернии ( село Талый Ключ основано в 17-м веке) в семье учителя, не художника, однако вскоре родители переехали в Пермь, где уже в юности будущий символист проявлял художественный талант довольно ярко, был сразу отмечен и замечен, так что даже его картина, пейзаж, была куплена в местный музей. В Перми Гущин Н.М. окончил реальное училище, проявив наряду с художественными и литературные способности. Затем два года учился в Петербургском психоневрологическом институте, одновременно занимаясь живописью и рисунком в частной студии. Тайны внешнего мира, проблемы истории, психологии, логики - вот что его увлекало в ту пору. Много позже Н.Гущин напишет: «Кто философски познает мир, тот сам должен быть миром... Сама постановка дерзкой задачи познать вселенную возможна лишь тогда, когда сам есть вселенная»[3]. Видимо, именно в эти годы складывается в сознании художника философская картина мира, уточняется его мировоззрение, появляется стремление и в искусстве говорить большими категориями – символами.

Осенью 1910 года Гущин в Москве: он выдержал экзамены в Училище живописи, ваяния и зодчества. Занимается в портретном классе у С.Малютина, а на старших курсах- в мастерской признанного колориста и одаренного педагога К.Коровина.
   Импульсивный, страстный, избегающий шаблонов молодой художник ищет свой путь в искусстве. Одно из самых сильных впечатлений молодости - импрессионисты и их последователи, произведения которых он видел в Москве на выставках и в частных собраниях. Ранние рисунки Н.Гущина, из которых сохранились очень немногие, академичны, они свидетельствуют об одаренности автора и достаточно серьезной профессиональной подготовке.

Лето 1913 года знаменательно для Н. Гущина сближением с уже начинающими приобретать скандальную известность футуристами - В. Маяковским, Д. Бурлюком, В. Каменским.

 В 1914 году, видимо, на стипендию Московского Общества любителей художеств, Гущин отправляется в Соединенные Штаты Америки. Он проводит там 7 месяцев, и он разочарован: «Нагромождение домов не представляет собой город, скопление эмигрантов не образует расы, сочетание разной наследственности не может дать совершенство личности» . Начавшаяся Первая мировая война, заставила его вернуться в Россию через Японию. В последующие два года он добровольно участвует в военных действиях на Юго-западном фронте, в течение нескольких месяцев сопровождает эшелон через всю Сибирь в Китай. После заключения мира возвращается в Москву, охваченную другой войной - революцией. Политические события не мешают ему после представления конкурсных работ получить звание классного художника I степени. Тогда же Гущин встречает свою любовь, Наташу, студентку медицинского института, женится, уезжает в Пермь.
Вернувшись в Пермь, художник теперь сам преподает живопись и рисунок в Доме народных искусств. А в октябре 1918 года «Известия Пермского Совета» сообщают, что «...около братской могилы погибших в славных боях за социализм товарищей, что в тополевой аллее... около здания первой мужской гимназии спешно воздвигается памятник борцам за свободу по проекту, составленному местным художником Гущиным». Монумент этот простоял лишь два месяца, его взорвали колчаковцы, вступившие в город в конце того же года. Автору грозит опасность, предупрежденный одним из товарищей, он вынужден покинуть Пермь. Так круто меняется судьба художника, начинаются годы его эмиграции.
Через Сибирь Н.Гущин попадает в Китай, успев устроить в 1919 году выставку в Томске, затем отправляется в Париж «для художественного усовершенствования», как напишет он позднее в автобиографии.

Н.Гущин экспонирует свои произведения на выставках в Париже, Лондоне, Ницце, в ряде городов Германии. Его приветствуют искушенные французские критики. «Вот совершенно своеобразный и очень умный художник», - отмечает Жорж Авриль[3], а Луи Каппатти пишет небольшую книжечку «Николай Гущин и мистика его портретов», до сих пор являющуюся основным источником наших сведений о зарубежном периоде в творчестве художника. Более сорока картин и рисунков включено в каталог персональной выставки Н.Гущина, состоявшейся в Монте-Карло. Среди них: «Гармония в голубом», «Дева лесов», «Клоун-музыкант», «Грустный вальс Сибелиуса», «Анемоны» - образный строй его полотен говорит о нем как о символисте. Большинство произведений Н.Гущина, написанных за рубежом, известны нам по фотографиям и воспроизведениям.













2. «САРАТОВСКИЙ» ПЕРИОД В ТВОРЧЕСТВЕ ХУДОЖНИКА


Н. Гущин, сложившийся как личность в 1910-е годы, за тридцатилетие эмигрантской жизни, видимо, мало изменился как художник. Завидный успех у публики, известное материальное благополучие не много значили для него. Главное — жить и творить на родной земле, для своего народа. Он возвращается в почти шестидесятилетнем возрасте, и нерастраченный творческий потенциал реализуется в Саратове.

 «Саратовский» период был чрезвычайно плодотворным не только для творчества Н.Гущина. Здесь он проявил и другой свой дар, быть может, не меньший, чем талант художника,- дар педагога.

Николай Михайлович Гущин – художник, создавший на базе сложного мировоззрения собственный яркий стиль, как мастер, оказавший огромное влияние на культурную жизнь Саратова второй половины ХХ века. Работы Гущина отличали необычная живопись, повышенная цветоносность, достигаемая чаще всего за счет тщательной проработки каждой части поверхности, вмещающей множество цветов и их оттенков, щедрого использования краски и мастерское исполнение рисунка. Мастер стал духовным лидером и сформировал вокруг себя группу молодых художников, которых впоследствии условно стали называть «художниками круга Гущина»: М. Н. Аржанов, В.Ф. Чудин, В.А. Солянов, В.В. Лопатин, Л. Е. Перерезова, Ю.И. Машков. У Гущина они учились использовать сложную технику наложения цвета и другим различным приемам наполнения поверхности картины.

Первая выставка произведений Н.М.Гущина, состоявшаяся в начале 1988 года в Саратове, была приурочена к 100- летнему юбилею мастера. На ней экспонировалось более 170 живописных и графических работ художника. Она открыла зрителю яркого, интересного художника.

Для многих художников, учащихся Саратовского художественного училища, а также молодых филологов, физиков, музыкантов, артистов, искусствоведов, Гущин стал духовным лидером, учителем, открывшим новые горизонты для реализации личности, человеком, след от общения с которым остался на всю жизнь.

Николая Гущина можно назвать ярким представителем экспрессивного символизма, уникальным образом донесенного из «серебряного» века в эпоху «соцреализма». В его судьбе история повторила еще раз одну из жизней-легенд, оставив из большого творческого наследия лишь малую часть, может быть, даже не самую главную.
























3. РАБОТЫ Н.М.ГУЩИНА


 Во многих работах послевоенного времени Н. Гущин остается верен символизму. «Раутенделяйн — лесная фея» (Приложение 2): возможно, эта картина прямо связана с живописным «прочтением» некогда популярной драматической волшебной сказки Г. Гауптмана «Потонувший колокол», появившейся в России в 1901 году в переводе К. Бальмонта. Раутенделяйн — прихотливая сильфа, символ творческой мечты художника. А вот целый хоровод вечно юных женских образов, в которых человеческое и природно-стихийное слиты воедино — «Рябинка», «Росинка», «Веточка», «Жемчужинка». По-девичьи тонкая, чуть угловатая фигурка «Березаньки» (Приложение 3) является нам в ореоле нежности и застенчивости. Часто художник обнаруживает дар будить в зрителе чувство надежды, мечты, веры в идеал. Но иногда в его героинях угадывается демоническое, губительное начало («Гадалка», «Чайка» (Приложение 4)).

«...Я часто думаю, что красота — цель нашей жизни, и цель последняя, — пишет Н. Гущин в одном из писем. — Не красота, как культурная ценность, а красота как сущее, т.е. претворение хаотического уродства человеческих отношений в настоящую красоту, красоту живую»[2].

Не в этих ли словах заключена своеобразная творческая программа художника? Не оттого ли его прекрасные женские образы воспринимаются не как реальность, а как символ веры, утешения, некий идеал?

Н. Гущин стремился приблизить живопись «к грани двух стихий — музыки и слова», стремился создать «зримую музыку», называя эту задачу «интересной и тонкой». Вспомним, что идея синтеза живописи, музыки, поэзии весьма характерна для начала XX века, а опыты ее воплощения находим у А. Скрябина, М. Врубеля, М. Чюрлениса. Трудновыразимое словами настроение, фантастические грезы, туманные подчас ассоциации ощутимы не только в программных «музыкальных» произведениях Н. Гущина, таких, как «Ноктюрн», «Лунная соната», «Музыка Баха» (Приложение 5), но и в символических композициях («Вечность» с ее глубоким, «космическим» синим), и почти всегда в пейзажах художника.

Музыкально чувство природы художника. Рассматривая его пейзажи (серия «Времена года»), мы словно слышим веселые, зеленые шумы весны, золотые звоны лета, печальные скрипки осени. Гущин наблюдает природу пристально, как реалист, но в нем всегда чувствуется романтик. Причудливое соединение реальности и фантастики придает оттенок сказочности его пейзажам («Сказочный лес», «Фантастический лес» (Приложение 6)). Романтическое восприятие мира природы придает волнующую силу и натурным пейзажам художника. Н. Гущин часто писал синеватые волжские сумерки и яркие закаты, отраженные в воде деревья с густой тенистой листвой, волнуемой ветром. И нередко такой свободный, написанный в один-два сеанса этюд удавался ему не хуже, чем произведение тщательно задуманное, над которым работал долго («После дождя», «Камыши», «Лето. Овраг»). Во множестве натурных этюдов художник решает проблемы стиля, его интересует не столько объект изображения, сколько свое отношение к нему.

Техника живописи Н. Гущина трудноопределима, — она растворила в себе многие достижения новейшей живописи. Мы встретим у него и мелкий, быстрый, неравномерный мазок импрессионистов, и протяжный, волнообразный мазок, заставляющий вспомнить концентрические красочные вихри Ван-Гога, и мозаику ярких квадратных мазков.

Краска льется сплошными массами, как расплавленная лава, являя свое великолепие. У Н. Гущина обостренное восприятие цвета, используемого не ради декоративного эффекта, но для достижения психологической экспрессии. Приемы письма разнообразны.

Настоящая философская и психологическая исповедь художника — его автопортреты (Приложение 7). «Внутренним взором» с резкими чертами и каменным подбородком, где человек безжалостно «брошен» на дно собственной души. «Твой жребий выбит, как медаль, в твоем суровом лике», — писал Луи Каппатти об этой работе. Образ художника с редкой силой убедительности создан в «Психологическом этюде». Светящимся ореолом окружена рельефно написанная голова, тени вокруг нее обращены в черные провалы.

Мы понимаем одиночество, трагизм этого человека, его скорбно-мучительные раздумья о жизни, его внутреннюю стойкость. И, наконец, «Моя симфония» — экспрессивный образ художника-творца, дирижирующего космическими стихиями.

Мысли о жизни и смерти, о красоте и вечности, о тайнах природы и человеческого духа Н. Гущин выражает в «неведомой» форме, в «буйстве красок» своих картин.































ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Сложность и противоречивость нашего стремительного, крутого века отразилась в судьбе художника Николая Михайловича Гущина (1888—1965). Современник революции и двух мировых войн, он трудные годы провел в эмиграции, а после возвращения на родину познал горечь непризнания своего творчества. Но всегда он сохранял стойкость и благородство, преданность искусству.

Гущин был признан «идейно чуждым» автором, однако творческая интеллигенция его всегда ценила.

Этот оригинальный мастер оказал значительное влияние на культурную жизнь Саратова второй половины ХХ века. Выставка произведений Н.М. Гущина из собрания Радищевского музея и Благотворительного фонда «Семь ветров» посвящена только одной главе его жизни – периоду эмиграции и возвращения на родину… В экспозиции выставки зрители смогут увидеть картины и личные вещи художника.
О жизни художника Н.М. Гущина, наполненной трагическими событиями и глубоким одиночеством, можно писать романы. Его судьба похожа на легенду. О некоторых фактах его биографии и жизненных перипетиях можно узнать только из воспоминаний и пересказов современников. На карте мира немало городов, с которыми связано его имя: Пермь, Петербург, Москва, Харбин, Париж, Монте-Карло, Саратов. Имя Николая Гущина не относится к числу широко известных – время его жизни пришлось на эпоху колоссальных событий ХХ века, безусловно, сказавшихся на судьбе, творческой карьере и признании художника.

Самая большая коллекция произведений Н.М. Гущина, насчитывающая 54 картины и около 20 графических листов, хранится в Радищевском музее. Большинство из них – работы, созданные в «саратовский» период творчества художника. Только несколько живописных работ и рисунков он смог привезти из-за границы. Для создания более полной картины жизни и творчества художника большую ценность представляют те произведения, которые только сейчас становятся доступными для экспонирования и публикации, и, тем более те, которые возвращены на родину.

Всесторонняя и справедливая оценка редко выпадает на долю художника-современника. Одни видят в нем гения, другие стремятся доказать, что он — явление почти что ординарное. Серьезное исследование творческого пути Николая Михайловича Гущина, его связей с прошлым и современным искусством еще впереди.












































СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ



1. Журнал «Волга» 2010, № 3-4.

2. Летопись Саратовской губернии – Электронный ресурс – Режим доступа: http://elsso.ru/cont/ppl/47.html

3. Сайт города Нолимск - Электронный ресурс – Режим доступа: http://www.nolinsk.com/publ/khudozhniki/kartiny_khudozhnika_gushhina_n_m/7-1-0-268

4. Фрагменты книги: «Саратовские художники» - Электронный ресурс - Режим доступа: http://saratov-room.ru/saratovskie-hudozhniki-fragmenty-knigi-55313/




















ПРИЛОЖЕНИЯ


Приложение 1.

Гущин Николай Михайлович


Приложение 2.

Рутенделяйн - лесная фея


Приложение 3.

«Берёзка», 1958 г. «Берёзки» «Берёзки»


Приложение 4.

«Чайка», 1964 г.

Приложение 5.

«Ноктюрн», 1955 г. «Лунная соната»,1961 г. «Музыка Баха», 1960 г.


Приложение 6.

«Сказочный лес» «Ночной лес» «Зимний лес», 1957 г.


Приложение 7.

«Психологический этюд. Автопортрет», 1955г. «Автопортрет», 1962 г.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Рыбалко Светлана Ивановна

Дата: 09.02.2018

Номер свидетельства: 455949


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства